Смыслы и тексты...

Смыслы и тексты Святого Писания в художественном пространстве Ф.М. Достоевского
– Ключевые слова: священные тексты, смыслы, художественное пространство, христианство, духовный мир
– Священные тексты, их глубокое осмысление и прочтение являются основополагающими в духовном пространстве Ф.М. Достоевского. Художественный мир писателя вначале его творческого пути, несмотря на общую увлеченность социалистическими и либеральными идеями, был проникнут христианской системой ценностей.
Лейтмотив ранних произведений Достоевского – сострадание и глубокое сочувствие бедному человеку. Это отчетливо видно в эпистолярном романе «Бедные люди». Будучи человеком далеким от внутрицерковной жизни юный писатель был проникнут Учением Христовым. В сороковые годы ХIХ  века перед нами предстает писатель, ищущий Истину, но полагающий, что в современной ему православной церкви утерян дух свободы, любви и сострадания. Обрядовость, буква закона победили «живую жизнь» первохристиан. Поэтому он верит, что, совместив христианство и социалистические идеалы, человечество достигнет счастья в философском и богословском смысле этого слова.
Судебное преследование, мнимая казнь, каторга и ссылка изменили отношение Достоевского к Церкви, как носителю христианской Истины. Ушло рациональное понимание христианской сотериологии и эсхатологии, святое евангелие, подаренное Достоевскому женой декабриста, стало осязаемой частью его бытия. Текст Нового Завета становится мерилом нравственных поступков писателя.
В «Записках из Мертвого дома» духовный мир Достоевского проглядывается сквозь тусклое стекло, еще живучи мечтания, озвученные в кружке Буташевича-Петрашевского. Но это уже иной Достоевский. Каждая фраза Священного писания осмысляется через опыт Церкви, предания Святых Отцов, опыт личной духовной жизни
Вернувшись в большую литературу романом «Униженные и оскорбленные», Достоевский словно возрождает начатую им тему «бедных людей». Но в основе его философствования не умозаключения франко-немецких социалистов, но опыт христианской жизни, который писатель увидел, как это не странно, на русской каторге.
Он не просто рассуждает, он начинает показывать путь героев, и этот путь ведет, либо к деградации, либо к восхождению, к обретению свободы и любви.
В этом плане весьма показателен роман «Преступление и наказание». Идея романа – христианская. Это роман не только о преступлении и обязательном наказании, но это роман, в котором тексты и смыслы Евангелия становятся путеводной звездой, как для основных персонажей романа, определяющих идейно-тематическую нагрузку, так и для читателей. Евангелие от Иоанна читается буквально, т.е. книга книг становится частью романа, вписанной в сюжет и метасюжет. Жизнь героев романа стала частью священного текста, а святые тексты стали зримым фундаментом духовного мира персонажей романа (Софья Мармеладова, Родион Раскольников). В романе практически полностью приводится 11-я глава Евангелия от Иоанна, повествующая о воскрешении Лазаря. Буква Писания осуществилась в духовном пространстве писателя, став его неотъемлемой частью.
Все Пятикнижие Достоевского пропитано евангельским духом. Сам писатель воспринял Истину Святого Писания буквально, более того, он пытается жить, согласно текстам Святого Писания. Его князь Мышкин, Алеша Карамазов не просто плод писательской фантазии, но это попытка показать сложность воплощения Учения Христова в реальной жизни. Несмотря на сложность, на противоборство темных сил (вспомним роман «Бесы»), задача писателя – показать идеал человека, путь к Храму, глава которому - Христос.
Для Достоевского только тогда книга имеет смысл, когда в ней присутствует библейский текст, обращающий читателя к темам вечности, божественного бытия и мироздания. Священный текст, ставший частью художественного мира писателя, рождает новые смыслы, преображая человеческое естество.


Рецензии