Узелковая азбука

                УЗЕЛКОВАЯ   АЗБУКА (22кб)

         Узелковая азбука может быть применена и в письменном копировании.

       Вязание узелковых букв производится способом подвязывания шнурочков – букв к основному шнуру. Слова разделяются пробелом или для каждого слова подвязывается отдельный шнурочек, а уже к нему подвязываются буквы. Шнурочки для букв применяются двух размеров – короткие (примерно семь диаметров узла), и длинные (12 – 14 диаметров узла), причём для отличия звонкого на одном из его шнурочков (обычно на коротком) вяжется узелок. Система основана на том же делении азбуки на группы.
 
Краткие звуки вяжутся только короткими шнурочками:
п – один короткий;  b – один короткий с узелком;  t – два коротких;   d – два коротких с узелком (узелок вяжется на одном шнурочке);  к – три коротких;   g – три коротких с узелком;  ч – четыре коротких;  j (дж) – четыре коротких с узелком.

Долгие звуки: 
ф – один длинный;  v – один длинный с узелком;  х – два длинных;  h – два длинных с узелком; s – три длинных;  z – три длинных с узелком;  ш – четыре длинных;  ж – четыре длинных с узелком.

Сложная группа  звуков вяжутся короткими и длинными: 
ры –  длинный и короткий;   ри – длинный и короткий с узелком;  лы – длинный и два коротких;  ли – длинный и два коротких с узелком; мы – длинный и три коротких;  ми – длинный и три кортких с узелком;  ны – длинный и четыре  коротких;  ни – длинный и четыре коротких с узелком. 

Дополнительная группа:
i – узелок с хвостиком, одиночный или с гласными (хвостик длиной 3-5 диаметров узелка);  w – узелок с двумя хвостиками;  ь – узелок с тремя хвостиками;  ъ – узелок с четырьмя хвостиками;  ! – длинный шнурочек с двумя узелками в начале и конце (применяется для повышенной тональности, обозначающей заглавную букву, например: в значении или имени Бога, названии созвездия, священности человека или предмета, родоначальника, князя, военначальника);  ? – длинный шнурочек с двумя узелками на конце (применяется при вопросительной интонации, для сокращения вопросительного слова, в случае неуверенности и сомнения).

Гласные звуки:
ы – петелька (минимальная);  и – петелька с узелком;  э – петелька с хвостиком;  е – петелька с хвостиком и узелком;  а – петелька с двумя хвостиками;  я – петелька с двумя хвостиками и узелком;  о – петелька с тремя хвостиками; ё – петелька с тремя хвостиками и узелком;  у – петелька с четырьмя хвостиками; ю – петелька с четырьмя хвостиками и узелком.

 

            ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
               
            Числительные применяются для устного общения, а на письме употребляются обычные арабские цифры и физико- математические знаки;  легко распознаются среди других слов, т.к. образуются с помощью гласного О, применяющегося только в них. 
             сo – ноль (читается цо);  iо – точка;  ioio – запятая;  soоs – любое изображение или текст относящееся к математике;  pо – решение, любое действие с числами и построениями, практическая работа; раро  – реши, решай;      sпоопs – плоское изображение;   sboоbs  – объёмные изображения;  toоt  – равенство, двойной, близкий, родственный, подобный;  otto – пара, симметрия;  doоd  – не равный, не подобный;  коок – простое число;  коокро – упрощать;  goоg – сложные числа;  чоi – знак вычитания; чооч –  разность;  joi  – знак сложения;  joоj – сумма;  чойчой – извлечение степени;  joijoi – степень, возведение в степень;  фооф – теорема, гипотеза;   voоv – правило, закон, формула, аксиома;  hооh – переменная;  хоох – постоянная;  zооz – иррациональное число;  sооs – действительное число (натуральное);  жоож – положительное число;  шоош – отрицательное; ыо – порядковое числительное (ставися вначале);

         
       1 – пo,  2 – to,  3 – кo,  4 – чo,  5 – фo,  6 – хo,  7 – so,  8 – шо,  9 – нo,  10 – посо (пойоп); 0 – со (цо);
       11 – попо,  12 – поto,  13 – поко,  14 – почо,  15 - пофо  ………   19 – понo,   20 – tосо (тойот);
       21 – toпо,    22 – toto     23 - toко ………………………………...    29 – toнo,    30 – косo (койок);
       ……………………………………………    90 – нoсo (нойон)        …..  99 – нoнo,  100 – bo;
       До 99 идут глухие звуки (кроме н), со ста (bo) – звонкие (200 – do, 300 – go, 400 – jo …
       900 – нососо,  999 – нононо,  1000 – ло …. 1609 – плоhоно  ….  5900 – флонососо …   
            
       1832 – пложоkoсoto  ….  2000 – tло    …………  8003 – жлоко     … 10 000 – псоло …
       11 000 – пипло  ……  17 450 – пsлоjoфосo    … 40 000 – чосoло ….  100 000 – bоло …
       703 248 – zиkло-do-чосошо  …………  900 000 – нисло  ………… 1 000 000 – мо (пмо, пимо)
       297 451 315 – doнoсosо-мо!-jофоcопо-ло!-goпофо   ……  999 000 713 –…
       1 000 000 000 – ломо.
            

     Цвета для цветовой азбуки

    Весы – белый – b – п (звонкий звук отличается чертой);  Скорпион – голубой – d – t;  Стрелец – синий – g – к;  Козерог – тёмно синий – j – ч;
    Водолей – аквамариновый – v – ф;  Рыбы – зелёный – h – х;  Овен – светло зелёный – z – s;  Телец – жёлтый – ж – ш;
    Близнецы – ораньжевый – р – r;  Рак – розовый – л – l;  Лев – красный – м – m;  Дева – красно- сиреневый – н – n;
             Чёрный – i – w;  Серый – ъ – ь;
   Звонкий согласный отличается от глухого чёрной чертой посредине (у чёрного – белой) строго не определённой. Гласные показываются коричневым цветом с чертами на них от одной до пяти. К йотированным добавляется тёмное пятнышко.

    Примечание: Последовательность созвездий взята из современной астрологии, что только примерно соответствует древнему состоянию ведической астрологии, где брались четырнадцать пар созвездий (все созвездия были парными) по лунному небесному пути.


 Практика по составлению слов

          При составлении слов и словарных выражений необходимо добиваться чёткого понятия не за счёт дополнительных звуков, а за счёт более точного их подбора. И только после того, как этого сделать не удалось, можно применить добавочные определительные звуки. Поэтому сразу становится понятным, что в одиночку освоить Старланг трудно. Да это было бы противоестественно. Ведь он и создавался не для абстрактного изучения, а именно для практического общения в самых разных сферах. Поэтому только постоянное диалоговое общение может принести ощутимый результат. Здесь даже можно посоветовать не просто диалог (разговор двух человек), а одновременную беседу трёх- четырёх (больше не желательно) с тем чтобы, во-первых, иметь возможность со стороны наблюдать операции со звуками и понятиями, и анализировать их, а во-вторых, разнообразить сопоставительные возможности нашего мышления.


           Понятно, однако, что найти напарника не всегда возможно, поэтому для одиночного изучения можно посоветовать обычный перевод разных текстов.  Вот, давайте попробуем перевести на Старланг это предложение.  Частица вот не указательная, а вводно- вспомогательная, поэтому она нам даже не пригодится, и смело её отбрасываем. Слово давайте в этом значении тоже далёко от дайте, давать – а его пригласительный оттенок  никак не влияет на общий смысл. Значит мы  обойдёмся и без него.  Следующее значение  попробуем, попытаемся  можно представить как работу с элементом неопределённости  и получим рааrиrи. Но оно тоже не нужно. Теперь переосмыслим всё предложение и придадим ему, допустим, следующую форму (с передвижением в начало подлежащего это предложение):  это предложение сейчас заменим искусственным языком старланг.  Находим частицу это – tээt.  Слово предложение представим как группу слов - zalja (ja – множ. ч.), сейчас – aha (близкое будущее), раhhар ( замена, изменение, обновление), ю – всё искусственное, zaiaz – язык.  И получаем:  tээt zailja aha pahhap ю zaiaz старланг (тээт зайлджа аhа  раhhар ю зайаз старланг).  Несколько раз прочитайте получившееся предложение, следя за ударением в каждом слове на последний слог. 

 
      У лукоморья дуб зелёный = tиi рили-пъ-vэwэ (пъ- берег) мgyшу (сильное высокое растение) syzy-зелёный (сузу – цветность, палитра; названия цветов соответствуют названию созвездий) = златая цепь на дубе том = мъь-swэiэws-ы (металл солнечный) лы-чэijiэч (цепь, вереница, ожерелье, чётки) tgэi (на-касается) мgyшу дэй (далёкий определённый) = и днём и ночью кот учёный = jэ sэiл jэ zэiл жужуtи sаggas = всё ходит по цепи кругом = хэйhэй хлэй дра-хлэй пэй-gэй чэйjйэч лыйыл = идёт направо песнь заводит, налево – сказку говорит = дра-стапи рыъ жэйллйэж рай, риь – дэйэд жээж = там чудеса, там леший бродит = дэй дэйэд, дэй пэ-дэшу драла = русалка на ветвях сидит = bэ-дэйwйэд tgэi чэйллйэч stits = там на неведомых дорожках = дэй пgэй zэ-дэйввйэд кэлэлэ-драти = следы невиданных зверей = zkэi-кэлэлэ zэ-sиттиs dyжу = избушка там на курьих ножках = ai-stebe dэi gэi tкуfyжу (домашняя нелетающая птица) stagлы-jэпки (ноги + множественное уменьшительное число) = стоит без окон, без дверей = stэ-хhэлэ (стоит + настоящее постоянное время) dэй-zэй (далёкое, невилимое) wэй-пасэй (прозрачная плскость), дэй-zэй паzэй-дра (непрозрачная плоскость подвижная)…… \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\   
               


Рецензии