Случай в Дальнереченске!

       В нашей группе  Саша Зайцев посылает нам интересные рассказы из своей морской, и не только, жизни.  Мне захотелось тоже поведать друзьям случай достойный внимания, так как все они были связаны с кораблями.

       Рассыльный моряк с противогазом прибыл около 3 часов ночи по Владивостокскому времени! Он сообщил, что срочно надо прибыть в Управление Погранвойск, что на Светланской, 67 и что Уазик уже вышел! Одеваясь, я думал о том, что надо срочно выезжать на расследование какого- то пожара. На улице тепло, весь день палило солнце,  была духота, а ночь выдалась чудесной. Стоял конец августа. В это время температура океана и материка выравнивается, и стоят хорошенькие деньки, лучшее время в Приморье!

        В Уазике уже сидели члены комиссии, которую назначил Начальник Управления ТОПО генерал-лейтенант Седых Виталий Викторович! Начальник Морского отдела контр-адмирал Сержанин Вячеслав Михайлович в общих чертах сообщил, что убило током матроса с корабля, когда он перелезал с корабля на корабль. Еще в комиссии был подполковник с отдела воспитательной работы и коллега по училищу выпускам на два года раньше капитан 2 ранга Аносов Анатолий Павлович. Он был начальником шкипера-технической службы округа, очень хороший офицер, он здорово помог мне в расследовании. Вместе с матросом электриком лично замерял сопротивление изоляции   корабельного оборудования. Это было потом, а пока я  думал, что вся тяжесть расследования будет на мне,  мысленно составлял план расследования.

        Если матрос погиб от поражения электротоком, то значит, что между кораблями создалась разность потенциалов. Одна из сетей корабля оказалась на корпусе корабля. На бронекатере были электрические сети: 127 В сеть освещения:  380 В силовая, 220 вольт, 400 герц специальная, она вряд ли была в момент поражения, так как корабль находился в базе, и еще сеть постоянного тока 30 В.

        Немного электротехники. На кораблях ВМФ в основном сеть силовая 380 В 50 герц , 3-х фазная, переменная, так как основные электродвигатели, используемые асинхронные. Для повышения электробезопасности нейтраль  изолирована от корпуса.  В этом случае если одна из фаз попадет на корпус, то поражения током не будет при прикосновении к сети. Так еще оборудуются опасные производственные объекты, шахты, торфоразработки!  Для надежности все корпуса электрооборудование на корабле заземлены! И еще при этом ведется автоматический контроль сопротивления изоляции! Всякий пробой изоляции сразу вылезает наружу. Для командира бч-5 важно следить, чтобы этот прибор был включен. «Интеллигенция» БЧ-5, т.е. электрики зачастую его выключают, чтобы не бегать по кораблю искать  ноль, особенно в сигнально отличительных огнях. Это при нахождении в море.

       При нахождении в базе питание корабля осуществляется в достаточно оборудованных стоянках, где подается 3-х фазная сеть, такая же, как от корабельных генераторов! Достаточно оборудованная для электробезопасности, это питание должно осуществляться от трансформаторов, вторичная обмотка которых с изолированной нейтралью. На береговых электроустановках как известно нейтраль глухозаземленная. В пограничных частях погранвойск, не знаю как на флоте, может друзья подскажут, не сильно этим озаботились и создали обычные киоски питания, где на корабль подается 3-х фазная переменная сеть 380, 50 гц с заземленной нейтралью. Один механик делился со мной однажды своей проблемой: в море пожарный насос работает, а в базе выбивает автомат. Теперь понятно почему, я ему объяснил причину, ток одна фаза на корпусе,  идет ток КЗ  идет на автомат питания, в море КЗ нет, нейтраль изолирована.

       Во Владивостоке как мне известно, только в Дальзаводе корабли, при стоянке в ремонте питаются электроэнергией через разделительный трансформатор с изолированной нейтралью, но это солидный завод. На нем впервые в мире была применена электросварка и построен  катер при помощи электросварки. Он и сейчас стоит на входе в завод, со стороны Луговой! Кстати в советское время по заводу ходили автобусы, он протянулся почти на всю длину Светланской улицы! Мне очень нравился этот завод, на нем очень хорошая техническая библиотека!

       Вернемся к расследованию. Начальник морского отдела по прибытии в Дальнереченск собрал совещание и спросил меня план работы. Я сказал, что будем опытным путем определять, какая сеть корабля пробита на корпус. Для чего будем поочередно садить на ноль сети корабля, и замерять напряжения между бортами, соблюдая при этом меры безопасности, удалять личный состав с борта. Далее уже будем искать, какая корабельная электроустановка пробита на корпус. Он одобрил мой план.

          Быстро удалось установить обстоятельства несчастного случая. Матрос Байгазин Сержан, татарин, третьего года службы перелезал в не установленном месте с борта на борт. Он был голый в одних плавках. На бронекатерах летом в жаркие дни, когда вода в Уссури прогревается, разрешается устанавливать на юте душ. Сама бригада базируется на реке Большая  Уссурка, приток Уссури. Бронекатера форштевнями уперты в берег, с берега на бак установлены деревянные трапы.  Это усугубило ситуацию с гибелью, металлический трап уменьшил бы разность потенциалов.

        Установлено, что в момент поражения током работал на прогрев корабельный вспомогательный двигатель и корабль  касался грунта, так как проходил катер по Большой Уссурке. Это было первое трагическое совпадение, каких  то 5-10 секунд корабль  всплыл от волны проходящего катера, в этот момент матрос перелезал на другой бронекатер. Как потом оказалось и работа дизеля и вибрация корабля, пусть очень небольшая оказалась роковой!

         История получилась детективная, многие утверждали, что такого не может быть. Оказалось, может. Пресная вода плохо  проводит электрический ток. По правилам эксплуатации металлических корпусов и систем с корабля должен быть брошен на берег и надежно закреплён с контуром заземления пирса дренажный провод. Это скорее от защиты от коррозии корпуса из-за блуждающих токов. Морская вода хорошо проводит ток. Но не будем торопить события.

        Опытным путем установлено, что когда корабль не касается грунта при замыкании одной из фаз сети 380 В 50 гц на корпус бронекатера между кораблями вольтметр показал 160 В. Если по закону ома вычислить силу тока, учитывая, что сопротивление человека в среднем 1000 ом, то через матроса прошел ток 160мА  или 0,16 А, а смертельная величина 0,1 А, и еще учитывая что он был мокрый, то его сопротивление могло и того меньше. Пришел результат из судебно-медицинской медицинской лаборатории. У Байгазина было очень хорошее сердце, он бы жил долго, если бы не трагическое совпадение обстоятельств.

     Толя Аносов с моряком замерили по кораблю все электрооборудование, везде сопротивление изоляции было больше 1 МОм, а в основном 500 МОм. В самом деле, детектив. Вдруг меня осенило, проделай тоже с работающим ДГР.

     При работе ДГР оказалось, что у трансформатора питания камбузной плиты 380 В сопротивление изоляции ноль. Его сняли и доставили в СРМ и обнаружили, что одна из фаз к клеммой коробке проходит близко к стяжной шпильке электротехнических пластин и на ней очень острый заусенец, который пробил на вибрации изоляцию, просто ее рассек. Вот, еще и военпред замешен, он должен был проследить, чтобы заусенцев не было и мастер ОТК завода на котором  изготовили трансформатор. И главное что не был брошен с бронекатера дренажный провод, а на другом бронекатере он был.

       В приказе НЭМС получил неполное служебное соответствие, хорошо, что не под суд. Его НСС через год сняли и он уехал в Академию. После Академии имени Кузнецова остался в Москве служить в Управлении вооружения, получил капитана 1 ранга. Я его встречал в Хабаровске он ехал в мягком вагоне во Владивосток. Владимир Владимирович Пыж его должен знать, а может, нет.

         За всю историю тысячи моряков нарушали корабельные правила, перелезали с борта на борт, ничего не происходило, да и не могло, если стоянка корабля  в морской воде, а на реке другое дело! А для чего мы нужны морские офицеры? Чтобы оправдать свое назначение!


Рецензии
Ничего не поняла, но электромехаников зауважала. Похоже скоро научусь ценить не только сантехников.

Джус Наталия   28.02.2024 13:40     Заявить о нарушении
Спасибо Наташа! С теплом!

Владимир Сысун   01.03.2024 01:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.