Моцарт. Дон Жуан. 2022

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция Постановка Дмитрия Крымова. Июнь 2022

  После  длительного перерыва (больше двух лет) я наконец попала в театральное пространство. В рамках программы «Театр в кино» смогла увидеть на экране нашумевший спектакль  Крымова, на который сейчас  трудно попасть в Москве. Это очень причудливое действо. Трудно определить его жанр. Там есть элементы фарса, гротеска, какие-то моменты сюрреалистичны, местами действие напоминает   театр абсурда. Кто-то назовет происходящее балаганом. Мне оно больше всего напомнило театральный капустник, который играют для своих, потому что для неискушенного зрителя многое остается за кадром, какие-то вещи и аллюзии понятны только актерскому сословию, театральным людям, которые ежедневно погружены в театральную  среду. Но после трёхчасового действия понимаешь, что перед нами разыграли будни и праздник театральной жизни, драму актеров и режиссера, которые связаны между собой классической любовью-ненавистью. Все актёры хороши, но спектакль держится на блистательном  исполнении Евгения Цыганова. Это его бенефис и Золотая маска не могла найти более заслуженного исполнителя. Он совершенно неузнаваем в  роли маститого, «великого и ужасного» мэтра и он, его   пластика, грим,  измененный голос, долго будут вспоминаться. Это собирательный образ и каждый может увидеть в нем выдающиеся фигуры от Феллини и Товстоногова до Фоменко и Юрия Любимого. Он тиран, диктатор, дон жуан, но его преданность театру и былые заслуги  искупают все его недостатки и никто не может противостоять  его харизме. Актеры, как воск в его руках, готовы исполнять любую прихоть и желание, даже если они кажется им немотивированными.

  Я незнакома с творчеством Дмитрия Крымова, но мне показалось, что это очень личное высказывание, почти лебединая песня. А постаревший мэтр - его alter ego. Отсюда ностальгические нотки, детские воспоминания, трогательные истории из жизни, семейные вещи, которые неожиданно оказываются театральным реквизитом и появляются в сцене кладбища. Между первым и вторым действием резкий контраст. Нет пародийности, смеха, мы чувствуем, что это уже не трагикомедия, в воздухе пахнет «гибелью всерьёз». Есть несколько пронзительных моментов: танго героя с партнером  в начале акта , его соло танго на столе, крик о том, чтобы не отнимали 10 минут сценического существования, и зритель понимает, что за сатирой, смехом,  масками скрывается страх смерти, любовь к жизни, невозможность вернуть былую витальность и креативность.

  Очень неожиданный спектакль и все-таки не для всех, как артхаусный фильм, просто потому что он далёк от привычных классических постановок. В нём практически нет сюжета, текст написан самим Крымовым и иногда трудно понять, где он иронизирует в том числе и над собой, а где высмеивает театральные штампы и привычки зрителей. Не все режиссерские фантазии и находки придутся по душе. Но главное, что это подлинное лицедейство, все актеры демонстрируют высокий уровень мастерства и во время спектакля даже не возникает вопроса, почему драматические актеры так прекрасно исполняют оперные арии, настолько органично они звучат и выглядят.  А присутствие педагога по вокалу в титрах утверждает зрителя во мнении, что поют вживую сами актеры, хотя существует фонограмма…и оперные арии исполняются профессионалами. Думаю, что название спектакля неслучайно. Оно перекликается с книгой отца Дмитрия, знаменитого режиссера, Анатолия Эфроса, Репетиция - любовь моя». И весь спектакль это оммаж отцу и объяснение в любви Театру и актерам.


Рецензии