Атланты
Они выходцы из семьи торговцев,у которых были связи в нужных кругах.Когда прои-зошла катастрофа, они первыми стали объединять вокруг себя выживших по всей планете. Действуя по плану. Наращивали свое влияние, пока полностью не овладели миром.Когда власть уже была в их руках, они стали корректировать историю под собственные угоды. Они вычеркнули из истории долгожителей и гигантов. Избавили Землю от всех аспектов, которые могут пошатнуть их авторитет. Бесплатная энергия, технологии и медицина. Все это они постепенно внедряют в нашу жизнь, выдавая их за новейшие разработки. А люди даже не догадываются,что это наследие прошлой цивилизации.Но что же это за катастрофа, которая так перевернула мир? К сожалению, о ней он ничего не рассказал. Но есть 2 версии. Метеорит или война. Следы, указывающие на это, мы находим повсеместно.Возможно, именно их семья и развязала эту войну. Предположу, что они были из тех, кто решил, что долгая жизнь не должна быть доступна простым людям. И видимо, их идеалы разделяли не все в правительстве.Конечно, схожесть элиты современной с элитой прошлого можно объяснить по разному. Есть теория, которая объясняет это тем, что мы живем в виртуальном мире. Якобы люди создаются по шаблонам, как в видео игре. Персонажи там создаются из-за определенных наборов ртов, глаз и т.д. Из-за того, что набор ограничен, а за всю историю родились миллиарды людей, происходит случайное совпадение внешности. Плюс люди создавались по определенным подборкам (азиат, темнокожий и т.д) то и вероятность встретить одинаковых людей гораздо выше.Но лично мне версия с симуляцией не нравится. Слишком печальный и скучный мир у нас получается.Только представьте,в каком тогда мире живет создатель этой симуляции, если он считает наш проект интересным?А вот версия с бессмертными атлантами мне нравится куда больше. Плюс есть множество фактов, указывающих на правдивость этой истории.Впрочем,одна версия не исключает другую.Конечно же,исторические двойники есть и у простых людей.Но вдруг они не такие уж и простые? Нам известны истории, когда умирающая от скуки элита переодевалась в крестьян и ходила среди них,чтобы испытать новые ощущения."(ст."Семья Бессмертных Атлантов управляет миром»: Как они захватили власть и что нашли в архивах Ватикана исследователи",История Х,2023)
"По общепринятой версии,основатель Монгольской империи Чингисхан,также извес-тный как Тэмуджин, принадлежал к монголоидной расе.Характерными чертами этой расы являются плоское округлое лицо, узкие и слегка раскосые глаза с крупными верхними веками, выраженные скулы и желтоватый оттенок кожи. Монголоиды обычно имеют очень темные (иногда черные) прямые волосы и темные глаза, а волосяной покров на теле у них незначительный.Чингисхан, как и большинство кочевников и наездников,был невысокого роста.Будучи великим воином,он,безусловно,обладал крепким телосложе-нием,мускулистым телом,развитой грудной клеткой и мощными руками.Все эти черты характеризуют опытных бойцов,владеющих холодным оружием.Портрет Чингисхана.В мире есть несколько сотен портретов Чингисхана. Из них всех подлинным считается только один. Сейчас он находится в Тайвани, в музее при императорском дворце Тайбэй. На этом портрете изображен широколицым мужчина средних лет с узкими черными глазами и редкой бородой.Голова у него покрыта национальным монгольским убором, поэтому основная масса волос скрыта. Только на висках заметны черные пряди, либо прямые, либо туго стянутые на затылке в косу (эта прическа была очень распространена у татаро-монгольских воинов). У Чингисхана на портрете высокий лоб, говорящий о незаурядных умственных способностях, и умный, проницательный взгляд державного мужа, а не только воина.Блондин с голубыми глазами.После спектрального анализа этого портрета Чингисхана стало ясно, что он мог быть написан не ранее XVIII века. Тогда как сам «оригинал» родился лет на 500 раньше. Доверять достоверности изображения в музее Тайбэй едва правильно.Из-за множества мистификаций, связанных с личностью предводителя татаро-монголов,многие историки задавались целью восста-новить реальные черты этого легендарного человека.Этим вопросом занимался и выда-ющийся историк,этнограф Лев Гумилев.В своем исследовании «Древняя Русь и Великая степь» он обнародовал любопытный факт: по свидетельствам многих летописцев монго-лы совсем не соответствовали современным представления о них.Воины армии Чингис-хана в подавляющем большинстве были высоки ростом,светловолосы и с голубыми либо зелеными глазами.Гумилев указывает,что то же самое подтверждают и фрески в Мань-чжурии.Великий монгол родился в урочище Делюн-Болдок. Он принадлежал к старинному роду Борджигинов.Само это слово «Борджигин» переводится как «синеглазый». Пред-ставители этого рода были очень высокими,могучими людьми.Волосы у них были свет-лыми,но не такими как у скандинавов,а скорее рыжеватыми.Глаза встречались голубые ,синие с бурой каймой вокруг зрачка или зеленые.Мужчины Борджигины носили длинные бороды и отличались широкими лбами.Такое же описание встречается у персидского ученого и врача Рашида ад-Дина. В произведении «Сборник летописей» он пишет, что Чингисхан был светловолосым.Глаза у него тоже были светлыми,как у всех Борджи-гинов.Аналогичное описание можно найти и у итальянца Марко Поло,который вообще описывает Великого монгола как европейца."(ст."Кем был Чингисхан по национальности",Кириллица,2023)
"Монгольские археологи утверждают,что возможно гробница Великого воина Чингис-хана найдена. Почти 800 лет было неизвестно, где похоронен Великий Хан Монголов. Неужели годы поисков прошли не зря и ведь открытие этой могилы станет главной сенсацией после гробницы Тутанхамона.Давайте посмотрим,что нашли археологи?Если мы откроем учебник, то прочитаем, что Чингисхан умер в 1227 году, будучи очень значимой фигурой в Великой Степи. По своему желанию он хотел быть погребён возле реки Онон.Умер же хан в горах Любань и сразу был переведён в Монголию.По расска-зам Марко Поло, который был в то время в Монголии. Обряд захоронения был очень жестоким,он унёс за собой не один десяток жизней.40 девушек умертвили и похоро-нили вместе с ханом. В гробницу внесли множество дорогих украшений из. А тех кто закапывал могилу казнили и тех кто казнил рабочих с могилы, тоже казнили и таким образом цепочка казней продолжалась. На саму могилу загнали табун лошадей и пару раз прогнали по захоронению. Таким образом, они утрамбовали землю и найти е; после этого составлял большой труд.Поиски последнего упокоения Чингисхана, проходили по всей Монголии и не только. Наиболее возможным местом, может являться гора Бурхан - Халдун.И причина этой догадки весьма логична, именно там находится родовой некрополь рода Тэмуужина. Но в нашем мире не всё так гладко и солнечно. Раскопки на той горе запрещены ЮНЕСКО. Да и шаманы против, а для монголов шаманы до сих пор важная артерия общества.Исследователи не исключают и такую версию. Чингисхан похоронен на дне реки Селенга. Якобы после смерти чингизиды с помощью рабов выкопали могилу близ этой реки, похоронили хана и построили дамбу. Таким образом река вышла из берегов и затопила гробницу.И вот при строительстве дороги возле реки Онон,рабочие обнаружили массовое захоронение с множеством человеческих останков,богато украшенной могилы.Гробница сложена из грубого камня.Имеет множе-ство золотых предметов. Судмедэксперты и археологи определили е;, как царскую монгольскую гробницу XIII века. Время погребения и время смерти хана совпадают. Колличество золотых изделий указывают тоже на е; ханское происхождение.Было най-дено 68 человеческих останков, которые принадлежат судя по всему рабам, которые строили эту гробницу. Учёные выяснили, что всё они умерли насильственной смертью. Нашли и 16 скелетов, которые принадлежали женщинам, судя по всему наложницами. Также было найдено 12 лошадей, которых принесли в жертву.Гробница в плачевном состоянии, несколько столетии она находилась возле самого берега реки Онон и сточные воды,постоянно проникали вовнутрь.Только в 18 в.река изменила русло.Если учёные смогут доказать,что эта могила принадлежала Монгольскому правителю,то находка станет самым громким событием со времён гробницы Тутанхамона."
(ст."Сенсация! Археологи нашли могилу Чингисхана!",Хисторикал,2023)
"Верхняя Земля, геологическая оболочка над планетой, сформировавшая её нынешний вид, воспринимается ныне сказкой. Но осталось достаточно много свидетельств прошлого нашей планеты с верхней и нижней Землёй. Среди них такой же сказочный русский город-остров Свияжск. Запад закрывает свои маршруты для русских туристов. А и не нужен нам "западный берег".Россия ничуть не менее изобилует достопримеча-тельностями, не уступающими европейским, осмотреть все из которых не хватит и целой жизни. Удивительный посёлок Свияжск, описанный А. Пушкиным сказочным островом Буяном, не только стоит посетить. История волшебного города- острова (полуострова согласно теперешней географии) объясняет многие факты в переделанной истории нашей страны.Современный вид Свияжска. Подплывая к нему по воде невольно вспоминаются слова А. Пушкина об острове Буяне из "Сказки о царе Салтане", прототипом которого явно был Казанский хан: Едем прямо на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана, Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого, Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят, В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит. С златоглавыми церквами, С теремами и садами…Свияжск (по-татарски Зея) расположен на сравнительно небольшом теперь острове (точнее на полуострове) у впадения реки Свияги (Зеи) в Волгу в 60-и км. от Казани по автодороге и всего в 30-и км. по воде. У острова почти округлая форма с размерами 1200 метров в длину и шириной всего 800 метров. Пятьсот лет назад это была остров-гора, которая так и называлась: «Круглая».Одной стороной она нависала над Волгой, а другой - над болотистым берегом. На ней Иван Грозный, как утверждается, и построил Свияжск в 1552-м году.Первое, что бросается в глаза, - на столь небольшом острове с таким же малым числом жителей (всего около 250-и человек) несоразмерно много великолепных зданий. Это и шесть ныне действующих церквей, и два больших монастырских комплекса с двумя соборами.У одной из церквей, Никольской, есть даже колокольня, достойная крупного города с высотой 43 метра, смотрящая на весь Свияжск и на окружающие его берега. Кроме корпусов монахов и гостиниц для паломников на полуострове осталось много других зданий старой постройки. Они стали музеями и художественными выставками.Был в Свияжске и третий монастырь, сгоревший в 1795-м году. В 1859-м году в городе-острове проживало 2600 жителей, что в те времена позволяло назвать этот “монастырско-купеческий” город крупным центром на Волге. Потому Свияжск был столицей уезда в составе Казанской губернии, а затем Татарской АССР. Крепостные сооружения Свияжска по площади превосходили даже Московский кремль. Теперь же он стал лишь историческим посёлком в составе Зеленодольского района Татарстана.И причина этому вовсе не в затоплении якобы большей части города после запуска Куйбышевской ГЭС в 1957-м году, как преподносится. Сегодняшние границы Свияжска лишь ненамного уступают очертаниям его макета якобы начала 17-го века в местном музее. Статуса города Свияжск лишился уже в начале 1932-го года, став селом. А это может быть лишь следствием оползней, постоянно уменьшавших площадь города.Вот потому городская гора была частью геологического массива верхней Земли в процессе её непрерывного оседания, чем был вызван и пожар 1795-го года.По этой же причине число жителей города почти не изменилось с начала 19-го века. А уже обезлюдивший из-за оползней к тридцатым годам прошлого века город, но в котором осталось много зданий, пригодных для тюрем, потому и избрали лагерным центром во времена репре-ссий 30-х годов.Не верится и тому, что в 30-х годах был разрушен большевиками и ещё один собор с шестью церквями.Ведь они также годились для устройства «исправи-тельных колоний» подобно другим храмам. Всё дело - в оседании Круглой горы, как части верхнего геологического массива, завершившегося как раз к 30-м годам 20-го века. Якобы весь Свияжск был построен Иваном Грозным всего лишь за месяц, чтобы скрытно подготовить опорный пункт перед покорением Казани.Выдумали, что была полностью вырублена деревянная крепость, опять разобрана, погружена на плоты и вновь собрана на якобы тогда пустой островной горе будущего Свияжска. А вот про уже стоящие на тот момент во Свияжске церкви и жилые дома не подумали придумать. Потому и путаются, указывая на место срубов то ли в городе Мышкине недалеко от Углича, то ли в рязанском Перевитске. Ставит же точки над «i» Свияжский лицевой летописный свод.Согласно летописи был срублен лишь нижний или новый город, поскольку перед этим «со кресты по стенному месту обошли», а значит, - под стенами верхнего города. Оттого и «обложили город», укрепив его городом низовым. Далее сказано, что «город же, который сверху привезенъ на половину тое горы стал, а другую половину воеводы и дети бояръские своими людьми тотъ часъ зделали, велико бо бяше место и свершили городъ въ четыре недели».Современным языком, – верхний город как раз к тому времени занял своё место на половине горы, а другую половину воеводы и боярские дети (отпрыски верхних родовитых людей) срубили со своими людьми всего за четыре недели. «Сверху привезенъ» на половину горы - это описание движения сверху верхнего геологического массива вместе с городом, а вовсе не доставка якобы разобранных срубов с верхнего течения Волги.Свияжский Лицевой летописный свод (Книга 20 стр.445-447). Подписи под изображениями: 4. «Город же, который сверху привезенъ (который сверху осел) на половину тое горы стал, а другую половину воеводы и дети бояръские своими людьми тотъ часъ зделали, велико бо бяше место и свершили городъ въ четыре недели». 5.«Горние (верхние) же люди видев то, что городъ царя православнаго сталъ въ ихъ земле, и начаша ко царю и воеводамъ приежати и бити челомъ чтобы ихъ государь (через Московского царя - владыка Тартарии) пожаловалъ гневъ свой отдалъ, а велелъ бы имъ быти у Свияжеского города и воевати бы ихъ не велелъ». 6. «Царь же и воеводы послали то к государю, что городъ Бого ставятъ, а князь Петръ Серебряной с посаду пришелъ, и побилъ многихъ людей казаньцовъ, а великого княземъ людемъ не великъ изрон былъ, а горние (верхние) люди хотят государю служити, царь с тем прислал дворецкого своего Шабаса князя Шамова, бояре - Ивана Феодорова сына Шишкина».Если бы город поставили из привезённых срубов и на этой половине горы, то не «стал бы» он как бы сам по себе, а также был бы «зделан». В летописном своде совершенно явно говорится и о верхних (горних) людях и об их Государе, чем может быть лишь император Великой Тартарии. Дело в том, что по летописи Казанские горние люди узнали, что столь резвая постройка деревянной нижней крепости православного царя под их городом была без согласия верхнего восточного императора.Только этим и можно объяснить их просьбу царю и его воеводам умилостивить их Государя, чтобы тот оставил их в мире в Свияжске, «воевати бы ихъ не велелъ». Царь же (Иван Грозный) и воеводы после того отправили Государю Тартарии послов (причём отдельно от царя и от бояр, т. е. от боярской думы), сообщая, что весь Свияжск они посвящают Богу (городъ Бого ставятъ) и что князь Пётр Серебряный одолел казанцев. Выходит, и церкви для Бога в городе уже были, а значит, и верхний город уже стоял.Свияжск на гравюре 17- го века. Почти вертикальный многометровый обрыв острова обнажает его верхнее или горнее происхождение. Оно прослеживается и теперь в оставшейся приподнятости острова над водой и в разговорах о тайных ходах под посёлком, ведущих на другой берег.Люди Великого князя (Казанского хана по-русски) согласно летописи почти не пострадали (не великъ изрон былъ), а горние (верхние) люди всё также хотели «Государю служити». Выходит, казанские верхние люди должны были отвечать перед восточным императором за события в их верхних землях, но подчиняясь ему в тех вассальных отношениях не напрямую, а через Московского царя Ивана Грозного (отчего тот и венчался царём).Это означает период образования (начиная с Ваcилия III) Московской Тартарии, куда входило и Казанское ханство. Хотя оно было подвластно Государю-императору всей Тартарии, но также через московского царя и бояр, - родовитых верхних людей в лице их думы. Отсюда наименование средней Азии тех времён «Независимой Тартарией» означало её прямое подчинение Верхнему императору. Вот потому Иван Грозный и не захватывал, а лишь усмирял Казань, не согласную с тем, что верховенство на землях бывшей Золотой Орды перед лицом императора всей Тартарии утвердилось за Москвой, Московским царём и боярами.И даже построил по летописи нижний Свияжск хан Шигалей, временно поставленный Иваном Грозным ханом Казани ещё до её якобы "взятия" в 1552-м году. Казань, как и другие ханства и царства Московской Тартарии,подчинялась Императору "всея Тартарии" через Московского царя, представленного казанским воеводой Москвы и московской боярской думой, а затем - и наряду с формальным наместничеством, а затем и губернаторством С.-Петербурга. Упразднено же Казанское ханство вместе с Московской Тартарией было лишь после войны 1812-го года. Свияжск выявляет и другие искажения русской истории, о чём в следующей статье.Туристическая информация о Свияжске тут."(ст."Летописная быль верхней Руси (Свияжск - верхний город-остров)",Различение событий и явлений,2023)
"Известно, что популяции людей освоили Южную Америку фактически самой последней (за исключением Антарктиды)- ок.14-16 тыс.лет тому назад.Растущее количество археологических и геномных свидетельств указывает на сложный процесс заселения Америки людьми.Это особенно верно для Южной ее части,где генетические особенности людей породили запутанные сценарии ранних миграций в разные части континента. Недавно палеогенетики (Santos et al., 2022) изучили древние геномы человека из северо-восточной Бразилии и сравнили их с генетическими данными древних людей из ряда других регионов Южной Америки. На основании этих исследований они создали компьютерную модель путей миграции ранних южно-американцев (рис.1) и установили, что их миграция из Северной и Центральной Америки в Южную происходила сначала только по западному Тихоокеанскому побережью и в ее процессе люди сперва освоили только предгорья Анд в границах таких нынешних стран, как Колумбия, Эквадор, Перу и Чили. Лишь достигнув южного конуса Юж. Америки древние люди спустя несколько тысячелетий начали активно мигрировать на восток - в современную Бразилию, а уже оттуда вдоль Атлантического побережья стали происходить миграции как в северном, так и южном направлениях (фиолетовые стрелки на рис.1). Почему люди долгое время не заселяли восточное побережье Атлантики, которое явно лучше подходит для жизни, чем Анды или узкая полоса побережья Тихого океана пока остается неизвестным, но выглядит это довольно странным. Ученые предположили, что возможно была еще какая-то неучтенная популяция, которая проживала на побережье Атлантики и являлась причиной того, что древние люди, геномы которых известны, к побережью не пошли. Возможно эта популяция могла повлиять на процесс обратной миграции людей, с юга на север, к Панаме, что, скорее всего, послужило началу завоевательной войны. Осталось выявить генетические маркеры людей неучтенной популяции.Недавние исследования, включающие как древние, так и современные геномы, показали, как предки коренных американцев (НА) после того как они заселили Северную Америку в дальнейшем разделились на 2 основные ветви, названные северной СА (NNA) и южной NA (SNA). Южная линия SNA является предковой для современных жителей Центральной и Южной Америки,что подтверждается геномными исследованиями.Несколько таких групп пересекли Центральную Америку и вошли в Южную Америку. Однако, есть существенный нюанс по происхождению части людей Южной Америки. Он завязан на так называемой «популяции Ипикуэра» или «популяции Y»,которая связана с наиболее ранним заселе-нием Южной Америки людьми имеющими древнее австралазийское происхождение, геномы которых найдены в коренных амазонских группах (Surui и Karitiana). При всем при том на сегодня обнаружен пока только один человек (из древнейших представителей), найденных в археологическом районе Лагоа-Санта на юго-востоке Бразилии, который несет австралазийский геном.Кроме этого, палеогенетики установили значительно более высокий вклад денисовских людей у древних людей из Уругвая и Панамы (CH19B и PAPV173) по сравнению с вкладом полученным от неандертальцев. Они также выявили и более сильное влияние австралазийских предков в древнем геноме из Панамы (PAPV173). Этим полученным данным ученые пока не нашли объяснения.Возможно, что причиной того почему мигранты с Центральной Америки долгое время осваивали только узкую полосу Тихоокеанского побережья и предгорий Анд и не решались мигрировать в благоприятные для жизни земли Бразилии и Уругвая,связано с теми самыми неучтен-ными племенами австралазийского происхождения, которые раньше их освоили данные земли. Известно, что у австалазийских людей явно преобладает вклад денисовцев и почти отсутствует вклад от неандертальцев. Обратные миграции из Бразилии на север и юг - в Панаму и Уругвай древних индивидов в более позднее время с преобладанием у них австралазийских и денисовских наследственных компонетов (CH19B, PAPV173) также может подтверждать данную версию.Археологи (Beccera-Valdivia & Higham, 2020) из университета Сакатекас открыли следы пребывания человека в мексиканском высокогорье уже 32-33 тысячи лет назад. Эта дата почти вдвое древней той, что была принята ранее,и указывает на возможную правоту бразильских ученых, нашедших стоянки древних людей в Южной Америке. Открытие этих специалистов означает, что заселение обеих Америк, возможно, произходило принципиально иначе, чем считалось до этого – намного раньше и, возможно, вовсе не теми, кого мы в настоящем называем индейцами. Не исключено также, что заселение Центральной и Южной Америк шло не столько по суше, сколько по морю."(ст."Генетическая история и миграции древних народов в Южной Америке озадачили ученых",Палеогенетика,2023)
"Где в России можно увидеть рисунки древних людей? Что на них изображено? Какие из них ставят ученых в тупик и почему?Наскальные рисунки — это настоящая летопись древнего мира, позволяющая нам посмотреть на него глазами людей, живших тысячи лет тому назад. И если археологические находки доносят до нас преимущественно бытовую часть жизни — как строили, что одевали, какими предметами пользовались, то наскальная живопись показывает самые важные смысловые аспекты мировосприятия — то, что было настолько важным для наших предков, чтобы они посчитали необходимым запечатлеть это на века.Существует два основных типа рисунков:Петроглифы (или писаницы— как их чаще именуют у нас в России)— это достаточно компактные изобра-жения непосредственно нарисованные и/или выбитые на каменной поверхности на уровне человеческого роста.Они могут располагаться как в пещерах,так и на откры-том воздухе и,как правило,встречаются сразу в большом количестве (до нескольких тысяч в одном месте).Геоглифы — огромные и чаще единичные изображения гигантского размера оставленные непосредственно на земле или скалах так, чтобы их было видно с высоты или издалека.Рассмотрим самые интересные памятники обоих типов на терри-тории России.*Всевозможные мегалиты, просверленные или обработанные под прямыми углами камни, валуны антропоморфных форм и прочие свидетельства древнейших эпох оставляем за рамками этой статьи.Капова пещера(Шульган-Таш),Башкирия.Возраст ри-сунков: порядка 14 000 лет.Общее количество: около 200 шт.В 1959 году зоолог Александр Рюмин спустился в Капову пещеру на Южном Урале (правый берег реки Белой в десятке километров от Уфы) для изучения обитавших в ней летучих мышей. Именно ему посчастливилось стать первооткрывателем целой россыпи наскальных рисунков. И это стало настоящей сенсацией в научном мире, так как до этого столь реалистичные и высокохудожественные изображения животных были найдены лишь в пещере Альтамира в Испании еще в далеком 1868 году. Долгое время испанская находка считалась подделкой, так как была единственной в своем роде, противоречившей утверждению о том, что искусство зародилось лишь в Древнем Египте. Наследие Каповой — спустя почти столетие после обнаружения Альтамиры — помогло переубедить скептиков всего мира. (А также показало, что наскальные рисунки распространены не только в Западной Европе). "Первая фигура лошади передана весьма реалистично, вплоть до копыт и изгиба ног. Это типичная разновидность дикой лошади с небольшой головой и характерно изогнутой шеей.Рисунок этот имеет немало аналогий во Франции".Археолог Отто Бадер.Из книги «Каповая пещера».Что изображено: на стенах Каповой пещеры ученые обнаружили около 200 изображений животных. Интересно, что все они идут в одну сторону. Среди них и лошади, и носороги, и бизоны, и многие другие, но главный и самый многочисленный — мамонт. Кроме того имеются несколько изображений хижин и лестниц.Как изображено: большинство рисунков Каповой пещеры сделаны охрой — причем они именно нарисованы, а не выбиты, так как известняк местных скал очень твердый и не позволяет создавать рельефные изображения.Размер рисунков составляет порядка 50 сантиметров.Помимо рисунков в пещере найдены емкости для разведения краски,специальные жировые лампы,не дававшие копоти,а также черепа(без скелетов). Есть версия,что в пещере были захоронены древние шаманы.По другой версии— пещера представляла собой древнее святилище или капище — отсюда и ее название «Капова». Другие же верят,что название происходит от слова «капель»— звука падающих капель, который разносится по всей пещере.По-башкирски пещера называется «Шульган-Таш», что означает «исчезнувшая гора».Капова пещера интересна не только наскальными рисунками: это целая череда просторных гротов,подземных озер и галерей протяжен-ностью около 2 километров. С Каповой пещерой связано множество местных преданий. В башкирских легендах говорится о том, что здесь обитает сам дух уральских гор — огромный всадник на крылатом коне, приносящий удачу. Другие легенды рассказывают о том,что в пещере жил некий подземный народ(чудь белоглазая?),хранивший много-численные золотые сокровища.Уральские писаницы,Верхний и Средний Урал.Возраст рисунков: 5 тыс.лет.Что изображено: геометрические фигуры(сетки,зигзаги,линии, круги,волны),звери(в особенности лоси и олени),птицы(утки,лебеди,гуси),птице-люди и антропоморфные существа.Урал знаменит не одной только Каповой пещерой — всего на территории уральских гор и вдоль протекающих здесь рек(Колва,Вишера,Тура,Про-копьевская Салда,Тагил,Нейва,Реж,Ирбит,Чусовая,Исеть,Серга)найдено столько рисун-ков(называемых писаницы),что описать каждый не представляется возможным.Так,в книге «Наскальные изображения Северного и Среднего Урала» В.Н.Широкова и С.Е. Чаиркина 2011 г.собрано и отмечено на карте Урала более 50 писаниц с наскальными рисунками.Их особенности следующие:Изображения обычно не выбиты и не процарапаны на скалах,а именно нарисованы крупными мазками с помощью цветного пигмента.Шири-на линий примерно соответствует ширине подушечки пальца,в связи с чем предпола-гается,что рисунки наносились непосредственно руками.Чаще всего рисунки сгруппи-рованы компактными группами— по 5–20 изображений.Нередко они нанесены на какой-то один конкретный камень или выступающий мыс.То есть здесь не встречаются огромные многотысячные скопления петроглифов,как на Алтае и Лене,протянувшиеся на км.,но буквально повсюду расположены отдельностоящие священные камни или скалы,на кото-рые нанесено сразу множество рисунков.Среди самых известных— писаница на Еловом мысе(4 км.от Екатеринбурга,близ д.Палкино),Северская писаница(п.Северск у горы Медвежка),Ирбитский писаный камень(у г.Артемовский),Шайтанская писаница(на 40-метровой скале Шайтань-Камень у д.Галанино).Петроглифы Сикачи-Аляна(с.Малышево), Дальний Восток.Возраст рисунков: самым старым изображениям около 12 тыс.лет,наи-более «молодым»— ок.3 тыс.лет.Общее количество: 300 штук.Примерно в 70 километрах от Комсомольска-на-Амуре на правом берегу одноименной реки между нанайским селом Сикачи Аляна и селом Малышево расположен настоящий парк петроглифов под открытым небом протяженностью порядка 5 километров. Он был обнаружен и научно описан Р. К. Мааком в 1859 г.Изображения нанесены на поверхность базальтовых валунов, которые лежат непосредственно на берегу Амура в затапливаемой(!)зоне— то есть в некоторые годы эти камни вовсе не видны.В связи с этим обоснованно считается,что многие изображения даже не обнаружены,некоторые валуны несомненно перевернуты картинками вниз,а многие камни и вовсе унесены наводнениями и лежат где-то на дне Амура. Только за последнее столетие льдины повредили и унесли порядка 100 камней— они были описаны и зарисованы первыми исследователями,но теперь их уже нет.Как изоб-ражено: линии рисунков НЕ нарисованы,а выдолблены прямо в камне ровными дорожками с высокохудожественными изгибами.Что изображено: основная масса найденных изобра-жений - это сцены охоты, лоси, лошади, люди в лодках и некие антропоморфные маски (предполагается,что это личины шаманов).Есть также изображения мамонтов.Подобное разнообразие сюжетов уникально— так,в других местах на Амуре также нередко нахо-дят петроглифы,но,как правило,их не более 1–2 в одном месте.Характер сюжетов и их принадлежность к той или иной культуре разные исследователи трактуют совершенно по-разному:Преобладает точка зрения, что это артефакты нанайской культуры (т. е. это маски шаманов, лики предков, анатомически верные изображения зверей, которых предполагалось добыть на охоте и проч.), однако, согласно официальной же истории последних еще не было в данном регионе 12 тыс. лет назад когда появились первые изображения.Ряд исследователей отстаивает точку зрения,что петроглифы принадлежат древним славянам(!),так как вся символика пропитана солярными символами,характер-ными именно для этого этноса(т.е.петроглифы изображают богов,женские и мужские энергии,солярные циклы,важные календарные даты равноденствий и солнцестояний в аллегорической форме).Кстати,это вовсе не фантастика— так,например,в бухте Дальн. Востока недавно был найден хорошо сохранившийся корабль— поморский коч IX–X вв., то есть морские переходы до Дальнего Востока вовсе не были чем-то принципиально невозможным для наших предков.Теория о том,что русские пришли в Приамурье в XVII веке— ошибочна.Подробнее про петроглифы Сикачи-Аляна и все обозначенные трактовки можно посмотреть в фильме «Тайный код Амурских ликов».Онежские петроглифы,Каре-лия.Возраст рисунков: 5–6 тыс.лет.Общее количество: 1 100 изображений.На другом краю России — в Карелии также есть целый «парк» петроглифов под открытым небом. Здесь они выбиты на прибрежных скалах Онежского озера (восточный берег примерно в 20 км.от города Пудож).Исследователи находят их на участке берега протяженностью около 20 км.,но основная часть сосредоточена на выступающих мысах: Бесов Нос, Гагажий,Кладовец,Пери Нос.Как изображено: рисунки выбиты на поверхности прибреж-ных скал.Глубина бороздок колеблется от 1 до 4 мм,при этом размер некоторых изо-бражений может достигать 4 метров.Многие камни с рисунками зарастают лишайниками, также ежегодный ледоход сглаживает поверхность валунов, в результате со временем многие изображения разрушаются и обнаружить их становится не так легко.Лучше всего рисунки видны на закате или на восходе.Наклонные солнечные лучи подсвечи-вают их так,что картины проступают особенно ярко,более того— древним художникам даже удалось добиться эффекта движения— игра теней и скольжение лучей по рисункам буквально «оживляют» их.Что изображено: птицы,лебеди,лоси,ящерицы,люди,лодки, солярные знаки,сцены охоты на белух,сексуальные сцены,деторождение,непонятные существа,знаки и символы.Основные герои онежских петроглифов — лебеди, лоси, киты-белухи и люди. Впрочем, лебеди изображены с настолько непропорциональными шеями, что больше похожи на подводных ящеров плезиозавров. Изображения людей в большинстве своем хорошо узнаваемы — обычно в профиль, с одной рукой и одной ногой, часто с луком, капканом или на лодке. Тем удивительнее наличие неких двуногих существ с шарами вместо головы, больше напоминающих инопланетян.Многие условно «солярные» знаки — (их относят к символам луны и солнца, хотя они все нарисована на трех специфических ножках,что под разными углами делает их похожими одновременно на НЛО,рацию,скафандр,радар или телевизор)— ориентированы строго на запад или восток,что позволяет предположить,что на Онежском озере располагалась некая древняя обсерватория.Одно из наиболее необычных изображений— так называемый Бес. Представляет собой 2,5 метровое существо с квадратным «телевизором» вместо головы.Трещина в камне пересекает эту фигуру ровно пополам— вероятно, изображение было задумано именно так изначально. А поверх него — уже в XV—XVII вв. монахи Муромского монастыря выбили православный крест — очевидно, о рисунке шла какая-то молва и нужно было «нейтрализовать» его силу. Впрочем, аномальная зона существует по сей день — в радиусе 1 км от рисунка Беса на лодках отказывает навигация, а часы могут отстать или уйти вперед.Беломорские петроглифы,Карелия.Возраст рисун-ков: 4–5 тыс.лет.Общее количество: 3 000(Бесовы следки).Что изображено: люди, животные,сцены охоты,сексуальные сцены,шаманы.Там же в Карелии, но еще севернее — уже на берегу самого Белого моря (Сорокская губа) расположено еще одно скопление петроглифов. Здесь они сконцентрированы в трех группах:первой в 1926 г.этногра-фом Александром Линевским были найдены Бесовы следки (название очень характерное для всех древних «языческих» артефактов). Здесь в районе острова Шойрукша собрано около 3000 изображений и сегодня они наиболее доступны для туристов— есть отметки ,помогающие их увидеть,дорожки,облагороженная территория.Наиболее интересный рисунок — Шаман «в позе Луга». Он стоит на одной ноге, приподняв левую руку, один глаз — закрыт. Все указывает на некую связь с потусторонним миром (вспомним о Бабе-Яге, у которой одна нога костяная, о скандинавском одноглазом боге Одине, о Лешем, который всгзда носит одежду наизнанку и проч. — во всех индоевропейских культурах несимметричность, одноглазость, одногоность всегда указывают на фигур, ходящих между мирами, и здесь и там).Примерно в километре от них расположена другая группа, получившая название Ерпин Пудас. Здесь изображения в основном расположены в труднодоступных местах и видны хуже — многие скрыты под водой, другие — стерлись от времени. Основные сюжеты: люди на лыжах, эротические сцены и… охота неизвестного существа на тюленя.Последней была открыта Залавруга: на площади в 200 м; разбросаны впечатляющие сцены охоты в натуральную величину.Есть зимние сцены— на лыжах,а есть летние— на лодках.Заметим,что лыжники— один из любимейших сюжетов древних художников вообще,то есть такой способ передвижения не просто был хорошо известен нашим предкам испокон веков,но и в принципе был неотъ-емлемой частью жизни,быта и охотничьих походов.А,может быть,в мире где не было автомобилей,самолетов и всего прочего— лыжи были тем самым «волшебством»,спосо-бным подарить чувство полета и настоящей скорости,в связи с чем им могли припи-сывать даже и какое-то сакральное значение.Как изображено: характер нанесения изображений и их размеры схожи с Онежскими петроглифами: это выдолбленные в камне линии, глубиной порядка 1–4 мм. Размер изображений колеблется от крошечных (несколько сантиметров)до 4 м.Калбак-Таш и Адыр-Кайа(Адыр-Кан),Алтай.Возраст рисунков: самым древним изображениям около 7 000 лет, самые поздние относят к X в. н. э.Общее количество: около 5 000.На расстоянии примерно в 6 километрах друг от друга расположены два комплекса с петроглифами Горного Алтая (на правом берегу реки Чуи, в 10 километрах до ее впадения в Катунь): урочище Калбак-Таш («ложка-камень»)и Адыр-Кайа(«рваная/отвесная скала»).Как изображено: все рисунки выбиты на скалах в форме линий и углублений.Что изображено: сцены охоты,быта,солярные символы,изображения животных,людей и неопознанных объектов.По характеру и типу рисунков все они условно разделены на четыре группы: неолит,эпоха бронзы,скиф-ская эпоха и древнетюркская эпоха. Больше всего рисунков датированы эпохой бронзы (III—I тыс.до н.э.)и здесь наблюдается наибольшее разнообразие сюжетов: реальные (медведи,змеи и др.)и мифические животные,вооруженные воины,женские изображения, погонщики,вьючные быки и колесницы,солярные символы.Другие изображения в основном посвящены сценам охоты на козлов,оленей,медведей и быков.У многих животных внутри тел часто изображены какие-то круги или скругленные прямоугольники— есть гипоте-за,что в них зашифрованы древние календарные системы.Впрочем,есть и вовсе зага-дочные изображения: например, люди с хвостами. Некоторые ученые трактуют их как своеобразную «третью руку», то есть оружие. Также имеются изображения крошечных людей рядом с великанами, фигурки с головами в форме грибных шляпок и необычные люди с «пустотами» или «экраном» в груди.Любопытно изображение некого драконооб-разного существа. Считается, что это один из редчайших примеров, когда наскальный рисунок мифического содержания удалось точно соотнести с существующей местной легендой— в алтайском шаманизме это Кер-чутпа или Кер-тютпа,который,с одной сто-роны, помогает шаманам совершать путешествия между мирами (отсюда хвост в форме лестницы), а, с другой стороны, питается злыми людьми с пустыми душами, когда они попадают в загробным мир (не этот ли человек изображен с пустотой в груди?)Помимо петроглифов Калбак-Таш знаменит собранием рунических надписей — самым крупным не только на Алтае, но и во всей России! На трех скальных поверхностях здесь выбита 31 строка рунического письма, которое до сих пор никем не прочитано.Соседнее святилище Адыр-Кайа (или в русифицированном варианте — Адыр-Кан) известно прежде всего изображением воина, выбитым на вертикально стоящем вытянутом камне. Его также именуют оленным камнем или «Чуйским воином». Поблизости надены захоронения (всего 27), в том числе курганного типа и еще около сотни наскальных рисунков. Скорее всего,все вместе составляло комплекс древнего святилища,чей возраст оцени-вается в 2–3 тыс.лет.Долина Елангаш,Алтай.Возраст рисунков: 3-4 тыс.до д.э.Общее количество: до 30 000— 50 000 рисунков,крупнейшее скопление петроглифов в Азии.
В Горном Алтае сосредоточено такое огромное количество петроглифов, что даже перечислить все в рамках одной статьи будет невозможно.Петроглифические комплексы рассыпаны по всему краю и иногда отстоят друг от друга не больше,чем на 20 км.Но про скопление в долине Елангаш(Кош-Агачский район)необходимо рассказать отдельно: ведь оно крупнеешее в Азии и известно на весь мир.Здесь— на участке протяжен-ностью 18 км.учеными было скопировано около 30 000 наскальных изображений,общее же их число оценивают в 50 000.Первые исследования местности начались еще в конце XIX века.Что изображено: лошади, олени, быки, волки, верблюды, сцены охоты, конные всадники, собаки, колесницы, знаки и символы. Мамонты, шерстистые носороги и саблезубые тигры.Вероятно,рисунки здесь наносились на скалы в течение несколь-ких тысячелетий к ряду— в результате сегодня в этом музей под открытым небо можно увидеть летопись разных эпох и культур.Сами изображения сильно разнятся по каче-ству и стилистике: есть схематичные линии,вроде детских рисунков,а есть высокоху-дожественные изображения в стиле изделий скифского золота.Боярская писаница, Хакасия.Возраст рисунков: XI—III вв.до н.э.Общее количество: порядка 130 петро-глифов в большой группе + 40 петроглифов в малой группе.Расположены петроглифы на горном хребте Бояры, протянувшемся вдоль Енисея (с. Троицкое, Боградского района Хакасии). Аналогично беломорским они также лучше всего видны в косых лучах солнца — в данном случае на восходе.При прямых солнечных лучах петроглифы почти слива-ются со скалами из-за покрывающего их лишайника.Что изображено: сцены повседнев-ной жизни,дома и укрепления,котлы,животные.Основная часть изображений— что дово-льно необычно для петроглифов— вовсе НЕ животные и люди,а дома.Есть здесь и коче-вые юрты, и бревенчатые избы,и некий гибрид— бревенчатые юрты,характерные именно для Хакасии.Впрочем,есть версия,что это изображения захоронений— так как в каче-стве погребальных конструкций люди также нередко возводили сооружения,напомина-ющие дома,в которых обитают живые.Животные в Боярской писанице идут лишь вторыми по общему количеству изображений.Представлены олени,козлы,быки,собаки,коровы, яки ,лошади и бараны.В людских фигурках различимы всадники,лучники,пастухи и охотни-ки.Интересно,что встречается здесь и очень много изображений котлов(17),бочонков (7), а также ряд изображений связанных с обработкой и приготовлением пищи,что также НЕ характерно для петроглифов,которые обычно сконцентрированы вокруг темы зверей,охоты,солярных символов и— реже— деторождения.В общем и целом складывается впечатление, что характер Боярской писаницы — женский (в отличие от других — «мужских» петроглифических собраний), с приоритетом таких понятий как домашний очаг, быт, хозяйство. Можно предположить, что в этих местах располагалось какое-то святилище с женским культом.Сцены с охотниками в этой связи не должны нас смущать, так как последние находки ученых в разных частях света указывают на то, что в древние времена охота была совместным занятием женщин и мужчин.Рисунки относят к тагарской культуре,которая является близкой(или составной)для широкого понятия скифской культуры.Для тагарской характерны многочисленные курганные захо-ронения с бронзовыми предметами: ножами,кинжалами,зеркалами и фигурками «летящих» оленей с подогнутыми ногами и ветвистыми рогами.В отделке тагарских кинжалов не-редко встречаются изображения грифона,который,как известно,является символом Тар-тарии,что зафиксировано во многих собраниях флагов XVIII—XIX вв.В то же время в целом ряде исторических справочников и карт приводится прямая аналогия между Тартарией и Скифией. Название современного Северного Ледовитого Океана на картах также взаимозаменяемо — Тартарский и/или Скифский. Что в итоге приводит нас к простой и очевидной аналогии: тагарская культура = Тартария = Скифия. А скифы, в свою очередь, это прямые предки в том числе и славян (но также я целого ряда других народов). Полная тождественность скифов, сарматов и славян еще 100 лет назад была незыблемой и всем известной истиной.Сулекская писаница,Хакасия.Возраст рисунков: 2 тыс.лет до н.э.— самый старые изображения; VII—IX вв.н.э.— самые молодые.Еще одно собрание петроглифов на территории Хакасии расположено в долине реки Июс, близ с. Копьево. Сулексой писаницей место называется по названию улуса Сулеков,располагавшегося здесь в XIX века,когда писаница и была открыта(1847 г.). На местном наречии писаница носит наименование «Пичиктиг-Так»,что в переводе оз-начает «Писаная гора».Общее количество: несколько тысяч рисунков.Что изображено: шаманские ритуалы,сцены борьбы животных с животными,людей с животными и людей с людьми,рунические письмена,цифры и символы.В отличие от предыдущей — условно «женской» Боярской писаницы— Сулекская сугубо «мужская»,что ясно видно из разницы сюжетов.Здесь все борются друг с другом: верблюды кусают своих противников верб-людов,лучники упражняются в мастерстве друг против друга и при охоте на животных. Из предметов есть только колесницы и оружие.Существенная часть сюжетов посвящена богам— в частности есть изображение трёхрогого божества.Большинство изображений — всадники и животные: олени,козлы,лошади,верблюды.Как изображено: техника нанесе-ния рисунков отличается от других мест.В то время как чаще всего петроглифы «вы-резаны» в камне и/или нарисованы с помощью какого-либо красящего пигмента,то здесь значительная часть изображений выполнена в технике выбивания— то есть не линиями, а точками— как пунктир по контуру.Но есть и «традиционные» изображения вырезанные линиями.Томская писаница,Кемеровскся обл.Возраст рисунков: 4 тыс лет.
Общее количество: около 300.Томская писаница (около 25 км от Кемерово — на реке Томь) представляет собой крупнейший за Уралом музей-заповедник, раскинувшийся на площади 156 га.Позиционирует себя как музей нового типа— место семейного отдыха, совмещающее историю,фольклор и погружение в природу.Помимо наскальных рисунков заповедник примечателен тем,что здесь ежегодно проводятся традиционные фольклор-ные и этнографические праздники: Рождество, Чыл Пажи, Масленица, Иван Купала. Есть 8 постоянный музейных экспозиций, реконструкции традиционных жилищ разных народов, часовня-храм, обширная экскурсионная программа, мини-зоопарк, школа каюров, стрельбы из лука, гончарная мастерская. Также имеется статус Кузбасской резиденции Деда Мороза.Впервые о существовании древних рисунков стало известно еще в 1630-х гг, когда упоминания о них попали в «сказки» первопроходцев. Кстати, самые крупные изображения видны даже с противоположного берега реки.Что изобра-жено: лоси,птицы(сова),олени,медведи,солярные знаки,лодки,птицелюди,личины,антро-поморфные существа,сцены охоты.Примечательно изображение совы,ставшее своеобраз-ным символом Томской писаницы ввиду своей уникальности — это крайне редкий сюжет для наскальных рисунков.Основные же герои — лоси. Одновременное наличие лося и птице-человека — как ключевых мифологических образов — «роднит» это собрание с различными Уральскими находками. «Образ оленя, обитателя Нижнего Мира, широко распространен в шаманских культурах Сибири. На туловище животного нанесены несколько вписанных друг в друга концентрических кругов — солярные знаки. Подобные сюжеты известны на писаницах Енисея эпохи бронзы и раннего железа». — В. А.Банаева.Олени и лоси с концентрическими кругами внутри туловища вообще встре-чаются в наскальной живописи России повсеместно и вызывают много споров на пред-мет того,что означают круги.Версии следующие:Это «космический олень» олицетво-ряющий солнце с лучами и его движение по небосводу;Это попытка изобразить реаль-ную мускулатуру оленя— то есть изображение связано с бытом,охотой и заготовлением мяса;Также встречаются антропоморфные фигуры с некоторыми животными признакам— в частности медвежьими— ученые считают,что это изображения шаманов.К слову сказать Томская писаница далеко не единственное скопление петроглифов на берегу реки Томь — оно лишь наиболее доступное и благоустроенное.Всего же на скальном массиве протянувшемся от села Пача до села Помошное представлено еще 7 скоплений древних наскальных рисунков.Как изображено: некоторые рисунки прочерчены линиями, другие — выбиты на скалах. Ряд изображений отшлифованы,в некоторых сохранились остатки красящих пигментов.Шишкинские писаницы,Иркутск.обл.Возраст рисунков: 4–6 тыс лет. Самым древним изображениям,возможно,до 15 тыс.лет.Общее количество: 1762 рисунка на 298 плоскостях скалы.Рисунки расположены на участке протяженностью 3 километра вдоль реки Лена на отвесных гладких скалах (д. Шишкино). Выглядит это зрелище весьма величественно— могучая река,древние скалы,нависающие над ней,и рисунки, обращенные к бескрайнему горизонту, оставленные здесь десятками народов в разные исторические эпохи(с неолита до XIX века): здесь и переход от охоты к скотовод-ству,и эпоха переселения народов,и появление казаков-первопроходцев,и христиан-ские кресты.Считается, что первооткрывателем петроглифов был небезызвестный Г. Миллер (1705—1783 гг.), который впоследствии — несмотря на эту находку и другие многочисленные артефакты Сибири им же лично найденные и увиденные— окрестил все Зауралье «неисторической землей» и посвятил немало своего времени и сил тому, чтобы доказать отсутствие в этих местах когда-либо в прошлом сколь-нибудь приме-чательных цивилизаций.Прославил же это место в 1929 году советский академик А. П. Окладников— уроженец деревни,расположенной примерно в 150 километрах от памятни-ка."Фигура марала выполнена в технике зашлифовки.Она очерчена одной широкой,поч-ти непрерывной контурной полосой.Уцелела только передняя часть изображения,но этого вполне достаточно,чтобы судить о нем в целом.Рисунок оленя выполнен смелой, уверенной рукой,с превосходным знанием натуры и вместе с тем изящно…Голова живо-тного узкая и длинная; она очерчена живо и точно.Особенно тщательно выделана на ней дугообразная выпуклость массивной нижней челюсти".Алексей Окладников,Вера Запорожская.Из книги «Ленские писаницы».Что изображено: олени,лоси,медведи,быки, верблюды,нерпы,кабаны,змеи,деревья,жилища,всадники,люди в лодках,всадники,пешие воины,сцены охоты,антропоморфные фигуры,дракон пожирающий солнце,рунические над-писи.Одним из самых знаменитых петроглифов этого собрания является так называемый Якутский всадник, который в настоящее время изображен на гербе Якутии — как есть без изменений. Рисунок на скале настолько четкий, что нередко туристы сомневаются — не новодел ли это. Но изображение настоящее — дело в том, что петроглифы со временем становятся слаборазличимы,даже если смотреть на них в упор.Чтобы туристы смогли хоть что-то разглядеть,смотрители периодически подновляют основные компо-зиции белой краской внутри контура оставленного древним художником.Примечательны также необычные изображения людей — так помимо хорошо узнаваемых всадников и лодочников, к которым нет особых вопросов, здесь есть хвостатые люди и люди с исходящими от головы лучами, наподобие солнца. Есть люди с грибными шляпками вместо голов.Последние по времени изображения — кресты, церкви, парусные лодки — относятся уже к последним 4-м векам.Как изображено: рисунки нанесены методом выскабливания — то есть на гладкой как лист бумаги скале «вытирались» шероховатые изображения.Ленские (якутские) руны, Якутия и Иркутск.обл.Отдельного упоминания заслуживают многочисленные наскальные надписи, выполненные руническим письмом, которые находят по всей Якутии и в Иркутской области, то есть на реке Лене и ее притоках— иногда их объединяют общим названием «Ленские писаницы».Они представ-ляют собой схематические знаки вроде кругов,крестов,дуг,прямых и косых черт и полосок.Есть мнение,что это схематичные изображения людей и животных— своеобраз-ное иероглифическое прото-письмо.С другой стороны,изображения весьма близки к рунам,то есть,возможно,носят слоговый характер.Одно из крупных скоплений рисунков и рунических надписей находится на скалах Ленских столбов, которые сами по себе являются известным на всю страну туристическим объектом. Только в одном этом месте рунических надписей насчитывается более 1000. Никакие из них до сих пор никем не расшифрованы,но ученые предполагают,что они описывают некие религиозные ритуалы(?).Встречаются рунические письмена и в вышеописанной Шишкинской писанице.
Еще одно впечатляющее скопление рун расположено на горе Суруктах-Хая.Писаница Суруктах-Хая,Якутия.Общее количество: 16 групп,насчитывающих 800 рисунков и руни-ческих надписей.Как изображено: рисунки и надписи выполнены охрой.В переводе с якутского «Суруктах-Хая» как раз и означает «скала с письменами». Находится она в одном из самых труднодоступных мест Олекминского района, в 150 км от впадения реки Марха в Лену.Ученые добирались до этих мест всего трижды: в 1939 г.здесь побывал якутский исследователь А.Саввин;в 1941 г. место исследовала группа Оклад-никова (прославившего Шишкинские писаницы на весь мир);в 2011 г. его посетил отряд археологических экспедиций Музея археологии и этнографии СВФУ им.М.К.Аммо-сова,который впервые провел детальную фотосъемку памятника.Часть результатов можно увидеть на фотовыставке:«Rock Art писаницы Суруктах-Хая».«Святилище пред-ставляет собой известняковую скалу высотой 21 м.Ее передний фасад,обращенный к реке,имеет довольно гладкую поверхность и напоминает отвесную стену.Многочислен-ные росписи, выполненные охрой различных оттенков, группами размещены на фасаде и торце скалы на разных высотах: наивысшая точка расположения рисунков— 11,5 метра от подножия скалы,нижняя от 6,3 м.».(Лилия Алексеева,директор музея археологии и этнографии СВФУ им.М.К.Аммосова)."(ст."Петроглифы России, которые стоит увидеть собственными глазами",Журнал Снегирь,2023)
"Византия, Восточная Римская империя,наиболее успешный потомок той самой древ-ней Римской империи. Однако с другой стороны – это государство не находилось в тени титанического предка и имело собственное лицо.В Византии во главе угла стоя-ла греческая культура, высокая латынь уступила место своему народному варианту, а главенствующей религией государства было православие.Империя и Русь.История Византии длилась более 1000 лет и она полна драматичных событий. Началось всё с того, что столица Римской Империи была перенесена Императором Константином из «вечного города» Рима в город Византий в 330 году(позже этот город станет извес-тен как Константинополь и Царьград).Византия то расширялась– возвращая под управ-ление потерянные из-за набегов варваров бывшие территории Рима, то вновь теряла все завоеванные территории.Раз за разом,словно феникс из пепла Византия возрож-далась и бережно сохраняла и несла миру наследие древнейшей европейской Империи.
По греческим источникам первые контакты с «народом рос» и русами произошли в 830 году,почти за пол-века до того,как произошло легендарное «призвание варягов» и основание русского государства.Русы совершили несколько неудачных набегов на Константинополь,однако заставили императора считаться с ними.Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку,учитывающую фонетические особенности славянской речи, чтобы перевести для них священное писание.Щит легендарного вещего Олега на вратах Царьграда, долгое противостояние князя Святослава с «лукавыми греками», и наконец восприятие православного учения от Византии и крещение Руси в 988 году… Легендар-ные события,которые до сих пор лежат в основе русской национальной памяти.Народ-ная память отличается от исторической,поэтому встает вопрос.Какой помнит Византию русский эпос и былины?Добрая память русских о Византии.На первый взгляд кажется, что в былинах слова греческое, эллинское, византийское лишено негативной окраски. Этими словами названы полезные и прекрасные вещи.В связи в верой и искусством народная память хранит о Византии только хорошее.Шапкой земли греческой побежден Змей Горыныч,что иногда трактуют как победу христианства над язычеством.Эллин-ские стихи поют калики перехожие,благодаря чему перед ними склоняются тёмные леса и расступаются высокие горы.Византийскую мелодию ведут богатыри,когда играют на гуслях и слушающие наслаждаются этой музыкой.
Запели калики да Еленьской стих,
Запели-закатали да только в полкрика:
А земля-та ведь мати да потрясалася,
В озерах вода да сколыбалася,
Уж как темные леса да пошаталися,
В чистом поле травка залелеяла.
Григорьев, II, № 78 (290). Записано от Я. Ф. Попова.
Только лежит один пухов колпак,
Пухов колпак да земли Греческой,
По весу тот колпак да целых три пуда.
Как ухватил он колпак земли Греческой,
Да шибнет во Змею во проклятую,
Он отшиб Змее двенадцать хоботов.
Гильфердинг, II, № 148. Записано от А. Е. Чукова. Византия как эпический враг Руси. Падение Царьграда.Однако некоторые сказители будто специально отходят от былинных канонов. В своеобразном варианте былины о сватовстве князя Владимира, записанной А.Д.Григорьевым в 1901 году на Русановском заводе от Аникиева Василия Петровича(дедушка 57 лет,родом из деревни Кузьмин Городок Погорельской волости), греки оказываются главными антагонистами.В этой былине Добрыня в одиночку отправ-ляется к царю «Великой Греции»,чтобы сосватать за князя Владимира дочь греческого царя Анастасию.Однако герой получает отказ,царь греции пытается посадить богатыря в погреба глубокие,и Добрыне приходится брать девушку силой- победив при этом всю силу греческого царя:
На то ведь царь Греции не оглянулся,
Он начал трубить да в свою трубочку,
В свою трубочку трубить, да в золотой свой рог.
Все по зову рога собиралися,
И несметная сила вся скоплялася,
Собралось только той силы триста тысячей. Интересно, что типичное былинное имя жены Владимира– Апраксия,в былине отсутствует.Вероятно,сказитель мог знать лето-писную легенду о сватовстве князя Владимира к греческой царевне Анне.Однако эта былина не единственная- греки оказываются противниками Руси и в былине,найденной Е.В.Барсовым в рукописи начала XVII века «Богатырское слово,в списке начала XVII века»,о которой на нашем канале уже есть материал.В ней цареградские богатыри собираются захватить Киев-град,но их пустую похвальбу останавливают русские бога-тыри. Во многом сюжет «Богатырского слова» вызывает ассоциации с удачными походами князя Олега на Византию.Помнят былины и конец Византии. В былине «Илья Муромец и Идолище в Царьграде» мы видим, что Царьград захвачен басурманским Идолищем, а царь Константин служит у этого чудовища поваром.
«Как в Цари-граде нынче не по-старому,
Одолели его поганые татарева,
Наехал туда поганое Идолище,
Святые образа были поколоты,
В черны грязи были потоптаны,
Да во божьих церквях там коней кормят»
Гильфердинг, I, № 4. Записано от П. Калинина И действительно история Византии закончилась именно так. В 1453 году ужасное бусурманское Идолище заняло Царьград. Правитель Османской Империи Мехмед Второй взял неприступный Константинополь и велел переделать собор Святой Софии мечеть, а последний император наследницы римской империи Константин Драгаш пал в бою с турками. И в отличии от былины Илья Муромец так и не освободил Царьград от захватчиков.В целом, в большинстве случаев в былинах Византия и греческое несет положительную семантику. Лишь в нескольких редких былинах греки выступают антагонистами. А идеализированное эпическое сознание создало легенду о том, что однажды Идолище захватившее Царьград будет из него изгнано."(ст."Византийская Империя в русских былинах",Сокол-корабль,2023)
Свидетельство о публикации №223102501332