Парадиз. сериал. 2020

Эмиль Золя. «Дамское счастье» versus «Парадиз». Сериал ВВС 2012-2013

 Перечитывая роман Золя «Дамское счастье, не перестаешь удивляться его современному звучанию. «Дамское счастье» - гимн коммерции, предпринимательству, рекламному делу, маркетинговым ходам, всему тому, с чем мы столкнулись в последние десятилетия. Скидки, распродажи, бонусы, подарки покупателям, всё это вошло в нашу жизнь с появлением торговых центров и бутиков. Универмаг »Парадиз» - рай для покупательниц, символ нового времени, он постоянно сравнивается автором с заводом, некой огромной машиной, цель которой завлечь как можно больше покупателей, чтобы те захотели оставить в нем свои сбережения и, одурманенные великолепием товаров и убранства, стремились бы вернуться туда снова. Это своего рода наркотик, искушение, которому трудно противостоять. Мотором и генератором идей является владелец и креативный директор, как сказали бы сейчас, Муре/Морей (Имам Эллиот). Его мысли постоянно заняты развитием своего бизнеса, он расширяет помещение, увеличивает закупки и не устает поражать воображение парижан своим размахом. Мелкий бизнес при этом гибнет, разоряясь и умирая. На протяжении всей книги мы видим неумолимую поступь прогресса и его оборотную сторону: обнищание лавочников, борьбу за место под солнцем и крах семейного бизнеса, разорение предпринимателей одиночек.

  Сериал ВВС в течение двух сезонов показывает нам с красивую костюмную мелодраму, довольно слащавую, практически без всякого социального подтекста. За кадром остается напряженный труд 2000 сотрудников, их вечный страх потерять сою работу, боязнь остаться без средств к существованию. Продавщицы отдела верхней одежды некая коммуна со своими противоречиями и интригами, но с безусловной преданностью хозяину. Все герои без исключения находятся под обаянием босса и служат ему верой и правдой. Отношения между служащими и начальством неправдоподобно дружеские. Они почти на равной ноге, что невозможно себе представить в Англии или Франции того времени. Вместо холодных подвалов, где идет сортировка и отправка товаров, вместо сырой и темноватой столовой для персонала, тесных спален , мы видим светлые уютные помещения и таких подмен огромное множество, не говоря о том, что весь второй сезон плод буйной фантазии сценаристов.. Это сделано для создания легкой, романтической атмосферы.

  Сериал создан по мотивам романа, но правильнее было бы написать в титрах: автор идеи - Эмиль Золя. Тогда не было бы повода сравнивать сериал и книгу. Вольностей слишком много. Действие перенесено из Франции в Англию. Частично изменены имена действующих лиц. Добавлен даже образ феминистки француженки, которая на время смущает своими речами умы девушек. В ее образе в угоду современности есть даже лесбийский мотив. Внесены несуществующие герои, выделены второстепенные участники парада, (блестяще сыгран Джонас -Дэвид Хейман), некое всевидящее око, наводящее священный ужас на приказчиков. Он дает дельные советы не только хозяину Муре, но и новому владельцу магазину, аристократу Тому Уэстону (Бен Дэниэлс) что совершенно невозможно в условиях сословного общества, тем более викторианского! (Уэстон как и Кэтрин – (Элейн Кэссиди) - результат воображения авторов сценария). Вся основная мелодраматическая линия главных героев придумана целиком и полностью: конфликт Муре и Кэтрин, борьба Муре за возвращение магазина в свою собственность. Есть даже детективная линия, чтобы зритель не заскучал.

  Перед нами одна и та же улица с фасадом магазина. Один и тот же отдел магазина, где разворачиваются события, хотя Золя посвящает десятки страниц книги убранству своего огромного заведения, ярким витринам, отделке прилавков, разным новшествам. Перед мысленным взором читателя возникают картины отрезов тканей, разноцветных кружев струящихся по витринам; краски ослепляют, но привлекают своим необычным сочетанием. Мы бродим по бесконечным отделам, видим читальный зал с газетами, где джентльмены могут провести время, пока дамы заняты покупками, смешиваемся с толпой покупательниц и ощущаем запах духов. Авторы сериала убрали ажиотаж толпы посетителей, размах, помпезность, режущую глаз роскошь. Сгладили все углы, создали камерную атмосферу, ограничась одним отделом магазина, гостиной особняка Кэтрин и старой лавкой дядюшки главной героини, Дениз. (Джоанна Вандерхам) Мы не видим ее борьбы с нищетой, ее забот о братьях, потому что эта линия убрана, чтобы не отвлекать зрителей от более приятных вещей. В центре внимания любовные отношения Муре и Кэтрин, конфликт бизнес интересов ее мужа и руководителей универмага, переживания Дениз. В книге, владелец Парадиза привлекательный, харизматичный мужчина, полный фантазии, новаторских идей и драйва. Он брутален и любвеобилен, одержим успехом своего дела. В первом сезоне он почти таков, но в целом этот герой в сериале получился слишком сусальным, его страданиям по умершей жене отводится слишком много сценического времени. Правда, во втором сезоне он напрочь забывает свою скорбь, но, по мере развития сюжета его образ мельчает на фоне становления и развития Дениз, он теряет свою витальность, ему изменяет «чуйка», пропадает уверенность в себе и даже появляются комплексы.

  Лирическая линия Муре и Дениз - удачна, но сентиментальность, местами мимимишность происходящего просто зашкаливает, к тому же явно проглядывает стремление сценаристов осовременить девушку (она даже устраивает презентацию для сотрудников других отделов!) и показать ее превосходство над любимым мужчиной и в человеческом и деловом плане. Здесь создатели сериала отдают дань идеям феминизма, что объясняет совершенно неправдоподобный конец, не соответствующий роману.
 В итоге: конечно, сериал не выдерживает сравнения с яркой, глубокой книгой; дух романа искажен, глубина, сила и выразительность, драматизм Золя заменены мелодрамой, текст сценария бесконечно далек от варианта автора, а многочисленные сюжетные линии полностью на совести сценаристов. Но если абстрагироваться от первоисточника, знать, что это не экранизация, а канва, которую взяли для основы, даже при том, что второй сезон значительно слабее первого, послевкусие от сериала может быть приятным, потому что картинка неизменно красива, наряды безупречны, декорации хороши, все актеры на высоте. Сериалы ВВС отличаются качеством и их всегда можно рекомендовать для легкого просмотра.

Ноябрь 2020


Рецензии