Дама Пик. Реж. Павел Лунгин 2016

  Мне кажется, что режиссер находился под влиянием  Джо Райта, который снял очень театральную версию «Анны Карениной». Совсем не случайно в фильме заняты театральные актёры. В «Даме пик» мы тоже видим условный мир, который мало чем отличается от декораций новой оперы в авангардной постановке героини. В фильме по повести Пушкина  явно чувствуется  влияние Достоевского. Германн напоминает и человека из подполья и Родиона Раскольникова с его «тварь я дрожащая или ,…». Лунгин показывает нам  подполье в прямом и переносном смысле. Мы оказываемся в разных стратах общества: от театрального мира до подпольного казино и притона, где ставкой является человеческая жизнь и везде царит дух наживы, себялюбия, опасности.

  У героев  здесь есть другое,  подпольное «Я».  Знаменитая актриса с мировым именем оказывается азартным игроком казино, готовым играть и человеческими судьбами, невзирая на последствия этой игры. Главный герой не только одержим идеей исполнить  главную партию в новой постановке, но и идеей разбогатеть любой ценой, забыв  урок классика, что ставка – сама  жизнь,  ставит на туза, как маньяк,  веря в свою победу. В исполнении младшего Янковского сегодняшний Германн не вызывает никакого сочувствия. Он мелок, холоден, неумен, эгоистичен, никого не любит и, очевидно, не способен полюбить. Он одинаково предает и свою девушку и кумира всей его жизни знаменитую певицу. Он бездумно берёт в долг огромную сумму денег, а проиграв , не готов отвечать за свой поступок и пытается бежать. Современный Германн готов идти по трупам и эта готовность приводит его самого к печальному финалу. Янковский прекрасно вписался в концепцию фильма и смотрелся очень органично. Есть в этом молодом актёре какая-то отрицательная харизма. Но, главная приманка фильма, конечно, несравненная Ксения Раппопорт. Для неё это просто бенефисная роль, она купается в ней, получая, очевидное удовольствие от возможности полностью раскрыть своё актёрское мастерство. Хороши и Игорь Миркурбанов и Владимир Симонов.
Это снято очень сочно, почти на грани китча, как отмечают многие критики. Трудно определить жанр фильма, его рамки размыты, режиссер явно экспериментирует. В  сценарии  есть какие-то просчеты, концы с концами не всегда  сходятся и некоторые  вещи вызывают недоумение. Последняя сцена с игрой в русскую  рулетку,  конечно, напоминает триллер, но всё остальное смесь причудливых фантазий создателей сценария и режиссера.

  Всегда встаёт вопрос, каков месседж произведения. Почему Лунгин так долго стремился  снять этот фильм? Он даже подумывал о том, чтобы пригласить зарубежных звёзд. Что его так привлекло в сюжете всем знакомого по повести и опере произведения? Мне не верится, что в его задачу входило показать, что искусство требует от актёра «полной гибели всерьёз». Фильм совсем не предполагает этого.  Мне представляется, что пересадив на современную почву  героев оперы, режиссер задумал  показать срез современного общества, его пустоту и бездушие. Манекены с костюмами певицы - отличная метафора. Каждый занят собой, думает только о славе, призах  или деньгах;  в случае оперной дивы, готов на изощренные психологические игры с непредсказуемым результатом. Может быть, криминальных группировок слишком  много для одного фильма, но и они отражают реалии нашего сегодняшнего дня.

  Фактура героев не соотносится с силой голоса и это заметно самому непросвещенному зрителю.
Можно (и нужно!) придраться к тому, как драматические актёры исполняют вокальные партии, но бессмертная музыка Чайковского и прекрасные голоса настоящих певцов извиняют эту недоработку.

  Жалко, что в фильме некому сочувствовать, не за кого переживать, но название фильма и не предполагает подобного « соучастия» зрителя. Роковая Дама Пик правит бал,  и наша карта всегда будет бита.


Рецензии