Адмирал Колчак как флотоводец

Адмирал Колчак больше известен моим соотечественникам как предводитель белогвардейцев в Сибири в годы  Гражданской войны. Кое-кто знает его как полярного исследователя. И это, пожалуй, все, что известно о нем.

Но звание адмирала присваивают не за командование сухопутными войсками, а именно такими были войска белогвардейцев в Сибири, это звание в военно-морском флоте и как правило, его обладатель должен быть умелым флотоводцем.  Но как же зарекомендовал себя адмирал Колчак  именно на этом поприще?

В  июне 1916 года на Балтике состоялся примечательный морской бой. С одной стороны восхваляемый в современной России контр-адмирал Колчак во главе трех новейших миноносцев типа "Новик", с другой - немецкий лейтенант запаса Пликет с тремя вооруженными траулерами и вооруженным пароходом "Герман". Немцы свою задачу выполнили: несмотря на численный и качественный перевес русских - 12 транспортов с железной рудой избежали уничтожения и благополучно укрылись в шведских нейтральных водах. О бое в Норчёпингской бухте читайте в этой статье.

В обоих мировых войнах главная морская коммуникация Германии проходила вдоль шведских берегов. По ней с рудников севера Швеции на заводы Круппа поступали миллионы тонн железной руды. Чтобы вы понимали - треть немецкого оружия было произведено из шведского сырья. Рудой дело не ограничилось. В обход английской морской блокады в Германию шло продовольствие, лошади для артиллерии, хлопок для изготовления одежды и пороха. Шведские коммерсанты закупали товар, а затем втридорога продавали его немцам. Более того, шведские заводы всю войну негласно изготовляли для германского флота корпуса морских мин и запчасти для торпед. По ряду причин русский флот не проявлял на этом направлении большой активности. В том числе, наверное, и потому, что Российская империя сама закупала через Швецию продукцию немецких заводов. Например - электролампы завода "Симменс". Также через территорию королевства шел транзит грузов Антанты в Россию.

Но вернемся на Балтику в июнь 1916 года. От английской резидентуры в Швеции пришел точный график отправления немецких конвоев с железной рудой. Один из них, выходивший 13 июня, решено было перехватить. Для этого командующий Балтийским флотом адмирал Канин выделил следующие силы: крейсера "Рюрик", "Олег", "Богатырь", дивизион новейших эсминцев типа "Новик" ("Новик", "Победитель" и "Гром") и 8 более старых угольных миноносцев. Также к операции привлекались подводные лодки. Непосредственно конвой должен был атаковать дивизион "новиков" под командованием свежеиспеченного (произведен 10 апреля) контр-адмирала Колчака, остальные силы осуществляли прикрытие операции. Общее командование осуществлял находившийся на "Рюрике" контр-адмирал Трухачев.

В 13:30 13 июня корабли снялись с якоря на рейде Люм и  взяли курс к шведскому берегу в районе островов Готланд и Готска-Санде. В 22 часа, эскадренные миноносцы "Новик", "Победитель" и "Гром" под командованием Колчака отделились от отряда и, увеличив ход до 25 узлов, направились в Норчепингскую бухту. В 23:15 мин эсминцы обнаружили впереди по курсу дымы и еще через четверть часа нагнали конвой, шедший из Швеции вдоль берега на юг. Конвой состоял из 12 - 14 транспортов, судна-ловушки "Герман" и трех вооруженных траулеров. Все суда шли с огнями, что облегчало атаку. В 23:30 германский конвой вышел за пределы шведских территориальных вод юго-восточнее плавучего маяка Хевринге. В 23:33 Колчак, опасаясь по ошибке атаковать шведские суда, приказал сделать предупредительный выстрел впереди по курсу концевого судна. После прозвучавшего второго предупредительного выстрела командир конвоя лейтенант Пликерт отдал команду транспортам уходить к шведскому берегу, а сам во главе вооруженных траулеров вступил в бой на встречных курсах, попутно ставя дымовую завесу.

Многие исследователи отмечают, что в сложившейся ситуации 35-узловым эсминцам Колчака ничего не стоило, не обнаруживая себя, обогнуть караван и зайти со стороны берега. И вот тогда можно было уже разбираться с принадлежностью судов, давать предупредительные выстрелы и т.д. Противник, оказавшись между отрядами Колчака и Трухачева, никуда бы уже не делся.

Но случилось то, что случилось. Транспорты бросились в сторону спасительного шведского берега. Им вдогонку было безрезультатно выпущено несколько торпед и снарядов. Вскоре огонь пришлось прекратить - германские рудовозы вошли в территориальные воды нейтральной Швеции. Тогда Колчак приказал повернуть на северо-запад, чтобы не разойтись с кораблями непосредственного охранения конвоя противника и не потерять из виду самый большой из них - концевой. Им оказался вооруженный четырьмя 105-мм орудиями "Герман". Первыми же залпами эсминцев был разбит мостик и три орудия. Командир корабля капитан-лейтенант запаса Хофман с частью команды удрал на шлюпке. Как и полагается судну-ловушке, трюмы "Германа" были набиты деревом, поэтому эсминцам пришлось повозиться. Две торпеды, выпущенные "Новиком" не сработали. Тогда эстафету принял "Гром", выпустивший ещё две торпеды с тем же результатом. Наконец на эсминце сообразили, что при стрельбе с такой малой дистанции не успевает взвестись предохранитель. Когда же "Гром" отошел от немцев и с дистанции в 8 кабельтовых (1,5 километра) выпустил третью торпеду, которая сработала как надо. Пораженный в корму, "Герман" затонул.

Подведем итоги. Задачу по уничтожению немецкого конвоя Колчак не выполнил. Тысячи тонн руды были доставлены в Германию, где их превратили в снаряды и пушки. Потопление старого парохода 1901 года постройки является слабым утешением. Через несколько дней в шведских газетах появилась информация о гибели нескольких транспортов, но она не подтверждается ни нашими, ни немецкими документами. Да и сам адмирал признавал, что "рассеял караван и потопил корабль охранения". Тем более удивительно, что тогда же в июне 1916 года, Колчак, не пробыв контр-адмиралом и три месяца и проведя один бой, получает вице-адмирала и назначение на Черноморский флот командующим. Умел человек карьеру делать!


Рецензии