Перово - Новогиреево времени перемен

ПЕРОВО – НОВОГИРЕЕВО  ВРЕМЕНИ ПЕРЕМЕН:
конец 1980-ых – начало 2000-ых

Друзья, не жадничайте, поделитесь своими соображениями по поводу этого текста. Мне важны ваши любые отзывы. Если не зарегистрированы на ПРОЗА.РУ - напишите на почту ergoproekt@rambler/ru.


Горбачёвская «перестройка», Ельцинская «демократия», развал государства, приватизация, мучительно-кровавый переход к капиталистическим отношениям «с человеческим лицом». Переходный период жизни нашей страны.
Сегодняшние школьники родились позже этого периода. Их родители были ещё малышами. А из взрослых не все успевали во всём разобраться. Каждый судит об этом времени исходя из того, что выпало на его долю. А выпало много горечи. Ломались карьеры и судьбы учёных и инженеров, токари и фрезеровщики оставались без работы, банкротились текстильные предприятия, разрушилось колхозное хозяйство. Вооружившись большими клетчатыми сумками, мы все бросились торговать: нужно было хоть что-то заработать, а потом на эти деньги найти продукты в полупустых магазинах. Множился бандитизм. И всё-таки мы жили!
Открылась возможность проявить инициативу в  создании своих предприятий (регистрации юридического лица), в организации работы бывших государственных предприятий, ставших частными (приватизация), в общественной, культурной, школьной жизни. Это придало людям некоторое психологическое равновесие.
С тех пор многое уже поменялось. То, что в тексте говорится «от сегодняшнего дня», в «настоящем времени», было «сегодняшним» на 2002-й год. Теперь персонажи этого рассказа  работают на других должностях или вовсе ушли на заслуженный отдых. В частности, очень много перемен произошло в жизни школ. Но в праве ли мы забывать прошедшее? Ведь в те бурные времена перемен люди не растерялись перед трудностями, не поддались панике и депрессии, а как могли «выруливали» и вели наш «корабль» к чистой воде: сохранили свои семьи, народ, заботились о новом поколении. Вот я и хочу поклониться созидательному духу наших людей, доброй и широкой русской душе. Иногда мы с любопытством обращаемся к истории – жизни монархов и князей, чему-то далёкому. А вот – наша ближайшая история, наша с вами или наших родителей.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ и
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОСКВЕ

Всё это происходило на фоне принципиальных изменений в административно-хозяйственном управлении городом. До 1991 г. Москвой управлял Московский городской Совет народных депутатов. В марте 1991 г. по итогам референдума были учреждены должности Мэра и Вице-мэра Москвы. Мэром стал Гаврила Харитонович Попов, а Вице-мэром – Юрий Михайлович Лужков. Исполнительную власть стала осуществлять Мэрия Москвы. В июне 1992 г. после ухода в отставку Г.Х. Попова на посту Мэра его сменил Ю.М. Лужков. Он же стал Премьером  Правительства Москвы.
Распоряжением Мэра Москвы в июле 1991 г. было определено новое административно-территориальное деление города на округа. Образовано 9 округов на территории города и Зеленоградский округ. Префекты административных округов вошли в состав Правительства Москвы. Округа делились на муниципалитеты, во главе которых стояли супрефекты. Распоряжением Мэра от 24 апреля 1992 г. было утверждено Положение о муниципальном округе (районе) в г. Москве [Москва 2000. Московский справочник. Издание Правительства Москвы. М., 2000, стр. 32], [Справочник «Москва, городское управление» М., 1997, стр.473].
При утверждении округов было проведено разукрупнение московских районов. Так, большой Перовский район, простиравшийся от шоссе Энтузиастов до Казанской железной дороги, распался на районы Перово, Новогиреево, Ивановское, Вешняки. Тогда их назвали муниципальными округами (название не прижилось), или районами, управляемыми Муниципалитетами. Во главе муниципалитетов поставили супрефектов. Супрефектом района Новогиреево назначили А.А. Дубровина.
7 октября 1993 г. Моссовет был распущен Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. 24 октября 1993 г. была учреждена Московская городская Дума как представительный и законодательный орган власти города.
В декабре 1997 г. Муниципалитеты были преобразованы в районные Управы. Обязанности Главы районной Управы района Новогиреево были возложены на Сергея Игнатьевича Мальцева. Он же стал Председателем районного Собрания. Главой районной Управы района Перово назначен Вячеслав Иванович Грачёв. После его болезни и смерти этот пост занимала Лариса Александровна Кузнецова. Район Вешняки возглавил бывший сотрудник Перовского Исполкома, потом много сделавший для Вешняков, Евгений Никитович Субботин.
Префектуры и районные Управы стали обычными государственными учреждениями, свято выполняющими распоряжения и указания руководства города. Их руководители назначались (то есть были зависимы от начальства), а сотрудники были наёмными работниками, пользующимися некоторыми льготами. В их работе быстренько воцарялся дух централизованной иерархической структуры подчинения и показного чинопочитания. А хотелось, чтобы была видимость демократии, соответствующей духу времени.  Тогда начался выпендрёж с созданием выборных органов местного самоуправления. То их создавали, то ликвидировали. Не будучи связанным с властными структурами, не могу подобрать другого научного термина, более соответствующего тому, что мы наблюдали. А наблюдали мы радостный азарт формирования совершенно новых для того времени выборных органов местного самоуправления, спад этой радости в результате постепенного измельчения функций этого органа и, соответственно, его доли районного бюджета в пользу районной Управы, и, наконец, фактическое уничтожение идеи разделения властных функций между Управой и Муниципалитетом путём их слияния в структуре Управы.
Но это произошло чуть позже. А пока… 6 ноября 2002 г. Московской городской Думой принят закон № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». В октябре 2003 г. принят новый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этим законам в Москве (и везде по стране) были выделены деньги и помещения для формирования и работы новых органов самоуправления жизнью района. Сюда входили избираемые населением члены муниципального Собрания (народные депутаты) и штат постоянно действующих работников – специалистов по отдельным направлениям работы с населением (опека и попечительство, охрана прав детей, спорт, организация массовых мероприятий, праздников и т.д.). Теперь этот орган назвали муниципалитетом. На первом собрании выбранных депутатов избирался освобождённый руководитель муниципального образования. В Новогирееве им стал Юрий Владимирович Адамов.
Для этих лет было характерным настроение обновления, патриотизма, самоутверждения новых органов власти, новых руководителей районов. Прошёл вал публикаций и выпуска книг по истории России, краеведению, родословию. В каждом новом районе новая районная Управа начала выпуск своей газеты. Многие муниципалитеты сочли, что выпускать в районе две газеты нецелесообразно и примкнули своей тематикой к управской газете. Где-то выходила отдельная детская газета (например, в районе Вешняки). Но были и такие органы самоуправления, которые организовали выпуск своего печатного органа. В Новогирееве с 2003-го года выходил журнал муниципалитета Новогиреево «Соседи».  Рождалась районная символика. Управы и Муниципалитеты поощряли создание книг или проспектов с рассказами об истории и сегодняшней жизни района, по военно-патриотической тематике. Интересные мероприятия соответствующего содержания проводились с участием школьников. Активизировалась жизнь школьных музеев боевой славы. Наряду с Днём города на местных площадках стали отмечать День района. В Новогирееве возник драматический театр «На Перовской», открылся музей скульптора В. Сидура, храм во имя Спаса Нерукотворного Образа был возвращён церкви, восстановлен и начал работать.
Как мы жили в те годы?
Предлагаемый рассказ не претендует на полноценное освещение всех сторон общественной жизни. Ни в коем случае. Только несколько фрагментов, несколько строк о людях района, о предприятиях и учреждениях нынешнего Новогиреева на основе рассказов их руководителей (интервью) и материалов районных изданий, выпущенных вашим покорным слугой.


АОЗТ «НОВАТОР»

На территории района находится несколько небольших предприятий. Не всем удалось сохранить своё производство и коллектив в эти трудные годы смены экономических отношений. Не все руководители после приватизации предприятия убереглись от соблазна получения дохода за счёт сдачи в аренду производственных помещений. Не у всех хватило энергии и смекалки, чтобы найти свою нишу на рынке в условиях роста себестоимости своей продукции и бурного притока зарубежных товаров.
Валентина Александровна Леонтьева работает в ЗАО «Новатор» с 1970 г. Была главным инженером, а с 1989 г. занимает пост директора предприятия.
«Фабрика трикотажных изделий была создана в Перове в 1943 г. из пяти инвалидных трикотажных артелей. Потом к ней присоединили ещё две фабрики – стало Производственное объединение «Новатор». В 1992 г. коллектив приватизировал своё предприятие на Полимерной улице, и оно получило форму закрытого акционерного общества. Генеральным директором АОЗТ «Новатор» была выбрана его прежний директор Валентина Леонтьевна. Теперь нужно было самим искать деньги для того, чтобы платить за эксплуатацию помещения, приобретать резко возросшее в цене сырьё, получать зарплату. Поэтому руководство предприятия стало активно искать возможные способы организации рентабельного производства, получения заказов, реализации продукции. Пришлось отказаться от услуг надомниц, не дававших дохода. Помогло участие в конкурсе на получение городского заказа, организованного по инициативе Правительства Москвы в 1998 г. среди потенциальных заказчиков был Комитет социальной защиты. Ему нужно было выгодно разместить заказ на изготовление одежды для детей интернатов. Мы предложили свои изделия. За счёт их хорошего качества при невысокой цене мы выиграли тендер. Появился заказ и деньги.
Но один заказчик – это не достаточная и не очень надёжная загрузка цехов. Появилась идея пошива пастельных принадлежностей. Кого найти в качестве устойчивого заказчика? Валентина Александровна пришла к Главному врачу Городской больницы № 15 и рассказала ему про нелёгкую ситуацию, про то, что получаемыми заказами предприятие обеспечивает занятость инвалидов, а сейчас так трудно с реализацией продукции… И договорились. Уже несколько лет больница № 15 размещает на «Новаторе» заказы на постельное бельё и халаты для медицинского персонала. Потом добились получения подобных заказов от больницы № 60 и Спасо-Перовского госпиталя. Для этой работы даже один из цехов трикотажа перевели на швейное производство.   
Надёжность коммерческого успеха обеспечивается манёвром ассортимента. И в дополнение к существующей продукции на фабрике стали прорабатывать проект пошива спецодежды. Нелегко было найти первых заказчиков. Постепенно в вязаных шапках, свитерах, нательном белье «Новатора» стал трудиться рабочий персонал «Аэрофлота». По заданию «Оргэнергонадзора» были сшиты удобные брюки и жилеты для рабочих, занятых на строительстве газопроводов. Сейчас получили заказ городского Комитета образования на предметы одежды для детских интернатов. Они довольны разнообразием и качеством наших джемперов, жакетов, рейтуз, спортивных костюмов, пастельного белья. Несмотря на сложное финансовое положение, на предприятии обновляется оборудование. Без этого не сделать конкурентоспособную продукцию. Теперь здесь могут делать красивые вещи из жаккардового трикотажа».
Инициативность и профессионализм Валентины Александровны были отмечены. Указом Президента РФ от 18 июня 1999 г. ей присвоено звание Заслуженного работника текстильной и лёгкой промышленности РФ. В 2001 г. по результатам производственных и финансовых показателей деятельности предприятия на Втором Московском конкурсе женщин-руководителей ей присвоено звание «Женщина – директор года».



ОАО «УЗОРЫ»

История акционерного общества «Узоры» начинается с 1943 г., когда на территории тогда ещё Московской области работала кооперативно-промысловая артель «Художественное знамя». В 1960 г. промысловая кооперация в РСФСР была упразднена, и артель в статусе фабрики строчевышивальных изделий № 7 была передана в систему Местной промышленности Мосгорисполкома. Позже фабрика вошла в состав Объединения. В 1977 г. приказом МЛП РСФСР предприятие получило название «Московское производственное художественно-галантерейное объединение «Узоры». В 1976 г. для предприятия начали строить новое производственное здание на Полимерной улице, и в 1978 г. оно начало функционировать на территории сегодняшнего района Новогиреево.
«Основной объём продукции предприятия давал цех строчевышитых изделий. 90-95% в этом объёме составляли гардины и тюлевые занавеси. Эти занавеси расходились по всей стране, создавая «стандартный» уют и в московских, и в ярославских, и в новосибирских квартирах. Кроме того, делались скатерти, платки, салфетки и др. Цех спецпродукции был крупнейшим в стране производителем элементов форменной одежды для армии и всех видов военизированных организаций – погон, галстуков, шевронов. Третий цех выпускал обычные галстуки, адресованные всем нашим элегантным мужчинам. И самая яркая, самая «художественная» продукция – вышитое пастельное бельё, подарочные панно, вымпелы и др. – выпускались в цехе машинной вышивки».
Наступило время слома прежнего уклада жизни и перехода к капиталистическим отношениям. По распоряжению Москомимущества в 1993 г. МП ХГО «Узоры» было приватизировано и получило наименование ОАО «Узоры». В эту пору директором предприятия был А.И. Антонов. Из привычной системы государственного финансирования, централизованного планирования и распределения продукции предприятия были брошены в болото самовыживания.  Деньги за отгруженную продукцию стали приходить с перебоями. Возросли цены на сырьё. «Новый свободный» Узбекистан резко поднял цену на хлопок. И в это же время в продажу хлынул более привлекательный импортный товар. Нужно было выживать. С 1995 г. генеральным директором предприятия стал Александр Константинович Оносовский.
«Предприятие тогда имело долги на сумму 11,5 млрд. рублей. Склад был забит нереализованными занавесями. Нерентабельное производство гардинно-тюлевых изделий пришлось закрыть. Из тысячи рабочих пришлось оставить двести. Из огромного трудно управляемого предприятия с несколькими технологически не связанными производствами организовали дочерние более манёвренные фирмы. После реструктуризации долгов стало легче дышать. Невыгодное производство спецпродукции ликвидировали. Сегодня «Узоры» - это холдинг, имеющий три фирмы: ООО «Гота» (пошив модной женской верхней одежды), ООО «Узоры-ВА» (автоматизированная вышивка, изготовление шевронов, вымпелов и т.п.), ООО «Узоры-Э» (эксплуатация здания, инженерных сетей, территории).
С 1998 г. взяли курс на изготовление модной женской одежды. Для этого пригласили группу конструкторов из ВИАЛЕГПРОМа, постепенно приобретали новое оборудование, пригласили людей из швейного цеха другого разваливающегося предприятия. Первые женские костюмы удачно продали. Так родилось производство нового профиля». 
 
 
От автора

В тот страшный период тысячи москвичей оставались без работы и без зарплаты. Вместо денег измученное руководство предприятий выдавало работникам свою продукцию (хорошо, если она была съедобной! А если – нет, куда её девать?) или продукты, полученные по бартеру от другого предприятия. Высшее руководство распорядилось поднимать зарплаты сотрудников государственных учреждений при том же общем фонде заработной платы учреждения, то есть за счёт сокращения числа сотрудников. Беда навалилась и на детей. Трагедия подрастающего поколения не выглядела так явно, потому что государственные школы продолжали работать, дети не устраивали демонстраций. Пол дня они проводили в школе. Потом делали домашние задания. А потом? О детском досуге никто кроме родителей и учителей не заботился.  Советская система широкой сети разнообразных бесплатных кружков и спортивных секций прекратила своё существование. Через некоторое время бывшие (или потенциальные) преподаватели кружков пытались вернуться к своей деятельности, но помещения клубов и стадионов оказались приватизированными и должны были давать доход  собственнику.  А родителям было нечем платить. Но хуже всего стало с нравственным климатом в стране. Дети стали невольными свидетелями разгула бандитизма. Из всех щелей разбитой воспитательной системы попёрла какая-то гадость. Пропагандировались насилие, секс, обогащение, эгоизм. Стала ненужной память о военных подвигах наших отцов. Доходило до того, что некоторые работники Префектуры, ссылаясь на «улучшение отношений с европейскими государствами», настоятельно «рекомендовали» закрыть школьные музеи боевой славы («…хватит нам со всеми воевать!»). Рушилась система распределения выпускников высшей школы и производственно-технических училищ по предприятиям. Каждый должен был сам беспокоиться о своём трудоустройстве. А работы-то не было. И в этой обстановке наши школьные педагоги делали для ребят, что могли. Слава им!
Но при этом иногда чувствовалась какая-то новая тенденция – «пустите Дуньку в Европу!» Государство перестало ограничивать контакты с иностранцами. В некоторых школах этим активно воспользовались, чтобы наладить связи с международными (Европейскими) организациями и частными лицами. Показавшаяся возможность «выйти в свет» стала стимулом к расширению форм преподавания иностранных языков. Само по себе это хорошо..., но часто чувствовался с нашей стороны налёт какого-то… подобострастия что ли, слишком «пристальная» оглядка на «их» формы и методы образования, какое-то самоуничижение… Или так казалось?


СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 792 (ныне № 2072)

Школа открылась в Перовском районе в 1966 г. Сегодня она гордится своими новациями: использованием новых здоровьесберегающих технологий при организации учебного процесса, балльной накопительной системой оценок знаний учащихся, хорошей учебной подготовкой своих выпускников. Главная цель – взращивание человека, открытого к познанию, грамотного и эрудированного, духовно раскрепощённого, настроенного на общение, на служение миру. С 1990 г. школой руководит Лариса Николаевна Валишина.
«Каждый урок, каждое школьное мероприятие у нас является элементом продуманной СИСТЕМЫ работы с детьми. Главное звено системы – здоровье ребёнка. По рекомендации учёных учебный процесс организован по оригинальному графику: пять недель учёбы, одна неделя отдыха. В неделю отдыха работают все кружки. Летние и зимние каникулы – как у всех. По наблюдениям за прошлый учебный год с введением такого графика заболеваемость среди детей снизилась почти в два раза.
Вместо традиционного выставления за четверть «средней» оценки здесь работает балльная накопительная система. Каждый школьник знает, что полученные за его знания баллы суммируются и составляют его «капитал». Если ребёнок сегодня оказался не готов к ответу, его знания оцениваются нулём. Например, в следующий раз он получит четыре балла. В его активе станет 4+0=4. А могло бы быть 8. становится невыгодным оставлять какой-то урок неусвоенным: выгоднее подготовиться и получить дополнительные баллы. За это ребят поощряют. Например, начиная с 4-го класса, в конце учебного года ребята сдают переводные экзамены. Хорошо успевающие ученики от них освобождаются. Такая система стимулирует школьников к активной работе на уроке, к желанию не спрятаться от учителя в момент вызова к доске, а поднять руку и ответить.
Два раза в год проводится опрос среди родителей и детей: выявляются желаемые направления обучения. В результате пожеланий в школе работают классы гуманитарного, экономико-математического направления и базовые (по стандартной программе). В этом году сформировано всего двадцать восемь классов, из них двадцать три получают углублённый курс иностранного языка. Курс начинается с 1-го класса. С 5-го класса вводится второй иностранный язык. С 10-го, но уже по желанию, ребята могут изучать третий. Многое делается для языковой практики. Например, на иностранном языке проводятся уроки страноведения, некоторые уроки математики. Три-четыре раза в год по линии ЮНЕСКО в школу приезжают группы учителей и школьников из англоговорящих стран. Наши ребята общаются с ними на английском. Обмениваются адресами, потом переписываются.
В мае 1992 г. школа получила статус ассоциированной школы при ЮНЕСКО. В целях расширения кругозора ребят, приобщения к общественным процессам осуществляется активная международная деятельность: участие в конкурсах рисунков, сочинений. Ребята привлекаются к проектно-исследовательской работе по естественно-научному, экономико-математическому, гуманитарно-языковому направлениям.
В школе работает психолог, с малышами бесплатно занимается логопед, работают бесплатные кружки.
В феврале 2001 г. префект Восточного административного округа Б.В. Ульянов разрезал символическую ленточку и открыл в школе новый компьютерный класс.


ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ  № 1666 «ФЕНИКС» (ныне № 1798)

Здание средней школы № 631 Перовского района на пересечении пятого и Федеративного проспектов построили в 1962 г. Первым директором была Ольга Ивановна Лаврёнова. Сохранилась память об учителе русского языка Г.Н. Мироновой, учителе истории Н.В. Фроловой. Со дня открытия школы здесь работали А.А. Силаева, В.А. Зеленецкая и другие.
-  В 1963-1964 годах средний возраст учителей был 30 лет, - рассказывает Раиса Алексеевна Попова. – Тогда они с энтузиазмом не только организовывали учебный процесс, но и заполняли досуг ребят турпоходами, экскурсиями. Гостями школьных вечеров были Александра Пахмутова, певец Трошин и другие любимые артисты. А вот оборудование классов было намного беднее. Калейдоскоп для демонстрации иллюстраций был редкостью. За тот период, что школой руководит Юрий Иванович Россихин (с 1988 г.), она заметно изменилась к лучшему. В классах стоят телевизионные приёмники, позволяющие демонстрировать учебные фильмы. А в кабинете физики и астрономии…
Раиса Алексеевна повела меня на пятый этаж. Здесь, в царстве преподавателя физики и астрономии В.А. Фадеева установлен настоящий маленький планетарий. Группы дошкольников и младших классов несколько раз в году приходят сюда, чтобы с удивлением увидеть, как рассвет сменяется закатом, как движутся созвездия на куполе неба, как кружат вокруг Солнца разноцветные планеты. А для старших учеников Владимир Алексеевич собрал целую библиотеку слайдов и видеофильмов по космонавтике и всем аспектам изучения космоса. Ученики, увлекаемые энтузиазмом преподавателя, строят вместе с ним новые приборы, пособия для уроков.
Почему сюда водят дошкольников? Да, потому, что школа среди первых в Москве и единственная в нашем районе обрела статус Учебно-воспитательного комплекса, включающего среднюю школу и ближайший детский сад. Теперь по единой программе малыши получают подготовку к школьным занятиям и «плавно» становятся учащимися школы. Так что школа заинтересована в подготовке своих «кадров».
На первом этаже – последняя школьная новинка: тренажёрный зал. Что-то здесь ещё монтируется и доделывается. По договору между Учебно-воспитательным комплексом  № 1666 и ассоциацией «СпортПарк», последняя установила в школе замечательный комплект нагрузочных тренажёров и, в придачу, набор технических средств и методику диагностики состояния организма. Теперь школьники и преподаватели в свободное время под наблюдением преподавателя физкультуры могут здесь заниматься. Регулярно по определённой методике у каждого человека будут замеряться физиологические параметры состояния организма (пульс, артериальное давление, частота сердечных сокращений). Данные замеров будут передаваться в «СпортПарк». А оттуда придут рекомендации по индивидуальной организации занятий с каждым человеком. Интересная задумка. Как это получится на практике?
За время многократного посещения школы мне показалось, что здесь создан какой-то особенно благоприятный спортивный климат. Ребята после уроков с удовольствием занимаются в секциях футбола, волейбола, баскетбола, ритмической гимнастики, таэквон-до, общей физической подготовки. И бывшие ученики после работы приходят сюда поиграть в волейбол. Это – хороший пример для школьников. А сколько энергии потратил Россихин, чтобы впервые в районе при школе появился бассейн!
К первому сентября 2002 г. учреждение снова обновило свой статус: теперь оно называется «Центр образования «Феникс». Почему легендарная птица вошла в название и является видовым символом школы? Дело в том, что в ноябре 1990 г. школа перенесла ужасный пожар, оставивший только почерневшие стены и потолки. Но долгий ремонт здания и прекращение функционирования школы не вызвали развал коллектива, а лишь сплотили его. И птица феникс вспорхнула из пепла. И дети снова заполнили восстановленные классы.
Основным направлением образования в Центре «Феникс» является лингвистическое. Основной язык – французский – изучается с первого класса. Второй язык – английский – изучается с пятого класса. Научным консультантом Центра образования является заведующая кафедрой иностранных языков Московского государственного педагогического университета Т.М. Фоменко. В школе применяются отечественные и зарубежные технологии, проводятся уроки в форме игры, конференции, викторины и т.д. совместно с учителями-предметниками организовываются интегрированные уроки (например, урок химии на французском языке). Лингвистическая подготовка усиливается введением спецкурсов на французском языке: «страноведение», «зарубежная литература», «деловой французский», «мировая художественная культура». Это позволяет глубже понять язык, создать основу коммуникативных навыков. Проводятся тематические вечера и концерты на иностранном языке, посещение клуба любителей Франции в Доме дружбы народов, поездки за рубеж.
В школе функционирует музей Первой Краснознамённой воздушной армии и авиаполка «Нормандия-Неман». Поддерживаются связи с ветеранами армии и полка, а также с ветеранами войны – жителями нашего района. Под руководством учителей истории ученики 10-11-ых классов готовятся и ежемесячно проводят в музее с младшими школьниками уроки исторической памяти.



СРЕДНЯЯ ШКОЛА  № 796 (ныне № 1310)

Школа начала функционировать 1-го сентября 1966 г. Первым директором была Софья Гавриловна Гусева. Её преемницей стала Антонина Ивановна Быстрова. При ней школа стала  работать как учебно-производственный комплекс: завод «Прожектор» помог создать в школе учебные цеха, дал для них оборудование, выделил мастеров. Сейчас учреждение возглавляет Ирина Кузьминична Глушкова, бывшая до этого учителем географии. Помните, как в 1917 г. солдатам царской армии позволили избирать своих командиров? Вот так и в 1993 г. коллектив школы выбрал её директором.
«Сложилось так, что в период развала СССР и последующих перемен в ближайших к школе домам получили или сняли квартиры много переселенцев из бывших союзных республик. Небогатые перовчане сдавали комнаты трудовым мигрантам. Их детям, часто ещё не освоившим русский язык, нельзя было отказать в получении образования. Это предопределило коррекцию и некоторые особенности в организации обучения и воспитания в такой многонациональной школе.
Школа превращается в учебное заведение адаптивного типа. Это значит, что в ней есть место детям с разной степенью подготовленности. Не секрет, что в сельских школах, например Армении, уровень подготовки ниже московского. Для таких детей в учебный план введён русский язык как иностранный. Зато у нас широкое поле возможностей для воспитания чувства многонациональной дружбы. Ввели новый предмет «Народоведение», с начальной школы рассказываем ребятам о пёстром составе населения России и нашей Москвы, проводим мероприятия, где ребята с удовольствием поют песни на языках Армении, Азербайджана, Украины, устраиваем смотры-конкурсы национальной кухни. Для одарённых детей открыты гимназические классы – по одному в каждой параллели. В них углублённо изучается литература, русский язык, риторика, иностранные языки. С 7-го класса бесплатно изучается второй иностранный язык.
В ВУЗы поступают не все. Чтобы ребята не оказались на улице уже более десяти лет мы проводим допрофессиональную подготовку. Учась в 10-м классе, ребята параллельно зачисляются на третий курс педагогического колледжа или техникума, где получают специальность оператора ЭВМ и программиста. Через год после окончания школы они ещё получают диплом о среднем специальном образовании.
Мы считаем, что детям лучше заниматься в секциях, кружках, нежели безнадзорно болтаться на улице. Наш спортзал открыт для каждого и работает без выходных. С помощью депутата Московской городской Думы Локтионова зал замечательно оборудован. Футбольная команда наших мальчишек лучшая в Новогирееве. В нашем клубе «Метеор» занимаются самбо и дзюдо дети и других ближайших школ. Участники клуба бального танца являются призёрами первенства России».
 

Казалось бы, что в такое время людям не до Моцарта и Чайковского, не до «самовыражения средствами искусства»! Но нет: духовность нас не оставила. Родители продолжали водить детей в «музыкалку», любители не оставили своё творчество, а профессионалы искали новые художественные формы. Да, и надо было просто зарабатывать на жизнь. Но самое главное, что были люди, которые помогли многое сохранить и создать новое.


ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ имени Н.А.Римского-Корсакова

Детская школа искусств № 1 начала свою историю в 1947 г. обычной музыкальной школой в районе «новых домов» на шоссе Энтузиастов. Инициатором её создания и первым директором была Нина Александровна Пирогова. Второй этап в жизни школы связан с именем Арташеса Гегамовича Егиазаряна. Это он вынашивал идею огромного воспитательного значения синтеза искусств под крышей одного учебного заведения. Такую идею удалось осуществить в учебном сезоне 1977-1978 гг., когда школа получила более просторное помещение – двухэтажное здание на углу Новогиреевской и Полимерной улиц (ул. Новогиреевская, 58/9). Тогда здесь открылось изобразительное отделение, и школа получила статус школы искусств. В декабре 1992 г. по инициативе администрации школы приказом Комитета по культуре г. Москвы ей было присвоено имя величайшего русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Создан маленький музей, в котором есть прижизненные клавиры опер композитора и современные компакт-диски с записями его произведений. Можно увидеть партитуру оперы «Ночь перед Рождеством» издания 1895 г. Школой руководит Валентина Михайловна Смирнова.
«На музыкальном отделении дети обучаются по классам фортепиано, скрипки, виолончели, контрабаса, баяна, аккордеона, гитары, домры, балалайки, флейты, кларнета, медных духовых и ударных инструментов. Юные музыканты развивают исполнительские навыки в ансамбле скрипачей, ансамбле виолончелистов, в духовом оркестре и оркестре народных инструментов, поют в хоровых коллективах и фольклорном ансамбле. Программа изобразительного отделения включает живопись, декоративную композицию, станковую композицию, рисунок, лепку, историю искусств. Учащиеся вовлекаются в работу театрального коллектива.
Школа даёт подготовку, достаточную для поступления в музыкальное или художественное училище, и многие наши выпускники продолжают там своё образование. Однако, по большому счёту, задача школы искусств не в этом. дети отрываются от улицы, от бессодержательного провождения времени и попадают в коллектив с творческим микроклиматом. Важнейшие годы своего развития они заняты творчеством, познанием законов прекрасного, знакомством с культурным наследием человечества. Одухотворённость, сопричастность к гармонии формируют душу ребёнка. Дети выходят отсюда с зарядом культуры, интеллектуального и эстетического развития, которые выгодно отличают их от других сверстников. А навыки музыцирования или рисования, даже не ставшие основой профессии, украсят и обогатят дальнейшую жизнь человека».
В 2007 г. началась генеральная реконструкция здания школы. Практически это будет новое трёхэтажное здание. Для этого существующие стены укрепляются металлическими балками. Деревянные межэтажные перекрытия заменят на бетонные. На третьем этаже появится красивый и просторный концертный зал и учебные классы. Жаль, что грядущее «третье рождение» детской школы искусств выходит за временные рамки нашей темы.


"Следующая остановка - Перовский музей"
МУЗЕЙ НАИВНОГО ИСКУССТВА

Один из первых домов бывшего дачного посёлка Нового Гиреева, построенный, видимо, в 1906 году, - дом французского подданного Жулиена Вюрта – до сих пор служит району. Тогда его адресом был угол Баронского и Гиреевского проспектов. После войны в этом доме (Союзный пр-т, 15а) жители района организовали историко-краеведческий музей. Во время «перестройки» между некоторыми частными лицами возникла борьба за его приватизацию. Понятно, что статус народного музея этому немного мешал. Тогда музей каким-то образом оказался закрытым, а его экспонаты исчезли в неизвестном направлении. С тех пор они нигде не всплыли. По прошествии более двадцати пяти лет приходится согласиться с версией, что их просто выкинули в сточную канаву. Вот так мы перестраивались.
В 1998 г. в результате обращения группы художников и В.И. Грозина к мэру Москвы и при поддержке Префектуры и Комитета по культуре Восточного административного округа здесь был образован муниципальный музей Наивного искусства. Войдя в это небольшое помещение, сразу оказываешься в окружении картин и необычных живописных композиций, которые погружают тебя в атмосферу торжества красок, художественной фантазии, яркой и беззаботной радости, которые помнятся только по беззаботному детству. Но эти работы явно отличаются от детских рисунков содержанием и идейным замыслом.
Термин наивное искусство стал утверждаться в нашей стране в конце 1960-х годов, когда на волне интереса к народным истокам искусства художники-профессионалы и искусствоведы обратили внимание на замечательные по своему колориту, по своей образности живописные работы людей, не получивших никакого специального художественного образования. Оказалось, что талантливые люди живут и на селе, и в городе. Их основным занятием может быть земледелие, учительство, научная работа. Но всех их объединяет птребность в творческом выражении своего восхищения миром, своего жизненного опыта, наблюдений и размышлений. Да, в наивных картинах нет правильно переданной перспективы, нет академически выверенного построения композиции, нет профессионального обобщения и монументализма. Но здесь так много личного, идущего от души!
Музей живёт активной творческой жизнью. Здесь художники могут выставлять свои работы, получать профессиональную консультацию, общаться с коллегами. Сформированная музеем в 1998 г. выставка «Пушкинские образы в творчестве наивных художников России» вошла в общенациональную программу празднования юбилея А.С. Пушкина. В 1999 г. она экспонировалась в Московском Центральном доме художников, в девяти городах России и в Каннах (Франция). В планах музея – проведение в 2003 г. российского фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров «ФЕСТНАИВ» в Москве.



МУЗЕЙ ВАДИМА СИДУРА
и памятник погибшим в афганской войне

Война – это самое большое проклятье, которое наложило на себя человечество. Война – это борьба за обладание высотой, селением, землёй, властью ценой многих человеческих невзгод и жизней. Генералы рапортуют о количестве подбитых вражеских танков, сбитых вертолётов, занятых укреплений… Никто не рапортует о количестве ампутированных ног, выжженных глаз, растерзанных душ, пролитых слёз. Кончается война. Уходят с поля боя танки, зарастают окопы, выходят в отставку генералы. Города, которые отстаивали ценой жизней, отдаются по политическим соображениям. Что же остаётся после войны? Изуродованные тела, незаживающие раны. Стареющие матери остаются без сыновей, дети с искалеченной судьбой остаются без отцов, герои-победители остаются без погребения на родине. И не выдерживает земля такой тягости. Разверзывается земля, и встают из неё наши горемычные матери и вдовы, чтобы склонить головы над павшими, чтобы омыть слезами всех, кто нашёл и не нашёл последнего своего пристанища на родной земле.
Такие ощущения приходят, когда я смотрю на памятник скорби, вставший на земле Перова, а ныне – Новогиреева. Может быть, похожие ощущения владели скульптором, когда его руки творили этот символ горькой памяти? Ведь это – отлитая в бронзе память художника, на себе испытавшего ужас войны.
Кто же этот художник, который при жизни был не известен у себя на Родине, но скульптуры которого уже были установлены в Берлине и Дюссельдорфе, Чикаго и Касселе, работы которого пополнили собрания канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, лауреата Нобелевской премии Пабло Неруды и многих других?

Вадим Абрамович Сидур родился 28 июня 1924 года в Екатеринославе (потом Днепропетровск)*. Его полуголодное детство с вечной ссадиной на переносице, с фокусниками и старьёвщиками во дворе, его комсомольская юность были такими же, как у тысяч детей тех советских лет. Вот некоторые мазки с картины той жизни, которую В. Сидур рисует в своих воспоминаниях.
«В тридцатом или тридцать первом году от голода со мной несколько раз случалось что-то похожее на обмороки… Но бывали и пиры. Однажды после папиной получки мы втроём ходили по пустынному базару и наконец, истратив на это всю папину зарплату, купили буханку хлеба и нанизанную на нитку копчёную тюльку… До сих пор не могу забыть её вкус».
«До сих пор помню прекрасный вкус котлет, приготовленных мамой из конины, купленной на базаре. Свою маленькую игрушечную лошадку на колёсиках, подаренную мне дедушкой. Я тоже зарубил на мясо и разрезал на несколько кусков».
33-я полная средняя школа, кружок рисования в городском Дворце пионеров. Он – не очень крепкий мальчик, склонный к гаймориту. Но уже раскрываются его эмоциональная чувствительность, восприимчивость к прекрасному, доброта и сопереживание. «Котёнка бросили в уборную, когда она была наполнена примерно на одну треть. Его вопли не прекращались ни на минуту. Я привязал к длинной верёвке старую плетёную корзиночку. Котёнок сразу понял, что в этой корзинке его спасение. Он цеплялся за корзинку, но влезть в неё не мог…Пол уборной был полит, наверное, хлорной известью, потому что глаза мои резало и они слезились. И всё-таки котёнка я вытащил».
Лето 1941-го. Только что закончен 9-й класс. Война. Он с родителями эвакуирован в Среднюю Азию. «Я рисовал много, хотя художником становиться не собирался. Буду врачом. Это я тогда знал точно». В 1942-и Вадим призван в армию и направлен в г. Кушку в пулемётное училище. В 1943 году младший лейтенант В. Сидур прибыл в расположение назначенной части 3-го Украинского фронта.
В марте 1944-го он был ранен. «Немцы стреляли разрывными пулями. Пуля попала мне в левую верхнюю челюсть. Прошла через корень языка и разорвалась в правом углу нижней челюсти. Ранение сопровождалось контузией с потерей сознания». Пришла инвалидность, скитания по госпиталям. Тем не менее, Вадим поступил и в 1953 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановку), став профессиональным художником.
«В его первых работах, жанровых скульптурах 50-х годов, небольших керамических фигурках мужчин и женщин, девушек на пляже, влюблённых, матери с детьми чувствуется нежность и лиризм, может быть желание забыть тот кошмар, который довелось пережить» (М.В. Сидур).
1961 год. Инфаркт. В больнице Вадим Сидур встречает своё 37-летие. Тут появляется острое ощущение, что жизнь кончается, что можно не успеть рассказать всю правду о том, что передумал и испытал, что он и его сверстники переболели и перестрадали, о чём и сейчас под шрамами ноет война. Но об этом невозможно рассказывать приглаженными выражениями с аккуратно расставленными запятыми. Это не было бы полной правдой. Он мог говорить о своей боли только со скрипом зубов и только восклицательными знаками. Поэтому художник ищет новые формы и новый образный язык для своего творчества. Появляются скульптуры «Раненый» (1963), «Человек с оторванной челюстью» (1965) и другие работы из цикла «После войны», цикл «Памятники» и др.
По-моему, эти работы не требуют комментариев. На них больно смотреть. Кого-то эти скульптуры могут шокировать непривычностью художественного языка, выбранных средств. Но это ради нас Сидур отливает в бронзу боль и скорбь военного поколения, чтобы не выветрилась память о страшном надломе в жизни нашей страны. Чтобы остановились мы на минуту в своей деловой спешке, склонили головы и вспомнили, что будет с нами и с нашими детьми, если мы не остановим эти проклятые войны.

Мы помним, что в советское время художник должен был прославлять. Причём прославлять только на понятном для всех языке – языке социалистического реализма. Поэтому боль Сидура, его апокалипсические предсказания социальных последствий глобального вооружения и экологических катастроф, высказанные символично, не могли быть приняты «советским искусством». Художнику не давали выставлять свои работы, пресса о нём умалчивала, к его знакомым заходили сотрудники КГБ. Только в первые годы «перестройки» на волне демократизации стало возможным организовать первую выставку Вадима Сидура. Но сам художник до этого не дожил. Он умер в июне 1986-го.
Инициаторами выставки были сын и вдова художника. «Летом 1987 года мне довелось поделиться идеями о создании Музея Вадима Сидура с членами руководства исполкома Перовского районного совета Москвы М.В. Шабушкиной и В.В. Каменевым. Эта идея не только не вызвала у них резкого неприятия, но и было горячо поддержана. Было решено начать с проведения масштабной и общедоступной выставки скульптуры и графики Сидура» (М.В. Сидур). В Перовском районе нашли и помещение и финансирование для выставки. 11 сентября 1987 года открылась первая на родине, действительно открытая для всех желающих, такая выставка.
Однако, когда в середине ноября на пленуме ЦК верх в политической борьбе одержали консерваторы, и вся политика дала резкий крен вправо, когда Борис Ельцин был снят с поста первого секретаря московского горкома партии, в этот же день выставка была закрыта. Когда же перестроечные тенденции в жизни страны вновь обрели силу, снова встал вопрос об открытии выставки. Но потребовалась непосредственная поддержка М.С. Горбачева, чтобы в сентябре 1988 года состоялось повторное открытие выставки в Перовском выставочном зале. Решением местных органов власти в июле 1989 года он был преобразован в Музей Вадима Сидура.  В 1995 году он получил статус государственного музея. Руководит музеем его сын – член Московского союза художников, член Международного совета музеев Михаил Вадимович Сидур. Музей занимает часть оригинального многоэтажного здания на углу Зелёного проспекта и Новогиреевской улицы, построенного по проекту Александра Ларина.
  Теперь музей живёт активной творческой жизнью, занимается культурно-просветительской и издательской деятельностью. Символичным является «выход» одного из экспонатов музея на главную улицу района. Так решением и усилиями ребят из Перовского клуба ветеранов афганской войны «Долг» с помощью сотрудников музея в сквере на Зелёном проспекте установлена скульптура В. Сидура «Памятник оставшимся без погребения» в монументальном размере (архитектор Сергей Тимофеев). Открытие памятника состоялось 15 февраля 1992 года в день третьей годовщины начала вывода советских войск из Афганистана. Этот памятник стал первым в Москве монументом, посвящённым москвичам, погибшим в афганской войне. И склонили матери и вдовы головы над павшими, чтобы омыть слезами всех, кто нашёл или не нашёл последнего своего пристанища на родной земле.

 * - использовались источники:
В. Сидур. Памятник современному состоянию. М., «Вагриус», 2002.
М.В. Сидур. Музей Вадима Сидура в Москве… М., 1998.


ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на Перовской

Московский Драматический Театр на Перовской всеми своими корнями связан с нашим районом. Начиная с того, что его художественный руководитель, заслуженный артист России, лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства, Кирилл Маратович Панченко и директор Андрей Маратович Панченко здесь выросли и «по месту жительства» создали свой театр. Молодой режиссёр Кирилл Панченко, окончив актёрский факультет ГИТИСа (курс О. Табакова) и режиссёрский факультет Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина, несколько лет работал в Чувашии. Затем – стажировка в театре им. Е. Вахтангова и в театре им. Маяковского. В это время он уже начал подбор актёров для воплощения мечты о своём театре.
  Первые сборы единомышленников и репетиции проводились на квартирах или в случайных помещениях Нужно было приложить огромные усилия, чтобы заинтересовать своей «любительской» деятельностью руководство Исполкома Перовского районного совета народных депутатов, добиться выделения для своей деятельности хотя бы помещения ЖЭК на Перовской улице. И решающее слово в этом было за Председателем Перовского Исполкома Валерием Павлиновичем Шанцевым. Им подписано Решение Исполкома от 23 сентября 1987 г.: «Организовать Любительское объединение Театр-лаборатория «Новогиреево» на основе хозрасчёта по адресу ул. Перовская, дом 75. Организация-учредитель – Исполком Перовского районного Совета народных депутатов, отдел культуры».
  Первая афиша нового учреждения объявляла: «Театр-лаборатория «Новогиреево». Драма А. Стринберга «Фрекен Жюли». Так 1 ноября 1987 г. в статусе студии началась жизнь нового театра.
Нам, зрителям, посчастливилось, что первыми единомышленниками Кирилла Маратовича и первыми актёрами театра стали Виктор Андреевич Никитин и Галина Александровна Чигасова – ныне Заслуженные артисты России. Позвольте высказать сугубо личное мнение: замечательные актёры, весьма заслуженные… Виктор Андреевич выступает в двух амплуа: здесь на Перовской и на других площадках он радует зрителей ещё и своими моноспектаклями по произведениям Н. Гоголя, А. Пушкина, Ф. Достоевского, композициями по стихам С. Есенина, А. Фета, Н. Рубцова и т.д.   Потом в труппу вошли прекрасная Светлана Загородняя, Николай Мальцев, Тамара Карант, Юрий Булдыгеров, Елена Штепенко, Павел Ремнёв и другие.
  Решением Исполкома Перовского районного Совета народных депутатов от 7 июня 1989 г. любительское объединение Театр-лаборатория «Новогиреево» переименовано в "Драматический театр-студию на Перовской", работающий на коллективном подряде. В январе 1992 г. театр-студия переведена в статус муниципального театра. Наконец, постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 1993 г. студия преобразована в "Московский драматический театр на Перовской" Комитета по культуре Москвы.
  «Содержание Московского драматического театра на Перовской будет осуществляться за счёт спонсорских средств и частичного бюджетного финансирования в пределах ассигнований, выделяемых Комитету по культуре Москвы».
  Театр много гастролирует у нас в стране и за рубежом. Здесь родилась новая форма театрального содружества: с 1995 г. раз в два года театр проводит на своей сцене Московский международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец». Со своими спектаклями сюда приезжали коллективы из России, Беларуси, Украины, Сербии, Албании, Македонии и других стран. Руководство театра старается быть ближе к своим «главным» зрителям – жителям Перова и Новогиреева. Здесь проводятся вечера для бывших жителей блокадного Ленинграда, мероприятия по чествованию многодетных семей, ветеранов Великой Отечественной войны. Когда Центр образования «Феникс» организовал Международный фестиваль песни на французском языке среди школьников, Театр на Перовской предоставил свою сцену для проведения конкурсного прослушивания участников.  Понимая, что театр находится в районе, где большая часть населения плохо обеспечена, здесь устанавливают низкие цены на билеты. Для пенсионеров даже делали скидку.
В репертуаре театра представлены разные жанры – от античной драмы до романтической комедии. Наряду с современными авторами здесь ставятся произведения А. Сумарокова, Д. Фонвизина, А. Островского. Здесь всегда есть и сказка для малышей, и что-то полезное для школьников. Администраторы театра приходят в школы и по договорённости устраивают специальные спектакли для детей. Театр всегда удивляет, предлагает неожиданную трактовку и интересные краски. Поэтому я попросил К.М. Панченко рассказать о творческом стиле его работы, об особенностях театра.
  «Мы считаем себя традиционным реалистическим русским театром. А индивидуальная черта нашего театра – это, в первую очередь, внимательное отношение к авторскому тексту. Если на нашей афише написано Островский, то это должен быть Островский, а не фантазия Панченко по Островскому. И дело не только в сохранении авторского текста. Мне интересно понять, зачем он это написал, что волновало автора, почему он дал пьесе такое название. Я должен знать историческую эпоху, в которую создавалось произведение, понимать, для какого театра писалась пьеса. Ведь сегодняшний театр радикально отличается от театра конца позапрошлого века, даже театр 80-х сильно отличается от театра 60-х годов. Каждый автор индивидуален, а я стараюсь донести до зрителя дух автора, некую его атмосферу. Тот, кто глубже вникает во всё это, тот и будет ближе всех к постижению авторского замысла. Конечно, всё это нужно адаптировать к сегодняшнему зрителю. Иногда при таком «растворении» в авторе и возникают самые разные спектакли по своей стилистике, и по визуальному ряду, и по приёмам актёрской работы. У меня нет никакого своего «режиссёрского стиля». Мой стиль зависит от пьесы, он возникает тогда, когда я беру её в руки».

6 августа 2014 г. Кирилл Маратович Панченко умер от инсульта на 55-ом году жизни. В 2018 г. прекратилась деятельность Андрея Маратовича. В театр пришли новый директор и новый художественный руководитель.



ПЕСНЯ НИНЫ ГУЛЮК
 
  Нина Семёновна молоденькой выпускницей музыкально-театрального училища приехала в Москву (тогда Калининский район) в 1946 году. Она пела всю жизнь, но артисткой так и не стала. Не сложилось. Работала в разных учреждениях. После коммуналки в деревянном домике Новогиреева получила скромную квартирку в перовской «хрущёвке». Но – всё-таки!  А душа её пела! Пела, когда уже пошатнулось здоровье, когда после падения в руке появилась палочка. Но всегда она щедро дарила людям свою поющую душу…
В начале 1990-ых, когда все мы переживали материальные трудности, когда многим пожилым людям с трудом хватало пенсии на обследования и лекарства, трудно было оплатить билеты в театр или на концерт. Не до концертов!.. И тогда «на сцену» вышла Нина Семёновна Гулюк. По своей инициативе, без всякой официальной материальной поддержки, благодаря огромной внутренней энергии, любви к людям и к песне она договорилась с владельцем помещения, пригодного для временного устройства небольшого «концертного зала» и организовала музыкальную гостиную.  Мы уже не помним, кого из знакомых артистов она приглашала на первые эти бесплатные концерты, кто был среди зрителей, но музыкальная гостиная Нины Гулюк стала уникальным общественным мероприятием всего Перова. Потом местом проведения регулярных музыкальных вечеров стала библиотека № 128 на Полимерной улице. К Нине Гулюк приезжали солисты Большого театра и студенты консерватории, весёлый фольклорный ансамбль и артисты оперетты. Давно стала здесь своим «штатным» музыковедом заслуженная артистка России Надежда Кушнер. Здесь пела Алла Баянова, выступала народная артистка России, доцент кафедры вокала музыкального Училища им. А. Шнитке Лидия Абрамова и ласковый тенор Виктора Евгеньевича Соломенцева подбирался к самой твоей душе…
  Вспомним любой из таких вечеров. Зал полон. Откуда-то из подсобных помещений несут складные стульчики: штатных мест в зале не хватает. Здесь и пенсионеры, и мама с детишками, и молодая пара. Однако больше всего здесь пожилых и одиноких дам. Их кавалеры не вернулись с фронта, не перенесли тяжёлых условий послевоенных строек, погибли при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.  И некому теперь поддержать их под руку. А человеку всегда нужен хотя бы маленький праздник, хотя бы короткое отдохновение. И они идут на концерт к Нине Семёновне. Здесь звучат любимые песни, мелодии их души… Двадцать пять лет люди припадали к этому источнику. Двадцать пять сезонов она по субботам собирала перовчан в своей музыкальной гостиной на бесплатные концерты.
  Никто не знает, как Нина Семёновна привлекала  сюда артистов. Конечно, самые популярные и раскрученные исполнители погнушались бы той символической благодарностью, которую она им могла предложить. Но сюда приезжали её друзья. Они знали, что здесь их встретит душевное тепло и искренняя благодарность зрителей, горячие аплодисменты и скромный букет цветов – от всей души. А это тоже чего-то да стоит!

  Двадцать второго апреля 2017 года, собравшись на очередную встречу в музыкальной гостиной Нины Гулюк, мы поздравили её с 89-м  днём рождения. 13-го октября её не стало. Нина Семёновна, спасибо за всё, что Вы делали для нас эти многие годы! Спасибо за ваши песни, за наши праздники!


КИНОТЕАТР «КИРГИЗИЯ»

В 2002 г. мы беседовали с директором этого крупнейшего в округе кинотеатра, ветераном отечественной киноиндустрии Борисом Семёновичем Ткач. Человек со специальным художественным образованием, с большим профессиональным опытом… казалось, что он так и не «перестроился» в «настоящего» коммерсанта. Просто он с любовью делал своё дело. Вот – что Борис Семёнович рассказал нам накануне «второго рождения» кинотеатра.

  «Кинотеатр «Киргизия» начал свою работу 28 апреля 1972 г. показом фильма «Русское поле». Первым директором здесь был Константин Прокопьевич Ершов. С самого начала красивый широкоэкранный кинотеатр, чем-то напоминающий знаменитую «Россию», пользовался популярностью среди жителей старого Перовского района, на территории которого он и находился, новосёлов Вешняков-Владычина и Ивановского. Все его 1278 мест всегда были заняты. В 1974 г. была образована районная Дирекция кинотеатров, которая сконцентрировала управление кинопрокатной и культурно-просветительной деятельностью всех кинотеатров большого Перова. С 1978 г. эту Дирекцию возглавлял Б.С. Ткач.
  Само название кинотеатра и его оформление говорили о желании познакомить москвичей с культурной жизнью Киргизии. При входе в просторное фойе зрителей встречали скульптурные и настоящие каменные изваяния, от которых веяло простором и тишиной «диких» азиатских степей. Огромный занавес в зале был расцвечен солнечной орнаментальной композицией, как бы сошедшей с кошмы киргизской юрты (солнце – основной элемент символики Киргизской ССР). Здесь часто гостили и выступали перед зрителями ведущие деятели культуры Киргизии – писатели, композиторы, деятели кино. На сцене выступали певцы и танцоры, участники художественной самодеятельности. Когда в марте 1976 г. проходила премьера художественного фильма «Красное яблоко» по рассказу Чингиза Айтматова, замечательный киргизский писатель был гостем «Киргизии».
  Особую популярность кинотеатру принесло участие в Московских международных кинофестивалях. Первый такой фестиваль прошёл в «Киргизии» в 1979 г. Здесь проводился внеконкурсный показ отечественных и зарубежных фильмов – участников фестиваля. При демонстрации последних в зале работал переводчик. Перед зрителями выступали актёры и режиссёры фильмов. Тогда на улице перед кинотеатром с тихой надеждой стояли огромные очереди желающих приобрести билеты. Люди приезжали со всей Москвы. Счастливчики – в приподнятом настроении, празднично одетые – торжественно поднимались по красивым широким ступеням…
  Оригинальным и замечательным моментом общественной жизни района были «Перовские пятницы», которые проводились в «Киргизии» в конце трудовой недели. Они возникли по предложению секретаря Перовского районного комитета КПСС и председателя Перовского исполкома В.П. Шанцева. Это было синтетической формой информационной и культурно-просветительной работы с населением района. В первой части вечера выступали руководители района, заведующие отделами культуры, торговли, руководители организаций, связанных с обслуживанием населения. Они рассказывали о своей работе, о проблемах и перспективе района. Выступали артисты Москонцерта, устраивался показ моделей одежды и т.д. во второй части демонстрировался какой-нибудь хороший фильм. Посещение таких вечеров было бесплатным .
  Всё это кончилось в конце 1980-ых. Когда вся страна была брошена в пучину дезорганизации и экономического самовыживания, трудные времена наступили и для «Киргизии». Потом и всему народу стало очень тяжело, многие совсем обнищали. Тут уж не до кино… В сентябре 2001 г. кинотеатр был закрыт на ремонт.
  9 января 2002 г. состоялось официальное открытие «Киргизии» в новом качестве – она вошла в сеть кинотеатров «Империя кино». Это было как бы второе рождение «Киргизии». Эта организация вложила средства в реконструкцию помещения. В зале стало меньше мест (894), но теперь это – удобные широкие кресла с подсветкой номеров. Специальная аппаратура поддерживает комфортные параметры климата в зале. Новая звуковая система создаёт особое «пространственное» звучание, как бы помещая зрителя в центр происходящих действий. Вход в помещение кинотеатра теперь бесплатный. Раздевшись, вы можете посетить в фойе бар, кафе, игровые автоматы, просто поговорить с попутчиком за столиком или на мягком диване. Билеты с вас спросят только при входе в зрительный зал. Фильмы демонстрируются с 9 часов утра до 2-3-х часов ночи».

  Прошло 20 лет. Долго, очень долго кинотеатр не работал: шла реконструкция, а практически – полная перестройка сооружения на том месте, где была «Киргизия». Осталось только прежнее название, но теперь это почему-то «место встречи». В 2023 г. состоялось третье «рождение» нашего районного… хотел сказать кинотеатра, но осёкся: фильмы-то так и не идут. Появился ещё один торговый центр. Нафиг он нам нужен!?



КИНОТЕАТР «БЕРЁЗКА»

  В январе 2003 г. кинотеатру исполнится 40 лет. Он всегда был специализированным детским кинотеатром. Здесь в рамках киноклубов и кинолекториев с детьми проводилась культурно-просветительная и воспитательная работа. Перед сеансами с ребятами встречались писатели, художники, сотрудники ГАИ.
Директором кинотеатра недавно стала Лариса Константиновна Преториус, а организацией досуга детей и подростков занимается Любовь Кузьминична Белякова. Они рассказали, что на сезон 2002-2003 г.г. планируется проведение кинолекториев по следующим темам:
«Правила дорожного движения». Наряду с просмотром специальных кинолент сотрудники ГАИ будут проводить с ребятами тематические конкурсы, викторины, беседы;
«В мире мультипликации». Ребятам не только покажут много интересных мультфильмов, но и расскажут о том, как их делают;
«Патриотическое воспитание молодёжи». На просмотры фильмов по этой тематике к ребятам будут приходить ветераны Великой Отечественной войны, авторы, работающие в этом направлении. Мы планируем показать как широко признанные «Летят журавли», «Неизвестная война» и другие, так и новые картины по военной тематике молодых режиссёров: «Звезда», «Кукушка».
  Раз в месяц после уроков будут проходить встречи по абонементам:  «XXI век без наркотиков» и «Фокусы и головоломки». Абонементы приобретаются школами через Управление народного образования Восточного округа.


Рецензии