Сказка о Князе, Княжне и их детях

        Сказка
      О Князе, славном правителе страны Байсу,
      о его любимой Княжне и
      о их  отважных детях.

Как над Обвой-рекой, на крутом берегу,
Стоял город, сокрытый в сосновом бору.
Там высок частокол, там глубоки овраги,
Ни зверью перелезть, ни взобраться бродяге.
Там рублёные башни на каждом углу,
Не дойти незаметно ни друзьям, ни врагу.
Есть ворота восточные, на пристань смотрящие.
Есть дороги на север, в трясины манящие.
Есть лазейки подземные, чтоб к реке выбегать.
Есть колодцы глубокие -  дна не видать.
В граде том живёт честной народ,
Кто охотиться ходит, кто торговлю ведёт.
И пришли сюда люди из  разных сторон,
У них свой язык, но единый закон.
Правит народом посаженный князь,
Есть тамга у него и единая власть.

Пока всё, что мы можем о граде сказать.
А теперь разрешите и сказку начать.

Жил-был Князь с молодою женой,
Праведно правил таёжной страной.
Страну называли в народе Байсу,
Границы её терялись в лесу.
И было, как в сказке, три сына в семье.
Здоровье те роды подорвали Княжне.
Лишь дети её чуть-чуть подросли,
Княжне настал час из жизни уйти.

Князь правил один и детей обучал,
Но их княжий трон не совсем привлекал.
Охотой всегда Старший сын занимался.
Рыбалкой всегда Средний сын увлекался.
А Младший был слаб, головы не держал.
Его Князь к ведуньям в болота сослал.

Князь и не знал, что не сын у него,
Дочь выдавали за сына того.
Княжна обещала родить сыновей
И Дочки рождение сокрыла скорей.
Случилось, Бродяги ей послужили,
И тельце их сына в кровать положили.
Дочь и Бродяг тех взяли в Прислуги,
Молчать приказали за эти услуги.

Такой груз на сердце как не держи,
Цена есть своя у тайны и лжи.

И первая тайна пока не открылась,
Беда за бедою в семье приключилась:
Медведь заломал на охоте Старшого,
Преогромная рыба утянула Второго,
А Младшему надо ещё подрасти,
Чтоб Князь мог его на трон возвести.

Прислуга ж за княжескую доброту
Его Дочь воспитали, как будто свою.
Сын подменённый поправился статью.
Был  скромен,  добр и прилежен к занятью.
С Дочерью Слуг проводил он все дни.
Время идёт, повзрослели они.

Годы проходят. Князь немощен, стар.
И вот настал час, случился удар.
Гонцов посылает он к Младшему сыну.
Его он когда-то отправил в трясину.
Там долгие годы проходят во мраке,
В боях рукопашных и сабельной драке.
Ведуньи учили своему мастерству,
Как раны лечить, а ещё колдовству.

И вот над отцом склонился сынок
И был удивлён, что так Князь занемог.
Лишь только правитель от дрёмы очнулся,
Сын Младший над старцем чуть ниже нагнулся.

Крепко прижал Князь сына своёго
И стал повторять ему снова и снова:
«Я тайну открою тебе не стыдясь,
Забыл я о долге с войны воротясь -
От первой супруги есть сын у меня.
Так получилось – оставил их я.
За этот поступок меня наказало,
Двоих сыновей у меня отобрало,
А третий - уродец за это деяние,
И нет мне прощения, и нет покаяния.
Хочу я исправить ошибку свою,
Тебя отправляю в чужую страну.
Первого сына ты мне разыщи,
В Ливонской стране его поищи.
Он мой Наследник, он достоин престола,
Ему передай моё княжие слово.
Теперь поспеши и дружину найми,
Деньги возьми из княжьей казны.
Не знаю, сколько ещё проживу,
Но власть до прихода твоего удержу»

Князь сунул Младшому сыночку записку.
Ведь он вёл с Первым тайком переписку.
Вот лишь вторая тайна открылась,
А княжья дружина в дорогу пустилась.

Все тайны узнать ты не спеши,
Не было б сказки - не будь этой лжи.

Взял Княжич Младший в дорогу Прислугу,
Он к Дочери их относился, как к другу.
Она ж облачилась в одежды мужские,
Взяла с собой стрелы и луки тугие.
Прислуга (супруги) за ней наблюдали
И дальше, чем Княжич, её не пускали.
Они так страшились их потерять,
Что ночь поочерёдно решили дремать.

Дорога  в Ливонские земли лежала,
Ладья по течению быстро бежала.

Дружинники зорко на берег смотрели,
Но всё же ушкуйников не углядели.
Напали разбойники, жестоко дрались,
Дружинники смелые не поддались.
Ловко сражались с ними юноши два,
Метко врагов поражала стрела.

Отступили  ушкуйники, а ладью подожгли.
Тут к ним на помощь их струги пришли.
Взорвалась ладья (порох в трюме лежал),
Погибли все люди, кто в воду упал.

Очнулась Девчонка на рыбьей спине,
Глядит на ладью, что уже вся в огне.
Кричит Сому-рыбе: «Стой! Погоди!
Надо с горящей ладьи всех спасти!
Где мой Княжич? Где мать? Где отец?
Не может так быть, что пришёл им конец!

Сом - рыба в ответ ей тот час прошептал:
«В первую очередь их я достал.
За тобою Сестра я приплыл погодя,
Знал, что потерпишь, дождёшься меня»

Прижавшись покрепче, спросила Девчонка:
«Откуда ты знаешь, что я не мальчонка?
Что ты за рыба? Сестрой величаешь!
Зачем нас спасаешь? Что ещё знаешь?

Только Сом – рыба к бережку подплывает,
Тайну рождения Сестре открывает:
«Я твой брат, по рождению Второй.
Тебя рад назвать младшей Сестрой!
Князь наш отец, Княжна наша мать.
Она так любила нас троих обнимать»

И тут появилась возле Сома Княжна,
Сразу Девчонка очнулась от сна.
А рядом Княжич с нею лежал,
Крепко за руку её он держал.

Родители их разбудить всё старались
И плакали оба – потерять их боялись.
Очнулись дети наконец и пришли в себя.
Обнялись тотчас супруги, слёзы не тая.

Дружина погибла. Как дальше идти?
В Ливонскую землю как дорогу найти?

Пошли они прямо, путь сокращая,
Изгибы реки сей соединяя.

Супруги-Слуги тут когда-то бродили
И приметные тропы легко находили.
Но кончились тропы, дорог не видать.
Пред ними легла непролазная гать.

Но что им болота, что гать, что трясины,
Сплели легкоступы, взяли шесты из осины.
К ночи дошли до какой-то избушки,
Что стояла одна в бору на опушке.
В дом заходить они побоялись,
Так среди сосен ночевать и остались.

Только сошёл с болота туман,
Вышел хозяин, по виду шаман.
Стал он кругами ходить не спеша,
Петь заунывно, гостей тормоша.
Путники только от сна оклемались,
Тут же в ловушку шамана попались.
Он в клетку громадную их посадил
И зверя лохматого в клетку пустил.

Чудищем страшным был голодный Медведь.
И только шаман хотел дверь запереть,
Как зверь встал на дыбы и зарычал-
Рассеялись чары, он жертву узнал.
Он клетку разрушил, шамана убил
И пленников тотчас освободил.

К сосне Девчонку носом прижал
И тайну рождения ей рассказал:
«Я Старший сын Князя, что правит Байсу.
Тебя не оставлю я в этом лесу.
Рад назвать тебя младшей Сестрой,
Попутчикам рад, что идут за тобой.

Мы с братом любили рыбалку, охоту,
Княжим делам не проявляли заботу.
Ты нас с братом, сестрёнка, прости,
Что в жизни с тобою не по пути»

Тут появилась пред ними Княжна,
Сразу Девчонка очнулась от сна.
Княжич рядом с нею лежал,
Её он крепко за руку держал.

Родители спали. Кругом был туман.
Подумала Девочка: «Что за обман?
Кто колдовство на меня насылает?
Кто в мою душу сомненья вливает?
Второй странный сон снова я вижу.
Всем рассказать его? Нет! Их я обижу.
А Княжичу? Признаться и ему не могу.
Моё сердце болит, так его я люблю.
И будь всё, как было у нас с ним всегда.
Себе б не простила, каб его подвела.
Да, пусть остаётся всё, как и есть!
Ах, как хочется чего-нибудь съесть!"

Дверь заскрипела в избушке, открылась,
И внутрь войти Девчонка решилась.
Там на столе стоял тазик с водой.
Из чана на печке вкусно пахло едой.
Она только крышку чана открыла,
Туманом всю комнату заполонило.

Ветер поднялся, туман разгоняя.
Кучер промчался, коней погоняя.
Тут резко повозка остановилась,
Вышла Княжна, на землю повалилась.
И видит Девчонка всё, как наяву:
Как плащ расстилают, приминая траву.
И видит тяжёлые роды Княжны,
И видит Бродяг, что на помощь пришли.
Как с плачем детей, поменяв, обласкали,
Как слуги Княжны в сей момент прискакали,
Как Князь появился, конь встал на дыбы,
Как все ликовали, не зная беды.

Княжна обернулась, будто Дочь увидала,
К ней руку потянула, и виденье пропало.
Девчонка очнулась, Княжич рядом стоял
И крепко за руку её он держал.
Взглянул на неё, чуть-чуть помолчал,
Вздохнул и тайну свою рассказал:
« Эти виденья  не раз я видал,
Поэтому крепко тебя и держал.
Об этом молчать мы с тобою должны.
Для мамы и папы мы оба важны.
Их и тебя не могу потерять,
И в просьбе Князя не могу отказать.

Сны повторялись снова и снова.
То Медведь повстречается, то выловят Сома.
Лишь тайна рождения ей открывалась,
Княжна тут же в воздухе и растворялась.

Бредёт Девчонка туч черных чернее.
А ночи длиннее, а дни холоднее.
Уж осень в зиму перерастает,
Снегом порошит, листву обрывает.

Путь их в Ливонскую землю лежал,
А Княжич по-прежнему рядом был и молчал.
Хоть видел названной сестры те страдания,
Ночные мучения, в глазах ожидание,
Но больше тех слов, что в избушке сказал,
Он не добавил, хоть многое знал.

Долго ли, коротко ли они брели,
До Ливонской страны наконец-то дошли!

Одежда вся порвана, грязные ноги.
Поспать, переодеться б с дальней дороги.

Но язык незнакомый, их сторонятся все,
Пустить отказались на постоялом дворе.
Опять наши путники в лес удалились,
В местной речушке постирали, умылись,
Одежду зашили, что на дичь обменяли,
Где Наследник живёт, наконец-то узнали.

В замок его все вмести пустились,
Но перед ними ворота закрылись.
С торговцами местными в дверь постучались,
Но эти торговцы от них отказались.
Решили дождаться, когда выедет сам
На охоту, иль в город по каким-то делам.

До этой страны добирались полгода,
Подождут и ещё, была бы погода.
Хоть зимние дни тут и были теплы,
Но не хотелось в лесу жить до весны.

Вот день или два подождали они,
Как ночью явилось виденье Княжны.
За собою Девчонку она поманила,
Ей тайную дверь в этот замок открыла.
По подземному ходу они вместе прошли,
Наследника княжьего спящим нашли.

Проснулся сын княжий от прикосновения,
Тут же вскочил, увидав привидения.

Одно привидение над кроватью висит,
Другое рядом стоит и ему говорит:
«Завтра с визитом Княжич придёт,
Тебе от Князя-отца письмо принесёт.
Тебя как Наследника Князь видеть желает.
Дни его сочтены, старый Князь умирает»

Лишь приведение своё слово сказало,
Исчезло, как дымка, и другое пропало.
Наследник подумал, что сон в яви приснился,
Чуть-чуть посидел и спать завалился.

Наутро слуги его пробудили
И новость такую ему сообщили,
Что чужестранцы вновь просят принять.
Их запустить или снова прогнать?

Вспомнил сын княжий ночное видение,
Велел пустить гостей, проявляя терпение.

Бродяг, самозванцев тут не уважали,
Всех наглецов в подземелье сажали.
Боялись чумы и лазутчиков тоже.
Под подозрением были даже вельможи.
Ходили соседи войной друг на друга,
Страдала от этого вся местная округа.

И вот наши путники в замок попали,
Их тотчас скрутили, руки связали,
К хозяину замка всех подвели,
Велели сказать – зачем сюда забрели.

Княжич вышел вперёд, слегка поклонился,
За потрёпанный вид свой ещё извинился:
«Что одежда стара, ты нас, хозяин, прости,
Поизносились мы в долгом пути.
В тайном кармане есть от Князя письмо.
Кончиться скоро время жизни его.
Наследником трона видит только тебя.
Известить о желании послал он меня.
Я Младший отпрыск его княжьего рода,
Но меня больше манит бродяжья свобода.
Ты нас с прислугой теперь отпусти,
Письмо прочитай и к отцу поспеши!»

Стражники тут же посланье достали,
Княжичу руки тотчас развязали.

Наследник письмо не спеша прочитал,
Княжий росчерк пера и печать он узнал,
Устроил посланникам радушный приём,
Но стража была постоянно при нём.

На этом пиру скоро братья обнялись,
От вина и еды языки развязались:
«О, брат мой Младший, мне было виденье.
О приезде твоём сообщило привиденье.
И в прислуге твоей я одно узнаю,
Очень похоже оно на девушку ту.
Хоть в одежды мужские она облачилась,
Скажу, дивная б  красотка  без них получилась!»

Княжич, ломая пред всеми спектакль,
Представил Девчонку примерно вот так:
«Девушка та – моя лишь прислуга.
Поверь, хорошо стреляет из лука!
В рукопашном бою равных ей не видал,
Поэтому я её в охранники взял!»

Услышав от брата сиё хвастовство,
Решился Наследник переплюнуть его:
«Пусть завтра покажет уменье своё!
Бьюсь об заклад, мой лучник лучше её!»

Но выпив ещё, долго ждать не хотел
И приказал принести дюжину стрел.
В мишень полетела стрела за стрелой.
Яблоки, сливы были мишенью той.
Но оба стрелка в цель точно попали
И княжьим сынкам ничью засчитали.

Тогда они шпаги из ножен достали,
Вскочили на стол и на нём фехтовали
И снова ничья, вопрос не решён:
Кто же из братьев ловчее, силён?
Метанье ножей ничего не решило,
Выйти из замка это всех побудило.
Скачки устроили братья в лесу,
А дальше заплыв в местном пруду.

Так не решив, кто же лучше из них,
Славу первенства поделили одну на двоих.
Разгорячённые спором братья обнялись,
К воротам замка все дружно подались.

Но там  враги их уже поджидали.
Наследник воскликнул: «Как они всё узнали?!
Значит ты, брат, ловушку устроил!
Хитро ты состязания построил!
Выманил ловко из замка меня!»

«Ты так думаешь обо мне сгоряча! –
Младший брат ему отвечает,
Хватает палку, от стрелы защищает.
Рядом встала Девчонка с мечом,
Натягивают луки и её мать с отцом-
Все встали дружно стеною пред ним.
«Сами погибнем, но тебя защитим! –
Хором семейка ему заявляет,
А стража его со стен замка  стреляет.

Силы не равные, враг намного сильней.
В лесу укрылись они поскорей.

Девчонка тайный проход им находит,
Родителей с братьями в замок уводит.

Наследника снова гложут сомнения,
Он смело высказывает им своё мнение:
«Чьи вы лазутчики? Откуда пришли?
Зачем в этом замке меня вы нашли?
Не верю я вам, что вас Князь посылал!
Убить меня должны вы? Таков мой финал?»

Но ему напомнили о княжеском слове,
Что видеть хотят только его на престоле.

Не верит он им, события дня вороша.
«Давай рассуждать, брат, с тобой не спеша,-
Младший брат старшему говорит деловито,-
Зачем убивать нам тебя так открыто?
Если б задачей была твоя смерть,
Знай, дали б тебе легко умереть.
Полгода, что шли, мы терпели нужду,
Убить бы хотели, наняли б слугу.
Поверь, ты нам нужен здоровый, живой,
Чтоб править нашей таёжной страной"

Наследник задумался, брови сведя:
«Всё бросить и идти неизвестно куда?
А как же мой замок и земли мои?
Кому всё доверить, если с ними идти?
А если смотреть с другой стороны:
Частые войны не пополнят казны.
Богатства отца тут как раз и нужны,
Чтоб не дойти мне до крайней нужды!»-

Так он подумал, а так вслух сказал:
«Идти я согласен, раз Князь меня звал!
Замок в надёжные руки отдам,
Соседу-врагу всё добро передам.
Эй, стража, скорее врата открывайте,
В замок радушно всех зазывайте!»

Как только с врагом он мир заключил,
В таёжные земли с братом отбыл.

Дорога домой намного короче.
Были длиннее дни и тёплые ночи.

За еду и дорогу Наследник платил,
Та как попутчиков верных заслуг не забыл.

Их путь через лес брат Медведь охранял,
Брат Сом  врагов на реке поджидал,
Виденье Княжны их сопровождало,
Опасность близка - тут же предупреждало.
Девчонка стремглав хваталась за лук,
А Слуги мечи не выпускали из рук.
Наследника Княжич спиной заслонял,
Хоть тот был старше и врагов повидал.

Вместе они отбивали атаки.
Если враг был силён, уходили от драки.

В пути Наследник в Девчонку влюбился,
Но взаимных чувств от неё не добился.
Княжич молчал и на них косо глядел,
А что-то сказать им в пути не посмел.

Вот, наконец-то, родные места,
Обва – река, её круты берега!

Приезду их были все очень рады.
Им отдых с дороги был лучше награды.

Наследник немедля пред Князем предстал.
Его старый правитель тут же узнал.

Он молвил, рукою за сына держась:
«Достойного мужа не видал отродясь.
Как крепок ты телом и строен, сынок.
Я знал, что в тебе ошибиться не мог.
Светла голова и руки крепки,
Плечи покаты, как и мои.
Но взгляд с прищуром – это всё мать,
Хитрейшей женщины ещё поискать!
Теперь отдыхай, сил набирайся,
А завтра снова в путь отправляйся.
Младший твой брат покажет Байсу,
Будущий князь должен знать всю страну»

Поняв, что придётся ещё поскитаться,
Наследник решил тут подольше остаться.

Он к княжьей руке прижался губами,
К отцу обратился с такими речами:
«Хочу я остаться в Вашей стране
И сразу подумалось мне о жене.
С нею вместе править я буду
И Вашу доброту  никогда не забуду»

Речами такими Князь был удивлён,
Но всё же спросил, кого ж выбрал он.

Наследник Девчонку за руку хватает,
Её как невесту свою представляет:
«В долгом пути приглянулась она,
Что у Младшего брата в охране была.
Не раз в пути мне беда угрожала,
Она ж рядом была и меня выручала.
Хочу и по жизни так с нею идти,
Лучше невесты мне не найти!»

Князь чуть подумал и согласие дал,
Сам Княжну из народа он брал.

Свадьбу решили уж завтра сыграть,
Но этому вдруг воспротивилась мать.

 Князю в ноги она тут же упала,
И как завопила, и как зарыдала:
«Князь наш добрейший и всеми любимый,
Не загуби жизнь дочурки родимой.
Есть великая тайна покойной Княжны.
Она приказала, и молчать мы должны!»

Князь повелел не реветь, не стонать,
А о тайне Княжны сей момент рассказать.

И тайна рождения была ей открыта.
Услышав её, Князь оглядел всех сердито,
Княжичу с Прислугой велел рядом стоять.
И тут все заметили - он вылитый мать,
А Девчонка на родителей совсем не похожа,
У неё глаза голубые и светлая кожа.
Если умыть, одеть, причесать,
То будет похожа на Княжну – свою мать.

Князь разрыдался и всем повинился:
«Я виноват, я от вас открестился!
В нашем роду сыновья только были
И с Княжною любимой о сынах говорили.
 Она не хотела меня огорчать
И вынудил я любимую врать…
Что было, то было. Подойди ко мне, дочь.
Как вину мне загладить, чем мне помочь?»

Смело Девчонка к отцу подошла
И тоже открылась ему не спеша:
«Княжна во сне являться мне стала,
Тайну, что мучает её, рассказала.
Погибшие братья нам помогали,
Духами рек и лесов они стали.
Наследник о нашем родстве и не знал
И своих чувств ко мне не скрывал.
Я же его, как брата, люблю
И как князя младого тоже приму.
Подменённого Княжича, отец, ты прости
И со двора его прочь не гони.
Он с раннего детства обделён был судьбой.
В изгнаньи терпел лишенья со мной.
Он друг и советник, он мой названный брат.
И пусть всё по-прежнему останется так.
Двух сыновей и дочь в семью прими,
Будь счастлив, отец, и долго живи!»

«Разумную речь слышать рад, дочь моя.
Я горд, что обрел вновь сыновей и тебя!»-
Сказал Князь, и слёзы вновь потекли,
Не ожидал он такие повороты судьбы.

Тут в княжьих палатах всё засветилось,
Сверху светлое облако вниз опустилось.
И виденье Княжны все вдруг увидали,
Её появление здесь не ожидали.

Она всех присутствующих обошла,
Любимого Князя за руки взяла,
Пред ним повинилась, всем поклонилась
И в воздухе медленно тут растворилась.

И Князя недуг вдруг отпустил,
Дышать стало легче, прибавилось сил.
Он тут же решил объехать с детьми
Страну Байсу – владенья свои.

Все были рады, что недуг отошёл,
Всё, что Князь потерял, то вновь и обрёл.

Лишь Наследник престола был удручён,
Отцовской любовью он был поражён.
Познав, как любят друг друга в семье,
Наследник решил рассказать о себе.

И вслух он воскликнул, всем поражённый:
«Простите меня, я как прокажённый!
Сюда я спешил, но не надо мне власть,
А в наследство вступить и денег украсть.
Как был я расчётлив, как верил в успех,
От семьи отказался ради потех.
Ведь я был женат, имел трёх сыновей,
Но их потерял ради глупых друзей.
Потом со всеми там разругался.
В наследство замок от тестя достался.
Его хотели от меня отобрать –
Так повелела сынов моих мать.
Я был глуп, за замок сражался.
Потом…  пришли вы, я от него отказался.
Отказался не в пользу соседей врагов,
А в пользу тестя и в пользу сынов.
Теперь, как с делами здесь разберусь,
За воспитание сынов я возьмусь!»

Сказал, и стало на сердце очень легко.
И знайте, не только у него одного.

Вот и раскрылись тайны одни,
Тайны чужие и тайны свои.
Одни раскрываем, другие создаём,
И это не кончится, пока мы живём.

Так жил Князь со своею семьёй
И долго правил таёжной страной.
Страну называли в народе Байсу,
Границы её терялись в лесу.

«А что было дальше?» - спросите вы.
« Обо всём рассказать не могу я. Увы! -
Так отвечу я вам под конец, -
А кто сказку прочёл, тот молодец!»


Рецензии