Крещение Руси

Креще;ние Руси; —

1) введение и распространение христианства как единственно истинной веры, осуществленное на территории Древней Руси по инициативе и под непосредственным руководством святого князя Владимира в 988 г.;
2) совокупность всех вообще исторических опытов по вкоренению и распространению Православной веры среди населения, обитавшего на территории Древней Руси (при святом апостоле Андрее Первозванном, князьях Аскольде и Дире, святых равноапостольных Кириллле и Мефодии, святом князе Владимире).

kreshhenie rusi 1 - Крещение Руси
Правильно ли считать, что христианство на Руси насаждалось насильственно?
Мнение о том, что введение и укоренение христианства на Руси осуществлялось не проповедью, а жестокостью и насилием, не имеет под собой твердых оснований. Во многом попытки очернить историю распространения Православия на Руси основаны на доводах, сформулированных или необъективными исследователями, или же ярыми противниками Господа Иисуса Христа.

В качестве наиболее часто фигурирующих аргументов на этот счёт используются древние летописные свидетельства и более поздние выводы исторической науки о противлении жителей ряда городов политике князя Владимира, связанной с христианизацией Руси. Среди очагов сопротивления княжеской воле отличились в частности: Ростов, Муром и Новгород. Что можно на это сказать?

Достоверность дошедших до нас исторических памятников далеко не всегда может быть названа всецело бесспорной, а значит и делать из их содержания далеко идущие выводы следует осторожно и взвешенно. Даже если и не ставить изложенные в них факты под строгое научное сомнение, они не могут служить доказательством повсеместного использования приближенными князя Владимира насильственных мер.

Что же касается отдельных случаев принуждения, вызванных рвением частных уполномоченных лиц, сильным желанием выслужиться перед князем, то возможно, такая практика и применялась, однако даже и в этом случае нет оснований считать её общим правилом, скорее — исключением из правила. Кроме того, ряд фактов использования при христианизации грубой физической силы со стороны княжеских воевод легко объяснить не давлением, а реакцией на ярое сопротивление язычников, не желавших отказываться от традиции поклонения столь дорогим их сердцам идолам и кумирам. Именно так можно интерпретировать свидетельство о крещении новгородцев: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».

Другим фактором, подталкивающим к мысли о насильственном насаждении Православия, служит стремительность его распространения по территории Древней Руси, несравнимая с распространением веры в Римской Империи в первые века существования Церкви.

Но этот довод парируется просто. В Римской Империи Церковь была вне закона и испытывала регулярные нападения со стороны государственной власти, а язычество находилось под государственным покровительством и защитой. При князе же Владимире все происходило с точностью до наоборот: власть боролась с язычеством и активно содействовала христианизации.

Что и действительно может вызвать определенные сомнения, так это предположение об осознанности и осмысленности принятия Христа всей совокупностью (бывших) язычников. Гораздо вероятнее предположить, что многие из них обращались ко Христу легкомысленно, а иные и вовсе номинально, лишь бы не слыть ослушниками и не ссориться с властью. Трудно представить, чтобы все, присоединявшиеся к Церкви, делали это исключительно по велению сердца, в силу прозрения и осуществившегося в них глубочайшего духовно-нравственного переворота.

Цитаты о крещении Руси
«Крещение Руси в X–XII веках проходило в основном без крови, без насилия. Как об этом узнать, как убедиться в том, что Крещение Руси было ненасильственным? По количеству мучеников. Когда происходит насильственное обращение кого-то в христианство, волей-неволей появляются те христиане, которые были убиты противоположной силой в военных столкновениях. Русская Церковь тех времен если знает таковых, то в северо-восточной части тогдашней Руси, при конфликтах с угро-финскими племенами, а на основной территории современной центральной и южной России никакого мученичества не было. А раз не было мученичества, значит, не было сопротивления».
иеромонах Макарий

«Неисчислимое множество благодатных плодов принесла отечеству нашему св. вера, насажденная в нем св. князем Владимиром. Все, что ни видим добраго, великаго и славнаго в нашем отечестве, все, чем ни красуются наши города и веси, все, что ни есть доблестнаго, знаменитаго, приснопамятнаго в истории царства русскаго, — есть плод св. веры, ея благодатныя действия и ея драгоценный дар. Она собрала во едино народ русский, разделенный прежде по племенам, и расширила пределы России до концев земли. Она ввела у нас законы и благоустройство гражданское, устроила весь порядок жизни общественной и семейной, освятила взаимныя отношения и связи, которыми связуются все члены великаго семейства народа русскаго во едино живое и крепкое тело государства русскаго. Она воспитала великих и мудрых царей, знаменитых военачальников и градоправителей, мудрых мужей совета и руководителей народа. Она возрастила, возвела на небо и прославила вечною славою у Бога целые лики святых соотечественников и сродников наших и соделала их молитвенниками, хранителями и заступниками земли русской. Она вдохновляла праотцев и отцев наших мужеством, единомыслием и самоотвержением, с которыми они защищали и отстояли достояние предков от множества врагов своих».
архиепископ Димитрий (Муретов)

Дата праздника крещения Руси в 2024 году – 28 июля.


Рецензии