Отзыв...

ОТЗЫВ

На сборник  «О, Светло Светлая!» Сокровища поэзии русского средневековья / [Феодулия Черниговская (св. Ефросинья Суздальская) , 13 в.; Лаврентий (монах), 14 в.] / Подг. текста, коммент. д. филолог. наук, доц. культурологии О.В. Шалыгина /Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН/. – Москва: Меранта, 2023. ; 48 с.; Илл. 

Актуальность представленного труда определяется необходимостью целостного исследования  великолепных образцов русской поэзии XIII-XIV веков: «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» и «Житие Блаженнаго Великаго Князя Александра Ярославичя Всея Русии Невскаго» по рукописному списку XVI века и сохранившейся части подлинника жития Александра Невского в Лаврентьевской летописи (1377 г.).
Ранее эти тексты изучались и публиковались как прозаические, хотя гипотезы об их поэтической природе не раз высказывались. О.В. Шалыгина проделала огромную работу по изучению природы ритма поэтической прозы. Данные творения впервые публикуются как поэтические тексты без перевода с древнерусского на современный русский язык, с сохранением их ритмико-звуковой основы, что дает возможность читателю приобщиться к великой древнерусской поэтической прозе непосредственно.
В соответствии с требованием древнерусской поэтики значительно изменено синтаксическое членение и графическое оформление. Вместе с изменением формы значительному переосмыслению подверглось и содержание. Особый интерес представляет гипотеза, высказанная составителем сборника, согласно которой автор знаменитого «Слова о погибели Русской земли»  является автор ХШ века святая Ефросинья Суздальская, которая, действительно, была известна своим современникам, как глубокий философ, поэт и богослов. Ефросинья Суздальская - Пушкин  до Пушкина русской литературы. Созданный ее ритм, естественный для русской поэтической речи и дыхания – следует считать, по мысли О.В. Шалыгиной, неурегулированным пеоном. Четырехсложность стопы как базовый ритм с отступлениями (ритмическими переходами, сдвигами, что-то наподобие подвижных орнаментальных структур).
Следует отметить, что, пожалуй, впервые в нашем литературоведении предпринята попытка рассмотреть на материале текстов ХШ века уникальность художественного зрения Ефросиньи Суздальской и о. Лаврентия на мироздание. Подчеркивается оригинальное мироощущение древнерусского человека, уровень образования которого намного глубже наших представлений о деятелях культуры той древней эпохи.
Такое глубинное изучение поэтической речи, восстановление ее первоначальной сути, восходящей к традициям византийской поэтики, свидетельствует о научной новизне проделанной работы.
Составитель сборника достаточно убедительно доказывает, что древнерусская поэтическая проза потенциально заключает в себе возможность многочисленных диалогов. По смыслу показанных художественных текстов совершенно очевидно, что можно говорить и о полилоге. О. В. Шалыгина доказательно исследует механизм порождения сюжетных модификаций библейской модели, в котором основные роли выполняют, код, память, координаты смыслового пространства и авторское сознание.
Научно обоснованно прослеживается движение поэтической мысли авторов древней Руси. Составитель текстов четко показывает трансформации и диссоциации структуры поэтического и исторического первообраза, генетическое восхождение к библейскому преданию – свидетельство вариантопорождения актуального сюжета с учетом представлений времени.
В сборнике успешно показаны особенности воплощения образа Русской Земли, тесно связанного с евангельской историей. Парадигма этики облекается в определенный набор поэтических действий, что доказывается уникальностью ритма и поэтического метра. Но О.В. Шалыгина не замыкается на определенной теме, а выводит нас к фундаментальной проблематике, выраженной в своеобразном художественно-богословском тексте.
Особо хотелось бы отметить обращение составителя сборника к древнерусской поэтике, гениальность которой не вызывает сомнений у образованного человека. Данное утверждение приглашает исследователей к философско-богословскому осмыслению представленного материала, говорит о глубоком понимании составителем сборника поставленной проблемы.
Научные положения и выводы, сформулированные в работе, обоснованны и достоверны.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования материалов сборника в практике вузовского преподавания истории древнерусской литературы, а также в качестве основы для продолжения научных изысканий по данной теме.


   Сергей Михайлович Заяц, доктор филологических наук, доцент,
Профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь, Молдова), член союза писателей России, Международного сообщества писательских союзов; МД 3300 Молдова, Тирасполь, пер Восстания 34, тел. 373557-75-286, smz67@mail.ru               


Рецензии