Записки моряка. Швартовка

   Средиземное море.
   Середина лета.
   Вторая декада двадцать первого века.

   Корабли бригады десантных кораблей Северного флота в шесть утра снялись с якорей и продолжили переход в восточную часть Средиземного моря. Там находится очередной район проведения учений. Лёгкий бриз с берега подхватил морских странников, форштевни кораблей режут лазурную гладь…
   После распада «великого и могучего…» наши корабли забыли дорогу в Средиземку. «Дружба» с вероятным партнером закрыла этот регион для наших кораблей. Но вот отрезвление в головах понемногу приходит. И морская держава, спустя почти тридцать лет, демонстрирует свой флаг в когда-то родном море.

   Большие десантные корабли построились в кильватер и не спеша двигаются к назначенной точке-рандеву. «Не спеша?» – тяжело даётся это не спеша. Корабли не новые – давно выслужили нормативные сроки. Редкие восстановительные ремонты только латают «дырки времени», а молодости и прыти не добавляют.
Как поётся в песни одного ленинградского барда: «…было время, я шёл тридцать восемь узлов».
   Вот и моряки-десантники берегут силёнки. Командир бригады капитан первого ранга Сергей Петров назначил эскадренный ход десять узлов, чтобы корабли могли идти на одном двигателе. Зная основы математики, легко понять, что меняя главные двигатели в работе, потратишь ресурса в половину меньше.

   Впереди три месяца дальнего похода…
   Погода хорошая и прогноз благоприятный. В левую скулу кораблей набегает двухбалльная волна, а ветер восточных направлений не даёт забыть по морскую стихию … посвистывает в мачтах.
   «Море … вода нежно голубая … летучие рыбы … дельфины. Красота! Пейзаж просится на картину мариниста», - засмотрелся Петров.

   Утренние тренировки-учения подходили к концу, когда комбрига вызвали на связь с Москвой.
- Доложите расчётное время прибытия ваших кораблей в назначенную точку, - резко спрашивает оперативный дежурный со сложной фамилией.
Расчеты сделаны давно – ответ капраза не заставил ждать оперативного.

- Вам необходимо быть … , - оперативный московского командного пункта сокращает выделенное время почти вдвое.

- Это невозможно … полный ход кораблей – десять узлов, - спокойно возражает Петров.

- А вот и нет, я посмотрел учетные карточки … полный ход ваших кораблей … шестнадцать, - с явным торжеством в голосе кричит оперативный дежурный со званием полковник, - или вы плохо готовились, товарищ капитан первого ранга.

   Взаимная «любовь» морских и сухопутных офицеров известна давно. Столько анекдотов рассказано и фильмов снято на сей счёт. Ну не понимают пехотные командиры специфики морской службы и тем более сути плавания корабля на море.
Любой пехотный командир считает корабль плавающим танком. И всё!
   Ещё прославленный адмирал Кузнецов боролся с «непониманием флота» и, как известно, серьёзно страдал за это…

- На второй странице учетной карточки написан нормативный срок службы моих кораблей, - по-прежнему спокоен комбриг, - один корабль переслужил два года, остальные более десяти лет. Мои корабли уже не должны ходить, товарищ полковник!

- По-онятно-о-о…, - после небольшой паузы тянет в микрофон оперативный полковник и уходит со связи.

   А ещё через два часа пришла телеграмма от того самого полковника с уточнённым временем прибытия - раньше на четыре часа.

- Вредничает пехота, - делится Петров своими соображениями с флагманским штурманом. Оба склонились над картой.

- Следовать ещё почти двое суток, через три часа должно течение на восток заработать. А это узел-полтора выигрыша, - вслух рассуждает флагманский штурман каптри Андрей Дзюбов, обложившись лоциями, справочниками и различными описаниями, - ветер в нос к вечеру уменьшится до пяти. Но вашим запасом, товарищ комбриг, придётся пожертвовать.

   С «лейтенантских университетов» Сергей усвоил одну простую истину – всегда оставляй запас-резерв … пригодится. Вот и сейчас Петров держал в запасе два часа.
   Не раз этот вызубренный урок его выручал – то погода внесет свои коррективы, то техника, то полковники…
- Скорость отряда кораблей не менять, - заключает Петров, - технику беречь. Контроль по маршруту перехода каждые два часа.

   Предыдущая ночь в якорной стоянке прошла беспокойно. Вначале с танкера заправляли топливом корабли, а с двух часов вокруг кораблей крутился неопознанный катер. Тревожились всю ночь. А 218-му пришлось даже открывать предупредительный огонь из крупнокалиберного пулемёта. Именно командир 218-го капдва Михаил Белов первым и заметил приближающийся катер.
   Со стороны моря на отряд кораблей шло небольшое судно, по скорости – рыбак. На радиовызов не отвечал, а курс точно на десантников. Вот Петров и отдал приказ на открытие огня Белову при сокращении дистанции. И тут, о чудо, медленный «рыбак» превратился в быстроходный катер - уходил на скорости тридцать пять узлов!
   До утра «рыбак» молча кружился вокруг отряда, но близко уже не подходил. А с рассветом ушел, не удалось «глазами встретиться».

   Петров удивился, когда в «святое послеобеденное» время его позвали на ГКП – командир 220-го просил к радиоаппарату.

- Авария правого главного двигателя, … иду на левом … скорость девять узлов, - спутанно докладывает командир 220-го капдва Аркадий Лесков.

- Причина? – сдержан и краток Петров.

- Пробита головка шестого блока … экстренно остановлен … механики осматривают, - растерян Аркадий, - как же я теперь … на одном? А?!

   Петров «родом вышел» с малых кораблей - командовал рейдовыми тральщиками, противолодочным кораблём. Там на тральщиках командир отвечает за всё – он и механик и штурман … и продовольственник … и всё-всё.
   А офицеров с больших кораблей всегда отличал особый шик, гордость, но только за своё дело. Порою то, что происходит за соседней переборкой, они не ведали. А зря…

- Механики закончат осмотр, со мной на связь, - поставил задачу комбриг, - помнэмса (помощник начальника электромеханической службы бригады) ко мне. Походный штаб, готовность номер один.

   Через четверть часа Сергей знал на каких кораблях и в каком количестве находится механический ЗИП.

- Отряд кораблей отстаёт от нового графика на сорок минут, - от штурманского стола докладывает флагман-раз.

   Отряду кораблей пришлось снижать скорость – 220-й доложил, что на левом винте может идти только девять узлов. … Да и сможет ли 220-й двое суток на одном главном?
   «Опоздание может оказаться серьёзной проблемой. Невыполнение задачи! Как быть? Докладывать рано, но и затягивать нет смысла», - собирается с мыслями Сергей.

   Почти час комбриг ждал доклад механиков. Не торопил. Знал - надо снять аварийную головку блока, осмотреть клапана … не погнуло ли … цилиндры … поршни … вкладыши.

- Товарищ комбриг, докладывает командир боевой части пять капитан третьего ранга Блинков … головка блока треснула … клапана снял …, - в течение десяти минут каптри подробно докладывал обстановку Петрову.

   Комбриг несколько раз уточнял, переспрашивал … искал решение. На всех кораблях отряда у радиостанций в тот момент находились механики: офицеры и мичманы. Это Петров заранее собрал всех на связь, предупредив, что каждый может и должен высказаться.
   Совещание «по связи» длилось около тридцати минут. Механики довольно быстро и единодушно высказали мнение о замене головки и «заглушки» аварийного блока. На типе двигателей «Зульцер» возможна работа не всех блоков одновременно.
   Надежность двигателей супер!
   Ничего не скажешь, умеют делать!

   Ещё минут десять ушло на то, чтобы понять на необходимость швартовки кораблей друг к другу. Запасная головка блока на 217-ом, вес её такой, что катером не перевезёшь. Корабли надо борт к борту ставить и перетаскивать.
   К борту ставить! – легко сказать.
   Ложиться в дрейф опасно – на волну положит. И главное время! Маневр этот часа три-четыре займет. А их нет! – полковник «съел».
   Потом никак не нагонишь. И правый движок 220-й ещё часов пять-семь собирать будет.
   Что делать? Известная русская дилемма…

- 220-й, курс и скорость не менять, 217-й начинает маневр подхода к вашему правому борту, - объявляет своё решение комбриг, - швартуемся на ходу.

- Как это на ходу? – изумлён командир 217-го каптри Алексей Санаев, - я не пробовал никогда.

   Алексей назначен командиром недавно и опыта морской практики немного, но он штурман по образованию, а это значит, расчёты и теорию знает.

- Погода хорошая – волна и ветер почти в нос, - подбадривает его Петров, - подойдем на параллельном курсе. Выровняем скорость и небольшими перекладками руля подойдем вплотную.

- Но я … а если навалимся, - слабо протестует каптри.

- Всё! Обсудим после швартовки, - подражая киногерою из старого фильма «Экипаж» отрезал Петров.

   …Маневр подхода корабля удался хорошо. Разрезанные кораблями волны встречаются точно посередине и весело разлетаются на тысячи брызг. Солнце играет в водном фонтане всеми цветами радуги. Жаль любоваться этим зрелищем некогда.
Два больших десантных корабля идут в сомкнутом строю фронта. Расстояние между кораблями метров триста, но 217-й никак не может подобрать скорость: то вперед вырвется, то назад катится.
   А это плохо!
   Корабли надо своими бортами точь-в-точь пришвартовать, иначе навал … жди беды. Водоизмещение кораблей ого какое!
   Такая махина, что угодно снести может.

   Расстояние между кораблями двести метров…

- Не торопись, командир, - подбадривает комбриг, - время сейчас роли не играет.
Между кораблями сто пятьдесят метров…

- Не получится пришвартоваться! – вдруг восклицает Санаев, - я не готов, останавливаться надо.

- Неожиданно, но не критично. Внимание ГКП! В управление вступил я – спокойно объявляет Петров, - записать в вахтенный журнал.

- Не переживай, Алексей Евгеньевич, - не желая подрывать авторитет молодого командира, ещё более спокойно говорит комбриг, - сейчас ошвартуемся. Ты уже практически всё сделал.

   Петров с малых кораблей, а БДК (большой десантный корабль) самостоятельно никогда не управлял.
   Правда, будучи начальником штаба и командиром бригады ещё в Кронштадте «науправлялся» различными проектами … и скоростными … и одновинтовыми … и большими … знаменитыми учебными кораблями. А учебники раза в два больше БДК.

   Швартовка кораблей на ходу не так сложна, в принципе. Ещё командиром рейдового тральщика Сергей постиг эту науку. Тогда комдив Борис Вячеславович частенько «натаскивал» молодого лейтенанта. Он и научил Сергея – параллельный курс, … скорость подобрал и малыми перекладками руля к борту … а когда дистанция маленькая, корабли сами притягиваются – закон Бернулли.
   Наука в практике!

   «Да молодость лихая, что в ней только не было … и швартовки в ветер двадцать метров в секунду … и заход в узкий Петровский канал … буксировки лагом … кильватером … швартовка на ходу, … а по-другому, кстати, парное траление и не проведёшь», - вдруг вспоминается Петрову.
   «Видишь, когда пригодилось»...

   Дистанция пятьдесят метров … теперь любой неверный шаг – навал кораблей.
Скорость Сергей подобрал - один раз в три минуты на левой машине надо один «зубчик» убавить-добавить и всё - корабли как будто в зеркале отражаются.

- Рулевой, очень внимательно! Команды четко выполнять, - кричит комбриг с левого крыла мостика, - руль лево два. Это означает на два градуса перо руля надо переложить, ни больше ни меньше.
   Рулевой у штурвала - опытный старшина, отлично корабль чувствует.

- Покатился влево, - громко докладывает рулевой.

- Руль прямо, - капраз выглядывает за борт, - ещё метров пять убрали.

   Свои действия Петров громко доводит всему расчёту.
   После того, как вступил в управление он объявил, что подход к 220-му является учебно-показным, а в роли обучаемых … и командир и весь расчёт. Даже разрешил всем задавать вопросы. Напряжение спало, а на ГКП воцарился азарт – каждый старался выполнить свои обязанности на «пять с плюсом».

   Тридцать метров …

- Бак, ют - готовить бросательные концы, - очередная команда Петрова, - подавать только по моей команде.
   
   Эти команды касаются обоих кораблей. Командир 220-го на правом крыле мостика громко кричит «Есть!»

   Очень важный момент! … швартовочным концом можно поменять курс корабля.
   Результат всё тот же - навал.

   Двадцать пять метров …

   Двадцать …

   Семнадцать …

- Подать бросательные! … Концы не крепить! - велико напряжение Петрова. Оба командира корабля синхронно отвечают «Есть!».

   Всё! Теперь вообще ничего нельзя … только ювелирно подойти к борту.

   Пятнадцать метров …

- Корабль влево не идёт, - рулевой громко кричит, после очередного «лево два».

- Лево три, … лево пять, - команды Петрова не приводят к ожидаемому эффекту.

   Что за чёрт … Не может быть!

- Корабль медленно катится вправо, - неистово кричит рулевой.

   Он давно понял суть маневра и … если сейчас корабль развернёт на набегающий поток … никаким рулём не выровнять.

   На тральщиках этот «фокус» называется «встали на сучку». Тральщики, связанные парным тралом, всегда должны идти параллельно-сходящими курсами. Специальная поправка рассчитывается и на руль задаётся. Даже если один тральщик ловит набегающий поток, корабли становятся лагом к набегающему потоку … кормой друг к другу. Позиция напоминает собачек по весне, отсюда и название.

- Парный трал, … связаны кормы, - откуда-то из прошлой «лейтенантской» жизни Петрову пришла догадка, - … корма.

- Держи меня, - Петров буквально взлетает на ограждение крыла мостика, успевая развернуться на сто восемьдесят градусов.

   Держась за верх двери, Сергей всем корпусом вываливается за борт и смотрит на кормы кораблей.

   Санаев еле успевает схватить капраза за штанину.

- Ты, б… почему конец закрепил … ё…, - сверху вниз Петров орлиным взором смотрит на Лескова, - …

   Такое количество «предлогов и междометий» вряд ли слышали здешние места. «На флоте матом не ругаются, на флоте матом говорят», - поговорка в этот момент полностью подтвердила свою суть.

- Отдавай, быстро … предупреди ют, кормовой к-конец сыграть м-может – набежавшая дрожь в руках Петрова перешла в голос, - рулевой, удержи корабль на курсе, но влево не ходи. Очень прошу!

- Есть!

   Кормовой конец отдали вовремя, … рулевой не подвел.
   Через десять минут два больших десантных корабля Северного флота, плотно обвязавшись концами и прижавшись кранцами, продолжали свой путь по лазурному морю.

   Обнявшись, словно давно не видевшиеся друзья, корабли рассказывали друг другу пережитое …
   Комбриг никого не подгонял – маневр завершён, скорость максимально возможная.
   Теперь всё от механиков зависит.
   Почти час корабли шли «обнявшись», на всех палубах стояли моряки-североморцы. Больше месяца, как бригада десантных кораблей оставила свои родные причалы в Североморске. Было что обсудить и чем поделиться друзьям-сослуживцам, смех то и дело доносился с левого борта.

   Установив сходню, на юте человек двадцать перенесли ЗИП-овую головку блока. Ещё два ящика различных «железяк» отправилось на 220-й.

- Головку и ЗИП перетащили, ремонтная бригада убыла, - помощник ЗЭМЧа каплей Евгений Гранин доложил Петрову на ГКП, - прошу разрешение тоже убыть на 220-й.

- Действуй, - Сергей пожал руку каплею, - доклад каждый час.

   Отошли друг от друга корабли без приключений. Отдали концы, руль положили право два градуса и через минуту от былого объятия не осталось и следа.

   С дистанции два кабельтова 217-й побежал вперед занимать своё место в общем строю кораблей.

   … Через шесть часов 220-й уже запустил правый главный двигатель. «Подвиг» механиков горячо обсуждали офицеры походного штаба. На всю ночь отряду кораблей был назначен ход двенадцать узлов. Отставание к утру «отыграли».

   В назначенный район прибыли вовремя. События проводимых учений стерли из памяти комбрига «знаменитую» швартовку. Вспомнить о ней пришлось неожиданно - спустя три месяца на разборе учений в штабе Северного флота.

   Оказывается, штаб флотилии, который был размещен на 220-м, внимательно следил за тем маневром. По признанию «старожил», о подобной швартовке они слышали лишь однажды и то лет десять назад.
   А здесь воочию смогли наблюдать, как два тяжеловесных корабля ювелирно швартуются друг к другу. Фотографии и видео, кстати, оказались представлены в том докладе.
   Приведенные расчеты времени старшего штаба делали заключение о правильности принятого решения - швартовка на ходу.
   «Что ж северяне, - мы из Кронштадта!» - подумал Сергей. Слабая улыбка тронула уголки губ командира бригады.

   Смотрел Петров на экраны, слайды … слушал докладчиков.
   А вспоминались ему … гавани Кронштадта … Финский залив … рейдовые тральщики … ругань комдива - Бориса Вячеславовича.

   «Лейтенантские» университеты … как далеки … трепетно дороги … даже сегодня.

   «08» мая 2022 года


Рецензии
Отличная история и... выводы из неё, в ней! Читается на одном дыхании, живо, трепетно, берёт гордость... за наших, нас. Спасибо автору и удачи.

Еквалпе Тимов-Маринушкин   25.11.2023 09:00     Заявить о нарушении
Спасибо большое за добрые слова.

Сергей Петрович Екимов   25.11.2023 10:34   Заявить о нарушении