Почему угнетатели не любят свободу слова

    Представьте (условно) такую среду, в которой чтобы человеку прокормиться, нужно пахать-сеять-жать-молотить-печь, и занимает это несколько часов в день, а остальное время можно на что-то другое потратить. Но только одни люди сильные, а другие слабые, и некоторые сильные замечают, что можно за себя заставить работать слабых, а они только пользоваться продуктами их труда будут и силу свою качать дальше, чтоб ещё сильнее быть. И вот получается порядок, где один должен за двоих работать, чтобы обоих прокормить, а другой только ест и тренируется мечом махать, чтоб ещё сильнее быть.
    Какое право сильный имеет так поступать, он толком объяснить не может. Но ему этого и не обязательно – достаточно просто поставить условия, что, если угнетаемый будет противиться, ему будет хуже, и этого оказывается достаточно. А угнетаемый может молча терпеть, может возмущаться, но, если его возмущения сильному не мешают брать своё, ему того затыкать не обязательно. Ну т.е. если они этого раздражают, если помогают тому собраться с духом и восстать, то тогда конечно заткнуть, а если не помогают, и если они этого больше забавляют, чем раздражают, то тогда пусть возмущается.
    Основной момент угнетения в том, что если человек должен работать больше, чем ему нужно – то это хуже, чем если бы надо было работать столько, сколько нужно. И если бы угнетаемый жил один на необитаемом острове, где у него не было бы ни с кем никаких правовых отношений, ему бы и пришлось работать столько, сколько нужно самому. Или если бы он жил в среде людей, которые не угнетают, ему не пришлось бы работать больше. Но в обществе угнетателя он находится в правовых отношениях, при которых его дела хуже, чем состояние, в котором у него не было бы никаких вообще никаких правовых отношений. Но сильному выгодно, чтобы угнетаемый думал наоборот. Потому, что если у угнетаемого мозги встанут раком и он будет думать, что чёрное светлее белого, а рабство лучше свободы, то сильному придётся меньше сил тратить на то, чтобы держать его под контролем. И тогда он сможет брать с него то же самое с меньшими усилиями (или с теми же брать больше).
    За счёт чего же может так случиться, что у угнетаемого мозги должны встать раком? А есть, допустим, такое обстоятельство, что сильный в данном примере не один, а таких много, и все они не могут поделить между собой слабых. И сколько бы у кого не было, ему начинает хотеться ещё, и более того – между ними самими возникают отношения, в которых один сильный ставит другого в позу слабого. И вот получается этой среде чуть ли не война всех-против-всех, в которой каждый претендующий на роль самого сильного пытается подмять всех под себя.
    Насколько более сильный может угнетать более слабого? А вот насколько сильнее, настолько и сможет. И если он сильнее на немножко (так, чтобы скорее всего победить, но с трудом), ему проще всего затребовать немного, и тогда тот подумает «А, всё равно проиграю, и тогда отнимут ещё больше, лучше сразу отдам малость», и уступит. А если тот затребует много, этот может решить «А вот это уже через чур! Чего мне терять?», и начнёт драться. Так что, если превосходство небольшое, проще затребовать немного. А вот если большое, то и затребовать можно побольше. А если кто-то не хочет, чтобы его угнетали, ему нужно больше сил при той же воле к борьбе, ну или больше воли к борьбе при тех же силах.
    Можно затребовать дань, можно затребовать людей, которых соперник себе подчинил, а можно его самого заставить вместе с его людьми идти и сражаться за то, чтобы у принуждающего было больше дани, людей, и удовлетворения. Затребовать в таком же порядке, как и всё остальное: чем сильнее превосходство, тем более лихо можно использовать. И всё это будет то же самое угнетение, с разной силой ложащееся на всю иерархию угнетаемых. И все их усилия и жертвы будут идти в такой же минус для их интересов и в плюс для интересов угнетателя. И какие бы там у них не были внутренние отношения, внешне суть его так же самая – без него им было бы лучше.
    На определённом этапе развития общественных отношений сформируются положения, при которых каждый должен заниматься своим делом: кто-то специализируется на том, чтобы всю жизнь махать мечом, кто-то, чтобы всю жизнь пахать, а кто-то, чтобы все этим руководить. Но суть угнетения останется та же: если кто-то хочет ничего не производить, а только потреблять (и брать львиную долю добычи), под ним будет хуже, чем без него. Но определённого рода изменения всё же могут иметь место.
    Чем более сложные будут отношения, и чем больше иерархии, тем большее преимущество будет давать превосходство в первую очередь в уме, и со временем на самом верху буду оказываться не те, кто лучше всех махают мечом, а те, кто лучше всех умеют всем руководить. Сила ума – это та же сила, только в другом формате. И закономерности здесь те же самые – слабо организованные иерархии не пройдут естественного отбора, и уступят место сильным. И суть угнетения останется та же, только на место насилия в некоторых областях придёт обман.
    Как именно может использоваться обман, чтобы развернуть раком мозги угнетаемых? Абсолютно так же, как и насилие: кому не хватит силы ума, прогнётся под него так же, как и тот, кому не хватает физических сил, прогнётся под насилие. И разной силы ума люди бывают так же, как и разной физической силы. И как один даже не самого большого роста и веса человек при сильной воле может заставить себя тренироваться так, чтоб победить более высоких и тяжёлых, а другой нет, так и интеллектуально один человек может заставлять себя развивать свой ум, чтобы быть в состоянии противостоять обману, которым его пытаются охомутать, а другой нет. Всё дело в воле к борьбе.
    Тот, кто не хочет прокачивать свой ум, просто не будет размышлять о том, что лежит в основе системы. Он будет довольствоваться тем, что непосредственно видит перед своим носом. И тем, что ему объясняют. А объяснять ему будут следующее: «Вот существует иерархия (она называется государство) и в ней хозяин системы тебя защищает. А если он не будет это делать, то придёт враг, и отнимет у тебя всё, что есть. Поэтому ты должен работать столько, сколько хозяин велит (ему виднее, сколько для этого нужно). А если прикажет, то возьмёшь в руки оружие, и пойдёшь воевать туда, куда прикажет (ему виднее, куда для этого нужно). Что, тяжко? А без этого вообще никуда! Поэтому сиди и радуйся тому, что у тебя есть хоть такое…»
    Не желающий думать не может просчитать, сколько угнетения за этим стоит (потому, что думать он не желает). И сравнивать ему не с чем. Он может только это понять, если ему это объяснят (и разжуют, и в рот положат, и подсластят, чтоб захотелось проглотить). Вот тогда он поймёт. Но чтобы это состоялось, нужна, как минимум свобода слова, чтобы это сделать. И тогда ему разжуют, что такое угнетение, и сколько оно отнимает из того, что надо приплюсовать к понятию того, что он имеет, чтобы получить то, что он должен иметь (и называть это словом свобода в противовес угнетению). И что для этого нужно составить модель общества, в котором порядки будут построены на принципе «Я тебя не трогаю, и ты меня не трогай, а если кто-то нас всех попытается тронуть (или хоть одного из нас) – мы все всей своей силой встанем на его защиту». И назвать эту систему либо каким-то альтернативным словом, либо тоже словом «государство», но с совершенно другим уже значением.
    Хозяевам же такой системы не выгодно, чтобы это можно было объяснить. Потому, что если что-то держится на обмане, то этим экономятся силовые ресурсы, которыми в ином случае пришлось бы что-то сдерживать насилием. А когда ресурсы высвобождаются, им всегда находится другое применение где-то в другом месте. И вот если хозяин системы жадный – на роскошь все ресурсы потратил, или на войну всё спустил, чтобы ещё больше захватить, то тылы удерживать ему может, уже и нечем. Минимум у него там сил, и всё на обмане только и держится. А тут возьмёт такой просветитель, и разжуёт, что к чему. И поймут угнетённые, что они угнетённые. И появится у них больше воли к борьбе, а сил на сдерживание этого нету. И пошатнуться может вся система, а хозяину оно надо?
    Или, допустим, нет никакой войны, но хозяевам системы-то всё равно мало? Хочется сытнее жрать, и сколько им не дай, им всегда хочется ещё больше. А где ресурсы для этого взять, как не в угнетении, при котором в конечном итоге кому-то придётся есть меньше? А мало будет просто жрать, так они и войну задумают устроить – чтоб ещё что-то где-то откусить чего-то. Так откуда у них будут лишние силы на сдерживание угнетённых, если сколько бы у них сил не было, им всегда на что-то не хватает? Вот и приходится удерживать строй самым дешёвым способом (обманом то бишь), а всех, кто попытается этот обман разоблачать – затыкать.
    Чтобы затыкать, нужна тоже сила, а то без соответствующей силы (в т.ч. основанной на поддержке некоторых угнетённых) затыкать может не получиться. Вот и получается, что сила, которая затыкает тех, кто критикует такую систему, в головах верных её резидентов получается добром, которое стоит на страже их благополучия. Ведь без неё-то у них бы вообще ничего не было (придёт враг и всё заберёт, а так с ней у них хоть что-то есть). А если она добро, значит те, кто борется с этим добром, зло вроде как получается. Поэтому их учат ненавидеть свободу слова: «Сильная власть хозяев системы – добро, а те, кто её критикуют – зло, потому, что они хотят её расшатать!». И вот так и получается, что определённый контингент угнетённых стаёт на защиту угнетателя.
    Чем будет отличаться от системы, построенной на насилии обмане, система, построенная на свободе и справедливости? Ведь ей же тоже может потребоваться применять силу, для того, чтобы отстоять свои порядки, или даже помочь кому-то освободиться от угнетения. Отличатся будет тем, что она будет в состоянии объяснить, зачем нужны те порядки, за которые оно борется – они нужны затем, чтобы не могло быть угнетения. А ещё тем, что ей не так опасны люди, которые будут кричать «А давайте построим лучше общество, в котором вас всех будут угнетать!» Потому, что таких никто не послушает. Потому, что они не опасны в обществе, построенном на свободе и силе ума, достаточно развитого для того, чтобы её построить. А вот те, кто в обществе, построенном на угнетении, кричат «Нужно общество, в котором никто никого не смог бы угнетать!», для его строя куда более опасны. Вот поэтому и не могут угнетатели допустить, чтоб в их системе свобода слова была.
    Отличить такую породу, в принципе, достаточно легко: её силы не собираются ничего доказывать, они просто рвутся затыкать тех, кто говорит то, на что им нечего ответить.


Рецензии
Ну да, тот, кто прав, правды не боится.

Тэми Норн   25.10.2023 10:11     Заявить о нарушении
Именно.

Роман Дудин   25.10.2023 10:19   Заявить о нарушении