Сон

Сон разума. Губернский театр Сергея Безрукова 1 апреля 2016

 У меня впечатление, что Безруков ведет некую заочную  дуэль с Евгением Мироновым. Посудите сами. Один руководит театром Наций, другой Губернским театром. У Миронова в знаменитом спектакле «Гамлет»  на сцене куб-трансформер, у  Безрукова в новом спектакле трансфрмер комод-стол. У Миронова трюки и у Безрукова два постановщика трюков, в «Гамлете»  есть цирковая составляющая и у Безрукова постановщиком работает лауреат международных конкурсов, обладатель Гран-при Монте-Карло;  артисты, да и сам герой выполняют почти акробатические номера. У Миронова - моноспектакль и «Сон разума», безусловно,  бенефис Сергея Безрукова.

  Сергей Безруков выступает в нескольких ипостасях. Он и соавтор сценария, и режиссер спектакля. Правда, очень трудно вычленить именно его руку в постановке, потому что в этом зрелищном представлении огромную роль играет сценография, костюмы и  пластика. Наряду с именем Безрукова необходимо упомянуть на равных имена  художника- постановщика Николая Горобеца и Антона Крамара, хореографа-постановщика. Кстати, и музыка была создана специально по заказу театра и имя композитора Александр Биллион тоже заслуживает упоминания. В своё время, когда Григорович ставил «Легенду о любви», художник-сценограф Вирсаладзе рисовал не просто эскизы костюмов, а изображал героев в определенных позах, которые во многом подсказывали балетмейстеру  хореографическую канву. Не сомневаюсь, что в этом спектакле именно сценическое решение пространства, реквизит, костюмы, определяло находки режиссера, которыми изобилует спектакль. Жанр спектакля – фантасмагория. В этом мире сновидений царит сюр. Так и хочется вслед за Борисом Эйфманом назвать спектакль: »Записки сумасшедшего. Перезагрузка». Это мир больной фантазии современного человека, во многом  созданный под влиянием современных кинематографических блокбастеров;  его образы навеяны «ужастиками»,   фильмами фэнтези  и ….. компьютерными играми. Спектакль   рассчитан в первую очередь на молодежную аудиторию.

 Брутальная эстетика происходящего кого-то оттолкнет, кого-то привлечет. На зрителя обрушиваются причудливые видения, какие-то  фантомы, иногда кажется, что мы находимся в преисподней. Сон  Поприщина полон  монстров-трансформеров, вереница существ вокруг него легко принимает формы зверей,  бесов и даже Князя  Тьмы. Его кошмары хочется назвать «глюками». В этом спектакля царит гнетущая атмосфера инфернальности и ужаса. Яркий  проблеск сознания во вставке о Невском проспекте, при желании  может быть трактован как некое озарение героя, но все-таки этот монолог выпадает из контекста спектакля и не соответствует  ego литературного  героя.  Единственная отсылка к  19 веку - огромный кринолин как несбыточная мечта маленького  человек, которому не суждено никогда прикоснуться к его владелице

  Подсознание человека большая загадка. Подсознание человека теряющего разум загадка вдвойне. Интерпретация происходящего может принимать самые разнообразные формы. Постановщики очень изобретательны. Безруков и его команда выбрали мрачную цветовую гамму, камарилья чудовищ перенаселяет сцену, некоторые мизансцены кажутся избыточными и перегруженными. Подчас антураж подминает под себя героя в прямом и переносном смысле.  Иногда неожиданно возникает перекличка с современностью. Но это уже заслуга Гоголя, а не автора спектакля. Само действие развивается динамично (кроме затянутого начала спектакля), не давая возможности зрителю расслабиться. Актёры полностью выкладываются в непривычных сценических условиях.. Сам Безруков как всегда работает с полной отдачей.

  Спектакль заканчивается поклонами, на которые артисты выходят,  без  грима- шоу завершилось,  лицедейство  закончилось. Этот приём  имеет право на жизнь, но появление Безрукова в своём обычном обличье с золотой рыбкой, которую он оставляет за кулисой, кажется мне большой ошибкой. Это  разрушает  магию театра. Кроме того золотая рыбка была единственным «светлым пятном» в этом мрачном хороводе масок, и похоронив ее, актер похоронил мечту и надежду, которые так свойственны человеку.


Рецензии