Эйнштейн и Маргарита. 2022

Эйнштейн и Маргарита. Пьеса А.Гельмана.реж. А.Марин

  Название пьесы невольно вызывает в памяти литературные ассоциации. Это и Маргарита Готье из известного романа Дюма-сына «Дама с камелиями» и Маргарита/Гретхен из «Фауста» Гете и многие другие. Но у русскоязычного зрителя, конечно, в памяти всплывает в первую очередь роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, обе героини пошли на сделку с дьяволом.  Булгаковская Маргарита пошла на это ради любви, а жена скульптора Конёнкова подписала контракт с НКВД- силами зла- из идейных соображений или страха ... На этом их сходство заканчивается. Героиня романа была вознаграждена за своё смелое решение, а Маргарита Конёнкова печально закончила свою жизнь, но в пьесе об этом не говорится.  Факт остается фактом: в течение длительного времени Маргарита Конёнкова была любовницей великого физика и сотрудницей разведки СССР. Правда, случилось непредвиденное, они оба влюбились друг в друга и эта история обрела другую окраску: любовь знаменитого иностранного ученого и советской женщины в идеологически  разделенном мире. Это необычное скрещение судеб и легло в основу пьесы Александра Гельмана, которая в исполнении Ксении Раппопорт и Алексея Серебрякова стала театральным событием 2022 года.

  Этот  коктейль из любви, предательства, шпионажа, гостайны, чувства долга и, в конечном счете, разбитых сердец, просто был  обречен стать основой для фильмов и  пьес. Есть одноименный мюзикл, и даже авангардная медиа-опера (композитор Ираида Юсупова, автор текста Вера Павлова), где эксплуатируется этот сюжет, возникший из сенсационной переписки Эйнштейна и Маргариты, ставшей достоянием публики в недавнем прошлом.

  Камерный, антрепризный спектакль в постановке Александра Марина привлекает искренностью,  пронзительностью чувств героев. Долго будет вспоминаться проникновенно исполненный танец немолодого ученого и его «музы»…Сценография минималистична, стол-трансформер, несколько предметов быта. Герои  встречаются в последний раз на фоне недавнего исторического события: атомной бомбардировки японских городов. Темой их общения, кроме выяснения отношений,  становится  ответственность ученых за создание атомной бомбы и в контексте происходящего это выглядит уместным. Мы знаем, что «отцы» атомной бомбы действительно  очень переживали к чему привели открытия в ядерной физике. Комплексу вины физиков-ядерщиков даже   посвящена  опера Джона Адамса «Доктор Атом», где главное действующее лицо Роберт Оппенгеймер, "отец американской атомной бомбы".

  Мы совсем не знаем каким был Эйнштейн в жизни и его  изображение в спектакле может местами показаться слишком эксцентричным, но Серебряков  никого не оставляет равнодушным на протяжении всего сценического действия и это тот случай, когда актёру хочется крикнуть «браво».

  Конёнковы провели а Америке 22 года. В спектакле  Маргарита говорит о том, что она была завербована только в 1942 году ... Но совершенно ясно, что она была агентом влияния всё время пребывания в Америке в период создания американцами атомной бомбы…У меня эта история странным образом рифмуется с другой любовной историей в те же 30-е годы, о которой  я узнала из книги Эрика Ларсона «Сад чудовищ. Любовь и террор в гитлеровском Берлине». Там дочь американского посла в Берлине Марта Додд заводит роман с первым секретарем советского посольства Виктором Виноградовым! Их бурный роман продолжался несколько лет без сомнения под бдительным оком спецслужб и Марта даже собиралась выйти за Виноградова замуж. А сам Борис Виноградов писал своему куратору в Москву, что совсем не хочет жениться на Марте…. Вот и возникает вопрос, чего было больше в этих страстных романах: фанатичного желания послужить своей стране или глубоких чувств…Правда, мы не должны забывать жуткого фона той эпохи…страха репрессий, полного бесправия перед властями, невозможности брака с иностранцами…Мы никогда не узнаем правду….

  Антрепризный спектакль, почти one man show, вызывает разные мысли и чувства, пробуждает неожиданные ассоциации и в этом заслуга драматурга, режиссера и, в первую очередь, прекрасных исполнителей.


Рецензии
спасибо я тоже на него ходила теперь у меня это любимый спектакль - Ксения Раппопорт и Алексей Валерьевич Серебряков Эйнштейн и Маргарита. Просто у меня была такая мечта... посмотреть именно Алексея Валерьевича Серебрякова на сцене и она сбылась. спасибо за рецензию, с интересом прочитала - только про Алексея Валерьевича Серебрякова мало. Кстати, сценография сам Алексей Валерьевич Серебряков - кстати, сценография Алексея Валерьевича Серебрякова гениальна - уж поверьте насколько я китча насмотрена в местном продавце игрушек и в местном Хрустальном Дворце Алексея Шора - мне с удовольствием хорошо легло на душу минимализм Алексея Валерьевича Серебрякова -с удовольствием бы посмотрела другие работы Алексея Валерьевича Серебрякова в театре и как сценариста и как актёра,
мне тоже спектакль любимого артиста Алексея Валерьевича Серебрякова очень понравился.

Оленька Сысуева   13.01.2024 00:45     Заявить о нарушении