Крупнейшие корпорации мира и их специфика

Публикация от 2022 года.

Крупнейшие современные корпорации - это акционерные компании с огромным штатом, гигантской рыночной капитализацией и размерами активов (сопоставимых с государственными бюджетами), с беспрецедентным влиянием на мировую экономику и многочисленными филиалами и дочерними компаниями, разбросанными как внутри страны происхождения (юрисдикции головного офиса), так и по всему миру.

Авторитетное издание Forbes формируют свой рейтинг самых крупных компаний мира The Global 2000 по четырём показателям: продаж, прибыли, активов и рыночной стоимости (по состоянию на конец финансового 2021 года, по восходящей):

10. Toyota Motor
Страна — Япония
Продажи — 281,75 млрд
Прибыль — 28,15 млрд
Активы — 552,46 трлн
Рыночная капитализация — 257.26 млрд

9. Bank of America
Страна — США
Продажи — 96,83 млрд
Прибыль — 31 млрд
Активы — 3,24 трлн
Рыночная капитализация — 252,99 млрд

8. Agricultural Bank of China
Страна — Китай
Продажи — 181,42 млрд
Прибыль — 37,38 млрд
Активы — 4,56 трлн
Рыночная капитализация — 155,26 млрд

7. Apple
Страна — США
Продажи — 378,7 млрд
Прибыль — 100,56 млрд
Активы — 381,19 млрд
Рыночная капитализация — 2,21 трлн

6. Amazon
Страна — США
Продажи — 469,82 млрд
Прибыль — 33,36 млрд
Активы — 420,55 млрд
Рыночная капитализация — 1,12 трлн

5. China Construction Bank
Страна — США
Продажи — 202,07 млрд
Прибыль — 46,89 млрд
Активы — 4,75 трлн
Рыночная капитализация — 179,15 млрд

4. JPMorgan Chase
Страна — США
Продажи — 124,54 млрд
Прибыль — 42,12 млрд
Активы — 3,95 трлн
Рыночная капитализация — 328,71 млрд

3. Saudi Aramco
Страна — Саудовская Аравия
Продажи — 400,38 млрд
Прибыль — 105,36 млрд
Активы — 576,04 млрд
Рыночная капитализация — 2,18 трлн

2. ICBC
Страна — Китай
Продажи — 208,13 млрд
Прибыль — 54,03 млрд
Активы — 5,52 трлн
Рыночная капитализация — 253,52 млрд

1. Berkshire Hathaway
Страна — США
Продажи — 276,09 млрд долларов США
Прибыль — 89,8 млрд
Активы — 958,78 млрд
Рыночная капитализация — 586,61 млрд

Благодаря тому, что крупнейшие мировые корпорации (КМК) распоряжаются гигантского размера активами, они имеют соответствующее влияние на мировую экономику и само функционирование государств. КМК имеют своих лобби в правительствах стран, в чьей юрисдикции они находятся, благодаря которым решают вопросы продвижения собственных интересов и укрепления своего доминирующего положения на глобальном рынке. КМК имеют собственные аналитические и прогностические центры, благодаря которым прекрасно ориентируются в постоянно меняющемся мире.

Поскольку КМК борются за деньги, власть и влияние в ставшим тесным и маленьком мире, они вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с государственными структурами, которые стремятся ограничить их произвол. КМК создают для своего персонала поведенческие кодексы, формально и неформально закреплённые в их корпоративной культуре. КМК контролируют не только поведение своих сотрудников, они стремятся к опосредованному влиянию на поведение потребителей их товаров и услуг, чтобы облегчить их продвижение.

КМК, которые являются одновременно и ТНК (транснациональными корпорациями) стремятся выйти из-под государственного контроля с целью снизить издержки, связанные с налогообложением. Поэтому ТНК манипулируют своей отчётностью, произвольно перемещая центры прибыли по своим филиалам, зарегистрированным в том числе в странах с низким уровнем налогообложения - налоговых гаванях. В результате таких манипуляций их налоговое бремя минимизируется, а государства и фонды, в чьей юрисдикции находятся ТНК, недополучают доходы в свои бюджеты.

Все КМК заинтересованы в привлечении лучших специалистов с рынка, поэтому они занимаются хэд-хантингом (охотой за головами), а многие уже перешли на воспитательную модель, выявляя перспективных специалистов из числа студентов и заключая с ними соглашения о будущем партнёрстве. Это повышает привлекательность для потенциальных специалистов, которые рассматривают себя уже не в качестве наёмного персонала, а в качестве привилегированного партнёра фирмы.

КМК снижают уровень издержек в том числе посредством неизбежных затрат, производимых ими до налогообложения. Например, компания приобретает служебные автомобили в лизинг и арендует для работников служебное жильё, оплачивает командировки, питание, корпоративы на яхтах, относя в своей бухгалтерии все эти расходы к прямым затратам. Таким образом повышается качество жизни менеджмента КМК, не выражаемое непосредственно только его доходами.

Карьерные лестницы в КМК могут иметь многоуровневую структуру, и сотрудник совершает ротацию как по восходящей вертикали, так и по горизонтали, а иногда двигаясь и по нисходящей. Интересы КМК требуют, чтобы сотрудник всегда сохранял жизненный тонус и мотивацию к развитию, никогда не задерживался слишком долго на одной позиции и стремился к максимальной самоотдаче.

Производственные отношения определяются персональным уровнем организации работников КМК. Сотрудники (или же партнёры) КМК эксплуатируют её в случае, если обладают ценными навыками и уникальным опытом, если же опыта и знаний не так чтобы много, то они сами в большей степени подвергаются эксплуатации. Все взаимоотношения между сотрудниками и КМК регламентированы типовыми и индивидуальными контрактами.

КМК в значительной степени оказывают влияние на общество, формируя и пропагандируя ценности и продвигая определённые поведенческие установки. Корпорациям выгоден рынок, свободный от барьеров для их экспансии и одновременно закрытый для влияния на сферу их интересов со стороны глобальных конкурентов. Поэтому КМК путём активного лоббирования своих интересов в органах государственной власти вынуждают государства принимать законы, расширяющие их рыночные возможности (либеральные по отношению к ним) и одновременно ограничивающие влияние конкурентов (вводя по отношению к ним протекционизм).

Капитализм в настоящее время находится на пределе своего развития: капиталы перестают приносить прибыли, поскольку рынки уже не расширяются, разделение труда достигло пределов, производственные цепочки максимально удлинены, а конкуренция за привлекаемые ресурсы максимально обострена. Единственное, что ещё спасает капитализм от окончательной гибели - технологические инновации. Но и этот ресурс действует только в случае, когда инновация масштабируется на глобальном рынке, давая возможность фирме окупить затраты на создание нового продукта.

Всё чаще случается так, что одновременно несколько компаний движутся по одинаковому пути, используя одно и то же изобретение, и к моменту выхода продукта на высококонкурентный рынок затраты не окупаются. В этом заключается ловушка инновационно-технологического тупика, когда в новый продукт вносятся непринципиальные косметические изменения, чтобы не тратить на разработку значительные средства, и выдаются компанией за новацию.

ТНК наряду с тем, что они владеют крупнейшими активами, одновременно являются и крупнейшими должниками. Банк международных расчетов (BIS) опубликовал статистику стран с наиболее высоким уровнем бизнес-задолженности по отношению к объему валового внутреннего продукта.

Данные приведены по состоянию на начало 2021г. (в процентах к ВВП):

1. Люксембург – 342%
2. Гонконг – 247%
3. Ирландия – 190%
4. Швеция – 175%
5. Франция – 171%
6. Бельгия – 166%
7. Китай – 161%
8. Норвегия – 155%
9. Нидерланды – 152%
10. Сингапур – 141%
11. Швейцария – 137%
12. Дания – 136%
13. Канада – 132%
14. Финляндия – 123%
15. Чили – 116%
16. Япония – 116%
17. Корея – 111%
18. Испания – 108%
19. Португалия – 103%
20. Австрия – 100%
21. Россия – 93%
22. США – 84%
23. Великобритания – 80%

Таким образом, наибольшим уровнем корпоративного долга (к ВВП) обладают государства – налоговые гавани.

Ожидаемый участниками рынка мировой экономический кризис 2023 года должен радикально изменить рыночный ландшафт: на обломках нынешней привычной нам экономики взойдёт какая-то пока что не очень понятная посткапиталистическая альтернатива. Скорее всего, гигантским корпорациям в новом мире уже не останется места, и они вымрут, словно динозавры, не будучи способными пройти через бутылочное горлышко истории, которое будет характеризоваться тотальным дефицитом ресурсов и высоким уровнем непредсказуемости мировых событий.


Рецензии