Воспоминания

             ВОСПОМИНАНИЯ


- Господи, как хорошо! –
Произнесла громко пожилая женщина, сидя на крыльце своей дачи. Она стала проговаривать свои мысли вслух после того, как почти перестала слышать. Уже, в шестьдесят пять лет, она заметила, что теряет слух, а сейчас, когда ей уже скоро исполнится девяносто шесть, только с помощью слухового аппарата она могла общаться. Рядом с ней сидел кот и внимательно смотрел ей в глаза, потом подлез под руку и замурлыкал.
– Ах, ты хитрец! Хочешь, чтобы тебя гладили, а лучше дали  что-нибудь вкусненького, например мяса.
При слове «мяса» кот соскочил с лавки и побежал к кухне, оглядываясь, идут  за ним или нет.
- Иди, иди, там тебя кто-нибудь накормит. Какой сегодня хороший майский денек. Вишня цветет, будь-то невеста, и тюльпаны просто красота. Хорошо, что высадила этот сорт похожий на пионы. И розы радуют, не вымерзли за зиму.
Нила Марковна гордилась своими цветами, своими посадками на грядках, своими деревьями и кустами, и своей дачей. Все здесь для нее было родным и дорогим. Ко всему, что здесь произрастало были приложены  ее умелые руки, энергия и  неугомонное трудолюбие. Правда, сейчас в этом возрасте ей было трудно ухаживать за посадками, но она все же пыталась, сидя на низком стульчаке, где-то прополоть, где-то грабельками взрыхлить землю. Родные, беспокоясь, не разрешали  ей заниматься этим. Они боялись, что она упадет, а такое было не раз, но все напрасно, ругались, а она только улыбалась, мол, все без толку, не слышу. И сейчас, сидя на крыльце, она тоже улыбалась своим мыслям и воспоминаниям. Эта пожилая женщина, которую язык не поворачивался назвать старухой, выглядела не более чем на шестьдесят лет. Красивое, без старческих пятен лицо не портили немногие морщины, которые были лишь возле глаз и рта. Годы согнули спину, но и теперь видно, что у Нилы всегда была необыкновенно женственная фигура с тонкой талией, в меру широкими бедрами и стройными красивыми ногами.
- Не уже ли мне скоро девяносто шесть лет?! Да не может быть. Я чувствую себя совсем молодой. Если бы не спина и слабость, так и побежала бы сейчас.
- С кем это ты тут разговариваешь?
Спросила подошедшая Женщина с соседнего дачного участка?
- Здравствуй Нина. Да я тут сама с собой разговариваю. Вспоминаю, как я девчонкой бегала по селу, которое  называлось  «Янисоль» по-гречески, а по-русски: «Большое село». Это село было разделенное на две части: с одной стороны жили греки, а с другой татары.
- Как интересно Нила Марковна, может, ты мне расскажешь о своей жизни, и как ты оказалась в Москве.
- Охотно расскажу. Мне самой приятно вспоминать былое Слушай. Наше село, где мы жили, располагалось на берегу реки «Мокрые ялы», а на противоположном берегу жили украинцы.
Мысленно Нила Марковна перенеслась в то время, и перед ней, как наяву, появился дом, где она родилась, мама и отец Марк Кириллович Улюра. Она увидела родителей  молодых,  счастливых, которые любят друг друга и заботятся о  своих  детях. В семье царит мир и любовь. Они разговаривают на греческом языке, потому что оба греки. Их вывезли из Греции, когда там была война с Турцией. В то время правительство страны обратилось к императрице России Екатерине с просьбой о спасении греческих детей от расправы, и получила помощь. Детей переправили в Крым, где они и остались жить навсегда.
- Несмотря, что в этом местечке Крыма жили разные национальности: русские, татары, украинцы, греки никогда между ними не было вражды. Все между собой дружили и помогали друг другу. И так получилось, что я знаю и могу разговаривать на пяти  языках.
В это время соседку Нину окликнули и позвали домой.
- Нила Марковна, как жалко, что я должна уйти. Так интересно ты рассказываешь. Я приду к тебе еще, и ты, надеюсь, продолжишь?
- Обязательно приходи. Конечно, еще расскажу, мне сомой хочется вспоминать.
Женщина, разомлевшая от ласкового солнышка, бродившая мысленно по своим воспоминаниям, задремала. Кто-то подошел и укрыл ее пледом, она, не открывая глаз, благодарно улыбнулась. Сон ее был не глубоким, но воспоминания навеяли сновидения, где она в доме с родителями, с братом, который старше ее на шесть лет и с маленькой годовалой сестренкой. Она нянчиться с малышкой и боится как бы та не заболела, потому что знает о том, что из девяти детей в семье осталось всего трое. Тут в сон ворвалось что-то грозное, страшное, и Нила, вздрогнув, проснулась чего-то испугавшись. но все было как и прежде: так же легкий ветерок шевелил листья на деревьях, так же чирикали птички и жужжали пчелы у гортензии. Рядом на ступеньке крыльца сидела Нина и листала глянцевый журнал. Она заметила, что Нила пробудилась:
- Нила Марковна, я ждала, когда ты проснешься и продолжишь свой рассказ:
- Да, я немного задремала и видела какой-то интересный сон.  Что же это такое мне приснилось? Ах, да мой дом детства и мама с папой. Отец такой большой и добрый, а мама красавица с толстой косой  ниже пояса. Я хорошо помню, как нас детей отец привел в комнату, где на кровати лежала мама, что бы мы могли с ней простится. Мне было не понятно, почему прощаться и почему нельзя  к ней подходить и поцеловать ее. Мамочка умерла от туберкулеза в открытой форме. Мне было тогда пять лет. Отец очень горевал о своей любимой жене и хранил ей верность три года, не женился, а потом привел в дом невесту. Она не долго прожила в семье уважаемого бухгалтера, быстро нашла себе другого мужа  и уехала с ним на Кавказ. Марк Кириллович пережил это легко, а мы дети  были даже рады, что ее нет в нашем доме, потому что не видели от нее хорошего отношения к нам, не говоря уже о любви и ласки.
Нина горестно вздохнула и покачала головой:
- Да,  досталось тебе в детстве. А как же дальше вы жили?
- Да так и жили. Справлялись как-то. Брат и я помогали отцу чем могли. А через несколько лет, наша мачеха вернулась с Кавказа к отцу в дом с ребенком на руках, и он ее принял. Не задалась на чужбине ее жизнь и, оставив там двух детей, с третьем она сбежала от мужа. Так мы и росли с мачехой, с ее сыном и любимым отцом. Помню, как я пошла в школу. Поскольку в селе жили греки, татары и за рекой украинцы, да еще в двенадцати километрах было село «Нейхейм», где жили немцы, я, общаясь с друзьями, бойко говорила на русском, татарском, греческом, украинском и немецком языках. Преподавали в школе на двух языках - сначала на греческом, а потом на украинском. Училась я всегда прилежно и была одой из лучших учениц. Хорошее было время, веселое. Я была заводилой во всей начинаниях, участвовала в концертах, скакала на конях, наверное, оттуда я пронесла любовь  к лошадям через всю свою жизнь. Помню, как началась война. Но, Нина, дело к вечеру, давай уже закругляться. Приходи завтра я тебе расскажу о военном времени.
- Да, обязательно приду.
Но на следующий день встретиться им не удалось, потому что погода изменилась, с утра пошел дождь и моросил до вечера. Только спустя два дня солнце выглянуло из-за туч. Небо прояснилось, и тепло опять накрыло землю. Нила Марковна потихоньку, опираясь на костыль, сошла с крыльца и уселась на низкий стульчик. Она окинула взглядом всю свою растительность:
- Ну, как вы тут без меня? Ишь, как умылись и распушились. Весна радует погодой, а дождь сейчас просто необходим. Все как положено в природе, вам хорошо и мне радостно.
- Здравствуй, Нила Марковна! Ты опять сома с собою разговариваешь?
Спросила, незаметно подошедшая Нина.
- Нет, на этот раз ты не угадала. Я с своим садом общаюсь. Растения как люди все слышат и понимают. Вот попробуй поругай сливу, что мало ягод, да пригрози, что спилишь, так она на следующий год даст такой урожай, что и девать будет некуда. А цветы похвали, так они еще пышнее цвести будут.
- Что-то не верится. Но тебе видней. Ты обещала рассказать мне о том, как жила во время войны, или сейчас нет настроения?
- Ну, почему же. Слушай. Мне было четырнадцать лет когда началась война. Брат был уже в армии, воевал и погиб в сорок третьем году под городом Речицы в Белоруссии. Отца забрать в армию не успели, потому что когда везли их на сборный пункт, они попали в окружение, и он вернулся домой. В сентябре пришли немцы  и мы два года жили в оккупации. Спрашиваешь: как жили? Плохо жили, голодно. Спасало свое хозяйство, огород. Отец менял вещи в немецком селе на хлеб и соль. А колхоз существовал и при немцах. Председатель был связан с партизанами, все знали об этом, но не выдавали врагам. Зерно все забирали немцы, а отходы можно было забирать нам не еду. Конечно работали в колхозе и это было право на жизнь. Не далеко от нас где мы жили, был колбасный завод и там при производстве колбасы не использовались шкуры животных, не то что сейчас когда: все идет в готовый продукт и кожа, и кости, иначе называется - безотходное производство. Так вот, эти шкуры немцы заставляли закапывать в землю, а мы втихую откапывали их и варили. Хороший холодец получался.
Нина покачала головой и грустно произнесла:
- Это вы еще совсем не плохо жили, а вот моя мама рассказывала, как она с детьми пухла от голода. Счастье было, если она, роясь в мерзлой земле после бомбежки, находила несколько картофелин, и заварив их,  могла накормить детей синей размазней. Они не могли дождаться весны, чтобы поесть крапивных  лепешек. Сколько людей умерло от голода и холода страшно вспомнить.
- Я согласна с тобой, Нина. У нас Юг, тепло, от холода не умирали. Да, и край благодатный, по два урожая можно собирать. Конечно, нельзя сравнивать. Ну, слушай дальше: при немцах у нас в селе даже школа не закрылась. Я училась в восьмом классе, когда в школу пришли два фашиста и, построив в линейку учеников, стали выбирать из них им подходящих, чтобы отправить в Германию. Меня,  мою сестру и еще много детей загрузили в пустой вагон и отправили в путь.  Как сейчас помню: едим в поезде с сестрой, обнявшись, трясемся от страха, вдруг, где-то под Красноармейском началась бомбежка, страшные взрывы. Двери от взрыва открылись, и все кинулись бежать кто куда. Нам с сестрой удалось добраться до кукурузного поля и там спрятаться, а потом двое суток идти пешком до дома. Сейчас я  думаю о том, что в то страшное время, мы две девочки смогли избежать в дороге  ужасных бед благодаря ангелам хранителям, о которых мы вспоминали, хотя не очень-то верили в Бога. Шли с опаской вдали от проезжих дорог, прятались в кустах и оврагах. С нами был моего возраста паренек, которого звали Сергей. Он старался нас поддерживать и помогал находить места на ночлег. Однажды, когда мы ночевали в погребе, услышали нарастающий гул. Сергей выскочил наружу и закричал: «Выходите скорей из погреба, смотрите, наши танки идут!» Как мы были рады оказаться дома, но радость наша омрачилась известием о том, что о нас снова поступили сведения в немецкую комендатуру для отправки в Германию. В этот раз от нас потребовали справку о состоянии здоровье, и мы несчастные пошли к врачу. Я и сейчас с благодарностью вспоминаю этого доктора, который нас пожалел и дал нам какую-то мазь, чтобы помазать ноги. После того как мы это сделали, на коже образовались язвы, болячки и волдыри. Естественно нас забраковали и мы остались  дома. Все, Нина на сегодня хватит воспоминаний. Я  разволновалась, у меня, наверное, поднялось давление.
- Но мне так хочется узнать все же, как ты оказалась в Москве?
- Хорошо, хорошо, но в другой раз расскажу.
          Нила Марковна, осторожно ступая, поднялась по ступенькам крыльца и направилась к себе в комнату, чтобы лежа на кровати немного отдохнуть. Она закрыла глаза и постаралась уснуть, но, видимо от воспоминаний, которые ее взволновали, сон не шел к ней. « Ну что ж, займусь своим любимым делом» - подумала она и взяла в руки книгу, которая лежала на стуле. Нила Марковна была заядлым книголюбом. Она перечитала за свою жизнь уйму художественной литературы разного жанра, а сейчас в старости ей особенно нравились книги писательницы Вильмот. Читая эти книги, она отдыхала душой и сейчас погрузилась в мир созданный автором.
          Прошло два дня,  и Нина вновь пришла навестить  соседку, уж очень ей было интересно узнать, что было дальше, как она оказалась в Москве. Она вошла в дом и увидела, что Нила Марковна в гостиной  за столом пьет чай.
- Здравствуй, Нина, проходи к столу и попей со мной чайку. Бери конфеты, попробуй мою творожную запеканку, которую я сегодня испекла.
- Добрый день, Нила Марковна. Я с удовольствием попью чайку, но мне очень хочется, все-таки услышать дальше твой рассказ.
- Хорошо, слушай. А дальше я закончила десять классов и решила ехать в Москву поступать в  академию имени Тимирязева, но не одна, а еще две мои подруги тоже решили ехать со мной. У одной из них были знакомые в этом учебном заведении, что и решило наш выбор, но не последнюю роль сыграла с детства моя любовь к лошадям. Мы легко сдали вступительные экзамены.  Нас зачислили студентами в академию и разрешили заселиться в комнату в общежитии на двенадцать человек. У моей подруги Лены был красивый статный брат Володя, Который тоже приехал вслед за нами и тоже поступил в тимирязевку. У него ко мне, да у меня к нему, когда мы учились в одном классе, были чувства симпатии, мы дружили и много время проводили вместе. Володя стал за мной ухаживать и предлагать руку и сердце, но у меня уже появилась другая любовь – Юрий Алексеев. Я была уже на втором курсе зоологического факультета, когда к нам в группу зачислили Юрия. На первое мая мы студенты устроили в складчину пирушку и он тоже пришел, такой красивый, в летной форме с орденами и наградами и сразу сразил меня наповал. На гулянье все перепились, лишь я и Юрий были абсолютно трезвыми. Нам пришлось всех разводить по комнатам и укладывать в кровати. Мы остались вдвоем и второго мая уже праздновали как объятая любовью пара, с другой такой же парой.  И что интересно мы вместе зарегистрировали брак и одновременно в один месяц и день у нас родились сыновья. Вот как бывает.
Нила Марковна встала и опираясь на костыль пошла в свою комнату. Вскоре она вернулась с альбомом:
- Вот посмотри, Нина, какие мы были молодые и красивые. Даже не верится, что прошло много лет. Кажется, что это было совсем недавно.
- Да уж, действительно красавцы! Какая вы чудесная пара и смотрите друг на друга так, что сразу понятно это любовь.
- Я очень любила своего мужа и он меня тоже. Иногда, правда, ревность настигала нас. У меня были поклонники, причем очень настойчивые. Один из них грек, с которым мы жили в одном селе, который преследовал меня три года своей любовью, пока не понял, что я никогда не оставлю своего мужа. Юра, вечная ему память, был очень мудрым, добрым, прекрасным, интересным человеком с чувством юмора. Любил петь, имея красивый голос, и я ему подпевала, играя на гитаре. Иногда он фальшивил, Я имея абсолютный музыкальный слух, не поправляла его, старалась этого не замечать. В свое время Юрий окончил авиационно-техническое училище в семнадцать лет и служил в авиационном полку в средней Азии. Во время войны в сорок третьем году его направили в Китай. По характеру мой муж был сдержанным и даже немного суровым. Я, думаю, что это от того, что в детстве он был не до любленным. Его мать, известная певица, оставила сына восьми лет на попечение дедушки и бабушки и больше ни разу с ним не встречалась. Даже когда он позвонил ей перед отправкой его в Китай, Она не приехала в Ташкент, что бы проводить сына на войну. И он напрасно прождал ее на вокзале. Его мать пела, гастролировала по городам и странам, присылала оттуда сыну и родным  подарки, но свою карьеру предпочла всему и всем. После демобилизации Юра поступил в тимирязевку, где мы с ним и встретились.  Вся наша дальнейшая жизнь была связана с лошадьми и жизнь  наших двоих детей тоже. Внучка Женечка лечит лошадей, и правнуки тоже много времени проводят на ипподроме, участвую в скачках, и часто их выигрывают.
- Все, Нина, ты уже устала слушать, а я рассказывать. Да, если честно, разве можно рассказать всю жизнь, это надо написать тома книг. Разве расскажешь как мы жили у дедушке, который, между прочим, был двоюродным братом Станиславского (Алексеева). Как дед Михаил Иванович принял меня в свой дом, и, узнав меня лучше, Сказал своему внуку: «Что если ты обидишь Нилу, я тебя убью!»
- Так прямо и сказал? И что мог сделать это?
- Не думаю, что сделал бы, но пригрозил строго. Знаешь, Нина, у меня завтра день Рождения, ты приходи ко мне в гости, выпьем по стопочки за мое здоровье.
- Да, Нила Марковна, обязательно приду. До завтра.
          На следующий день Нина пришла на дачу к  Ниле Марковне с подарком. На веранде на двух столах были выставлены всевозможные яства: несколько видов салатов, фаршированная щука, нарезки несколько видов рыб и колбас, на огромном блюде красовались еще теплые беляши, стояли высокие вазы с фруктами. Красивая посуда украшала стол, а так же  бутылка шампанского, коньяка и несколько вина. Нила Марковна сидела во главе стола, а во круг нее суетились дочь Ирина, внучка Евгения и правнуки Максим и Кирилл. На улице у забора  муж Ирины Олег жарил на мангале шашлыки. К Жене из Абхазии приехал друг и привез своего абхазского вина. Нину усадили за стол, и все тоже заняли свои места.  А дальше каждый говори поздравления в адрес виновницы торжества. Все было  чудесно и радостно.


Рецензии