Пиковая дама. реж. А. Степанюк

Карточный домик Январь 2018
  Неожиданно оказалась с сыном на опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» на второй сцене Мариинского театра. Режиссер - постановщик Алексей Степанюк не поддался соблазну самовыражения, не пошёл по стопам постановщиков-постмодернистов. Ему удалось пройти между Сциллой и Харибдой: советскими, нафталинными постановками и спектаклями последних лет 20 века, где за выдумками и «новациями» авторов терялась музыка и сама идея произведения. Спектакль представляет собой прекрасное сочетание современной сценографии и традиционной трактовки. Эффект классического прочтения оказывается неожиданным: смотреть и слушать «Пиковую даму» в 21 веке интересно, местами захватывающе, драматично и совсем не скучно. Большую роль в успехе спектакля играет интересная, необычная сценография Александра Орлова. На сцене нет привычных декораций в обычном смысле этого слова. Пользуясь возможностями новой сцены, художники - постановщики создали мобильное оформление из огромных колонн, напоминающих Исаакиевский собор и любую другую колоннаду нашего города. Колонны живут самостоятельной жизнью, меняя мизансцены, обозначая место действия. Это и Зимняя канавка, и бал во дворце, и игорный дом. Иногда действие кажется почти кинематографическим, смена мизансцен напоминает плавную смену кадров в кино. А когда в конце акта двигаться начинают не только колонны, но и горизонтальные карнизы и потом застывают, то образуется рамка кадра, которая обрамляет пространство сцены. Эта «перетекание» сцен носит завораживающий характер. Благодаря художникам, в том числе и художнику по свету, атмосфера спектакля петербуржская, немного мистическая, сцена не загромождена, место действие обозначено деликатными, ненавязчивыми деталями. Решение комнаты Лизы кажется неожиданным, она представлена в виде восточного будуара, сцена немного напоминает гарем…, но живописность происходящего очень привлекательна. Из исполнителей выделяется, конечно, опытный певец Владимир Галузин, который, несмотря на свой отнюдь не юный возраст, прекрасно провёл такую сложную партию. Мне понравился граф Томский в исполнении Владислава Сулимского; Татьяна Павловская была убедительной в партии Лизы, очень красиво смотрелась и звучала пастораль «Искренность пастушки» в духе представлений времен короля-Солнце Луи X1V.. В роли Графини была Анна Кикнадзе и, оказалось, что это её первое выступление в этой партии. Чувствовалась некая скованность… есть ещё над чем работать исполнительнице…За дирижерским пультом не было маэстро Гергиева. Но оркестр под руководством Павла Смелкова звучал отлично для непросвещенного слуха…

 Спектакль открывает и закрывает маленький Германн в наполеоновской треуголке - Егор Максимов. Он получает три карты и складывает карточный домик, который на протяжении спектакля остается на авансцене. Карточный домик неизбежно вызывает в памяти нашумевший американский сериал, и этот мостик из прошлого в настоящее, эта перекличка веков кажется уместной и оригинальной находкой режиссера. Рушатся планы, мечты и судьбы геро


Рецензии