4. Последняя ступенька. 4 курс. - 19

Начало здесь:http://proza.ru/2023/10/24/652

4.19. И ВСТРЕЧИ, И РАССТАВАНИЯ…

Вчерашний перелет, ночная встреча и непродолжительный сон сделали свое дело, счастливый и беспечный, свободный и взрослый, уткнувшись виском в стекло автобуса, я задремал, сладко-пресладко, словно младенец в люльке, задремал спокойным умиротворенным сном молодого человека, которому не о чем сегодня беспокоиться. Он просто стал сегодня полноценным выпускником учебного заведения и военным моряком. В «дипломате» военный билет и рабочий диплом…

- Молодой человек, вам где выходить? – за плечо парадной белой фланки меня тронул кондуктор автобуса.
Пустой салон автобуса, за окном шум разговоров и рев моторов. Бескозырка зажата между грудью и «дипломатом», глаза ничего не видят. Никак не могу проснуться.
- А где мы? – спрашиваю спросонья, не в силах разжать глаза, солнышко светит не по-весеннему и прямо как будто бы мне одному.
- А проснулся, морячок, - спокойно отозвалась она, - приехали на Балахнинскую автостанцию. Тебе дальше куда?
- В Правдинск.
Она посмотрела в окно своего автобуса и повернулась снова ко мне:
- Вон, «однёрка» подходит, беги. Успеешь.
Сон как рукой сняло, слегка сощуренные глаза адаптировались к улыбкам небесного светила, которое пытается поднять мне настроение до своих высот. Зажав «дипломат» под мышкой и придерживая на голове бескозырку, я выскочил на улицу, успев к раскрытым дверям следующего в мой посёлок рейса. Стоящие рядом пассажиры с удивлением посмотрели на бравого морячка в парадной форме, щеголяющего неуставными блестящими погонами и удлиненными ленточками головного убора. Синяя отутюженная фланка придает еще большей праздности образу веселого безусого парня, отслужившего на флоте в неполные девятнадцать лет. Кто так еще может?..

- А вот и моя остановка, - сам себе под нос шепчу, совсем проснувшись и вглядываясь в дорогу и мелькающие между деревьев деревянные двухэтажки посёлка.
Сияя, словно надраенный медный таз, иду по широкой улице до своего дома. Послеобеденное солнышко все сильнее и сильнее припекает с голубых небес, радуя лиственницы и тополя, стоящие вдоль дороги. Их радость и моя радость сливаются вместе в прекраснейшее весеннее настроение, как вдруг навстречу движется знакомая фигура знакомой походкой со знакомым лицом, бритым наголо. Поравнявшись с крупногабаритной фигурой парня, прищурив глаза против солнышка, узнаю в нем своего школьного дружка и одноклассника Кольку Богатова. Четыре года назад мы вместе поступали в речное училище после восьмого класса…

…- А ты куда будешь поступать после восьмого класса? – мы с Колькой Богатовым сидим у меня дома и рассматриваем фотки зарубежных ансамблей, которые мне оставил старший брат из Пярну – Игорь, когда приезжал пару лет назад на летние каникулы, а теперь это является моим небольшим бизнесом, совместным с дворовым дружком Лешкой Писановым.
За окном конец зимы 1982 года и мы учимся в восьмом классе. Параллельно хожу в футбольную секцию, а Колька учится игре на баяне в третьем или четвертом классе музыкальной школы.
- Я буду поступать в Горьковское речное училище. Там мой дядя Володя учился, - встаю и показываю другу фото дяди в курсантской форме перед бюстом матроса Вилкова, героя Советского Союза, которое увидел однажды в мамином альбоме.
Колька с восторгом смотрит на молодого человека в форме и продолжает:
- Я тоже хочу туда поступить…
Колька немного хуже меня учится в школе, но зато у него хороший слух. После того, когда они узнали, какие есть отделения для восьмилетчиков, его мама решила отправить сына поступать на радиотехническое отделение речного училища. Там в основном принимают парней с музыкальным образованием и хорошим слухом. Но экзамены друг откровенно провалил, надеясь выехать на слухе. Не тут-то было, не прошел на радиста, а на мое отделение не захотел – где чистый и опрятный радиомеханик морского флота и где какой-то дноуглубитель речного транспорта? В лом…
Все эти последние четыре года мы ни разу не виделись, живя в одном небольшом посёлке…

…Прошло четыре года и Колька навстречу идет.
- Привет, Стас, это ты что ли? – он с явной завистью смотрит на меня, широко улыбающегося солнышку и весело шагающему по улице в красивой военно-морской форме.
- Да, Колёк, привет, я.
- А ты почему уже в погонах? - явно, с досадой, разглядывает форму и потирает ладонью свою лысую голову.
- А я всё, отслужил, - улыбаясь во весь рот, отвечаю, и достаю из «дипломата» военный билет, - вот, старшина второй статьи запаса, Станислав Климов идет домой. В кармане еще рабочий диплом и билет на поезд до Ростова-на-Дону.
- Как отслужил? – он разинул рот.
- У нас же в училище военная кафедра. Сорок пять суток по окончании четырёх лет учебы и амба! Запас! А мне ещё две недели до девятнадцатилетия, во!
- Ничего себе! Ты успел, а я вот только в армию собираюсь, через два дня должен явиться в военкомат для получения направления на службу. Видишь, только подстригся наголо, - он ещё больше расстроился, видимо, вспомнив, как не захотел пыхтеть на вступительных экзаменах, понадеявшись на музыкальные способности.
После неудачного поступления в речное училище мама Кольки отнесла его документы в Заволжский моторный техникум, который он и закончил параллельно со мной в марте нынешнего года и теперь по весеннему призыву отправляется служить на благо Родины…

Так мы, неожиданно встретившись, снова расстались на долгие-долгие следующие годы, один с веселой улыбкой на лице, приподнятым настроением и военным билетом пошел домой к маме и любимой девушке. А другой, с озадаченным видом, бритой наголо головой и повесткой из военкомата в руке по своим насущным делам. Мы разошлись на широкой, благоухающей весенними ароматами улице и пошли снова каждый своей дорогой. Каждый своей судьбой…

Весна 1986 года не предвещала ничего хорошего многим моим ровесникам, уходящим в армию. В Афганистане всё ещё шла жестокая кровопролитная война, в которой они и гибли, знакомые и незнакомые парни моего возраста, не видевшие ещё толком ни жизни, ни Любви, ни взрослого счастья…

Зато они сразу почувствовали запах пороха, гари и смерти…

Война шла уже почти десять лет…

Многие мои знакомые побывали там, вернувшись каждый со своими «тараканами» в головах.
Меня сия участь миновала…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2023/11/07/437


Рецензии