Этикет. Продолжение

Начало:

http://proza.ru/2023/10/13/1436

Вот, написал про этикет и что-то призадумался. Стали «терзать смутные сомнения»*. Может, это неправильно, то, что я заявил в своей заметке. Ведь, что ни говори, а это часть общественной культуры, касается правил поведения да и не только общественной, но и личной морали.

И вот ещё почему мне стало совестно, вспомнился Шариков Полиграф Полиграфович и этот его пафосный  выпад:

«– Вот все у нас как на параде, – заговорил он, – салфетку туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста», «мерси», а так, чтобы по-настоящему, – это нет. Мучаете себя, как при царском режиме. – А как это «по-настоящему» – позвольте осведомиться? Шариков на это ничего не ответил Филиппу Филипповичу, а поднял рюмку и произнес: – Ну, желаю, чтоб всё... – И вам также, – с некоторой иронией отозвался Борменталь. Шариков выплеснул водку в глотку, сморщился, кусочек хлебца поднес к носу, понюхал, а затем проглотил, причем глаза его налились слезами».*

Это что же получается? Вот такие мы? Если не любим вилочки разных размеров на столе да с ножичками. Оно, конечно, понятно. Уважаемый мною Михаил Булгаков не любил пролетариат, и это его право, у него были свои отношения с Советской властью.

И, соответственно, Шариков, будь-то, он Клим Чугункин, по мнению автора, или Клим Чугункин похож повадками на некультурного Шарика – это не важно. Важно то, что Полиграф Полиграфович не просто не культурен, он не культурен по-хамски.

И я в очередной раз хочу сказать, что это жёсткая сатира. И в целом в середине двадцатых, во времена НЭПа, жизнь намного красочнее и интереснее была, она была обычной и вполне приемлемой, да и пролетариат, и крестьянство были, на самом деле, далеки от тех Швондеров и  прочих персонажей «Собачьего сердца», включая бедного Шарика-Шарикова, которых изобразил талантливый мастер.

Он был зол на пролетариат, увы. А я хоть и очень ценю творчество писателя, как раз, и есть тот самый пролетариат, и знаю историю своей страны, культуру и традиции и знаю, что на самом деле наш народ намного культурнее и духовнее, чем показано в повести. Хотя и на парадных лестницах ковров не имеем, как и самих парадных. Впрочем, сейчас уже и это есть. Да не в этом суть.

И разруха начинается вовсе не там, где мочатся без разбора куда, потому что для этого надо быть вконец оскотинившимися людьми, а там, где войны, анархия и отсутствие элементарных социальных гарантий. Это говоря общими фразами, а в целом, каждый нормальный человек, поймёт, что я имею в виду. Ну да я опять отвлёкся.

Итак. О культуре и этикете. На самом деле, всё намного глубже и шире. Как говорил известный киногерой:
«Сейчас к людям надо помягше. А на вопросы смотреть - ширше!»*

Но не только сейчас, а всегда. Ведь отношения в обществе уходят корнями в далёкое прошлое, имеют в своей основе и традиции, и предшествующий опыт многих, многих поколений.

Так нужны ли нам эталоны социального поведения, правила этических и эстетических норм? Конечно, нужны. И никто их оспаривать не собирается.

Другое дело, что всё хорошо в меру и в разумных пределах. Приятнее общаться с культурными, вежливыми и интеллигентными людьми, уважающими друг друга и окружающих. И если я, находясь на кухне один или с кем-то из своих близких, съем кусок мяса руками, залезу ложкой в банку с селёдкой, а вилкой – в щи, то ничего такого в этом нет, но если я буду, находясь в ресторане, есть одной ложкой, как когда-то в армии из котелка, там, где положено пользоваться ножом и вилкой, а отбивные скручивать в трубочку при помощи паштетной лопатки или щипцов для салата, то это будет некультурно, вызывающе и создаст дискомфорт для тех, кто будет находиться рядом со мной. Это элементарно.

Поэтому нормы общественного поведения надо знать и соблюдать их. Это полезно во всех отношениях.

Помню, пришёл из армии, вылез из тайги, как медведь из берлоги, и приехал в большой город. Пошли с одноклассником в ресторан. Напротив за столиком - симпатичная девушка-студентка со своим парнем, негром, тоже, наверное, студентом. За соседним -  тоже компания молодых. Все расслаблены веселы и непринуждённы.

И только я один зажался, как «чужой среди своих»*, не зная куда руку положить да ногу поставить. Было очень неуютно. Не от того тогда, что не знал, в какой руке, что держать, а просто от неуверенности в себе.

То же самое произошло и чуть позже, когда в Москве уже пригласил одноклассницу, тоже студентку, в «Славянский базар». Москва, такой ресторан. И я, как уже сказал, недавно из леса выехал на попутке.

Официант принёс напитки, закуски, в том числе грибы какие-то в сметане и мясо заливное, может, в желе. Цельный кусочек, очень даже аппетитный, под почти прозрачной массой, похожей на холодец.

Одноклассница-то быстро и ловко, орудуя ножом и вилкой, разделалась с этим блюдом, а я «поклевав» при помощи маленькой ложечки грибочков из горшочка, к мясу так и не притронулся, несмотря на то, что был довольно голоден, а подружка недоумённо поглядывая на нетронутое блюдо, несколько раз предлагала его съесть.

Хотя прекрасно знал, какой рукой чем пользоваться, боялся, что не смогу прилично поднести вилку к нужному месту, в смысле, рту. Эх, ма. Потом-то я освоился. А сейчас вспоминать стыдно и неприятно. Чего смущался-то и кого стеснялся.

Ну, если не привык есть левой, мог бы нарезать правой рукой, а потом взять вилку в правую же руку и есть, как обычно. Но это сейчас. А тогда…

Так что, увы. Надо быть культурным и правила этикета знать тоже надо. От этого будет приятнее и окружающим, и тому, кто этими правилами пользуется.

*Фрагмент цитаты из кинофильма: "Иван Васильевич меняет профессию".
*Цитата из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
*Кинофильм: «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».
*Фрагмент цитаты из названия кинофильма: «Свой среди чужих, чужой среди своих».


Рецензии