Москва

  "1147 год стал считаться «официальной» датой основания Москвы лишь во времена СССР. В царской России использовалась другая дата — 880 год, когда согласно иным летописям Москву основал князь Олег.Разберем эти и другие версии,а также происхож-дение самого слова Москва,которое выводят и из славянских,и из балтийских языков и из санскрита.Сегодня каждый знает,что Москва основана в 1147 г.Юрием Долгоруким — эта дата укоренилась в общественном сознании,к ней привязывают юбилейные праздно-вания столицы,она отчеканена на сотнях памятных марок,плакатов,открыток и проч., а князь превратился в один из неизменных символов города.1147 г.+ Юрий Долгорукий при СССР.Но знаете ли вы, что 1147 год как год основания Москвы был утвержден уже во времена СССР? Сама дата была взата из Ипатьевской летописи,однако— как это бывает практически со всеми другими городами— это вовсе НЕ дата основания,а дата первого упоминания города.То есть к моменту своего упоминания там он уже превра-тился в город. Согласно Ипатьевской летописи Суздальский князь Юрий Долгорукий был там проездом и пригласил на встречу своего троюродного брата Новгород-Северского Святослава Ольговича.Вот как в точности звучит этот отрывок:«И послал Юрий к Святославу,и так сказал:„Приди ко мне,брат,в Московь“… И так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу,на Похвалу Святой Богородице,и возвеселились.Наутро повелел Юрий устроить обед силен».880 г + Вещий Олег в Российской Империи.А от какой же даты отсчитывали основание города до этого? Неужели в летописях существуют и иные варианты? У многих читателей это может вызвать шок,но до XX в.в Российской Империи официально использовалась совершенно иная дата,которая отодвигает основание Москвы на 267 лет назад! Считалось,что Москву основал в 880 году… Вещий Олег.Эта дата также четко зафиксирована как минимум в нескольких официальных исторических документах: 1) «Хронограф Пахомия» составленный в 1649–51 гг.астраханским архиепископом Пахомием на основании древних документов и летописей. Ниже выдержка из него за 880 г:«Вышеупомянутый Олег,имея в дозорстве князя Игоря,обладал странами многими по всей земли Российской.При княжении же своем Олег пришел на Москву-реку,в кото-рую текут Неглинна да Яуза,и поставил тут град и нарек Москва,и посадил тут князя , сродника своего,и иные многие грады поставил во странах Российских».2) «Зерцало российских государей с 862 по 1789 год» Тимофея Мальгина.3) Более того существует целая серия памятных медалей, посвященная Вещему Олегу, которые были отчеканены при Екатерине II.На одной из них есть подпись «Олег основал Москву 880».Кстати, данная медаль по сей день хранится в музее ростовского кремля и любой желающий может увидеть ее своими глазами и убедиться в том,что это не новодел и не фото-монтаж.Почему историю города укорачивают,вместо того,чтобы удлинить?Но как могло получиться, что мы намеренно укоротили историю своей столицы в XX веке в то время как всегда и во всех государствах используют любые малейшие поводы и зацепки чтобы — напротив, собственную историю удлинить и представить более древней? Нам же даже ничего не нужно сочинять и подгонять факты — более древняя дата просто есть и всегда была известна!И вопрос номер два — куда исчезли все упоминания о князе Олеге в истории Москвы? Почему он не считается ни символом, ни покровителем города, при том, что основания для этого есть самые весомые? Информации на этот счет найти не удалось,но в голову приходят следующие версии(напишите в коммен-тариях если у вас есть какие-либо другие идеи почему так могло случиться):
Вариант 1.При ревизии летописей в XX веке некоторые могли быть уже утеряны и историки просто взяли дату из тех документов,которые были у них в руках;
Вариант 2.Над историками довлели оценки признанных корифеев прошлых времен. Так например, В. Н. Татищев в «Истории Российской» недвусмысленно указывает на основание Москвы Юрием Долгоруковым и приводит легенду, согласно которой тот пришел в московские земли из-за жены тысяцкого по фамилии Кучка, которую законный муж посадил в заточение в наказание за предполагаемую неверность. Расправившись с соперником, Юрий решил и сам обосноваться на том же месте, а городу дал название по реке Москве, на которой он стоял:«Юрий же, ач име княгиню и любляше ю, да и другия жены многи приводя, веселяся почасту, ночи играя на скомонех и пия со дружиною; и мнози оскорбляхуся о сем. тысяцкого же кучка жена, красоты ея деля, им толико овладела, яко все по ея устрояя. и егда иде Юрий ко торжку, кучко, не моги срама от людей терпети, а более подстрекаем княгинею, иде во свое село, и жену ят с собою, и посади ю во истопце, и умысли бежати ко изяславу во киев. Юрий же, слыша о сем, остави воевати волость новогородскую, взем мало дружины, иде наспех на реку Москву, иде же кучко живяше.и пришед, убий кучка и дщерь его вдаде за сына своего андрея. Улюби же место то и заложи град (298), остася строити, даже ожени сына. и посла ко святославу Ольговичю, рек: «Приди ко мне в Москву».
Также у Татищева в примечаниях находим:«Москва в разных и древних манускрыптах Кучково имяновано от прежняго владетеля кучка. но князь великий Юрий, построя город, имяновал от реки Москва».Впрочем, к истории В. Н. Татищева есть вопросы — во-первых, труд был издан уже после его смерти и нет гарантии, что он не был кем-то исправлен, во-вторых, современные историки не смогли проследить откуда именно в текст Татищева попала указанная легенда. Подробный анализ в 9 страницах можно найти в следующем источнике: В.А.Кучкин,«Основание Москвы в освещении «Истории Российской» В.Н.Татищева.Вариант 3.В истории с переносом даты основания Москвы, возможно, как-то замешана «конкуренция» российских столиц разных времен и желание определенных кругов по разным причинам подчеркнуть древность одного города, или — напротив, подтвердить, что один город не древнее другого — речь прежде всего идет про Киев и Москву.Эти перипетии могли сказаться в том числе и на работах Татищева и Карамзина,а далее уже «так повелось»,что одни летописи оказались забыты,а дру-гие,напротив,повсеместно использовались и цитировались.На первый взгляд теория может показаться надуманной,но эту тему детально и с доказательствами разбирает в своих трудах доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ).Москва основана внуком Ноя сразу после Потопа.Но и это еще не все версии, касающиеся основания Москвы. Так, в прошлые столетия широкое распространение в России имело предание об основании Москвы внуком Ноя и сыном Иафета Мосохом от которого город и получил свое название. Сегодня этот текст — с интереснейшими деталями — есть в открытом доступе в следующем источнике: Ф.Гиляров, «Предания русской изначальной летописи» (по 969 г.). Давайте прочитаем выдержки из него.Предание рассказывает, что третьему сыну Ноя — Иафету по жребию достались в наследство все западные и северные земли вплоть до полуночи, именуемые Скифией. После смерти Иафета его шестой сын — Месех или Мосох и стал первым, кто отправился в эти северные земли со своими родами, которые до этого жилив Аравии.    «Афету же досташася тогда во жребий его третия часть всего света всея вселенная, западныя и северные страны даже и до полуночи, сиречь, сия наша земля первоименуемая Скифия, предвеликая и пространная.»Скифия, согласно Преданию, и до Потопа была мало населена, а после него жителей там практически не было, при этом «зверским родом предплодовита… и доброплодна и хлебна и рыбна».«Прииде же Мосох Иафетович, шестый сын Иафетов, господарь наш и князь первый, во страну Скифскую великую и землю нашу сию тако предименуемую на места селения сего Московского на ней же и ныне жительствуем».То есть Мосох назван первым князем и государем Скифской страны. Напомним, что до XX века официально считалось, что скифы — это предки русов и славян, и историю России отсчитывали НЕ от Рюрика, а от скифских царей. Эта информация зафиксирована и в учебниках для дворянских детей XVIII в.,и в трудах Ломоносова, и в 9-томнике князя Михаила Щербатова по русской истории.Вернемся к Мосоху — в тексте указано, что он назвал основанный им город по названию протекавшей через него реки, а название реки, в свою очередь, составлено из его собственного имени (Мос) и имени его жены (Ква). Аналогичным образом дано название и для впадавшей в нее Яузы — от имен княжеских дочерей Я и Вуза. Кстати, тот же принцип именования городов и рек по именам князей и членов их семей описан в «Сказании о Словене и Русе».Далее читаем:«Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первый отец не токмо же Скифомоскославенороссийским людям,но и всем нашим своесродным государ-ствам премногим и народам и землям и племенам и коленам Скифским».Здесь обратим внимание на интереснейшее слово «Скифомосковославенороссийские люди» — его можно смело приводить в качестве аргумента там где начинаются споры о том именовались ли наши предки славенами, кто есть россияне, а кто — скифы. Как видите — спорить здесь совершенно не о чем, так как все слова (включая и московитов) одинаковы уместны и значат по сути одно и то же — потомки первого скифского князя Мосоха.
Хотелось бы также уточнить, что говоря о том, что скифы являются прямыми предками словен и русов, никто нисколько не умаляет других народов и не пытается «отобрать их историю», как порой любят говорить противники скифо-русских концепций. Люди не могут понять простого факта — в прошлом на земле в принципе было меньше людей и те древние этносы НЕ носили тех названий, что сегодня. С течением времени их потомков становилось все больше и больше и иногда они превращались в отдельные культуры уже не похожие друг на друга. Лучшая аналогия — это семейное древо, где от одних прабабушки и прадедушки (аналогия — скифы) родится несколько детей, а затем внуков и правнуков, которых может быть уже несколько десятков. Может ли один правнук из всех «приватизировать» себе право называться потомком своего прадедушки? Должно ли других его родных, двоюродных и троюродных братьев как-то оскорблять то, что по крайней мере один прадедушка у них общий на всех? Конечно же нет! Вывод: пусть каждый спокойно занимается и гордится своей историей не пытаясь делить и кроить единое прошлое, как кусок пирога.А мы возвращаемся к тексту Предания. Далее идет информация о том как мир был поделен на сферы влияния между Александром Македонским и скифами. Примечательно, что это крайне расхожая и популярная легенда (а, значит, быль?), которая встречается в десятках (!) русских летописей с разной степенью детализации. Мы также писали о ней неоднократно и особенно разбирая текст «Сказания о Словене и Русе». Здесь все ровно то же самое за исключением действующего с нашей стороны лица — если в «Сказании о Словене и Русе» это триумфират скифских князей Асана,Авесхасана и Великосана,то в «Преда-нии» — это все тот же легендарный Мосох.Кстати, о тех самых князьях Словене и Русе речь также идет далее по тексту — согласно «Преданию» они прибыли в наши земли уже после разделения языков после потопа и после Мосоха,следуя его примеру. По сути были они теми же самыми скифами из рода Иафета, только двинулись на север не из Аравии,а от Причерноморья,но ровно по той же причине— а) перенаселенность южных регионов; б) заветы предков и право владеть западными и северными землями в качестве потомков Иафета.Любопытная деталь — к моменту прибытия Словена и Руса в окрестности современного Новгорода, озеро уже имело название и именовалось Мойско. Предание объясняет это именно тем, что до них здесь уже прошел Мосох, в честь которого и было названо данное озеро. Ильменем же его прозвали уже новые князья в честь своей сестры Ирмеры(или по другой версии— жены Словена).Любопытная деталь — к моменту прибытия Словена и Руса в окрестности современного Новгорода, озеро уже имело название и именовалось Мойско. Предание объясняет это именно тем, что до них здесь уже прошел Мосох, в честь которого и было названо данное озеро. Ильменем же его прозвали уже новые князья в честь своей сестры Ирмеры (или по другой версии — жены Словена).    «Сей же убо род наш Московский, Скифский, сиречь, Славенороссийский разделился на семнадцать орд, то есть родов или рещи колен и земель…в них же бяше 25 уседков, особых родов… инородных или назвать пришельцов к нам иноплеменных и чюжеколенных сих бывших.»Другие версии происхож-дения названия Москва.Итак, выше мы детально рассмотрели легенду повествующую о первом скифо-словенском князе Мосохе, переселениях народов на заре времен и формировании Словенорусской державы. Согласно этой версии Москва, названная по имени Мосоха, и есть тот самый первопрестольный и изначальный город всей нашей земли.Но, давайте, изучим и другие гипотезы происхождения слова «Москва»:От балтийских «mask-ava», «mazg-uva» — где «mask» — «болото», «топь», «жидкое», «вязкое», а «-ava» или «-va» означает «река», «вода», «влага». Получается — «болотистое место», или «илистая река».От славянского слова «моск», связанного с понятием «влага»,«болото»,«топкий» (отсюда же не «мошка» — в значении «насекомое любящее влагу»; и прилагательное «промозглый»; в словацком языке «moskva» — «влажный хлеб в зерне» или «хлеб, собранный с полей в дождливую погоду»;);От «mosk» в значениии «корова» в языке коми. Получается — «место где пасли или водили на водопой коров», «коровья вода». Впрочем, следует сказать, что коми никогда не жили в указанной местности;От марийского маска— «медведь» и ава— «мать,самка»,то есть «медведица».Аналогичное возражение; От санскрита «ma;aka» — комар; то есть Москва — место, где водится много комаров;От санскрита «m;s» — месяц, луна, добавляя «ква» получаем «место где по ночам квакают лягушки»; кстати, если такое объяснение слога «ква» кому-то покажется слишком примитивным, то вот, пожалуйста, иное — в том же санскрите «ku» имеет значения 1) «звучать» 2) «страна, край». Получаем Masku — все то же «лунная страна» или «ночные звуки»;
Впрочем, из санскрита можно вывести и множество иных интересных смыслов, так если «m;s» — как рассмотрели выше — «месяц, луна», а «kа» на санскрите — «радость, веселье», то получаем Maska — «ночное веселье» или «лунный праздник», отсюда же вероятно и само слово «маска» — как неизменный атрибут дохристианских праздников практически во всех странах мира. Вспомним, например, Коляду и ряженых в козу и медведя. Можно предположить, что в древности маски были элементом именно лунных   
праздников, а современная Москва была сакральным местом проведения одного из таких праздников (или же здесь был расположен важный языческий храм лунного культа). Опять же, если возвратиться к рассмотренному выше Masku в значении «лунная страна» или «ночные звуки», то мы вновь приходим к образу неких ночных праздников и песнопений.Существует и другая версия связанная с масками — так, масками в древности называли в том числе и иконы, а до них, возможно иные нарисованные или как-либо еще изваянные лики. Получается, что Москва — это «город масок»,то есть неких религиозных образОв.В этот же ассоциативный ряд напрашива-ется и английская транскрипция слова «мечеть» — mosque (звучит как «моск»). С одной стороны, здесь есть некое противоречие, ведь в исламе как раз запрещены изображения людей, но с другой стороны «маска»— «моск»— так или иначе оказывается неким религиозным объектом или строением.Санскрит дает нам и другие важнейшие смыслы: так выше было обозначено, что «ku» — означает «звучать». А производных формах — «kava-te», «kuvate» явно слышится уже русское слово «ковать», то есть «ударять молотом с громким звуком». Может ли тогда речь идти о неких кузнях? Удивительно, но да — ведь в прошлом славяне нередко использовали именно болотное железо, а само место его добычи (как и весь процесс ковки и все что связано с кузнечным делом)считалось сакральным.Легко предположить,что где-то на московских болотах как раз и добывали то самое болотное железо,которое в неком храме (сак-ральном месте), затем здесь же обрабатывали. И по глухим лесам на много верст вокруг разносились звуки ударов кузнечных молотов…Наконец, следует отметить, что древнейшая зафиксированная в летописях форма — «Москъвь» — звучит скорее как «Москов», а не как «Москва». Кстати, именно поэтому в иностранные языки оно так и вошло (Moscow, Moskau). Получается, что версии, основанные на трактовке именно окончании -ва (чаще всего в значении «вода» или «влага») менее состоятельны. Предпочтение следует отдавать тем версиям, где основной смысл заложен в первом слоге, а второй читается как -ku или -kov.Камень мусковит — визитная карточка Московии.Наконец, в качестве завершающего штриха позвольте еще рассказать вам о минерале мусковите, информация о котором попалась нам совершенно случайно при поиске фактов на другую тему, связанную с минералами. Оказалось, что он тоже теснейшим образом связан с Москвой.Сначала пару слов о самом камне — это калиевая слюда (она же силикат калия, белая слюда, серицит или лейкофиллит) с характерным перламутровым блеском.Именно из нее в Средние века(а может и раньше?) изготав-ливали легкие прозрачные пластины для окон, повозок и фонарей. Имея свойство расщепляться на тонкие пласты, сохраняющие гибкость и прочность, мусковит как нельзя лучше для этого подходит."Слюда пропускает свет изнутри и снаружи, она прозрачнее и чище,нежели стекло,и поэтому заслуживает преимущество перед стеклом и рогом, что не трескается, как первое, и не горит, как последний". (английский дипломат Дж.Флетчер "О государстве русском", XVI век).И Московия была главным поставщиком слюды на европейский рынок, в связи с чем данный материал и получил название «московская слюда» или еще «московская звезда». В 1747 г. шведским ученым Валлериусом камню было присвоено официальное название Muscovite, которое используется во всем мире по сей день.Считается, что добычу мусковита на Руси начали еще как минимум с X—XI вв. на побережье Баренцева моря, территории Кольского полуострова и Карелии (там и сейчас имеются обширные залежи) по рекам Кемь и Кереть. Свидетельство тому — первые примеры практического применения слюды в Новгороде XI–XII века: ей заменяли более дорогостоящее и хрупкое стекло, а также использовали в качестве эмалей и инкрустаций для украшения различных предметов быта и повседневного обихода.Добыча материала была очень трудна и опасна: русские слюдяники вручную пробивали в каменной породе наклонные ямы до нескольких десятков метров глубиной, разогревали породу, а затем резко охлаждали ее подаваемой по деревянным трубкам ледяной водой, после чего извлекали слюду с помощью молотов.Впоследствии организаторами добычи слюды выступали различные северные монастыри — Соловецкий, Кандалакшский, Киренский. С XVII—XVIII вв. появились разработки и в Восточной Сибири. Кстати, в XVII веке пуд слюды стоит от 15 до 150 руб (в зависимости от прозрачности, чистоты или наличия интересного цвета), в то время как цена коровы составляла не более 4 руб.Только к концу XIX в. активная добыча слюды прекращается по причине распространения листового стекла. Однако, сегодня интерес к минералу — уже как к диэлектрику — вспыхнул с новой силой. По всему миру восстанавливают старые заброшенные месторождения. Сегодня мусковит активно применяется в приборостроении, радио- и электротехнике, входит в состав огнеупорных эмалей,обоев и картона,а в косметической промышлен-ности применяется в качестве органических блесток.Не станем утверждать, что название Москва произошло от названия этого минерала, по логике как раз наоборот — это мусковит должен был получить свое название от места где он добывался или обрабатывался, то есть от Московии (не города — а государства). Однако, тот факт, что в сознании европейцев этот дорогой и можно сказать технологичный материал так прочно ассоциировался с Московией, что даже получил соответствующее название, говорит о том, что наша страна и в Средние века и в Новое время находилась на высочайшем уровне технологического развития.Вспомните об этом когда кто-то начнет рассказывать вам о «забитой и грязной Руси-России».Нет,наша Россия— это процве-тающая страна городов с резными теремами, остекленными переливающимися на солнце разноцветными слюдяными пластинками.Страна искусных мастеров,известных купцов, отважных воинов и хранителей.Так было всегда.И мусковит— тому свидетель.При под-готовке статьи использовались следующие источники:1.Ф.Гиляров, «Предания русской изначальной летописи» (по 969 г.);2. «Зерцало российских государей с 862 по 1789 год» Тимофея Мальгина;3. В. А. Кучкин, «Основание Москвы в освещении „Истории Российской“ В. Н. Татищева»;4. «Сказание о Словене и Русе» (из «Повести о стране Вятской»);5.Анатолий Мармазов, «Москва-река и Ока. К этимологии названий».6. Материалы выставки «Московское стекло» в Коломенском."(ст."Происхождение названия Москва и реальная дата основания столицы - русские летописи вас сильно удивят", Журнал снегирь,2023)
  "Северная Двина - «заповедник» Русского Севера, где искали вдохновение Билибин, Верещагин и Грабарь, калейдоскоп народных росписей, родина М. В. Ломоносова, новгородцы-ушкуйники, полярные сияния, холмогорская резьба по кости, атомный ледокольный флот России... Все это великая русская река и ее история, история Великого торгового пути, бывшего когда-то единственной связью между Россией и Европой по воде.
В течении Двины отобразилась
Неторопливость спутников моих,
Невозмутимых и русоволосых,
Архангелогородский говорок
С распевной гласной на исходе фразы.
Спокойная российская река
С болотистым многорукавным устьем…(Александр Городницкий)
  Северная Двина— крупнейшая водная артерия русского Севера,которая долгое время являлась единственным водным путем из России в Европу.Протекает по Вологодской и Архангельской областям среди глухой тайги— эти места можно по праву назвать«запо-ведником» быта русского Севера.Главное коротко.Северная Двина находится на севере Европейской части нашей страны. Она несет свои воды по равнинам Вологодской и Архангельской областей.От истока река устремляется на север с небольшим отклоне-нием к востоку.В месте слияния с Вычегдой берет курс на северо-запад,с которого больше не сворачивает.Двина образована слиянием двух рек — Сухоны (562 км) и Юга (443 км). «Отсчет» истока начинается именно от места их слияния, таким образом длина Северной Двины составляет 750 км. По альтернативной методике подсчета (от истока Сухоны) длина составляет 1310 км.Северную Двину условно делят на два участка:Малой Северной Двиной называется верхний участок водоема длиной 74 км от места слияния Сухоны и Юга в Великом Устюге до места впадения в Двину Вычегды. Здесь русло реки не широкое — до 400–600 метров максимум, со множеством порогов.
Большой Северной Двиной именуется отрезок от г. Котлас до устья. Здесь ширина реки варьируется от 600 м до 2 км.Исток реки расположен в г. Великий Устюг, что в Вологодской области. Он представляет собой слияние Сухоны и Юга. Ширина русла здесь — 430 метров.Устье реки соединяет ее с Двинской Губой — морским заливом Белого моря. Ширина дельты — 40 км, площадь — 900 кв. км. На одном ее конце расположен Северодвинск, на другом — острова Лебедин и Муравой. Первый называют лысым, второй остров песчаный.Общее направление течения реки — с юга на северо-запад.В месте слияния Сухоны и Юга летом глубина Северной Двины составляет 3,5 метра, до устья Вычегды изменяется в пределах 2–4,5 м. В Архангельской области глубина достигает 12–24 м.Если еще 15 лет назад Северную Двину можно было целиком пройти на колесном пароходе от истока до устья,то сегодня сделать это не получит-ся: река сильно обмелела.К крупнейшим притокам реки относятся:Вычегда (правый приток) — 1 130 км;Вага — 575 км;Пинега — 780 км;Юмиж — 180 км.Также в водоем впадают 79 мелких притоков-ручьев.Название водоема скорее всего означает «двойная река».Эту версию озвучили еще Сигизмунд Гербштейн(писатель и историк с немецкими корнями,в работе «Записки о Московии» 1594 г.)и Александр Гваньини (уроженец Вероны,писатель, в работе «Описание Московии» 1578 г.) Они исходили из местных трактовок названия по аналогии со словами — двойная, сдвоенная. Другие лингвисты выводят истоки названия «двина» из балтийских языков, иные — из санскрита. Как бы то ни было — смысл остается тем же — «двойня», «двойная».Крупнейшие города.По расположению от истока к устью:Великий Устюг.Именно здесь река Юга сливается с Сухоной— и «превращается» в Северную Двину.Название города скорее всего происхо-дит именно от название реки— Устье Юга.Сегодня расположенный на берегах Северной Двины в Вологодской области город Великий Устюг известен прежде всего как «официальная» резиденция Деда Мороза (с 1999 г.), однако, в действительности это один из древнейших городов Руси с невероятно интересной историей и архитектурой. Первое летописное упоминание о нем относится к далекому 1207 г. С 1364 по 1474 год существовало даже Устюжское княжество с центром в Великом Устюге. Нередко Устюг находился в эпицентре военных столкновений — в частности между новгородцами и москвичами. Устюжане поддерживали последних, а сам город осаждался новгородцами не менее 6 раз. Тогда Устюг считался «ключом» к Заволочью — то есть богатому ресурсами Русскому Северу и устью Двины. В 1446 году Великий Устюг отразил набег татар,и только в XVI веку он потерял значение военного опорного пункта.В архитек-турном плане здесь примечателен Михайло-Архангельский монастырь, чья история началась еще в XIII веке. Интересный церковный ансамбль составляют Соборное дворище и комплекс Дымковская слобода.В Никольском храме действует этнографи-ческий музей, а в бывшем Вознесенском — Музей древнерусского искусства с ценными экспонатами. Любопытны и природные музеи города — Краеведческий и Музей природы края. Здесь находится копия настоящей медвежьей берлоги, в которую может залезть любой посетитель.На 2021 год в Великом Устюге проживает 31 000 человек.
Котлас.Сегодня Котлас — административный центр Котласского района Архангельской области с населением более 62 тыс. человек. Именно отсюда — от слияния Северной Двины с Вычегдой традиционно «отсчитывают» Большую Северную Двину.Первое упоми-нание о поселении относится к XIV веку: в те времена здесь проживали коми-зыряне, а называлось оно Пырас(«пыр»— это «горло» или «устье»,что подразумевает слияние Северной Двины и Вычегды).В XVII веке название сменилось на Кодлас. В языке коми есть слово «каатлас», что значит «плавать вверх по Северной Двине». А у народа манси встречается «котлярт», то есть «средний». Действительно: Котлас издавна находился между двумя реками. Впоследствии произошла замена буквы «т» на «д», что характерно для новгородцев.В XIX столетии город был крупной ж/д станцией. Сюда поездами доставляли грузы, которые далее следовали в Архангельск на пароходах. Железная дорога по сей день является основой экономики города.Новодвинск.История Новодвинска началась как история коммуны «Красная заря» в 1924 году. В 1940 здесь открылся сульфит-целлюлозный комбинат. Современное название поселку присвоили в 1977.Жизнь города по сей день зависит от работы комбината.Архангельск.Архангельск — административный центр одноименной области, крупнейший город-порт на севере России с населением 345 000 человек,а также культурная столица Поморья.Арханге-льск расположился на обоих берегах Северной Двины,а также на островах реки.Своим основанием город обязан Ивану Грозному. В 1581 году, после Ливонской войны, Россия лишилась выходов к Балтийскому морю. Тогда царь присмотрелся к Белому морю, где уже находились Холмогоры — крупный торговый центр. Однако владыке не понравилось его расположение, и в 1583 году Грозный издал указ о строительстве города-порта. В 1584 Архангельск появился на карте. Свое название он получил по Михайло-Архангельскому монастырю, который находится неподалеку.В 1693 году Петр I основал здесь корабельную верфь под названием Соломбала. Название происходит от двух саамских слов. «Суоло» означает остров, а «ломпь» — это болото. Изначальные вариации названия — Соломпа, Соломба. Именно здесь в 1694 году спустили на воду первый корабль российского торгового флота — «Святой Павел».Первой в городе появилась Новодвинская крепость, возведенная для защиты от нападений шведов. Их атаку она достойно отразила в 1701 году. Что характерно, крепость имеет форму звезды (читать подробнее про звездные крепости России и мира). Для обороны города с моря сформировали гребную флотилию. А во времена Крымской войны (1853–1856) она уже включала в себя 34 канонерские лодки с 1–2 орудиями на борту, которые помогли отразить попытки захвата Архангельска англо-французской эскадры. Затем флотилию расформировали.Любопытно, что именно в Архангельске начались полярные экспедиции Чичагова и Русанова, Седова и Сибирякова, Шмидта. В этом городе построили судно «Персей» для изучения северных морей. К 1917 году в порту базировалось 9 портовых и 7 линейных ледоколов.В период ВОВ в рамках ленд-лиза через городской порт в страну поступала помощь.Архангельский порт и сегодня — крупнейшее городское транспортное предприятие.Он принимает и отправляет уголь,целлюлозу,пиломатери-алы,металлы,товары промышленного производства,продукты.Северодвинск.Город основан в 1936 году. На 2021 население составляет 180 000 человек. Прежние названия — поселок Судострой, Молотовск — в честь В. М. Молотова. Его история началась с открытия судостроительного завода — Северного машиностроительного предприятия. Завод возвели близ Николо-Корельского монастыря по инициативе Сталина.«Старые монахи знали, где строить», — заключал глава СССР.С 1941 года здесь по инициативе Госкомитета оборы началось строительство нового порта, так как Архангельский не справлялся с объемами поступающих грузов. Во времена ВОВ город являлся портом стратегического значения.В 50-е годы ХХ века здесь запустили производство атомных подводных лодок.Тогда же он получил современное название.Севмаш сегодня — это не просто верфь, а настоящая кузница подлодок-рекордсменов. Здесь построено более 50% всего атомного флота России — 132 атомохода.Градообразующие предприятия Северодвинска пережили кризис 90-х годов и работают по сей день. В старой части города сохранились типичные для русского Севера деревянные постройки.Сегодня в городе находится Беломорская военно-морская база Северного флота, сформированная еще во времена ВОВ.Холмогоры.Сегодня это совсем небольшой населенный пункт — село Холмогоры с населением 4 300 человек, но в прошлом он был настоящим городом, торговым портом и культурным центром, оказавшим значительное влияние не только на окрестности, но и в некотором смысле на всю историю России. Летописная история этого места началась еще в XII столетии с Ивани-Погоста, упоминаемого в уставной грамоте Святослава Ольговича (князя новгородского) 1138 года. Название Холмогоры (Колмогоры)фигурирует и в грамоте Ивана Калиты от 1335 г.Возможно,оно происходит от финно-угорского «колме маа»— «три земли»,то есть два берега реки Северная Двина и лежащий между ними остров.Впрочем,имеет место и славянская трактовка «холмы-горы».В XV—XVI вв. Холмогоры являлись важным торговым пунктом. Так, в 1492 году отсюда тронулся в Данию караван с зерном,вместе с которым в Европу доставили и посольство Ивана III.Это событие отразилось в летописях. Так появилось первое документальное свидетельство появления в нашей стране собственного торгового фло-та.Здесь же останавливались торговые английские суда.В деревне напротив— под наз-ванием Мишанинская — родился в 1711 году великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В 1868 году ее переименовали в Ломоносовскую.С 1940 года здесь работа-ет Историко-мемориальный музей.По преданию,на его месте прежде находился дом семьи Ломоносовых.Широко известна холомогорская порода коров. Это уникальные животные, которые дают много жирного и вкусного молока. Вывели ее еще до Петра I, но как именно черно-белые коровки появились в этих местах, не знает никто. В 1693 году жители Холмогор подарили юному царю Петру двух бычков этой породы. С тех пор пестрые буренки стали появляться на царских фермах.Официально породу зарегистри-ровали лишь в 1937 году.Славятся Холмогоры и уникальной техникой резьбы по камню именуемой холмогорской резьбой(подробнее— ниже).Интересные факты про реку.«Запо-ведник» быта русского Севера,образ Северной Двины в культуре.На заре XX века замечательные русские художники Билибин, Коровин, Грабарь создавали свои шедевры, находясь под впечатлением от местного уклада жизни — неспешного, заповедного. Так, Иван Билибин, путешествуя по Архангельской губернии с 1902 года, собирал местные крестьянские вышивки и резные деревянные изделия,а также фотографировал старинные церкви с шатровыми крышами и крестьянские избы с изумительными налични-ками.Русский Север художник сравнивал с Римом,считал основным местом художест-венного образования живописцев и отмечал,что«...только в самых отдаленных уголках громадной России можно еще найти слабые,еле слышные отголоски старого времени».
Константин Коровин впервые оказался на Севере в 1894 г.по приглашению известного мецената Мамонтова. Поездка совпала с творческим кризисом живописца. Путешествие в Архангельск произвело на него невероятное впечатление. Север вернул Коровина к самому себе.А Игорь Грабарь сравнивал местные церкви, как бы вросшие в землю, с елями, чьи макушки высятся из лесной чащи.Совершив в 1894 году путешествие вдоль Северной Двины, художник Василий Верещагин написал полотна «На Северной Двине. Закат», «Песчаный остров на Северной Двине» и ряд других колоритных картин.
Северодвинские росписи.Жители берегов Северной Двины создали целую россыпь самобытных росписей, которые собирательно именуются северодвинскими. Свой особый вид росписи сложился здесь буквально чуть ли не в каждом селе и это поистине уникальное явление. Такого множества стилей, сконцентрированного в относительной близости друг к другу нет больше нигде.Выделяется несколько видов северодвинских росписей:Пучугская (пучужская)— ажурная роспись из села Пучуга;Борецкая — наряд-ная роспись преимущественно на прялках родом из села Борок;Ракульская — орнамен-тальная роспись,названная по реке Ракулка,родина— деревня Ульяновская; расписы-вается в основном домашняя утварь;Пермогорская— также называется торжественной, получила название от пристани Пермогорье в Архангельской губернии;Уфтюжская — роспись туесов из села Уфтюга Архангельской области;Тоемская — роспись стен и домашнего убранства родом с берегов реки Тоймы.В основе северных крестьянских росписей — единый стиль архитектурных памятников XVI–XVII столетий. Формирование росписей произошло в XVIII–XIX веках под влиянием посадской культуры. Предметами росписи обычно становились прялки и сундуки с коробами.Холмогорская резьба по кости.«Возраст» этого удивительного искусства — более 400 лет. Кость тюленей северяне издавна добывали в полярных морях, моржовую кость собирали на берегах Ледовитого океана,а из-за границы доставляли слоновую.Промысел был широко распро-странен по всему русскому Северу,от Архангельска до Великого Устюга.Его центром стало село Холмогоры в низовьях Северной Двины.Первые холмогорские резчики — братья Евдоким и Семен Шешенины.Они являлись лучшими косторезами московской Ору-жейной палаты.Расцвет промысла пришелся на XVIII век. Мастера создавали изящные утонченные изделия — кубки, шкатулки, браслеты, гребни, табакерки, пластины с портретами. Сегодня в селе Ломоносово работает фабрика художественной резьбы по кости, где с соблюдением старинных традиций изготавливают уникальные вещицы из мамонтовой,моржовой и говяжьей костей.Местное население в древние времена.Освое-ние северных земель первыми начали новгородцы в конце Х века.Основными путями для них были водные— моря и реки.История повествует о волоке к Кубенскому озеру — Славянском Волочке. Он открывал новгородцам пути в Двинскую и Мезенскую земли. Подвластные новгородцам территории,вместе с Онежской и Печорской землями,называ-лись Заволочьем.Отсюда купцы вывозили ценные меха,сало,рыбу и рыбий жир,клыки и кожу морских животных.Чудь заволочская.Упоминания о чуди заволочской (заволоцкой) - населении Заволочья, впервые встречаются в «Повести временных лет» XII века. У историков нет единого мнения относительно того, каков был этнический состав этого народа.Сегодня народы,которых ранее упоминали под этим названием,ассимилирова-лись с коми,русскими и вепсами.Народная память хранит факты о чудском происхож-дении остатков древних могильников,земляных крепостей и поселений.Об этом свиде-тельствуют их названия, например,Чудской городок.По результатам раскопок,керами-ческие изделия украшались ямочно-гребенчатым орнаментом. Также наследием чуди заволочской являются звонкие бронзовые подвески в виде конька или уточки.Читать подробную статью про чудь белоглазую.Ушкуйники на реке.При освоении земель Заво-лочья,а также Вятской и Пермской,новгородцы использовали легкие ладьи вместимо-стью до 30 человек с небольшой осадкой,которые назывались ушкуями.Ушкуями(от поморского «ошкуй»— белый медведь)также именовались промысловики,добывавшие белых медведей.Отсюда и название «ушкуйники»,которое закрепилось за вооруженными иска-телями добычи,приходившими на Двину и далее на восток по воде из западных частей страны.Самыми известным новогордцем-ушкуйником был Василий Буслаевич, былинный герой — буян и гуляка.Упоминания об ушкуйниках тщательно вырезались дьяками из летописных свитков: их старались очернить, считали разбойниками и ослушниками. Одни из немногих источников, где они сохранились — это летописная повесть о Куликовской битве и «Повесть о стоянии на реке Угре».Торговые пути Северной Двины.С давних пор северные торговые пути использовались как для внутренних, так и для внешних связей. При Иване Грозном Северная Двина входила в великий Северный торговый путь. Именно он соединял Московское государство и страны Европы по воде.
Путь в северные области России через Белое море был известен еще в III столетии. Саги гласят: этой дорогой пользовались путешественники из Скандинавии для походов в Биармию, предположительно — на территорию сегодняшней Архангельской области.
Вот что пишет о северной торговле выдающийся, но ныне забытый историк и этнограф М. Д. Чулков в своем 9-томном труде «Историческое описание российской коммерции»:
«В заливе Севернаго океана, т. е. на Белом или Мурманском море, да и по самому Океану, производима была Славено — Руссами с Датчанами и другими Нордманцами, так же непосредственная торговля мехами и прочими товарами, как о том Стурлезон и Саксо Грамматик согласно пишут. Пермия или Биармия далече простиралась от Белаго моря вверх около Двины реки, где обитал народ Чудской сильной, купечествовал дорогими звериными кожами с Датчанами и другими Нордманцами. В Северную Двину реку входили с моря морскими судами,где летом бывало многолюдное и славное тор-жище, без сомнения, где стоит город Холмогоры, бывший столицею древней Биармии.Из древняго города Чердыня,или стоявшаго от него в 25 верстах,на самом берегу реки Камы,города,котораго и ныне знатныя развалины еще видимы,где находят множество золотых и серебряных вещей,из древних купеческих городов Болгары и других,яко центра Европейской и Азиатской Торговли в Северной океан рекою Печерою, а в залив онаго или Белое море Двиною; так же и из Скифскаго или Мурманскаго моря в оные города ходили купеческие Караваны. А иногда Индейские и Персидские купцы из Каспийскаго моря реками Волгою, Камою, Печерою и Двиною в Северный океан, или по тогдашнему названию в Скифское море, для торговли с Швециею, Норвегиею и прочими Государствами приходили.»Белые ночи и северное сияние.В Архангельске волшебные белые ночи начинаются 13 мая и продолжаются до 30 июля.Архангельск и окрестности — одно из лучших мест в России для наблюдения северного сияния. Город расположен в менее 3 000 км от Северного магнитного Полюса. Наблюдать красочное природное явление здесь можно с конца августа до середины апреля.Мосты и паромное сообщение
Удивительно, но через Северную Двину,крупнейшую реку русского Севера,переброшено всего 3 моста.Чуть позже появился второй мост через реку— в районе острова Крас-нофлотский.Третий мост через Северную Двину находится в Котласе.Его строительство началось перед ВОВ силами заключенных ГУЛАГа.Для переправы в других местах испо-льзуются паромы.В советское время их количество было весьма значительным,сегодня — сократилось,а до некоторых участков можно добраться только на лодке.Какая рыба водится.Северная Двина привлекательна для рыболовов.Здесь водятся судак,щука,лещ, карась,хариус.Лучшее место для водной охоты— Архангельская область,где глубина реки достигает 24 м.С Белого моря в воды реки на нерест заходит рыба лососевых видов. Ближе к устью ловятся морские обитатели.Не обмельчает, не исчезнет с карты великая река русского Севера, хранительница древних русских традиций, прекрасная Северная Двина, вдохновляющая на путешествия и новые открытия."(ст."Удивительные факты про главную реку Русского Севера,которые большинство людей не знает",Журнал снегирь,2023)


Рецензии