Франкофония 2016. 2 просмотр

  Хорошо, что я решила посмотреть этот фильм второй раз. Я уже знала, как он снят и могла сосредоточиться не только на картинке, которая мне очень нравится, но и на закадровом голосе автора и на субтитрах. Я увидела и прочувствовала то, что ускользнуло во время первого просмотра.

  В начале фильма камера  надолго задерживается на портретах людей разных эпох. Эти лица спокойны, значительны, их внутреннее достоинство вызывает уважение. А следом идут кадры разрушенных городов, развалины соборов, убитых солдат, вереницы беженцев – результат войн. Это тихое, без всякого пафоса, предостережение нам, сидящим в зале, вроде известных слов Фучика «Люди, будьте бдительны». Сокуров уподобляет  стихию океана  исторической стихии, говоря и показывая в лоб (что мне не понравилось в первый раз), что обе стихии абсолютно разрушительны и безжалостны, но решения, которые принимает человек, могут предотвратить катастрофу, а природной стихией невозможно управлять. В фильме дважды показана картина Жерико «Плот Медузы». Выбор не случаен. На картине жертвы морской стихии , но ответственность лежит на капитане судна, по вине которого произошло кораблекрушение. (картина написана по следам реальных событий). В Ленинграде люди, умирающие в блокаду Ленинграда – жертвы исторической стихии, но за этим тоже стоят люди, принявшие решения о начале войны. Это фильм-призыв, фильм-предостережение.

  Сравнивая слепую стихию, неподвластную человеку и мясорубку войны, мне кажется, Сокуров негромко призывает homo sapiens к ответственности за свои поступки, а демонстрируя шедевры живописи, напоминает о его высоком предназначении. Человек бессилен против природных катаклизмов, но  не должен сам быть игрушкой в руках политиков, а те не должны поддаваться стихии амбиций, захватнических планов, честолюбивых стремлений.
Обращаясь   к авторитетам прошлого, Толстому и  Чехову, которые не могут ему ответить на вечные вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?», прибегая к нехитрой, наивной метафоре – на мониторе компьютера мы видим корабль, с бесценными произведениями искусства, тонущий в океанской пучине -  человечество с грузом культурных ценностей-  режиссер хочет наглядно показать зрителю, что кроме него  самого никто не может ответить на проклятые вопросы и судьба мира находится в руках самих людей.

  Монитор компьютера, живописное полотно, документальные и "состаренные кадры»- режиссер сознательно меняет оптику, применяет разные приемы изображения, чтобы со всей полнотой донести до нас свою мысль.
 Позиция главных героев напомнила мне слова вольтеровского Кандида:  «Надо возделывать свой сад». Граф Меттерних в 1939 году вывез все сокровища Кёльнского собора, зная, что война неминуема. На вопрос директора Лувра он отвечает: »Мы просто делали свою работу». Это то, что сближает двух героев фильма. Они оба, каждый на своём месте, честно делают свою работу даже в условиях войны, находясь по разные стороны баррикад. Они спасают мировые ценности. Оба актёра очень убедительны, прекрасный кастинг.

 В фильме звучат слова автора "В Европе всюду Европа», Германия названа сестрой Франции, мне показалось сначала, что режиссер разделяет позицию правительства Петена, отозвавшего войска и приказавшего сделать Париж открытым городом. Но после вторичного просмотра я готова отказаться от этой мысли. Голос Сокуров бесстрастен, его интонация не предполагает  никакого предпочтения, он приглашает к размышлению, а зрителю остаётся самому сделать вывод.

  Конечно, еще одна идея, может быть, основная,  заключается в том, что культура и искусство выше или должны быть выше, политики, национальных различий, религиозных разногласий. Лувр и его сокровища, Париж, показаны с огромной любовью, восхищением и  сочувствием. А люди….ведут себя по разному в разных обстоятельствах, но главные действующие лица одинаково симпатичны автору, несмотря на то, что один из них – немец, представитель агрессора, а другой – француз, жертва оккупации.
 Не каждый согласится, что без Лувра невозможно представить Францию, а без Эрмитажа – Россию, но без этих сокровищниц мирового искусства наши страны, наша жизнь, да и мы сами, были бы другими.

  Я не очень поняла музыкальную концовку фильма: искореженное звучание гимна СССР на фоне меняющейся цветовой гаммы. Я бы предпочла увидеть красный, голубой, белый цвет:  ведь у России и Франции одинаковые цвета государственных флагов.


Рецензии