Октябрьский снег засыпал крышу

26 октября 2012 год. Крайний Север Югры. Днём обходила лога. Ночью тайгу накрыл первый и сразу же сильный заморозок. Оттого снег хрустел и не позволял охотиться. Птица не подпускала, - сходила. Здоровье, что-то пошаливало. Поэтому спешила вернуться в балаган, к теплу и безопасности жилья. На души не ощущалось лёгкости и веселья.В такую пору в лесу редко радуешься. Клинья гусей и лебедей с тоскливым кликом разрывали небо. Птицы в спешке летели с севера на юг, что означало: завтра ждать холода и метели, – снег вот-вот накроет землю. А там – и зима!..

Останавливаюсь, чтоб перевести дыхание. Очень плохо с сердцем. Боюсь упасть и не встать. Появилась одышка после подъёма на крутой склон.Нервы сорваны. Из-за постоянного стресса здоровье ухудшается.Невольно боковым зрением обратила внимание на кедровок, что неподалёку суетились, - скакали по веткам деревьев невдалеке.

 – Чем они заняты?!..

Птицы находились далековато, и рассмотреть не представлялось возможным. Да к удивлению, заметив моё внимание к птичьей персоне, одна кедровка сама приблизилась, подлетев ближе.Вероятно, она молода и прежде не встречала в таёжном урмане столь странного двуногого обитателя. Любознательная особа перелетала с ветки на ветку, тихонько подбираясь всё ближе и ближе ко мне. Наконец,усевшись на ветке совсем рядом, принялась со всех сторон внимательно меня осматривать.- Непрерывно крутясь,то поворачивалась боком, то наклоняла голову, чтоб лучше разглядеть человека.

Обозрев меня с одной стороны,подлетела ещё на один метр ближе,поглядывая на пришельца с другого бока. Удостоверившись, что опасности не представляю, подлетела практически вплотную. И принялась разглядывать человека то в профиль, то в анфас – со всех сторон,теперь уже с ветки берёзы, что едва не касалась макушки моей головы.

Любопытство,непосредственность и смелость этих птиц - не новость. Кедровка - одна изумнейших созданий. Чрезвычайно любопытна. Неизменно стремится изучить человека и его поведение. Умело передразнивает порой и меня и собак, других птиц… – своеобразный таёжный попугай самоучка.Сейчас, вблизи, мне представилась возможность в деталях рассмотреть её внешность и поведение:

- На голове оперение окрашено в виде шапочки, - подстать дятлу. Грудка – пёстрая в серо-белых крапинах. Спинка – чёрная. Под хвостом – светло. Глаз – чёрный. Внимательный. Любознательный. Вопрошающий. Клюв – чёрный и крепкий. Птица внешне напоминает галку. И даже - ворону. Её относят к семейству врановых.

Налюбовавшись мной и,в конце концов, потеряв интерес, кедровка пошла по тонкой веточке берёзы,над самой моей головой, склёвывая пристывшие льдинки. Льдинки на ветках образовались из подтаявшего снега и капели последнего осеннего дождя. Я впервые наблюдала, как кедровка утоляет льдом застывшего дождя жажду. Осеннее похолодание заморозило лужи и болотца. Оттого птицы остались без воды, а снег ещё не выпал. Морозная бесснежная осенняя пора опасна живому миру леса не голодом, а жаждой. И, если не ягоды, то птица может массово гибнуть от жажды, во что сложно поверить.

Прозрачные хрусталины привлекали внимание не только птиц, но и меня.Меня тоже одолевала жажда. По пути, я непрерывно отрывала льдинки от хвоинок еловых лап и отправляла в рот. Талая вода казалась сладковатой и имела стойкий привкус хвои. Насытившись влагой льда, кедровка улетела. А я пошла дальше.

В ночь, вслед за лебедиными стаями в тайге завыла метель. Я сидела в тепле лесного жилища и мусолила огрызок карандаша. - Паста ручки давно отказалась писать. Карандаш хранился в балагане со времён Советского союза. Приходилось слюнявить, чтоб писал, экономно точить, - так на дольше хватит. В голову лезли стихи – начало, а дальше не хватало слов под рифму.С прозой у меня получается как-то проще!.. – если начинаю писать, финал сам-собой завершается. Вот, что вышло:

Итак:

Октябрьский снег засыпал крышу
И тая, капает на печь.
Гудит за дверью злобно ветер,
- Как тут не верить в благодать?!..

Отважный пёс почуял зверя,
- Рванул из дома в темноту.
Мелькнул в двери колечком хвостик,
- Умчал пугнуть вражину за жильё.

Вздохнула печь- раскрыла дверку.
Смольё гудит, трещит, поёт огнём.
А я сижу, пишу, глотаю чай и гречку,
Фонарик светит призрачным лучом.

ОктЯбря шаг не канул в лета,
- Уж  снегом выстлало тайгу.
Укрыло белым бурого соседа,
Угнало к югу лебедя перо.

И лета долго ждать и грезить,
А снег всё сыплет, сыплет на лога.
Сижу в глуши- вдали от грязи сплетен,
Ночи на лес спустилось полотно.

А в полночь тучи разомкнуло,
Из сосен выплыла Луна,
Как Марс – красна и величава,
Пошла, вращая круглые бока.

А я усну, мечтами  утомившись,
Во сне увижу хлебные поля,
Родимый край – в саду цветущем вишню,
Отца в трудах, и мать, стоящей  у окна.

Как в детстве мы наивны были!
Всё ждали взрослости,
А в юности - судьбу.
А вот теперь изрядно подостыли.
Оставив в прошлом улицу свою.


Понедельник, 23 октября 2023 г.. Минуло одиннадцать лет. На реке Ятрия вчера появились забереги, а сегодня днём пошла шуга. Выпавший раньше снег, растаял. И лес стоит зелёным. Лужи покрылись льдом.

Набираю тексты в рассказы таёжные с лесных бесчисленных дневников. За окном – темно. Ночь. В комнате болтает телевизор. И вдруг шум людских экранных голосов перебил знакомый, душу выворачивающий клик. Соскакиваю с кресла, прыгаю на табурет, распахиваю форточку: над селом, над крышей нашей двухэтажки, в темноте, едва не касаясь крылами, громко, очень громко перекликаясь, идёт с севера на юг огромная стая лебедя кликуна. Обычно птица летит по свету, днём, а ночью отдыхает. А сейчас летит, ориентируясь на огни села без отдыха, потерявши в темноте Уральские горы, что полосою тянутся с Ледовой тундры до Каспия. Птиц не видно. Но по крику понимаю, - их много, и слышен шум крыльев, так низко идут. Раздаётся во дворе свист: кто-то тоже видит лебедей, не удержался, залился в ответ свистом. Никого не оставляет равнодушным отлёт и прилёт лебедя. Невольно беспокоюсь за птиц. В километре Большое Болото с травой. По всем признакам, устав, они идут на посадку. Рядом и река. Она ещё течёт. А ночью птиц никто не тронет.

***

24 октября 2024 года. С вчера, с утра, шёл снег. Утром - бело! По Ятрии идёт шуга. Людские "блохи" скачат, брызжут слюной! - Сколько человеческой грязи вокруг?!.. думаешь: "Мужик!..", - рано радуешься, - голубой душок.... 

-Хорошо, что снег пошёл, белым, чистым прикрывает землю!..

26 октября 2025 год. Я - в тайге. Со мной Дымка и Пуля. Снега немного. Ночной ветер отряс снег с деревьев. Манья шумит, течёт. Её хорошо слышно ночью за километр. С утра собираюсь к выходу в село. Долго раздумывала. Планировала выходить по снегу и как встанут реки Ятрия и Щекурья. Но неизвестно, когда это произойдет. Вот и решила выходить, в расчете, что успею до ледостава переправиться. Сборы канительны. Всё укладываешь, подвешиваешь от мышей. Прячешь в бутылки надёжно крупы, сахар, соль. Подвешиваешь, убираешь от полевок, медведей. Сильно переживаю. Так всегда. Путь сложный, очень сложно. Никогда не знаешь, что ждёт завтра. Надеюсь дойти до дома сил хватит. Хочется выйти максимально быстро. Самое быстрое - это два дня пути и одна холодная ночёвка. Надеюсь, - смогу и осилю. В тайге сумрачно. День стремительно сокращается, а ночь удлиняется.... Что впереди?.. завтра?.. Молюсь и Богу, и Ангелу о помощи.

 

Фотоснимки Татьяны Немшановой.На фото: Западная Сибирь. Бим у печи-буржуйке в тайге.
26 октября 2012. Западная Сибирь.


Октябрьский снег засыпал крышу.


Ключевые слова: лебедь – кликун, октябрь, снег, осень северная, ХМАО-Югра, Крайний Север, кедровка, холод, льдинки, птицы севера Югры, тайга северная, метель октября, отлёт птиц, ночь, шуга, ледостав, Ятрия, Таёжное село.

Анонс: 23-26 октября в северной тайге. Природа Севера. Отлёт лебедей. Умные кедровки.


Рецензии
Привет, Татьяна, добрый вечер, здоровья и всего хорошего!

Евгений Анатольевич Ефрешин   23.10.2024 17:56     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Евгений Анатольевич! Давно не общались! Благодарю, что заглянули! У нас снег. Но днём тает.
С теплом!

Татьяна Немшанова   23.10.2024 18:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.