Золото Бонапарта

Рассказ деда Рощин помнил с детства…
-Дед, а почему ты называешь тот пригорок на опушке леса «Золотая гора»?
-Ну, нет… Во-первых, не пригорок… Пригорок означает — при Горе… И он действительно на опушке. А сама гора — это ещё метров 100-200 вглубь леса. Вот она как раз «золотая» и есть. И непросто её так назвали…
-И почему же?
-Видишь ли, Вадик… Легенда есть одна на сей счёт. Её мне ещё мой отец рассказывал, а ему — мой дед, а тому — прадед. Ты же в курсе, наверное, про Отечественную войну 1812 года? В те времена Россия воевала с императором Франции Наполеоном Бонапартом. И однажды Французская армия дошла до Москвы и заняла ее. Но Российский полководец — фельдмаршал Кутузов перехитрил Наполеона и, фактически, запер его в оккупированной Москве.
-Дед, так ведь это уже было в 1612 году с польско-литовскими захватчиками. Мы в школе по Истории проходили.
-Верно говоришь — такое уже случалось. Так вот… Убедившись в том, что Россия подписывать с ним мир не желает, Наполеон принял решение отступать. Но куда девать награбленные сокровища? И решил он спрятать золото поблизости от Москвы, чтобы при удобном случае вернуться за ними. Видишь, где речка возле леса делает изгиб — там французы обозы с сокровищами через неё и переправляли. Тогда уже то место «Московский брод» назвали.
-Это куда мы с тобой купаться ходили?
-Точно… Закопать-то они, конечно, закопали. Только вот назад никто не вернулся. Большая часть вражеской армии так и осталась навсегда в Российской земле. А легенда гласит, что закопали свой клад по приказу Бонапарта именно здесь — в нашем лесу. И не где-то, а в приметном месте — на горе, которую с тех пор и прозвали в народе «Золотой».
-Дед, а что же никто не пытался этот клад найти?
-Отчего же? Пытались и не раз.. Не одно поколение охотников найти клад рыло там землю. Да только всё бестолку. Клад этот — как заколдованный. Никому в руки не давался…
-Слушай, дед… А может сказки всё это? Про клад, про французов и, вообще…
-Может, конечно, Вадик, и сказки… Только отцу моему дед говорил, что в месте той переправы через Московский брод иногда ценные вещи люди находили. Кто бокал из серебра, кто портсигар дорогой. Что ж и это, по-твоему, байки?
-А скажи, дед, кто-то видел их лично? Ценные вещи эти? Отец твой или дед с прадедом? Нет? Так были ли находки на самом деле?
-Дед говорил, что крестьяне, нашедшие их, всё барину своему отдавали — помещику Брусилову. А с того какой спрос? Давно и сам он и потомки его на том свете. Сколько воды с тех пор утекло? И Империалистическая война, и Революция, и коллективизация, и Великая Отечественная… Нет, Вадик, это теперь уже только легенда.
-И что, дед, так никто всерьёз на той горе клад и не искал, получается?
-Выходит так… Правда, лет 15 тому назад приезжали из Москвы археологи с историками, копали там где-то. Но с тех пор, как уехали — ни слуху, ни духу. Значит, ничего ценного не нашли. Так получается?
-Может, и так, дедуль…
И в тот самый миг мгновенно пришла в голову подростка идея. Даже через много лет не забыл он тот день…
Для начала Вадим хорошо продумал план действий и матчасть. В свои 15 лет он много знал и умел хорошо анализировать.
Гора не маленькая… Копать придётся в нескольких местах. На какую глубину? И, главное, где конкретно? Рощин много раз проходил по Золотой горе с дедом и отцом, когда ходили в лес за грибами. Конечно, он видел там неглубокие ямы, вероятно, оставленные незадачливыми кладоискателями. Следовательно, там уж точно копать не следует. И, кроме того, искать клад и копать ямы в одиночку — задача отнюдь не из лёгких. Но перспектива найти несметные сокровища целиком захватила его ум. Не долго думая, Вадим пошёл к товарищу, чтобы поделиться с ним своими соображениями. Вовка жил по соседству в доме у бабушки и потому каждое лето, приезжая из Москвы на каникулы, большую часть времени проводил с Рощиным. Ребята дружили много лет, тем более, были ровесники…
-Вовка, знаешь, у нас в лесу на Золотой горе, похоже, зарыты сокровища…
-Да, ладно? Откуда они там взялись?
-А вот послушай…
Вадим пересказал другу содержание беседы с дедом. В итоге Вовка, как и он сам, тоже загорелся идеей найти клад с драгоценностями. Приятели раздобыли в сарае штыковые лопаты, совки, топоры, монтировку, цинковые вёдра (на случай находок) и, уверенные в успехе предстоящих раскопок, рано поутру отправились в лес.
Гора, поросшая вековыми елями и мелким кустарником в центре была как бы разрезана пополам неглубоким оврагом, заросшим крапивой. Вадим, читавший много исторических книг, знал из них, что крапива — верный признак присутствия человека.
Значит, что-то здесь было… Вопрос —что? Он поделился своим наблюдением с товарищем…
-Смотри, Вовка… Крапива… Это — знак… Мы на верном пути… Давай теперь наметим места, где будем копать. Я уверен, мы что-нибудь найдём…
-Вадим, а если кто-то сюда придёт? И захочет отобрать у нас клад? Что тогда?
-А лопатой по башке… Здесь и закопаем…
Сострил Рощин, но, заметив страх на лице приятеля, тут же добавил:
-Шутка… Не дрейфь…
-Ух, а я, было, подумал ты серьезно…
Вовка успокоился…
Обсудив ситуацию, приятели определились, что копать будет каждый свою яму, но в разных местах и, на всякий случай, в пределах видимости друг друга.
Решили — сделали…
Время уже приближалось к 10.00, когда юные археологи взялись за дело. Копать было, однозначно, тяжело… Кто хоть раз копал вблизи деревьев, знает, что такое земля, пронизанная корнями. И как тяжело с ними справляться… Несмотря на тенистую прохладу утреннего леса, Рощин быстро вспотел. Однако, он упорно продолжал копать, невзирая на тучи комаров, тут же прилетевших на резкий запах пота.
В таком темпе с небольшими перерывами на отдых друзья работали насколько часов, периодически меня точки раскопа. Они уже вырыли несколько неглубоких ям, когда лопата Вадима ударилась обо что-то твёрдое.
-Вовка, иди сюда… Я нашёл…
Запыхаясь от волнения, на его крик мгновенно прибежал раскрасневшийся от работы приятель.
-Вадик, ты только копай осторожнее… Как бы не повредить ценную вещь. Подожди, дай я тебе помогу…
Приятель дрожащими руками стал откапывать землю вокруг лопаты совком. Через несколько минут на поверхность была извлечена каска солдата Красной армии времён Второй Мировой войны.
Рощин, очистив находку от земли, обнаружил в ней сквозное отверстие в области лба, слегка поржавевшее и потому крошащееся по краям.
-Вовка, слушай… Здесь же наш боец погиб. Видишь пулевое отверстие?
-Точно, Вадим… Смотри, рядом в яме стреляные гильзы валяются.
Товарищ покопал совком чуть в стороне…
-Да их здесь полно… Вадик, тут окоп, наверное, был… Солдат наш отстреливался…
-Получается так, Вовка… Мне когда-то бабушка говорила про бой вблизи деревни. Значит, в 41-м году, когда отступали войска к Москве, наши бойцы сдерживали на этом рубеже наступление немцев. Потому и каска нашлась и патроны. Возможно, держали под прицелом дорогу на Истру и Новый Иерусалим.
-Но отсюда же дорогу почти не видать…
-Кто его знает, Вовка, почему именно здесь принял последний бой солдат Красной Армии? Но копать я здесь больше не буду. Нельзя нарушать покой мёртвых — грех это… Надо будет рассказать председателю колхоза о нашей находке. Пусть сообщит куда следует… Тогда уж приедут настоящие историки и профессионально проведут раскопки. Может, и личность бойца установят? Кстати, неизвестно сколько их ещё тут лежит? Согласен со мной?
-Вадик, так что же получается? Мы с тобой так клад и не нашли? Прощай наше золото?
-Я думаю, Вовка, что настоящий клад — это вот они… Наши солдаты, погибшие когда-то в боях с фашистами. И они же — «золото» страны. Потому, что жизни свои отдали за нас. Собирай инструменты, пошли домой.
Вадим бережно положил каску на место…

PS.
Вадим сдержал слово и сообщил в правление колхоза о своей находке в лесу. К огромному сожалению, установить личность погибшего бойца впоследствии не удалось. Но, со слов председателя, его останки были захоронены в одной из братских могил поблизости. Вечная тебе Память, Солдат!


Рецензии