Поэт пешеходного марша

Забывались поэты и философы — движители мысли, боги и герои, но великие люди, как существа одаренные высшей гениальностью, никогда не изглаживались из народной памяти.
Суворов был настоящим поэтом пешеходного марша. В те времена, когда о темпах современного транспорта не имели представления, Суворов приучил своих солдат к таким быстрым переходам, которых не знали армии его времени. Суворовский полк делал переходы по 50 километров в день. На ночлег войска располагались бивуаком прямо в поле.
Суворов внимательно следил за ростом военной науки. Его творческая мысль не ограничивалась практическим восприятием новейшего военного опыта. Еще будучи командиром Суздальского полка, Суворов пришел к мысли о необходимости теоретического обобщения своих военных знаний и боевого опыта, и здесь, в Новой Ладоге, начали складываться тезисы знаменитой «Науки побеждать».
С марта 1796 по март 1797 года А. В. Суворов находился в Тульчине, где завершил свой труд «Наука побеждать», введенный в армии в качестве практического руководства. Правда через год император Павел I приказал отменить суворовские военные правила, однако суворовские принципы были усвоены лучшими представителями русской армии, а их животворящая сила и поныне не угасла и широко применяется в российской армии.
Первая записка «Науки побеждать», созданная в Новой Ладоге, снабжена собственноручными рисунками Суворова. Любопытен словесный стиль Суворова. Он пишет для широких солдатских масс, для людей простых и большей частью неграмотных, как человек, живущий их жизнью, погруженный в их интересы, знающий и чувствующий их язык. Он стремится передать свои мысли в виде коротких, ударных афоризмов. Многие его выражения сохранились до сих пор в золотом фонде русской речи, как яркие народные поговорки.
Суворов выражает главное правило:
— Действовать всегда, сосредоточиваясь в быстром движении на главные силы врага, но и разбивая по пути отряды его, грозящие флангам и тылу.
Свои ясные мысли Суворов для полноты восприятия иллюстрирует при помощи незатейливых рисунков. Так, изображая крепкую широкую метлу, он дополняет ее по бокам соответствующими поучениями:
— Метлу вяжи на ходу. Ломок прут, а метлою человека повалишь.
— Метла вперед метет, с боков прихватывает и сзади, захватывает.
В главе «Словесное поучение солдатам» Суворов формулирует ТРИ правила воинского искусства:
«Первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить; (также) для занятия местоположения, примерного суждения о силах неприятельских, для узнавания его предприятий.
«Второе — быстрота... Не останавливайся, гуляй, играй, пой песни, бей в барабан, музыка, греми... Неприятель нас не чает, считает за 100 верст, а коли издалека, то за 200, 300 и больше, вдруг мы на него, как снег на голову: закружится у него голова. Атакуй с чем пришел, чем бог послал; конница, начинай, руби, коли, отрезывай, не упускай, ура! Чудеса творят братцы...»
«Третье воинское искусство — натиск: нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет; в пальбе много людей гибнет; у неприятеля те же руки, да русского штыка не знает».
Целый ряд острых, коротких изречений доходчиво разъясняет бойцу значение этого третьего принципа — натиска, который требует от солдата беззаветной храбрости и хладнокровия.
«Чем ближе к врагу, тем лучше. Храбрый и впереди жив, трусишку и назади убивают, как собаку, ему, если и жив остался, ни чести, ни места нет».
Суворов несколько раз диктовал свои, знаменитые «Семь правил войны». Ему всю жизнь казалось, что науку побеждать можно изложить в строгих, точных формулировках, хотя на самом деле конечно этих правил не семь, а бесчисленное количество, и правила эти вырабатывает война.
Заметив тенденцию командного состава к лобовым ударам, как к тактической форме, требующей наименьшей мыслительной работы от начальника, Суворов совершенно определенно высказывается за преимущества фланговых атак: «В баталии полевой три атаки. В крыло, которое слабее. Атаку в середину не выгодно, разве конница хорошо рубить будет, а иначе сами сожмут. Атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армии заходить тяжело».
Первое полное издание «Науки побеждать» выпущено Антоновским в 1806 году под заголовком «Наука побеждать, творение прославившегося в свете всегдашними победами генералиссимуса российских армий князя Италийского, графа Суворова-Рымникского».
В 1809 г. книга была переиздана, и вслед затем последовал ряд публикаций этого документа. Наибольшей известностью среди них пользуются издания Военно-ученого комитета «Сборник боевых наставлений и приказов, Суворов», СПб. 1868, текст в «Учебнике тактики» М. Драгомирова, и публикация 1911 г. «Суворовская Наука побеждать» с комментариями М. И. Драгомирова.
Особое место занимает «Паука побеждать генералиссимуса Суворова (по материалу, еще не бывшему в печати) с рисунками и чертежами Суворова. Текст пояснил и копии рисунков исполнил К. Ноннеман» (СПб. 1913).
Из советских публикаций надо отметить текст «Науки побеждать» в «Военно-историческом журнале» (1940, № 5) и отдельное издание (Воениздат, 1941 г.).

В народных преданиях Новгородской губернии долгие годы жила легенда, что Суворов не умер. Согласно преданию в дремучих лесах, среди непроходимых болот, лежит огромная каменная глыба с расщелиной-пещерой внутри. Место страшное: птица не пролетит, волк не завоет, медведь не нарушит покоя шумным ворчанием, да и крестьяне обходят дикое место стороной. Только ворона время от времени каркнет над камнем, да вьется высоко в небе орел — парящая всевидящая душа старца, почивающего неземным сном в пещере. Через отверстие в скале брезжит тусклый свет негасимой лампадки. А в глубине скалы, в мшистой пещере, спит и сам дедушка, склонив седую голову на уступ камня: давно он спит и спать будет долго. Только когда покроется русская земля кровью боевому коню по щиколотку, проснется Великий Русский Воин, выйдет из своей усыпальницы, встанет за правое дело и избавит Отечество от лютой невзгоды.


Рецензии