Потерянный рай. 2018

Потерянный рай. Impression.

  Первая часть трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» нашла неожиданное воплощение в спектакле-опере Сергея Баневича «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева». Молодые исполнители, артисты Мариинского театра и Академии оперного искусства с удовольствием переносят зрителя в мир переживаний, настроений и воспоминаний подростка 19 века. Действие происходит в Мариинке 2 в камерном зале имени Сергея Прокофьева. На сцене нет декораций, реквизит невелик. Но этот минимализм оправдан камерностью зала. Без «подпорок» в виде сценографии режиссеру-постановщику Алексею Степанюку удалось создать атмосферу домашнего уюта, типичных отношений молодых людей между собой и трогательных отношений героя с матерью. Действие организовано так, что время от времени зрители оказываются как бы вовлеченными в происходящее, нарушается граница между залом и сценой и это создает особую ауру интимности. Этому способствует с самого начала и фортепьянное сопровождение Василия Попова… Перед нами рай детской и юношеской беспечности, беззаботности, родительской любви, в котором, однако, есть место и жестоким подростковым насмешкам над сверстниками.

  Интересно, что опера по либретто классического автора, где нет интриги в прямом смысле этого слова, лишенная того, что сейчас именуют словом «экшн», смотрится на одном дыхании и вызывает сопереживание у детей и взрослых. Всё это стало возможным благодаря режиссеру и чудной музыке Сергея Баневича: она радует слух. Его вальс в оркестровом исполнении открывает спектакль, звучит в сцене бала. Эта музыка, вносит в атмосферу спектакля одновременно и ноту грусти и ноту счастья. Есть в спектакле и трагическая нота - история гувернера Карла Ивановича, есть и первое любовное переживание, и горечь утраты...

  Молодые исполнители трогательны в своей искренности, у них свежие, красивые голоса, они выразительны в каждой сцене и благодаря этому возникает какое-то щемящее , даже ностальгическое чувство и взрослый зритель пускается на поиски своего утраченного времени… В исполнении нет наигрыша, а есть естественность и беззащитность, поэтому неоднократно повторенная молитва Николеньки кажется уместной в устах того образа, который удалось создать Рустаму Сагдиеву. Дети тоже попадают под магическое воздействие происходящего, потому что в воздухе разлита гармония, душевность, чистота. Но самое сильное впечатление, безусловно, производят сцены двух писем маменьки в исполнении Татьяны Старковой. Певица обладает красивым, глубоким голосом , который передает мельчайшие оттенки её чувств. Сцены с маменькой драматичны и напряжены. В спектакле найден какой-то неуловимый баланс между печалью и радостью бытия и за это хочется поблагодарить всех создателей и участников оперы. Певцов долго вызывали на поклоны, цветы были заслуженно вручены и композитору С.П. Баневичу, благодаря таланту которого эти сцены появились на свет.


Рецензии