Из истории поселений Причулымья

               
    Причулымье. Эта суровая и щедрая сибирская земля всегда славилась  обилием природных красот и богатств! Еще в древности пойма реки Чулым, "обширные заливные луга и плодородные почвы позволяли определить: «Земля хлебородна, овощна и скотна»,приводит высказывание известного историка и картографа XVII века Семена Ремезова боготольский краевед А.Ф.Тепляшин в очерке "Откуда есть пошла земля боготольская"(1993),посвященном 100-летию г.Боготола, которое хочется продолжить:"Паче всех частей света исполнена пространством и драгими зверьми безценными...Рек великий и средних, заток и озер неисчетно, рыб изобильно..
      Не случайно, что именно сюда стремились многие переселенцы из российских губерний. Сибирь, никогда не знавшая крепостного права, становится легендарным, вольным краем для крестьян из центральных и западных губерний России. Но сибирская земля с ее редкими тропами и лесными дорогами, топкими болотами, казалась благодатной только летом -зимой  же переселенцев встречала заваленная снегом тайга,  трескучие морозы с пронизывающими, сбивающими с ног ветрами. Все это и бывалого человека угнетало суровостью и безлюдьем, не говоря уж о тех, кто родился и вырос в теплых краях. Однако нелегкие условия не страшили аборигенов чулымских земель ,да и пришлые люди постепенно приспособились к тяготам жизни.               
     Исторические данные  о далеком прошлом поселений Причулымья  многие исследователи заимствуют из  первого научного труда- "История Сибири" выдающегося историографа, академика Петербургской Академии наук Г.Ф.Миллера(1705-1783), обращают внимание на то, на карте расселения тюрских племен, помещенной в  «Истории Сибири», указывается, что на территории Боготольской волости в XVI—XVIII веках проживало племя басагаров, а в Краснореченской волости —племя калмаров. Народы эти еще называли чулымскими татарами. Они -то, по видимому, и дали название реки "Чулым", что в переводе с тюрского обозначает "бегущий снег". Жили здесь и коренные сибиряки : кыргызы, татары.               
     Известно, что басагары и калмары платили дань кыргызскому княжеству Алтысарскому. Это было княжество енисейских кыргызов  с центром на севере современной Хакасии в долине Июсов(притоков Чулыма) и Божьих озер. Алтысарский Улус(княжество) управлялся князем — беком. Именовались алтысарцы «нижними кыргизами», так как обитали ниже остальных по течению Енисея. В русских документах XVII в. имели второе название «большие кыргизы», ведь в междуречье Июсов при каменном городке находилась резиденция самых знатных князей! Все жители долины р.Чулыма, р.Кии и северных отрогов Кузнецкого Алатау считались данниками —кыштымами Алтысарского улуса.
 (Термин "кыштым" из тюркского слова “кыш” — “соболь”. Следовательно, означал человека, имеющего соболей, что со временем стало означать данника, уплачивающего дань пушниной, и вообще зависимого человека).
      К этому времени началось активное заселение русскими людьми обширной территории Западной Сибири. В 1604 году здесь по приказу русского царя Бориса Годунова была построена крепость Томский острог, которая не только распространила власть российского государства и обеспечила защиту живущим здесь народам, но и обложила их данью в пользу русского царя. А в 1628 году был возведен Красноярский острог.
     Набеги кыргызских князьков на русские поселения не прекращались. Больше всего кыргызы предпочитали грабительскую тактику:               
 «А как государь, они, кыргызы, пришли войною в Томский уезд, преж бою выжгли в деревне пашенных крестьян шесть дворов, да перекололи копии женского полу баб да девок пять человек, да мужска полу трое ребят; а лошадей и рогатой скотины взяли малое число» (Безъязыков Л."Красноярск изначальный".)               
     Томский  и красноярский воеводы были вынуждены не прекращать борьбу с воинствующими соседями. Для этого в 1641 году под руководством томского воеводы Якова Тухачевского был построен Ачинский острог в верховье реки Чулым, у озера Сизирим, около современного села Сереж.
     После того, как заложили Ачинский острог, Кыргызский рубеж стал проходить через Каштацкий острог в верховьях реки Серта через р. Урюп, Береж и озеро Белое на новый Ачинский острог. Но через год Ачинский острог был сожжен, и рубеж был захвачен немирными кыргызами. Тогда в 1642 году отряды под руководством томского Воеводы Н.Тухачевского и красноярских воевод М.Кольцова и С.Коловского, соединившись близ излучины Чулыма, за рекой Белый Июс, нанесли кыргызам мощное поражение, после которого кочевники не могли больше осуществлять ежегодные грабительские набеги, дали «шерть» (присягу) навечно и выдали аманатов(заложников).             
    Однако, несмотря на убедительную победу русских и присягу, данную кыргызскими князьями, набеги на русские поселения продолжались. Немногочисленные отряды казаков и служилых людей из редких острожков не могли защитить местные причулымские племена и пашенных крестьян. Поэтому в 1683 году, где речка Ачинка впадает в р Чулым, на землице ачинцев был построен Ачинский острог, который давал хоть какую-то возможность для развития пашенных поселений. И лишь только к 1703 году сложились благоприятные условия для развития русских поселений в Причулымье.
    Через Ачинск с 1726 по 1735 годы был проложен Сибирский Московский тракт, прошедший в 1751 году  и через села:  Красную речку, Боготол, Итат -что  способствовало развитию притрактовых сел.               
    Историки считают,  что сведения о селе Боготоле, давшем название Боготольской волости, относятся к 1751 г., но документально датируются 1771 годом в работе исследователя Сибири, академика Петербургской Академии наук, проезжавшего через Боготол, Петра Симона Палласа: «Сия деревня стоит из 160 домов, из которых переселены сюда из Енисейска, а прочие суть сосланы из России на поселение крестьяне. Оная деревня принадлежит вместе со всеми от Сусловки новыми деревнями под Красноярск и имеющая главный надзор над поселениями начиная с самого того места до Ачинского острога. Сын боярский имеет здесь свое пребывание и контору. Сказывают также, что в сей стране будет построена винокурня (Боготольский Завод), коя хлеб весьма близко и дешево доставить может. В Боготоле находятся также соляные магазины, в кои с лежащего на Белом Июсе озера соль привозят».               
     В 1782 году Боготольская и Краснореченская волости вошли в состав Ачинского уезда Томской губернии.               
     Многие ссылаются на известное высказывание Н.А.Радищева, который  в своих «Записках путешествия в Сибирь» 12 сентября 1791 года отмечал: «Боготольское село на Чулыме, которого один берег плоский, а другой гористый. Хребет гор вышел мысом к Чулыму, который его обошел, протекая сперва от юга, потом от востока, там от запада, и наконец склоняясь к западу в Обь».               
     "Годом возникновения населенного пункта села Красный Завод считается 1792 г. (первое название Краснореченско-Заводское. Данные взяты из исследования Николая Одинцова "Из истории Красноярского края".) Число хозяйств по переписи 1926 года 198, а число жителей 859 человек (410 мужчин и 449 женщин), преобладающая национальность- русские. На территории села имелись: 1 винокуренный завод, 2 водяные мельницы, 1 школа. Основные рынки сбыта сельскохозяйственной продукции и покупки промышленных продуктов были в городе Ачинск. В здании, где сейчас расположено почтовое отделение, была церковь Святого Николая Угодника приход Михаила Архистратига (военачальника).    
     Спиртзавод (винокуренный завод) был заложен в 1778 году в 5 км от с.Красная Речка, оборудование было сплавлено на плотах частично из Б-Завода . Причиной его закладки является :удобное слияние рек с гор в реку Чулым; наличие леса в Арге стройматериала на месте и дров; товарный хлеб (сырьё) из Ачинской и Боготольской волостей ; дешёвый каторжный труд ссыльных после восстания Е. Пугачева и взятых в плен местных, воинственных кочевых народов казаками. Винокуренный завод находился в ведении Министерства государственного имущества и являлся каторжным. Здесь работали крепостные крестьяне из Европейской части России, ссыльные за участие в бунтах, неплатежах податей, уголовных преступлениях. Всё это, возможно, было потому, что завод располагался в местах, откуда побег каторжан был исключен. Дикой тайгой он прижат к Чулыму, с противоположной стороны стояли кордонные караулы. В 1867 году завод был продан ачинскому хлеботорговцу Королёву. При заводе стали строить поселок, основатели его- бывшие каторжные".               
     Возвращаясь из Илимска 2 марта 1797 года, Н.А Радищев в "Записках из Путешествия в Сибирь", писал: «От Ачинска до Красноярской, проехав Чулым, поля обширные. Селения есть по Чулыму, а вниз подале -Сатара — Краснореченcкiй Завод, который в 5 верстах, возят хлеб из Красноярской округи по 27 к пуд 70 .казанов, тож на Боготольском». А 3 марта: «До села Боготольского — 29 верст. Дорога идет полями, еланями и березняками».               
     На этих малых еланях, среди белоствольных берез, по берегам речек и рассыпались наезжие заимки, владельцы которых занимались кто-хлебопашеством и скотоводством, кто- рыболовством и охотой, добычей кедрового ореха и пчеловодством... В  издании Томского статистического комитета "Памятная записная книжка Томской губернии 1885 года" сообщается, что Боготольская волость относится к Мариинскому округу Томской губернии, что волостное правление находится "въ селе Боготольскомъ, въ 119 верстахъ отъ города Мариiнска".Через Боготольскую волость" проходят караваны съ золотом и скотопрогонный трактъ пролегает  чрезь деревню Акимо- Анненскую и села: Итатское,Больше- Косульское, Боготольское...

                                                               
   


Рецензии