Левша. реж. А. Степанюк

Страна чудес
  Пишу под впечатлением от оперы Родиона Щедрина «Левша». В своё время, когда ставили балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» в театре бытовала шутка: »Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Сейчас его «Золушка и «Ромео»- балетная классика. Не знаю, станут ли классикой оперы Щедрина, но на ум пришли строчки этой шутки не случайно. Я совсем не знаток и даже не любитель оперы, но исполнение партий было невероятно сложным для певцов. Щедрин сам пишет либретто для своих произведений. Так было с «Очарованным странником» и «Рождественской сказкой», не изменил он своему правилу и в «Левше», сохранив самобытную речь героев. Выглядит это как бережное отношение к литературному тексту, но певцам достаются речитативы необыкновенной сложности, которые надо выпевать-произносить, не щадя своего голоса. Приходится только удивляться их мастерству. Но ещё большее удивление и восхищение вызывает работа режиссёра и художника-постановщика. Алексей Степанюк и Александр Орлов - тандем, который не первый раз работает вместе. Им удалось придумать и воплотить очень необычное решение спектакля. Двухуровневая сценография –Англия и Россия, умело чередующиеся планы, противопоставляющие две страны, гротескные образы…Но самое неожиданное и оригинальное решение относится к перековке блохи и рассмотрение её под мелкоскопом. Это одни из самых привлекательных и волшебных сцен спектакля. Блоха появляется в окуляре огромной подзорной трубы или телескопа, который спускается с колосников. Сначала она серебристо-металлическая, немного подобная роботу, а в результате работы русского умельца превращается в русскую девушку в оренбургском платке и чудных варежках. Так и хочется на компьютерный манер сказать, что на наших глазах произошла перезагрузка или переформатирование. Эта придумка, это преображение огромная удача постановщиков. Для Пелагеи Куренной это было первое исполнение, и можно понять её волнение, тем более, что во многих местах оркестр, к сожалению, заглушал певцов…Еще одна незабываемая сцена – это буря во время поездки на родину. Здесь сливается и музыка и визуальное изображение и производит очень сильное впечатление. И надо сказать, что на протяжении всей оперы хорошо звучал хор.

  Больше всего мне понравился главный герой оперы Левша в исполнении Андрея Попова. Его тихий, проникновенный голос, трогательная пластика приковывали к себе внимание. Он прекрасно провёл свою роль от начала до конца спектакля, и его образ ещё долго будет стоять перед глазами: беззащитный, бесправный, талантливый человек, растоптанный равнодушной, безликой властью, которую в спектакле олицетворяют приграничные стражи. Герой рвался домой, на родину. А родина встретила неприветливо. Потому что у него не было с собой «тугомента». А «без бумажки, ты букашка» и любой может тебя раздавить. В конце опера приобретает трагическое звучание и наводит на очень грустные мысли. Не могу сказать, что Англия выглядит привлекательнее в спектакле. Но слова о возможном воровстве и пьянстве относятся только к России. Бездушие и равнодушие к своим гениям тоже только в России. Контраст отношения к талантливому человеку здесь и там налицо. Мы не случайно видим на заднике не целую фигуру императора, а половину торса, где главное – сапоги: все под пятой у власти.
Эпиграфом к спектаклю можно сделать известные слова Столыпина:» В России за десять лет меняется всё. А за двести лет ничего не меняется».
  2018


Рецензии