О позванных на Пир

Рассуждения над Лук.14:7-24

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
(Лук.14:7-24)

"Замечая же, как званые выбирали первые места..."

Кто такие званые? Это те, кто услышал глас свыше и, отозвавшись, уверовали, стали верующими людьми. А потом, как это свойственно греховной земной природе человека, начинают такие верующие выбирать себе "первые места". Они хотят первенствовать, быть в центре внимания, чтобы к ним обращались за советами, хотят учить, готовы обходить море и сушу, дабы обратить кого В СВОЮ ВЕРУ. Начинают подчеркивать о себе, что они особые. Любят говорить: "Мне Бог открыл" то-то и то-то. Любят говорить другим, что они "рождены свыше". Причем, говорят таким образом, как бы уничижая других и порой даже могут прямо сказать человеку: "да ты не рожден еще свыше!"; или: "да что с них взять, они ведь не рождены еще свыше!" Вот это классические и очень распространенные примеры того, когда люди сами себя садят на те "первые места".

Господь же учит: "не садись на первое место", "садись на последнее место". Не надо притязать на свою духовность и о ней трубить перед людьми. Бог Сам должен явить о каждом человеке, кто каков перед Ним. И это свидетельство свыше Своим будет истинное. Лучше занимать место где-то там, на скотнем дворе, у собачьей будки. Как Христос не трубил о Себе, подражая персонажу фильма "Иван Васильевич меняет профессию", который представлялся всем: "Иван Васильевич Грозный! Очень приятно, царь!", - но облекся в образ раба и приходил инкогнито, утаивая, КТО Он есть. Так и святые Его, подражая Христу, не выпячивают грудь, не надувают щек о себе любимых. И здесь мне на память приходит Алексий, человек Божий, живший в четвертом веке. Будучи из знатного рода, сыном богатых родителей, он возжелал стать бомжом Христа ради, уйдя из дома. Потом, чуть позже, когда внешний вид его немного изменился, он вернулся в родные края и нашел себе точку, чтобы просить милостыню. И это было рядом с его имением. И к нему стали приходить рабы и обслуга его отца, и они начинали глумиться над ним, издеваться, не догадываясь даже, что глумятся над своим господином... А он скрывал о том, кто он есть. Терпел... Хотел пить из той чаши, из которой пил Царь царей, Господь господствующих... Алексий нашел в этой жизни СВОЕ МЕСТО, добровольно избрав место не на "груди Иисуса" перед людьми, а занял "последнее место", став в поношении у мира...

И Ангелы Божьи, придя в Содом и начав укладываться на площади на ночлег, как то делают часто обычные странники, не трубили перед собой, что они Ангелы Божьи, пришли узнать, остались ли еще такие, кого надо было бы спасти от предопределенного уже огня истребления. И Лот не знал, что то были Ангелы Божьи. Он любому человеку готов был помочь, не догадываясь даже, что добродетелью той спас жизнь себе и своим детям...

И далее Господь говорит: "когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния". Зная греховную испорченность человека, Христос предостеригает от соблазна не начать творить дела милосердия с изначальной надеждой на выгоду, что и тебе кто-то даст. Отдавать нужно так, чтобы иметь внутреннюю установку, что тебе ничего не вернется в этом мире. И избегать воздаяния от людей добром за добро. В этом случае человек обкрадывает себя в вечных ценностях. Почему рассудительные люди предпочитают творить дела милосердия в тайне, чтобы никто о том не знал. Вот тогда душа сеет в Вечное...

А потом евангелист Лука фокусирует внимание на интересной фразе: "Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" Очень многие люди, даже из верующих, очень хотели бы вкусить того хлеба в Царствии Божием. И, думаю, что большая часть верующих имеет надежду на то, что вкусят того хлеба, но не в этом веке, а после физической смерти. Думаю, что этот "некто" тоже подразумевал о том, что может произойти не в его земной жизни... Но я вижу по ответу Господа, что тот хлеб можно вкусить живя еще в смертном земном теле. Иисус ответил на эту реплику в виде притчи: "один человек сделал большой ужин и звал многих"... А потом последовали отказы от того приглашения: "Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти.". Обратите внимание, на тот пир можно было попасть еще в этой жизни. Но была причина, по которой званые отказались от приглашения. Они нашли для себя нечто важнее и ценнее. Казалось бы, ну как не понять того, кто женился, и потому не захотевшего идти на какой-то пир. У него пир с женой был. Как говорят в народе, "в гробу он видал тот пир, когда у него итак услада есть в этой жизни"...

Я вижу для себя в этой притче описание того, почему бОльшая часть верующих не входит в Царство Христа на Земле уже сегодня. В гробу они видали то Царство. Они рассчитывают войти в него когда-то потом. Лучше за гробом. Но только не сегодня, не сейчас. А сегодня им хорошо в миру. Они нашли себе отдушину в чем-то земном. Они заняты игрушками. И заботы житейские удержали их остаться во тьме внешней. Они придумали себе веру, при которой Царства Христа на Земле еще нет. Им так удобнее жить...

Земной человеческой природе претит Царство Небесное. Оно как инородное тело для грешной природы. Потому Христос и сказал, что нужно отвергнуть себя. Не просто отвергнуть грех должно, но и распять плоть свою, со страстями. Как пишет Павел: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24). Именно такие восхищают Царство Небесное уже в этом веке, кто нудит себя и свою плоть, дабы они не препятствовали идти на тот пир: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф.11:12).

2023.10.25


Рецензии