Засекреченная радиационная авария на заводе

До аварии на Чернобыльской атомной электростанции отношение к радиации в нашей стране было весьма спокойное. Да, кое-кто читал или слышал, что после взрывов атомных бомб на города Японии Хиросиму и Нагасаки много людей погибло от лучевой болезни, но где Япония и где мы. И лишь когда случился взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС и радиоактивное облако накрыло Европу и часть Украины с Белоруссией, о проблеме заговорили. Дошло до того, что люди стали бояться делать рентгеновские исследование и проходить профилактическую флюорографию. Мне, в то время главному рентгено-радиологу Хабаровского края, пришлось давать пояснения на страницах краевой  газеты «Тихоокеанская правда»

Любой прогресс в технике и технологиях не обходится без аварий и даже катастроф. Ведь люди идут неизведанными путями и это неизбежно приводит к ошибкам. Были такие ошибки и в судостроении, когда стали строить атомные корабли и подводные лодки.  Все советские граждане знали о атомном ледоколе «Ленин», который разбивал льды, давая проход судам по Северному морскому пути.  Но ледокол в то время был один, а вот атомные подводные лодки в большом количестве и на них тоже случались аварии. И не только в процессе эксплуатации, но и на стадии строительства. И везде был виноват так называемый «человеческий фактор». Об одной такой аварии и пойдет речь ниже.

Эту аварию засекретили сразу же, боясь любой утечки информации, ведь на кону в годы холодной войны и серьёзного противостояния с США стояла военная целостность и честь всего Советского флота. К тому же, предприятие, на котором это произошло являлось секретным, и любая информация автоматически подпадала под разглашение государственной тайны СССР.

53 года назад,  18 января 1970 года при строительстве атомной подводной лодки К-320 (фото на заставке) проекта 670 'Скат" на заводе "Красное Сормово" в городе Горький (современное название Нижний Новгород) произошла серьёзная радиационная авария атомного реактора.

На подлодке К-320, когда она находилась на стапеле, из-за халатности персонала и конструкторско-технологических недоработок произошёл несанкционированный запуск реактора, который проработал на запредельной мощности около 15 секунд.

Авария произошла во время гидроиспытаний реактора и контура, по которому циркулирует теплоноситель - вода, которая охлаждает тепловыделяющие сборки ТВС. Специальные привода и электромоторы, внутри которых винт располагается на крышке реактора и этими винтами соединяются в реакторе с органами компенсации реактивности с компенсирующими решётками установлены не были!!! - на их место были установлены специальные временные технологические заглушки. Обычная халатность и невнимательность рабочих. При проведении гидроиспытаний создалось огромное давление в реакторе и заглушки эти вырвало со своих мест, не выдержав этого давления. В эти отверстия устремилась вода, находящаяся в реакторе, но вместе с водой стали подниматься и органы компенсации реактивности - компенсирующие решётки. В результате подъёма органов компенсации, реактор вышел на полную мощность. Произошла классическая ядерная авария. При этом произошло значительное радиоактивное заражение территории всего цеха, в котором строился атомный корабль.
Ровно 25 лет до 1995 года эта трагедия оставалось государственной тайной, не подлежащей разглашению. Поэтому все работы и аварию сразу же засекретили, боясь любой утечки информации.

Радиационная авария – это нарушение правил безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов распада или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды. 18 января 1970 года в Нижнем Новгороде произошла радиационная авария.

На момент радиационной аварии непосредственно в помещении находилось 150-200 рабочих. Двенадцать монтажников погибли сразу, остальные попали под серьёзный радиоактивный выброс.

Серьезного и масштабного радиоактивного заражения местности удалось избежать из-за закрытости цеха. Ведь доки и все цеха, в которых производились подобные технические работы находились под определённой защитой согласно строгим правилам техники безопасности. Но загрязнения всё-таки не удалось избежать и был произведён значительный сброс радиоактивной воды в реку Волгу. Уровень излучения в цехе достигал 60 тысяч рентген. Это огромные показатели. В тот день многие ушли домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи. В 70-х годах прошлого века не было ещё разработано серьёзных правил оказания первой медицинской помощи получившим радиационное заражение пострадавшим и медицина не была должным образом подготовлена к работе с подобными пациентами. Лишь только после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году в стране появится комплекс эффективных мер работы с подвергнувшимися радиационному заражению пострадавшими. На дворе был 1970-й год и медицина о радиации имело недостоверную и скудную информацию. Шестерых серьёзно пострадавших доставили отдельным военным рейсом в больницу в Москву, трое из них скончались через неделю с диагнозом "острая лучевая болезнь", с остальных пострадавших взяли подписку о неразглашении произошедшего. Работала специальная комиссия.

Но время было потеряно. Только на следующий день рабочих начали отмывать специальными растворами. Но утаить происшествие от сотрудников предприятия было не реально. В тот же день 450 человек, узнав о произошедшем, уволились с завода.

Основные работы по ликвидации аварии, дезактивации и очистке цехов продолжались до 24 апреля 1970 года. В работах по очистке приняло участие более тысячи человек. На дезактивации работали в основном военные "срочники" из химических войск Советской армии, как их тогда называли "химиками". Молодые парни получали колоссальные дозы облучения на этом объекте. В последствии эти войска переименуют в РХБ.

За эти события завод "Красное Сормово" был награжден орденом Октябрьской Революции, а его директор М. Юрьев получил Героя Соцтруда. Из рядовых рабочих за участие в ликвидации последствий аварии никто правительственных наград не получил.

Ликвидаторы этой радиационной катастрофы долгое время не могли претендовать на какие-либо льготы. Официально завод "Красное Сормово" не производил подводных лодок, вся информация о заводе была секретная. Аварию, произошедшую 18 января 1970 года, рассекретили лишь в середине 90-х годов, когда не осталось непосредственных свидетелей и участников.

Один из оставшихся в живых работников завода впоследствии вспоминал свой разговор с академиком Александровым, создателем реактора:
— С помощью каких приборов и механизмов проводили вы дезактивацию?
— Механизмы такие: ведро, швабра и тряпка — ими и мыли борта подлодки, стапели, полы и стены цеха. А дозиметристы потом за нами проверяли. Если не фонит, хорошо, а затрещит — перемывай заново.
— И куда же всю смытую радиоактивную грязь девали?
— Известно куда, в Волгу, она, матушка, все принимала.
— А сколько в живых осталось из вашей первой добровольческой команды?
— Как в известной песне: "Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят." Да, только трое и выжило.

Никто тогда не задумался о степени и масштабе радиационного заражения непосредственно в сборочном цеху. Ведь громадный сборочный цех был разделен тонкой перегородкой на две основные секции. В одной стояли на стапелях две подводные лодки. Их после ядерного "хлопка" и окружающую территорию цеха начали дезактивировать. В другой же части сварочного цеха за перегородкой собиралась третья подводная лодка обновлённого 671-го проекта. Это и был основной цех по сборке оборудования. И в этом сборочном цеху постоянно работало до полутора тысяч человек. Их труд не прекращался ни на день, работа велась посменно, ведь страна нуждалась в скорейшем изготовлении атомной лодки нового поколения. Как-то само собой считалось, что тонкая кирпичная перегородка защитит судостроителей от проникновения радиации. Но ведь эти два сборочных цеха находились под одной крышей и радиационного загрязнение получило всё здание полностью. И обе половины цеха соединяли огромные ворота, а также общие вентиляция и водоснабжение. Но тем не менее, очистку и дезактивацию произвели лишь в цехе номер один, где непосредственно произошла авария. А второй цех, где располагалась сборка новой лодки, не был дезактивирован и очищен. И люди после аварии продолжались работать, подвергая себя огромным дозам облучения.
Эту аварию полностью рассекретили в 90-х годах прошлого века, когда уже ушли из жизни все участники этих событий. Но никто спустя время так и не дал полной исчерпывающей оценки действиям производившим дезактивацию компетентным органам и военным. Был допущен ряд существенных катастрофических ошибок в оценке масштабов загрязнения и способе дезактивации, повлекшей за собой причинение вреда жизни и здоровью огромного количества людей.

Почему не стали разбираться с этой аварией спустя годы огласки, когда гриф "совершенно секретно" сняли и стоило бы поднять эту тему для всеобщего обсуждения, оценки и огласки? Ответ очень очевиден и прост. Нет живых свидетелей и пострадавших, - а значит нет и самой аварии.

Катастрофы подобного уровня случались во многих странах мира, но в годы холодной войны и противостояния между СССР и США и речи не могло быть о какой-либо радиационной безопасности людей, ведь на кону стояло будущее всего мира.


Рецензии
Недалеко (2-3 км) от этого предприятия жил, учился в школе в это время. В июне 1970 поступил в военное училище в Ленинграде. Информация появилась об аварии только в 90-е...Наверное это правильно.Паника привела бы к огромной,критической панике.Оборонных,стратегически важных, опасных заводов в то время было очень много...

Владимир Казаков Нн   24.10.2023 13:38     Заявить о нарушении