Молитва И. И. Козлова

       Стихотворение "Моя молитва" И.И. Козлова в религиозно-художественном  контексте


Иван Иванович Козлов (1779 —1840)*  известен современному читателю прежде всего по песне «Вечерний звон», написанной  на его стихи неизвестным композитором**.

Козлов начал писать стихи после того, как у него отнялись ноги и он ослеп. Стать Поэтом после такого физического и душевного потрясения мог только Божий избранник.

Духовной вершиной его творчества является стихотворение «Моя молитва» (1833). Поскольку эта молитва основана на личном молитвенном опыте поэта, она чудесным образом «перетекает» в сердце читателя, давая ему испытать те самые чувтва, которые владели поэтом***.

В своей молитве поэт  являет нам великую силу духа и чудесный пример смиренной, но пламенной любви к Богу:

       О Ты, Кого хвалить не смею,
       Творец всего, Спаситель мой;
       Но Ты, к Кому я пламенею
       Моим всем сердцем, всей душой!

Затем он вдохновенно прославляет Господа, раскрывшегося перед ним  в Его спасительных делах:

       Кто, по Своей небесной воле,
       Грехи любовью превозмог,
       Приник страдальцев к бедной доле,
       Как друг и брат, Отец и Бог;

Слепой физически, но видящий духовными очами, как вдохновенно и с какой благодарностью он пишет о свете солнца и звёзд, дарованном ему Господом:

       Кто солнца яркими лучами
       Сияет мне в красе денной
       И огнезвёздными зарями
       Всегда горит в тиши ночной;

И самое главное, он являет неизреченное милосердие Христово перед лицом греховной тьмы, которая неизверимо хуже тьмы физической:

       Крушитель зла, Судья верховный,
       Кто нас спасает от сетей
       И ставит против тьмы греховной
       Всю бездну благости Своей! —

Поэт живёт евангельским словом, поэтому свои молитвенные просьбы он пронизывает образами Святого Евангелия:

       Услышь, Христос, моё моленье,
       Мой дух Собою озари
       И сердца бурного волненье,
       Как зыбь морскую, усмири;
       Прими меня в Свою обитель, —
       Я блудный сын, — Отец Ты мой;
       И, как над Лазарем, Спаситель,
       О, прослезися надо мной!

Через шесть лет в 1839-м году во второй своей молитве он добавит:

       Взгляни на сердца нищету,
       Дай Магдалины жар священный,
       Дай Иоанна чистоту;
       Дай мне донесть венец мой тленный
       Под игом тяжкого креста
       К ногам Спасителя Христа.

Какой редкий пример мужественного и безропотного несения  своего тяжёлого креста являет нам И.И. Козлов! И далее он открывает благодатную тайну этого крестоношения:

       Меня не крест мой ужасает, —
       Страданье верою цветёт,
       Сам Бог кресты нам посылает,
       А крест наш Бога нам даёт;
       Тебе вослед идти готовый,
       Молю, чтоб дух мой подкрепил,
       Хочу носить венец терновый, —
       Ты Сам, Христос, его носил.

Продолжая свою молитву, поэт проявляет перед Богом искренное осознание своей греховной природы:

         Но в мрачном, горестном уделе,
         Хоть я без ног и без очей, —
         Ещё горит в убитом теле
         Пожар бунтующих страстей;
         В тебе одном моя надежда,
         Ты радость, свет и тишина;
         Да будет брачная одежда
         Рабу строптивому дана.

Это осознание своего несовершенства порождает покаянные слёзы и великое смирение:

         Тревожной совести угрозы,
         О Милосердый, успокой;
         Ты видишь покаянья слёзы, —
         Молю, не выйди в суд со мной.
         Ты Всемогущ, а я бессильный,
         Ты Царь миров, а я убог,
         Бессмертен Ты — я прах могильный,
         Я быстрый миг — Ты вечный Бог!

Это настоящий крик души! Понимая своё человеческое бессилие, он  всем своим существом взывает к Богу о помощи в борьбе со своими страстями:

         О, дай, чтоб верою святою
         Рассеял я туман страстей
         И чтоб безоблачной душою
         Прощал врагам, любил друзей;
         Чтоб луч отрадный упованья
         Всегда мне в сердце проникал,
         Чтоб помнил я благодеяния,
         Чтоб оскорбленья забывал!

Наконец, молитва завершается словамии радостного упования на Господа и Его милосердный Промысл: 

         И на Тебя я уповаю;
         Как сладко мне любить Тебя!
         Твоей я благости вверяю
         Жену, детей, всего себя!
         О, искупя невинной кровью
         Виновный, грешный мир земной, —
         Пребудь Божественной любовью
         Везде, всегда, во мне, со мной!

Какая великая надежда на Господа светится в конце стихотворения!

Молитва Козлова от начала и до конца исполнена  живого драматизма и динамики. Духовная «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, «Утраченный...» и «Возвращённый рай» Джона Мильтона в одной молитве! (Гомер и Мильтон тоже были незрячими). Русский поэт как духовный Ахиллес, до конца непримиримо борется со своими страстями, как Одиссей, носимый бурными волнами в открытом море, не теряет мужества и надежды.  В его стихах чувствуется утрата земного рая и великая надежда на возвращение рая небесного.

Это единственная молитва в стихах, читая которую мне становится безмерно стыдно за себя и за своё малодушие перед лицом такой веры и стойкости.

Через 100 лет Николай Алексеевич Островский, поражённый похожим недугом, работая над романом «Как закалялась сталь» скажет:  «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое...»

Читая молитву И.И. Козлова,  понимаешь,  какую веру, какую пламенную любовь к Богу, какое смирение, терпение, мужество и надежду нужно иметь, чтобы жизнь была прожита не напрасно.

Марина Цветаева как-то написала о Сергее Есенине:

      Много жил — кто в наши жил
      Дни: всё дал, — кто песню дал.

Так вот, И.И. Козлов дал и песню и молитву. 

-----------------
* Козлов был знаком с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и братьями Тургеневыми.
 
** Также М. И. Глинка написал романс «Венецианская ночь» на стихи Козлова.
 
*** Только душевно чёрствый человек мог увидеть в этих стихах религиозную «дидактитку».


Рецензии
"*** Только душевно чёрствый человек мог увидеть в этих стихах религиозную «дидактитку»"

Вы здесь кому оппонируете?

Валентин Великий   24.10.2023 15:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валентин.

В Википедии о творчестве И. И. Козлова написано:

Некоторые стихотворения Козлова подчинены задачам христианской дидактики («Разорение Рима и распространение христианства», 1826; «Элегия. Вольное подражание св. Григорию Назианзину», 1830; «Моя молитва», 1834; «Молитва», 1834). Религиозно-дидактические мотивы пронизывают также его поэму «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая» и т.д. (Статья "Козлов, Иван Иванович" Википедия). Я считаю,что «Моя молитва» не относится к религиозно-дидактическим произведениям. То есть оно не дидактическое...

С уважением,

Владислав Плеханов   24.10.2023 15:56   Заявить о нарушении
Цитируя, пропустил кавычки.

Владислав Плеханов   24.10.2023 16:00   Заявить о нарушении
Этот Козлов, наверное, был известным в Петербурге поэтом. Иначе с чего бы его стала приглашать, как и Пушкина, в свой салон супруга австрийского посла.

Валентин Великий   24.10.2023 19:29   Заявить о нарушении
Возможно. Я плохо знаю детали его биографии.

Владислав Плеханов   25.10.2023 10:15   Заявить о нарушении
Вы любите стихи сугубо религиозного содержания? У меня таких стихов, конечно, нет, но есть обращения к Господу и Богородице:

Богородице

Друг мой нежный, подскажи мне,
дай совет незримый свой.
Что мне делать с этой жизнью?
С этой тайной роковой?

Дней моих аллюр печальный
мне претит до тошноты.
И не видно окончанья
этой глупой маеты.

Друг мой верный, неизменный,
укажи Святой рукой
путь душе моей смятенной.
Ниспошли Ты ей покой.
_____________

Господу

Помяни меня, Господи!
Говорю на авось.
У Тебя целый воз, поди,
человеческих просьб.

Глядя в образы строгие,
если есть у кого,
просят многого многие,
и помногу всего.

Помяни меня, Господи!
Помяни, не забудь.
Горсть заоблачных россыпей
брось и мне как-нибудь.

Валентин Великий   25.10.2023 10:27   Заявить о нарушении
Мне особенно понравилось Ваше четверостишие:

"Помяни меня, Господи!
Помяни, не забудь.
Горсть заоблачных россыпей
брось и мне как-нибудь."

Замечательные слова! Искренно и выразительно как у Высоцкого.

Владислав Плеханов   25.10.2023 11:56   Заявить о нарушении
Бонус за комплименты:

Господу 2

О Господи, велик ты, как и я.
(Намерен я не скромничать отныне).
И дом твой — не для праздного жилья.
Он, как родник живительный в пустыне.

Нет окон в нем, кладовок, этажей.
Лишь потайная маленькая дверца
для добрых и отзывчивых людей.
Конечно, я в виду имею сердце.

Чего прошу? Да, в общем-то, пустяк.
И мысли и мечты мои все те же:
та, что бывать теперь здесь* стала реже,
пусть чаще появляется в гостях.
* На сайте

Валентин Великий   25.10.2023 12:05   Заявить о нарушении