ИванГрозный Рюрик

  "Еще в сталинские времена наш знаменитый антрополог и скульптор академик Герасимов, восстанавливавший лица по черепам, задумал вскрыть гробницу царя Ивана Грозного. Герасимов хотел не только воссоздать портрет легендарного царя, но ответить на вопрос как он умер? Был ли он убит, как гласила легенда, или, говоря словами поэта, «к стыду людей, он умер сам»?Но не захотел Сталин. То ли бывший ученик духовной семинарии не забыл историю с гробницей Тимура (когда через три дня после вскрытия тем же Герасимовым могилы, как и предупреждали старики узбеки, началась война — Гитлер напал на Россию) и теперь избегал нарушать покой царей-демонов, то ли, что скорее всего, попросту не захотел тревожить покой любимого героя.Грозный царь воистину был любимцем грозного диктатора. Сталин несколько раз посещал его могилу в склепе под алтарем Архангельского собора.Общеизвестна история Эйзенштейна: Сталин осыпал милостями великого режиссера, когда тот снял фильм-панегирик Ивану Грозному, и пришел в ярость, когда Эйзенштейн во второй серии посмел не воспеть его как должно.Занимаясь биографией Сталина, среди книг его библиотеки я нашел пьесу А.Н. Толстого об Иване Грозном.В страшные дни войны, когда немцы рвались к Москве, попала к нему на стол эта пьеса.Прочитав ее и, видимо, о чем-то раздумывая, Сталин несколько раз написал на задней стороне обложки одно слово — «Учитель».Учитель..но в чем?Ответ казался простым: грозный царь истребил множество бояр. И Сталин истребил партийных вельмож, которых часто называли «боярами» (как писал поэт: «А вы, кремлевские бояре из белостокских корчмарей...»).Но чем дальше я писал эту историю, тем яснее понимал: дело не только в уничтожении бояр... Сталинская любовь к Грозному связана с неким важнейшим вопросом, который когда-то задал наш великий историк Карамзин.И ответ, на который скрывает история самого загадочного и самого кровавого из русских царей.Однако о карамзинском вопросе потом. Сначала о царе.Его гробницу вскрыли уже после смерти Сталина — в 1963 году. На смертном одре царь Иван принял схиму — высшую ступень монашества — и в гробу лежал в рясе и куколе.Герасимов восстановил лицо по черепу, и старик с хищным крючковатым носом и сладострастным, презри-тельным «карамазовским» ртом глянул из небытия."(ст."Первый царь",Эдвард Радзинский,2023)
  "Много историй придумано относительно происхождения имени русь, откуда оно пришло и когда вообще появилось. Так же бытуют различные точки зрения и относительно того какова его этническая составляющая.В нынешней Германии и Польше, возле моря Венедского (Балтийского) в стародавние времена жили венды, вильцы и руяны, а также их братья поморяне. Противниками и врагами балтийских славян были жители Скандии, предки будущих датчан и шведов. Впрочем, полабские русы, отвечали скандам ответными набегами. При этом у северных полабов были и другие враги: саксы, поздние франки и дойчи.Венды-ободриты были родственны вильцам или лютичам, а также руянам, поморянам и сербам лужицким.Венды это старо древнее имя народа для территории от Дуная до Южного берега Балтики и от Рейна до Волги, Западной Двины, среднего Поднепровь.Венды являлись предками русских и западных славян, часть которых потом в своих потомках станут южными славянами (сербы и хорваты).При этом были некие юго-восточные венеды, имя которых ромеи и персы произносили как «анты». Они жили на юго-востоке словенского мира. Хотя этноним анты нигде в славянских источниках не отражен.Отец истории Геродот знал среди мира скифов скифов-пахарей, которых он так называл, но относя их ко всему скифскому миру лишь с оговоркой.По его мнению, греки ошибались, когда называли днепровских земледельцев скифами.Это были правенеды 5-го века до нашей эры. Сначала они были антами, потом стали венедами, а в конце античных времен и начале Средневековья русами. Об этнониме «славяне» в те времена еще не знали, так как он появился только в 6-м веке нашей эры.Официально считается, что у славян с того времени как они официально «появились» на исторической арене были племена или союзы племен. Но разве это так?Это были Славинии или волости (области). Название этих «Славиний» или «Венедий» могло происходить как от наименования территорий (поляне, древляне, меряне и др.), так и от имен их вождей (вятичи, радимичи, кривичи).К примеру вожди Вятко и Радим привели венедов-русов из земель будущей Лядской земли, которая в те времена еще входила в Великую Русь.Греки называли русских скифами и тавроскифами уже позже тех времен, когда впервые было известно имя Рус.Это была дань древней традиции многих столетий. При этом и земли Руси греки называли не иначе как «Великой Скифью».В русской летописи есть отголоски этой традиции под 911-м годом, когда Олег ходил на ромеев:«…Взял с собой и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которые являются толковинами: их всех называют греки «Великая Скифь».К концу 2-го века нашей эры все области или волости венедов-русов образовали Анто-Венедский союз. Получается скифы, о которых писал Геродот, были протовендами или будущими венедами, а потом русами или росами.Среди племен Полабской и Поморской Руси был известны такие союзы как руги или ругасы, ругсы или русы, а также словинцы, которые ушли в Новгородчину и Псковщину.Есть мнение, что именно поэтому русский хронист и записал в своей летописи: "...прежде Словени от Варяг наречени Русь".
Поэтому для новгородцев все те, кто приходил "от немец" считались варягами.Вот и пришедшие из-за моря Словинцы и ругсы-русы были тоже варягами,а потом они возоб-новили на востоке имя Руси. На Руси, которая из-за Антско-Венедского союза на некоторое время его "забыла". (ст."Откуда ты, Русь? И где твои корни?",Русь Изначальная,2023)
  "Название "Белая Русь" имеет давнюю историю, однако оно получило свою геогра-фическую привязку только в начале XX века. В течение веков территория современной Белоруссии была известна как Литва, а ее жители - литвины. Названия "Литва" и "литвины" использовались не только соседями, но и самими белорусами.Белая Русь – Московия.Василий Татищев, автор "Истории российской", использовал множество источников, которые до нас не дошли. Они позволили ему утверждать, что земли Ростово-Суздальского княжества, на которых позднее возникло Московское государ-ство, назывались "Белой Русью" по крайней мере с середины XII века.Современные историки не обладают такими источниками. Однако факт, что в дипломатической переписке Ивана Великого в конце XV века он назвал себя князем Белой Руси, делает утверждение Татищева правдоподобным. Это позволяет предположить, что Центральная Россия ранее называлась Белой Русью еще до Ивана Великого.В XV-XVII веках именование Московского государства Белой Русью широко распространилось в Европе. Иногда, впрочем, Белой Русью называли не всю Московию, а её северные земли, то есть, по большей части государство Великого Новгорода, вошедшее в состав Московии в 1478 году.Так, в 1507 году итальянец Беневентано и поляк Вановский издали карту Птолемея, на которую нанесли современные им политические и географические реалии. Там есть надпись по-латыни «Россия Белая, или Московия». Иногда рядом с Белой Русью соседствовала Русь Чёрная. Так, на карте Клауса Магнуса (1539) Россия Белая подписана к востоку от Чудского и Псковского озёр, то есть в регионе Новгорода, а Россия Чёрная – к югу, то есть в регионе Пскова. А на карте Джуно (1711) Россией Чёрной названа как раз область Москвы, Белая же Россия отсутствует.Происхож-дение названия Белая Русь.Таким образом, строгой географической привязки у термина Белая Русь в эти столетия не существовало.Неудивительно,что в ряде случаев запад-ные географы называли так и современную территорию Белоруссии.Все эти словоупот-ребления следует рассматривать как вольные художественные фантазии составителей средневековых карт. Они не указывают на какие-то этнографические реалии. Скорее всего, эпитет «белый» что-то символизировал.О значении цветовой символики в географических названиях древней Руси давно идут дискуссии. Кроме Белой и Чёрной Руси, исторически известна ещё Червонная Русь. Её местоположение определено достаточно однозначно – это Галиция. Её часто называли Червонной Русью ещё и в XIX веке.Согласно гипотезе лингвиста академика Олега Трубачёва, такая цветовая гамма означала стороны света. Красный цвет (Червонная Русь) указывал на юг. Белый – на восток или на север. Чёрный – на север или на запад. Однако такая привязка основана на поздних названиях. Дело в том, что обозначение Чёрная Русь для нынешней Западной Белоруссии (регион Гродно) встречается в источниках не раньше XV века. Причём в источниках западноевропейских. Оно никак не было связано с какой-либо древнеславянской цветовой символикой.Ещё одна гипотеза объясняет название «Белая Русь» — в смысле вольная, свободная. Белой Русью казались жителям Киевской Руси земли Залесья, Ростово-Суздальского княжества, ещё не захваченные боярами. На этих землях можно было вольно селиться, они простирались далеко на восток и север без конца и края… Впоследствии, когда Залесская Русь попала под иго Золотой Орды и когда на ней утвердилось Московское государство, Белой Русью в значении свободной стала восприниматься земля Великого княжества Литовского.
Белорус – производное от Белой Руси, а не наоборот.Современная территория Бело-руссии называлась почти исключительно Литвой вплоть до середины XVII века. Однако во время войны с Польшей в 1654-1655 гг. русские войска заняли практически всю территорию Великого княжества Литовского. Тогда царь Алексей Михайлович изменил свой титул, который стал начинаться так: «Божией милостью… всея Великия, Малыя и Белыя России царь и самодержец». Хотя из всей Литвы Россия тогда по итогам войны удержала за собой одну Смоленскую землю,наименование «Белая Русь» начало вытес-нять у русских привычное для этих земель название «Литва».Но ещё очень долго местное славянское население называло себя литвинами или русинами.Это продол-жалось и после вхождения всей Белоруссии в состав Российской империи по итогам разделов Польши в конце 18 в.Культурный элемент в крае был почти исключительно польский. Очень много для преодоления польского влияния сделал генерал-губернатор Литвы, граф Михаил Муравьёв в 1863-1865 гг. Однако он не считал местное население белорусами – они были для него русскими.Но этнокультурные отличия населения Белой Руси от великороссов были очевидны. Поскольку название «литвин» было запрещено ещё императрицей Екатериной Великой, присоединившей Белоруссию к России, в употребление у этнографов стало входить обозначение «белорус» – производное от официального обозначения страны в царском титуле. А в самом конце XIX века этот этноним подхватила национальная интеллигенция, сделав его символом отличия своего народа от русских(как в Малой Руси распространился этноним «украинцы»). Оконча-тельное его становление связано с образованием белорусской государственности на развалинах Российской империи в 1918-1919 гг."(ст."Когда и почему Литву стали называть Белоруссией",Кириллица,2023)
  "Долгое время историки-патриоты критиковали так называемую норманнскую теорию происхождения России. Однако генетики-антропологи смогли внести свой вклад в эту дискуссию, составив гаплогруппу Рюрика.Гаплогруппы и гаплотипы.Если анализ ДНК может подтвердить отцовство и установить родство, то почему бы не воспользоваться генетикой для изучения прошлого и поиска предков, живших много веков назад? Так или подобным образом размышлял американский генетик Алан Уилсон, который в 1980 году создал первое генеалогическое древо.Он предположил, что ДНК Y-хромосомы передается только по отцовской линии и обладает свойством мутации с определенной периодичностью. Исходя из этого, можно с большой вероятностью определить родство между самыми разными людьми,Вскоре ученые открыли двадцать базовых генетических родов,или по-научному гаплогрупп,дав им обозначение от А до Т.Позднее выяснилось, что каждая из этих гаплогрупп делится на ветви, имеющих специфическую мутацию – SNP, которая более точно детализирует род. За степень сходства, точнее родства внутри гаплогрупп отвечают маркеры Y-хромосомы, объединенные в так называемые гаплотипы.Иными словами,если не вдаваться в слишком научные подробности,благо-даря такому подходу можно найти ответы на самые запутанные вопросы древних наро-дов, например, разгадать тайну Рюриковичей.Когда не было генетиков.Было поломано немало научных копий,чтобы найти ответ на этот вопрос об этнической принадлеж-ности Рюрика.Одни историки,опираясь на «Повесть временных лет»,говорят о норман-нском происхождении варяга Рюрика,который вместе с братьями в 862 году был призван славянами на княжение в Великий Новгород.

Другие, напротив, активно выступают против этой трактовки. Среди них такие авторитеты, как академики Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков. Даже в Советском энциклопедическом словаре было сказано, что норманнская теория являет собой «антинаучное направление в русской и зарубежной буржуазной историографии, сторонники которого считали варягов основателями государства в Древней Руси». Более того, «несостоятельность норманнской теории окончательно доказана советской историографией».По следам Сванте Паабо.Впрочем, вернемся к генетикам. После работ Алана Уилсона прошло еще много времени, прежде чем молекулярная генетика смогла придать методу гаплогрупп научную стройность, позволившую профессору Сванте Паабо сказать: «Мы придерживались строгих критериев судебной медицины, как если бы готовились представить вещественное доказательство суду».Считается, что именно с его доказательства,что неандертальцы не могут быть предками современного челове-ка,началась новая эра молекулярной палеонтологии.Иными словами,появилась реальная возможность прочесть генеалогические письмена,используя язык химических компонен-тов молекулы ДНК. Это открыло дорогу ученым, задумавшим провести исследование гаплогрупп потомков Рюрика.67 маркеров.В генетическом эксперименте приняли учас-тие ныне живущие Рюриковичи Дмитрий Шаховской, профессор Андрей Гагарин,а также Волконский и так далее.Всего 191 человек,проживающих в самых разных городах. Например,Шаховской живет в Париже,а Гагарин– в Петербурге.Сначала число претен-дентов сократили до 130 человек. То есть оставили только тех, кто принадлежал к гаплогруппе N1. Затем ДНК этих людей тщательно протестировали на 67 маркеров. По результатам исследований отобрали 114 человек, у которых совпали 15 маркеров, на основании которых и было сделано предположение, что Рюрик относился к гаплогруппе N1c1.Безусловно, данное утверждение является доказательным только при условии того, что тестируемые люди являлись реальными его потомками.Снова загадка.Если предположить,что это правда,то Рюрик родился в Швеции,скорей всего в современной провинции Уппланд (к северу от Стокгольма). Интересно, что эти места исторически назывались Roslagen (Руслаген), а его жителей в средние века величали Rhos – рус (амии). Гипотезы гласят, что данное название связано с восточными славянами. Впрочем, по данным историка Лидии Грот, Руслаген в IX веке находился под водой, а его первое упоминание в летописях датируется лишь XIII веком.Так или иначе, полученные результаты в статье Владимира Волкова «Происхождение Рюрика в свете последних генетических исследований» были презентованы, как сенсационные, доказывающие норманнскую теорию.Между тем, ареал расселения людей гаплогруппы N1 захватывает и районы современной России, тот же Псков и Новгород. В реальности можно говорить лишь о том, что представители гаплогруппы N1c1 чаше встречаются в районе озера Меларен или на пути из Упсалы к Бирке (Шведские города), и то по результатам выборочных исследований.Дело в том, что генетические исследования многих народов говорят лишь о количественных отличиях тех или иных маркеров. Например,в той же Швеции 17% населения имеют гаплогруппу R1,представители которой чаще всего живут в Орловской области (62,7%). Но это не значит, что каждый 7-й житель Стокгольма имеет предков из русской глубинки.Неясно и то,почему отсеялось 40% людей,участвующих в проекте,если они официально являются потомками Рюрико-вичей." (ст."Что открыл расшифрованный ген Рюрика",Кириллица,2023)

  "Зов Полярной звезды — так поэтично и возвышенно называется малоизученный, пугающий феномен, заставляющий жителей Крайнего Севера и Восточной Сибири без видимых причин впадать в транс и истерию. Иногда под влияние невообразимой силы попадают и пришлые люди, которые отправляются в Заполярье изучать это загадочное явление.Проявления.Это этноспецифическое психическое расстройство фигурирует в разной литературе не только как зов Полярной звезды,но и как мерячение, эмиря-ченье, мэнерик, что на якутском языке означает «делать странности».Впервые об этом необычном явлении заговорил в конце XIX века этнограф-сибиревед Вацлав Серошевский, называвший его мэнериком. В своей работе «Якуты» он отмечал, что этому расстройству,причиняющему человеку как душевные,так и физические страдания, наиболее подвержены замужние женщины,имеющие женские заболевания,хотя мужчины тоже находятся в зоне риска. Описывая характер проявления припадков, учёный констатировал их периодичность. Внезапно поражающий человека мэнерик заставляет его выть, произносить бессмысленные тексты, бросаться из угла в угол и истерить до тех пор, пока утратив силы, он не уснёт.Свою лепту в изучение зова Полярной звезды внёс советский революционер Сергей Мицкевич, который в бытность врачом в Средне-Колымске занимался изучением специфических местных заболеваний. Итогом его деятельности стала выпущенная в 1929 году монография «Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае», в которой он назвал эту необычную болезнь «полярной истерией». Среди её симптомов отмечались спазмы в горле, замирание сердца, позывы к рвоте, галлюцинации, судороги, боли в разных частях тела, а также загадочные песнопения и принятие странных поз.В свою очередь П.И.;Сидоров и А.Н.;Давыдов разделяли мэнерик и эмиряченье по гендерному признаку, считая, что первому подвержены мужчины, а второму женщины с повышенной тревожностью.В монографии «Мерячение и болезнь судорожных подергиваний» Ардалион Токарский отмечал, что видел людей подверженных этой нервной патологии в Забайкалье и в бурятском городе Кяхта. По его словам, человек, неожиданно впадая в это психопатическое состояние, начинал с необузданной импульсивностью повторять действия и фразы окружающих его лиц. Кроме того, «заболевший» с радостью исполнял самые разные, порой опасные и несуразные приказы,а выйдя из транса,совершенно ничего не помнил.Все специалисты, занимавшиеся проблемой зова Полярной звезды, констатировали, что частенько эта болезнь носила характер эпидемии,когда одновременно впадало в транс сразу неско-лько десятков жителей замкнутой среды. Кроме того мерячение нередко фиксировалось у гостей Заполярья, которые по необъяснимой причине наполнялись невообразимой энергией,теряли связь с внешним миром и впадали в экстаз.Об аналогичном расстрой-стве, наблюдаемом у эскимосов, писали западные исследователи. Они называли его пиблокто или арктической истерией, и связывали его появление с экстремально низкими температурами, недостатком солнца и переизбытком в организме жителей Арктики витамина А.Полярная звезда.Учёные до сих пор не пришли к единому мнению относительно природы возникновения феномена мерячения, против которого бессильна даже современная медицина.Эзотерики склонны верить тому, что человек, поражённый мерячением, попадает под воздействие некой высшей силы, которая заставляет его наперекор здравому смыслу, устремляться на север к Полярной звезде.Примечательно, что наибольший прилив сил ощущают наиболее ослабленные и больные члены сообщест-ва, удержать которых от свершения губительных для них действий бывает весьма сложно.В своём видении они опираются на древнюю легенду, в которой повествуется о том, что душа каждого умершего северянина отправляется в небесный дворец, стоящий прямо под Полярной звездой.Живым не дано видеть этот потусторонний замок, но когда души мёртвых открывают его окна, на землю проливается невероятной красоты свет, известный как Северное Сияние. С помощью этих огней боги приманивают и призывают души живых людей, и те, кому удаётся уловить этот зов, впадают в транс и начинают свой путь к Полярной звезде.Можно, конечно, по-разному относится к этой легенде, но в архивных документах имеется заметка 1792 года, в которой повествуется о незавидной судьбе сына купца Рыбина. Молодой человек, вместе с отцом вышедший в море на промысловой шхуне, заболел цингой и обессилев лежал в постели. Какого же было удивление команды, когда после появления в небе Полярного сияния еле двигавшийся Алексей энергично выбрался на палубу и, не замечая никого, бросился за борт и уплыл на север.Кстати, полярные исследователи, до которых доходили слухи о странностях, происходивших с людьми во время полярной ночи, включали в экипировку членов экспедиции смирительные рубашки, чтобы попытаться совладать с теми, кто откликнется на зов Полярной звезды.Заговорённые места.В начале XX века феноменом коллективного психоза северян заинтересовались учёные Петроградского Института изучения мозга и психической деятельности, руководителем которого был видный психиатр Владимир Бехтерев. По его заданию в 1920 году была снаряжена экспедиция в Русскую Лапландию – Кольский полуостров, возглавил которую исследователь телепатии и гипнотизёр Александр Барченко.На протяжении двух лет он жил среди лопарей и пытался найти объяснение загадочному явлению мерячения, которое именовал «психической заразой». Наблюдая как местные жители спонтанно, но одновременно входили в транс, повторяя действия друг друга, предсказывая будущее, нанося себе жестокие раны, а потом, как ни в чём не бывало, возвращались в прежнее состояние, исследователь тщетно просил шаманов открыть природу этого феномена.Лишь благодаря помощи одного дьячка А. Барченко удалось обнаружить на одном из островов полузасыпанные траншеи, удивительные менгиры, гигантские наскальные культовые изображения, огромный заговорённый камень жёлтого цвета и развалины доисторических культовых центров.Это открытие позволило ему предпо-ложить,что лопари являются потомками древнейшей тибетской цивилизации, предста-вители которой обладали первозданными паранормальными знаниями, а потому с такой лёгкостью могут входить в контакт с потусторонними силами.Шаманские проделки. Некоторые учёные склонны считать, что жители севера начинают слышать зов Полярной звезды благодаря стараниям шаманов. Ударяя в свои бубны, и, произнося заклинания, они вводят сородичей в гипнотическое состояние, заставляя их чувствовать животный ужас, выполнять странные команды, активно жестикулировать,бегать с фантастической скоростью и бормотать непонятные слова.Сами северяне считают, что их психическое расстройство связано с проказами духов.В одном случае человек становится залож-ником демонов, которые заставляют его творить непотребные вещи, а в другом – в него вселяется добрый дух, руководящий благими действиями смертного."(ст."Зов Полярной звезды: что на Крайнем Севере может свести человека с ума",Кириллица, 2023)
  "Каменные лабиринты, расположенные в разных местах Соловецких островов, являются составной частью большой сети «северных» или «беломорских» лабиринтов России. Всего на территории архипелага 35 лабиринтов, которые будоражат умы ученых, пытающихся разобраться, кто и для чего возвел их.Протосаамы.Наибольшее число загадочных памятников древности,которые местные жители называют «вавилона-ми», сосредоточены на Большом Заяцком острове. На его площади раскинулось 13 лабиринтов и около 850 насыпей из разнокалиберных валунов, имеющие сходства с мегалитическими сооружениями Мурманской области, Карелии, Скандинавии, северной Европы и Ирландии. Этот факт, по мнению Густава Богуславского, наталкивает на мысль, что в момент их появления, а это приблизительно I—II век до н. э., Соловецкие острова составляли с обозначенными территориями единую цивилизацию. Исследователь Александр Мартынов полагает, что строителями «вавилонов» были морские кочевники из протосаамских племен, приплывавшие на архипелаг с материкового побережья Белого моря. Об их присутствии на Соловках красноречиво свидетельствует найденная на Малом Заяцком острове фигурка тюленя из кремния, являющаяся характерным артефактом данной культуры.Типы лабиринтов.Невысокие спиралевидные лабиринты Соловецких островов диаметром от 3 до 30 м, выложенные из разнокалиберных валунов, обладают одним входом, одновременно являющимся и выходом. Желающие пройтись по «вавилону» должны учесть одну истину — для того, чтобы с успехом выбраться из него, необходимо идти строго по бороздкам, не пересекая каменные «стены». Изучающий северный неолит археолог Анатолий Куратов установил, что рядом с каждым входом в лабиринт, вне зависимости от его пространственной ориентации, почти всегда обнаруживается либо дольмен, либо каменный курган. Исследователь Николай Виноградов разделил все изученные им Соловецкие лабиринты на три категории: односпиральные (на острове Заяцкий), подковообразные биспиральные (на Большом Соловецком острове), подковообразные биспиральные с крестообразным скрещением при входе (на острове Готланд).Им же выявлены пять основных форм кладки местных лабиринтов. Первая характеризуется выложенной в длинный ряд спиралью, вторая — раскручивающейся от центра спиралью, третья — спиралью, в начале, конце и на отдельных участках которой присутствуют утолщающие ее каменные навалы,делающие линии похожими на змей.Четвертую категорию составляют лабиринты,состоящие из двух вписанных друг в друга спиралей,а пятую — те,в центре которых возвышается горка из валунов.Погребальный культ.Археолог Александр Мартынов полагает, что Соловецкие острова в древности представляли собой место родовых и племенных захоронений протосаамов, на лодках свозивших сюда своих покойников с разных уголков беломорского региона. Северяне верили, что дух почившего человека не сможет навредить живым, если провести ряд религиозно-погребальных обрядов,а точнее,сжечь тело умершего за морской преградой, похоро-нить прах под курганной насыпью и устроить рядом с ней лабиринт.Рассматривавшийся как пограничный символ между земным и потусторонним мирами, «вавилон» благодаря своей системе запутанных ходов должен был гарантировать невозвращение покойника из иного измерения.Об этом же писал философ и священнослужитель Павел Флоренский: «Думают,что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего,похороненного в центре,выйти наружу».Карело-финский эпос «Калевала» указывает на то, что под лабиринтов находилось царство смерти, связь с которым осуществлялась при помощи змей. В роли этих хтонических существ выступали выложенные из камней линии «вавилонов». Местные жители, как и туристы,не раз заявляли,что видели,как по лабиринтам в сторону центра перемеща-лись белесые, бестелесные призраки, встретившись с которыми люди подвергались панической атаке.Рыбная версия.По мнению специалиста по каменному веку Нины Гуриной, «беломорские» лабиринты представляют собой не что иное, как ловушку для рыбной ловли. На эту мысль ее навели присутствующие в некоторых «вавилонах» каменные перемычки, замыкающие их в кольцо, ориентация их входов-выходов на морской берег, а также найденный в пределах одного из них каменный прообраз рыболовной снасти типа вентеря. Исследовательница Кольского полуострова считала, что ловушка действовала во время отлива, когда рыба,запутавшись в каменных перегородках, не могла вместе с водой уйти обратно в море и становилась легкой добычей рыбаков. Но против данной версии свидетельствуют лабиринты, расположенные вне водной доступности.Поэтому географ Иван Мулло выдвинул предположение, что соловецкие «вавилоны» являются только планами магических рыболовных капканов, которые были необходимы для облегчения строительства реальных ловушек и обозначе-ния мест наилучшего «клева». Разные метрические параметры лабиринтов указывают на то, что древние поселенцы охотились на рыб разных размеров — от мелкой наваги до крупной семги.Религиозный центр.Николай Виноградов видел в лабиринтах сверхъес-тественный инструмент шамана,который проводил в нем важные религиозные церемонии, обряды целительства и ритуалы инициализации.Все сакральные действия проводились
у центрального валуна спиралевидного сооружения, который протофинские племена воспринимали в качестве поддерживающего небосвод мирового столба. У этого заряженного особой энергетикой камня зажигались ритуальные костры и совершались жертвоприношения, в том числе и для обеспечения промысловой удачи, сопряженной не только с богатым уловом,но и с хорошей погодой и безопасностью.Развлекательный центр.Существует версия,что соловецкие лабиринты служили своего рода развлека-тельными центрами, где устраивались танцы или военно-спортивные состязания по значимым для местного племени праздникам. В дни веселья в центр спирали ставили девушку, вокруг которой водились культовые хороводы.Астральные культы.Александр Мартынов допускал, что одновременно с выполнением погребальной функции лабиринты служили местом поклонения Солнцу.А исследователь Л.Ершов полагал,что «вавилоны» использовались древними людьми как календари, так как образующие их спирали были закручены по Солнечному и Лунному циклам.Эзотерическая версия.Ученый Вячеслав Токарев отыскал в истории саамов упоминания о том, как молодые представители племени, получив благословение шаманов-нойдов, отправлялись в лабиринт, чтобы перезагрузить свою матрицу и настроить ее на одну волну с природой. Развивая тело и душу, они проходили путь обретения внутренней силы и очищения от зла, а после вояжа к центру своего духа благополучно возвращались в реальность. Обследовавший «вавилоны» Большого Заяцкого острова Влад Абрамов заявлял,что подобное путеше-ствие по запутанным ходам порой вызывает у человека сюрреалистические видения, 
связанные с трансформацией состояния сознания, изменением восприятия пространства и времени."(ст."Беломорские лабиринты: для чего предназначались каменные круги на Соловецких островах",Кириллица,2023)
  "Все славянские языки в значительной степени схожи между собой. Это объясняется тем, что они произошли от одного языкового корня, но разделились на отдельные языки относительно недавно. В них существует значительное количество общей лексики и схожая грамматическая структура. Возможно, нам будет сложно понять устную речь поляка или чеха без дополнительной подготовки, но если нам предложат прочитать какой-либо длинный текст на этих языках, то, скорее всего, мы сможем понять его общий смысл, хотя, возможно, не будем понимать значения некоторых слов. Иногда эта видимая понятность может привести к недоразумениям: слово, звучащее похоже в другом языке, может иметь противоположное значение, что иногда приводит к комическим ситуациям. Филологи называют такие слова "ложными друзьями переводчика".Особенности в произношении.В языкознании существует интересная закономерность: носители близкородственных языков часто считают речь своих соседей смешной и неприятной для слуха. Шведы уверены, что норвежцы говорят на каком-то странном и смешном языке. Испанцев забавляет большое количество шипящих звуков в разговоре с португальцами. Немцы находят смешным язык Австрии. Это абсолютно нормальное и естественное явление. Это объясняется тем, что между людьми возникает языковое взаимопонимание, но оно часто не полное. Произношение привычных слов кажется искаженным и неестественным, а странные звуки, как похожие, так и непохожие, только усиливают это впечатление.Известно, что русским людям порой тоже кажется смешной речь других представителей славянской языковой семьи. Поляки, дескать, пшекают, у чехов все слова сплошь состоят из согласных, а на Украине как-то непривычно произносят звук «гэ». Мало кто, однако, задумывался о том, что это правило работает в обе стороны. Тех же западных славян, чехов, словаков и поляков, тоже кое-что смешит в государственном языке России.Чисто фонетически русский язык кажется им переполненным грубым звуком «р». Связано это с тем, что в языках западных не существует твердого согласного «р» (это как, например, в русском слове «рубить»). Хоть есть некие его аналоги. У тех же, например, чехов вместо нашего твердого произношения используется другой, родственный звук, представляющий собой по произношению нечто среднее между «р» и «ж». Графически на письме он отображается в виде привычного латинского «r», но с небольшой галочкой,так называемым «гачеком»,сверху.Из-за этой фонетической осо-бенности у других славян периодически возникает ощущение, что русские постоянно переругиваются в речи.Подобные детали делают русский язык легко узнаваемым на фоне других славянских наречий. По малопонятным причинам именно русским акцентом с характерным звуком «р» снабжают различную голливудскую нечисть, например, исполнить классической роли Дракулы, американский актер венгерского происхождения Бела Лугоши, всячески силился передать именно эти особенности звучания русской речи. Так что, как видимо, не только братьям-славянам режет ухо русское разрывное произношение «р».Ложные друзья переводчика.Особняком в этом разговоре стоит обширная группа слов, которые, хоть и близки по произношению, но имеют разную смысловую нагрузку. Здесь порой возникает повод хорошо посмеяться, натыкаясь на неожиданные разночтения.Начнем с нюансов: русское слово «кровать» очень созвучно с чешским и польским названием галстука – в Варшаве говорят «krawat», а в Праге – «kravata». Их вариант исторически аутентичней и происходит от слова «хорват», т.к. именно хорватские всадники первоначально и использовали такие специальные нагрудные платки. В наш язык это слово попало из голландского через немецкое влияние. И тут есть еще одна странность: у самих немцев слово «галстук» так и не прижилось, и они теперь тоже называют этот мужской аксессуар по имени хорватов, Krawatte.Привычное слово «неделя» во всех славянских языках означает «воскресе-нье» и этимологически происходит от общеславянского глагола «делать» с частицей отрицания. Выходит, что. воскресенье — это день, когда «не делают», то есть выходной. Тот факт, что для русских вся неделя называется так же, как и выходной день в их языках, смешит других славян. Они зачастую задаются таким вопросом: если же у вас все дни – воскресенья, то, когда вы успеваете работать?Поляков отдельно забавляет такое, казалось бы, абсолютно несмешное русское слово «склеп». Связано это с тем, что по-польски sklep – это всего-то лишь невинный магазин. А вот уменьшительная форма женского имени Татьяна,Таня,звучит как минимум неприли-чно и оскорбительно, ведь в польском языке это слово означает «дешевая». Не менее нелепая ситуация возникает и русским вариантом названия польских девушек. Словом «полячка» сами они называют обычные курилки. Отельного упоминания стоит польское слово, которое переводится как «красота». Оно звучит как uroda, ясное дело, что русское слово «уродливый» кажется полякам смешным.Еще больше таких забавных совпадений можно найти в чешском языке.В первую очередь– все слова, однокоренные слову «работа», воспринимаются ими как обозначение подневольного рабского труда. Поэтому, когда русский говорит чеху, что идет на работу, то тому представляются картины мучительного труда под хлопающие удары кнута или заснеженные виды сибирской каторги. Тот факт, что, оказывается, можно «работать» в офисе приводит их в неописуемое веселье. Сами же чехи для обозначения трудовой деятельности используют глагол pracovat, имеющий ближайшего родственника в украинском языке.Чешское слово okurka переводится как огурец, а, например, ;erstv; — это «свежий». Чехи, наверно, были бы немало удивлены, если бы, попросив свежих огурцов (по-чешски - ;erstv; okurky), получили бы блюдце лежалых сигаретных «бычков». Не менее странная возникла бы ситуация, если бы чех попросил в русском магазине съестных продуктов, так как продукты по-чешски звучат как potraviny.
Представленные выше примеры– лишь малая часть забавных лексических парадоксов, на самом деле их намного больше, да и возникают они не только в общении с западными славянами, но и с южными."(ст."Что в русском языке смешит других славян", Кириллица, 2023)
  "Луна всегда притягивала к себе человечество. И именно советским исследователям удалось обнаружить на спутнике Земли то, что раз и навсегда изменило космическую науку.Обратная сторона Луны.Одной из главных лунных интриг до середины XX века оставалась тайна обратной стороны Луны. То, что с Земли видна только половина нашего спутника с давних пор вводило людей в искушение домыслить происходящее на скрытой стороне. Чего там только ни создало человеческое воображение. Однако всем фантазиям было приказано долго жить 7 октября 1959 года, когда советская автоматическая межпланетная станция «Луна 3» сделала фотоснимок обратной стороны Луны.Материалы съёмок, переданные на Землю, были направлены для изучения в три астрономических учреждения СССР. На основании полученных данных была составлена первая карта обратной стороны Луны, включившая в себя сотни деталей поверхности. Также был выпущен Атлас обратной стороны Луны и глобус спутника с невидимым с Земли полушарием. Названия сфотографированных «Луной-3» деталей поверхности обратной стороны Луны были официально утверждены Международным астрономическим союзом 22 августа 1961 года.Пробы.Одна из главных заслуг русских в деле изучения Луны - это большой объём взятых со спутника проб грунта, который также называют реголитом. Это слой на поверхности Луны, состоящий из обломков и пыли, возникших в результате дробления при падении метеоритов, перемешивания и спекания лунных пород. Собранные материалы изучают геологи, физики, биологи, биохимики. Каждый из специалистов искал в лунном грунте своё, но основная интрига,конечно,заключалась в наличии в грунте микроорганизмов и простейших частиц биологического происхож-дения.К сожалению,пока не найдено достоверных данных о возможности наличия жизни на Луне,но исследования ученых,в том числе и российских специалистов,продолжа-ются.Вымпелы.Приятно сознавать,что первыми государственными символами, появивши-мися на другой планете были символы СССР. Автоматическая межпланетная станция «Луна-2» достигла поверхности Луны 14 сентября 1959 года восточнее моря Ясности, вблизи кратеров Архимед, Аристид и Автолик. Станция оставила на Луне вымпелы. Это были металлические пятиугольники с изображением герба СССР. На следующий день Хрущев вручил президенту США Эйзенхауру точную копию вымпела.АМС «Луна-9» 3 февраля 1966 г.осуществила мягкую посадку на Луну.Аппарат оставил на поверхности планеты вымпел.Он представлял собой треугольную металлическую пластинку с изобра-жением герба СССР в углу и надписью по нижней кромке:«СССР».Коммунистические Черепахи.Первыми живыми существами, которым довелось наблюдать земной восход с Луны, были черепахи, но черепахи не простые, а, как назвала их обозреватель "Discovery News", черепахи «коммунистические». Пара среднеазиатских черепах облетела вокруг Луны на советском аппарате «Зонд-5» во время экспедиции в сентя-бре 1968 года. Беспилотный космический корабль возвратился на Землю и приводнился в Индийском океане, после чего русские спасли «экипаж» корабля.Луноходы.Если с присутствием американцев на Луне не всё очевидно и существует масса гипотез разоблачения знаменитой прогулки,то с тем,что советские луноходы был на спутнике Земли никто не спорит.17 ноября 1970 года станция «Луна-17» благополучно прилунилась в Море Дождей, и «Луноход-1» съехал на лунный грунт. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 метров, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 км/час. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ. 15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены. 22 апреля 2010 года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи сообщили, что смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя
«Лунохода-1».«Вода».В 1976 году советская «Луна-24» доставила на Землю лунный грунт с глубин до 2 м, в котором было обнаружено высокое содержание воды. Несмотря на то что часть образцов была передана НАСА, западное научное сообщество «не заметило» в них воды. Наличие воды в пробах грунта объяснили самой банальной причиной: дескать, контейнеры были негерметичными и потому вода эта была не лунного,а земного происхождения.Так это или нет, но сам факт того,что советские учёные нашли на Луне воду был зафиксирован и признан внутри страны,а это уже приоритет.Предвидения Циолковского.Циолковский был самоучкой. Ещё со школьных времён у него были серьёзные проблемы со слухом, отчего маленький Костя испытывал отчуждение от среды сверстников и всё больше уходил в книги, которые были его лучшими друзьями. По сути, оторванный от научной среды, большинство своих открытий Циолковский делал на интуитивном уровне. В 1893 году в журнале «Вокруг Света» была опубликована повесть Циолковского «На Луне». В ней учёный предвосхитил те физические явления, которые людям удастся доказать почти век спустя. Циолковский при помощи мысли словно побывал на спутнике Земли.  Повесть небольшая, настоятельно советуем к прочтению."(ст."США не заметили»: что советские учёные обнаружили на другой стороне Луны",Кириллица,2023)

  "Затерянный в Балтийском море остров Гогланд известен только любителям географии. Как правило, этот маленький кусочек России - 11 км в длину и 2,5 км в ширину – путают с балтийским исполином Готланд, который принадлежит Швеции. Но мало кто знает, что, согласно легенде, именно Гогланд послужил прообразом острова Буян «Сказки о царе Салтане» Пушкина.Археологи говорят, что когда-то остров был крупным языческим центром: сегодня об это напоминают останки капищ и несколько десятков жертвенных камней. Некоторые местные жители – их всего пара десятков человек – уверены, что остров обладает невероятной силой и населен духами. А еще здесь, согласно легенде о Буяне, должен располагаться камень алатырь – центр мира. Говорят, у нашедшего этот камень все желания исполнятся.Вероятно, свой алатырь здесь нашел русский изобретатель Александр Попов, который в 1899 году применил на Гогланде первую в истории радиолинию в ходе спасательной операции броненосца «Генерал-адмирал Апраксин»".(ст."Буян: где находится настоящий сказочный остров и что на нем нашли",Кириллица,2023)


Рецензии