Чеченцы и Алагирцы

Алагир — город в Республике Северная Осетия-Алания. От некоторых представителей ингушского народа приходилось слышать, что там в древности проживали предки ингушей. В тоже время о проживании в Алагире общества говорящего в древности на чеченском языке свидетельствует и другой факт, осетинский историк — В. И. Абаев писал — «в осетинском имеются отложения, идущие из местных „субстратных“ яфетических языков, родственных, по-видимому, чечено-ингушскому»; «ряд схождений ведёт от чеченского прямо к осетинскому, минуя ингушский. Мало того, некоторые из них связывают чеченский с западным, дигорским диалектом осетинского языка, минуя иранский. Всё вместе это указывает на большую древность и глубину осетино-вайнахских связей». (ИСТОЧНИК — В. И. Абаев. Осетино-вайнахские лексические параллели. 1959г.) То есть, Абаев пишет про некий большой чеченский след в дигорском языке, про большое влияние чеченского языка в дигорском, а сами же алагирцы, всегда были соседями дигорцев. Нам ко всему прочему исследуя этот вопрос удалось пообщаться с представителем осетинского алагирского общества и мы выяснили много других параллелей. Чеченский историк Тесаев З. А. пишет — Орстхой не являлись генетически монолитным образованием. Подобно В. Абаеву, отождествляя нартов и орстхой, И. Саидов писал, что некоторые нарт-орстхоевцы «были ичкерийского происхождения». По утверждению Ф. Х. Гутнова, к началу 10-ого века, военная аристократия алан «захватила ведущие позиции в аланском раннеклассовом обществе.» Из его высшего слоя — «багатаров» — происходил «царский род алан Ахсартаговых». Ахсартаговы, как мы выяснили, были и по-прежнему отождествляются с нарт-орстхойцами, т.е. кастой Орстхой. Эта же фамилия представляла собой «царский род алан». (ИСТОЧНИК — ТЕСАЕВ З. А. АНТИФЕОДАЛЬНАЯ БОРЬБА ЧЕЧЕНЦЕВ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ АЛАНСКОГО ГОСУДАРСТВА.) То есть по этому труду, мы видим, что с некими багатарами, были связанны орстхойцы, либо их часть. У алагирцев в тоже время как объяснил информатор, — «есть предания, что алагирцы происходят от рода Багатара и его сыновей, коренное алагирское общество состоит из трёх родов — Кусагонта, Царазонта, Сидамонта. Род Кусагонта включает селения — Дагом, Донисар, Урсдон, фамилии — Агнаевы, Амбаловы, Бигаевы, Газдановы, Джигкаевы, Дзугаевы, Таутиевы. Род Сидамонта включает селения — Архон, Дай, Инджинта, Ксурта, Луар, Сахакката, Унал (верхний и нижний), Ход, Цамад, Цус, фамилии — Адырхаевы, Бязровы, Дауровы, Лолаевы, Мисиковы, Урумовы, Цаллаговы. Род Царазонта включает селения — Амасин, Бад, Згид (верхний), Мизур, Нузал, Назиджин, фамилии — Агузаровы, Аладжиковы, Дзитоевы, Купеевы, Мзоковы, Таболовы, Чехоевы.» Особый интерес вызвало у нас алагирское селение — Дай, в связи с тем, что в Чечне существует известный чеченцам одноимённый чеченский тайп — Дай, который входит в тукхум Чеберлой. Язык — дайский говор чеберлоевского диалекта чеченского языка. В тоже время в Чечне существует и известное чеченцам село — Дай. Интересно и то, что орстхойский историк Аслан Эльмурзаев пишет — К началу XXI века Арстхой представлены родоплеменными группами — Астаной, Ашхой, Белхарой, Булгучий, Галай, Гандалой, Гарчой, Г1ажарой, Мержой, Мужухой, Хой, Фарги, Цечой, частично Шатой. В прошлом помимо перечисленных, в этот перечень входили согласно преданиям — Д1ай и Жанеевцы. Д1ай от нас отделились, оставили свои поселения и ушли в сторону Персии. С того же направления много позже пришли к нам Г1ажарой — наши соплеменники. (ИСТОЧНИК — Журнал Жизнь национальностей. Статья — Аслан Эльмурзаев. Многоликая Россия: Кавказ и его народы: Арстхой.) Интересно здесь то, что Аслан Эльмурзаев пишет о том, что в древности в состав Орстхой входил и тайп Дай, причём он явно пишет и о том, что в древности часть Орстхой уходили в Персию, а затем возвращались, кто знает, может часть Орстхой вернувшиеся с Персии, уже хорошо знали иранский язык, ведь персидский язык — ведущий язык иранской группы индоевропейской семьи языков. «А кто жил в селе Дай в Алагире?», спрашиваем мы, информатор отвечает — «Знаю точно, что в алагирском Дай жили Биазровы, там есть и фамильная их башня — Дайкау, это сторожевая башня Биазровых, это те же Биазровы, Бязровы и так далее. Они расселяясь уходили и к туальцам и к дигорцам, поэтому щас многие Биазровы, Бязровы, относят себя к разным осетинским обществам, но как я слышал от старших — Биазровы, Бязровы, это алагирцы.» Мы объясняем — «Дело в том, что у нас есть чеченский тайп Дай тукхума Чеберлой, раньше по некоторым данным они были и частью орстхоевцев и в истории тукхума Орстхой тоже приняли участие, есть у нас и село в Чечне с названием — Дай. В тот же момент, не поймите нас неправильно, но нам приходилось слышать от некоторых ингушей, что в Алагире издревле жили их предки, а по самим чеченским преданиям, есть информация, что и дигорцы когда-то были частью тукхума Орстхой и двалы—туальцы были родственны чеченцам.» Информатор отвечает — «Я понимаю на что вы намекаете, да всё может быть, кто знает, в древние времена ведь не было и границ то никаких особо, чеченские общества спокойно могли жить и в Осетии, я вообще скептически отношусь ко всем этим иранским версиям происхождения осетинского народа, ведь народы переходят и на другие языки, те же балкарцы, карачаевцы, язык у них тюркский, но по внешнему виду они не тюрки, это кавказцы. Тоже самое у осетинского народа, по крайней мере, дигорцы, алагирцы, туальцы, это явные кавказцы, ничего иранского в их облике нет, алагирцы действительно, если присмотреться, похожи на чеченцев, они в основном светлокожие, кареглазые, с тёмной бородой и волосами, один в один таких же чеченцев я много видел.» Надо отметить, что из алагирского рода Сидамонта интересна нам и фамилия — Дауровы, ведь в Чечне известна была знаменитая аккинская фамилия — Дударовы, по чеченским преданиям, их тайп частью осел в Чечне и в Ингушетии, а в том числе и в Осетии, Дударовы и Дауровы это фактически одно и тоже. Мы спрашиваем — «А вы не расскажите нам про алагирцев побольше, какой у них характер и так далее?» Информатор отвечает — «Алагирцы сдержанные, но если их довести, становятся очень буйными и хищными, остановить их потом сложно. В 1905-ом году знаменитое вооружённое алагирское восстание против властей хорошо показало их характер, точно не помню из за чего это случилось, я скажу сразу, не сильный знаток этой истории, вроде, казаки мешали местному населению вырубать лес, а древесина всегда была очень нужна народам, как для строительства, так и для дров для костра, для её продажи в том числе и так далее, казачьи формирования долго мешали этому, в итоге случился вооружённый алагирский бунт, они громили всё подряд, разгромили даже полицейский участок. Местные власти спасая себя бежали из Алагира. Это восстание было подавлено только правительственными войсками. Без перестрелок и жертв как с той стороны, так и с другой, я думаю не обошлось. Знаю и то, что в период когда немецкие фашистские войска атаковали Кавказ, в ходе долгих боёв Алагир всё-же был завоёван и подвергнут оккупации. Но спокойствия немцам всё-же не было на алагирской земле. Многие алагирцы ушли в леса, они постоянно беспокоили немцев своими хищными и неожиданными боевыми нападениями, они очищали свою землю от захватчиков, нападая на немцев главной задачей было уничтожение. В итоге в последствии в ходе новых возникших боёв немцы покинули Алагир. Алагирцы выбили немцев из Алагира. В ходе всех этих событий, боёв, оккупации, потом опять боёв, погибло много местных жителей, но, немцы были выбиты. Алагирцы до сих пор помнят эти события и вспоминают про это с беспокойством. Стоит здесь добавить, что весь Кавказ и вся Осетия долго и героически сражались и противостояли немцам.» Затем этот широкоплечий, мощного телосложения алагирец добавил — «вы знаете, касаемо ирано-язычных аланов тоже хотелось бы сказать, многие осетины считают их своими предками, забывая про работу известного русского учёного антрополога, Алексеев Валерий Павлович писал, что в антропологическом отношении осетины местные кавкасионцы, как чеченцы, ингуши и другие, язык у осетин до их перехода на иранский явно был кавказским, сам кавкасионский антропологический тип, это тип сугубо местного кавказского населения, кавкасионский тип это кавказцы, которые жили на Кавказе ещё в эпоху палеолита, это древнейшее кавказское население. Тоже самое он писал про тюрко-язычных карачаевцев и балкарцев. (ЗДЕСЬ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ ИСТОЧНИК — Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез.) На мой взгляд аланы могли быть на Кавказе, передав местным племенам свой язык, создав союзное Аланское государство, с того времени многие народы Кавказа стали называться аланами и участвовать в аланской истории, поэтому щас и чеченцы и ингуши и карачаевцы и балкарцы и осетины говорят про их аланское наследие, лично на мой взгляд, все эти народы принимали участие в аланской истории, но это были местные аланы так сказать. Мне кажется эта картина более реальной.» Когда мы уже все довольные интересным и приятным общением почти распрощались друг с другом информатор в том числе добавил: «Ах да, чуть не забыл, сейчас то село Дай в Алагире называется Дайкау, но раньше оно называлось Дай.» Таким образом исходя из всего этого в целом, мы считаем, что алагирское общество Осетии следовало исследовать бы глубже. Самым интересным на наш взгляд является то, что чеченский историк Тесаев З. А. пишет в своём труде (ТЕСАЕВ З. А. АНТИФЕОДАЛЬНАЯ БОРЬБА ЧЕЧЕНЦЕВ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ АЛАНСКОГО ГОСУДАРСТВА.), что с некими багатарами в древности были связаны орстхоевцы, захватившие власть в Алании, в тоже время орстхой у чеченцев представлены в преданиях реальной существовавшей в древности воинской кастой чеченцев, носившей имя сильного племени. А алагирцы в своих преданиях считают себя в тоже время потомками рода Багатара. Интересны и совпадения села Дай в Чечне и одноимённого чеченского тайпа Дай, который связан с чеченцами чеберлоевцами, в тоже время который по чеченским преданиям и труду орстхойского историка Аслана Эльмурзаева принимал в древние времена участие и в истории орстхоевцев (Журнал Жизнь национальностей. Статья — Аслан Эльмурзаев. Многоликая Россия: Кавказ и его народы: Арстхой.) и ровно с тем же названием, как и села в Чечне так и тайпа в Чечне, алагирского села — Дай.


Рецензии