***

Живые лица

 Зинаида. Одноактная опера. Композитор Леонид Клиничев.
Название книги воспоминаний Зинаиды Гиппиус «Живые лица» первое, что приходит в голову, когда на сцене зала Прокофьева Мариинки 2 появляются культовые фигуры серебряного века: Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и Дмитрий Философов. Не припомню, чтобы эти персонажи становились героями на драматической сцене, мне кажется, мы видим эти лица впервые. Большое достоинство постановки в том, что эти герои увидели свет. Композитор Леонид Клиничев так увлекся историей сложных взаимоотношений героев, что сочинил не только музыку, но и сам написал либретто; очевидно, судьба этих неоднозначных, одаренных людей не просто заинтересовала его, но и глубоко тронула. Мы застаем героев в драматический момент, когда их союз на грани распада. Музыкальные эпизоды чередуются с разговорными диалогами. Мы имеем возможность сравнить актеров с образами их героев, так как их портреты висят на заднике.

  Зинаида Гиппиус в исполнении Гелены Гаскаровой далека от оперных прим былых времен, в ней нет статики, она гибка, стройна, изящна, обладает сильным голосом и драматично выстраивает свою партию от начала и до конца. Чувствуется, что режиссер и певица много поработали над тем, чтобы передать в пластике образ поэтессы. А когда она появляется в белом платье, в котором на портрете изображена сама Гиппиус, возникает эффект присутствия. Григорий Чернецов в роли Философова внешне удивительно напоминает своего героя. У Григория красивый, сильный баритон, выигрышная внешность, умение держаться на сцене. Арии в его исполнении звучат очень проникновенно. Третий исполнитель Илья Селиванов немного проигрывает на фоне своих партнеров. Но и он ни на минуту не выходит из образа писателя-мыслителя, философа. Хочется отметить фортепьянное сопровождение Василия Попова, которое украшает действие.

  Человеку несведущему в хитросплетениях отношений героев вряд ли будет понятен накал страстей происходящего. Этот треугольник творческих людей, существовавший на протяжении многих лет, вызывал непонимание и кривотолки даже в декадентском обществе того времени. Большая заслуга авторов спектакля в том, что зрителям приоткрывается страница забытого прошлого. Этот проект мне кажется в первую очередь просветительским. В музыке нет, к сожалению, запоминающихся мелодий, интересных тем, но благодаря усилиям режиссера- постановщик Алексея Степанюка, на сцене воссоздана атмосфера того безвозвратно ушедшего времени. Быт людей, живущих на чемоданах, готовых изменить судьбу под влиянием жестоких обстоятельств. Хотелось бы назвать это портретом эпохи, но мне кажется, что это только эскиз, набросок, который даёт нам некое представление о драмах и событиях тех лет.

  События оперы хорошо известны лишь в узких кругах, поэтому название «Зинаида» не вызывает никаких ассоциаций у широкой публики. Если бы подзаголовок «Ласковая кобра», который есть в программке, вынесли бы на афишу, это привнесло бы некую интригу и привлекло бы больше зрителей.


Рецензии