Рыжий Алмаз. Он ушёл несломленным
”Наш долг по отношению к мёртвым тот же,
Что по отношению к живым – правда”.
Э. Ренан
Лев Толстой сказал, что истина вредна только тому, кто делает зло. Делающий добро любит истину. Мы хотим рассказать правду о своём друге Несипбае Насенове, известным большинству казахстанцев как Рыжый Алмаз. И воспользуемся правом высказать свою точку зрения, не взирая ни на возможное общественное порицание, ни на мнение институтов власти.
Так уж случилось, что в лихие девяностые мы все оказались на перепутье общественных формаций, на смене эпох. Прежняя советская идеология была отвергнута, новые ценности не были сформированы. Вероисповедания, религиозные институты превращались в коммерческие проекты. Власть предержащие, вещая с высоких трибун о морали и нравственных принципах, разворовывали национальные богатства и создавали многочисленные кланы по родственным и корпоративным признакам, действуя как самые настоящие преступные синдикаты. Более того, для того, чтобы «дербанить» страну, они приглашали так называемых зарубежных инвесторов, которые были тесно связаны с международными преступными сообществами. Всё казахстанское общество было на перепутье, никто не знал, да и не мог знать, какой дорогой нам идти и что ждёт нас впереди. Для всех рыночные, капиталистические ценности были в новизну. Страна начинала путь на ощупь, набивая себе шишки, ошибаясь, спотыкаясь и часто падая. Как известно, дорогу осилит идущий, поэтому вся надежда была на людей активных, с железной волей и логикой. На людей пассионарных, которые не боялись ответственности и ринулись головой в этот омут с надеждой вытянуть себя, свою семью, родных и близких и в конечном итоге страну в светлое будущее, в которое на первом этапе мы все верили безоговорочно, беззаветно. И одним из таких людей был наш друг Рыжий Алмаз - человек, за которым пошли тысячи людей. Правда в том, что не только он сам, но то время, то общество и та объективная реальность выбрали его и таких как он. И их было немало, но только немногие могли осилить этот путь и с достоинством его пройти. И гордо уйти, не потеряв себя, свою честь, достоинство и остаться в памяти людей. И то, что о нём говорят, пишут книги, снимают кино безоговорочное доказательство того, что его имя будоражит умы и сердца людей. Никто не будет вспоминать серость и никчемность, никто не носит в памяти крыс и предателей, трусов и подлецов. Все и всегда вспоминают настоящих людей, личности, которые влияют на душу человека. Они часто противоречивые, со своими страстями и эмоциями, но это всегда те люди, которые не прячутся за спины других, это те, кто, презрев опасность, бросают вызов обстоятельствам и судьбе. Так уж случилось, что нам посчастливилось с ним познакомиться и подружиться в 1994 году. Наш покойный и незабвенный друг Куат Оспанов и Мухтар Сагинов возле гостиницы «Казахстан» в Павлодаре встретили уроженку Иртышского района Павлодарской области Айгуль Исенову, которая пригласила их на встречу с Несипбаем Насеновым, тогда и было положено начало всех событий, которые произошли позже. Павлодар и павлодарцы в жизни Рыжего Алмаза занимают особое место. Об этом он сказал сам лично в 1996 году, когда по решению Верховного суда РК был освобождён из мест заключения. На зону отдыха «Елимай» на Капчагае съехались более тысячи человек, от павлодарцев поехали Мухтар Сагинов (Маха), Магзум Баядилов (Макар), Жангали Шайкенов (Жан) и Рахмет Жангабулов. Он посадил их рядом с собой (справа от себя и слева), это был знак особого уважения и благодарности всем павлодарцам. Связано это с тем, что отбывать срок наказания Рыжий Алмаз был отправлен в 18 зону города Павлодара. Тогда же прошла информация, что готовится физическое устранение нашего друга, именно во время отбывания наказания в нашем городе. Мы сделали всё возможное и невозможное и предотвратили этот изуверский план. Кто его разрабатывал, и кто стоял за этим нам доподлинно неизвестно. Одной из версий была, что это пытались сделать некоторые воры в законе, которым Алмаз был помехой в распространении их влияния в Казахстане, по другой версии это были влиятельные казахские кланы на самом верху. Как бы это не было, этого не случилось, мы подключили все ресурсы, которые смогли. Под контроль были взяты всевозможные пути, вся криминальная среда Павлодара. Наш город небольшой, поэтому появление каких- либо людей, какие- то разговоры не проходили мимо. Тем более, что с высоты времени, можно сказать, что в те годы было легче взять под контроль зоны и получать необходимую информацию. Везде работали люди, и множество людей в правохранительных органах и в системе исправительных учреждений с уважением относились к Рыжему Алмазу и к павлодарским ребятам. Все «положенцы» и «смотрящие» оказывали посильную помощь. Особо хотелось бы сказать о нашем покойном друге Рахате Байсуфинове, который встал на сторону справедливости и в определённом смысле пошёл против своих. Не остался в стороне и Рыспек (Сипа), «смотрящий» за зонами по Павлодарской области. Необходимо также отметить, что в те трудные времена, благодаря команде Рыжего Алмаза и павлодарцам, шло довольно внушительное обеспечение зон города продовольствием и другими товарами. Они завозились грузовым транспортом. Сейчас это может показаться абсурдным, а тогда людям было «не до жиру». И это истина, многие кто сидел, просто бы не выжили, или окончательно потеряли бы здоровье на зоне. А ведь это полноправные граждане страны, ограниченные на время в свободе, а не приговорённые к голодной смерти. И опять вопрос морали: Где правда и справедливость? И как вы относитесь к тем людям, которых в обществе называют криминалом? Мы не склоны все сгребать в одну кучу, просто кто жил честнее? Те, которые, прикрываясь должностями, погонами и мантиями, обворовывали собственный народ и государство, вещая с высоких кабинетов и трибун о законе и морали, или те, кто в силу жизненных обстоятельств преступали закон. Вопрос, конечно, риторический, но для большинства людей ясный и понятный. Всем ясно, кого можно уважать, а кого презирать. События последних лет показали истинное отношение людей. В таких случаях каждый решает сам. И мы не склонны учить людей, а просто выражаем свою точку зрения, на которую имеем право по закону и по совести. Рыжий Алмаз и на зоне не прекращал свою деятельность в сфере бизнеса, в любом случае, чтобы чётко и слаженно функционировала огромная, не побоимся этого слова, корпорация, прежде всего необходимо финансирование и без должной работы легальных бизнес структур это невозможно. У него было исключительное чутьё на людей, он не только на основе знаний определял возможности бизнес партнёров, но и на уровне интуиции чувствовал их. Вспомнились такие факты: «Осенью 1994 Жан и Рахмет поехали по вопросу крупного бизнес проекта, посоветоваться с Алмазом. Проект касался поставки зерна в обмен на трактора Харьковского тракторного завода, суммы предполагаемых контрактов были внушительными. Проект контролировался – «солнцевскими», казалось всё чисто и прозрачно, главное законно. Но Рыжий Алмаз остановил нас от вхождения в проект. Сказал коротко и точно: «Это кидняк», что и подтвердилось позже. Он возил ребят на встречи с бизнес партнёрами, набирая людей со всех регионов. Так в Ташкент на встречу с Салимом и Гафуром от павлодарцев ездил Магзум Баядилов (Макар). Он говорил, что в Узбекистане нужно работать через них и учиться у них. Жангали Шайкенов (Жан) сказал слова, которые точно отразили внутреннюю суть Рыжего Алмаса: « Не взирая на свой широкий кругозор и интеллект, он всегда находил людей, у которых было чему поучиться и радовался встрече с неординарными людьми. Он много часов проводил с Багой (Багадатом Сагеновым), ценил его аналитический ум. Он не стыдился учиться, в этом была его сила». На зону встречаться с ним приезжали не только из Казахстана, эти встречи проходили, как сказал бы персонаж одного фильма, «без шума и пыли», и в этом немалая заслуга павлодарских пацанов. Приезжали бизнесмены, криминальные авторитеты и т.д. Прилетали чартерными рейсами на самолётах, потому что необходимо было обсудить некоторые срочные вопросы, решить проблемы. Нет смысла всех их перечислять, но некоторых нужно назвать: Это были «воры в законе» из России – Сыч, Моторный, Полтава, смотрящий за Сочи, не помним его имени, «четыре брата» - Курман, Еркын, Серик из Казахстана, бизнесмен из Израиля Руслан, при всей неоднозначности, это были люди неординарные и сильные личности. Всем им мы организовывали встречи с Несипбаем Насеновым. Жизнь есть жизнь, и такою она была в те лихие времена. Можно сколько угодно, рассуждать о морали и нравственности, но во все времена были законы и были те, кто их нарушал. А во времена перемен, во времена тектонических сдвигов в мироустройстве и глобальных сдвигах в психологии людей, границы добра и зла размываются. Легко сидеть в тиши кабинетов и рассуждать о вечном, реальность преподносит новые вызовы и уроки и выводит на авансцену сильные личности. И во многом благодаря им, мир не скатывается в хаос и беспредел. Многие называют этот период «безвременьем», как сказал классик: «Были хуже времена, но не было подлее». Все язвы общества, все глубинные страхи людей, вся психологическая и стрессовая нагрузка вылезла наружу, а институты государства и в силу объективных причин, и в силу субъективных факторов нацеленности «элиты» на обогащение, отстранились от решения проблем людей. Такова была реальность того времени. Но были такие люди как Рыжий Алмаз, которые могли и плыли против течения. Преступали каноны и устаревшие принципы, ошибались вольно или невольно, творили добро и зло. Но они двигались вперёд сами и тянули других, и в конечном итоге внесли свою лепту в преодолении болезни роста общества и государства. Небольшой примечательный факт, о котором нам рассказывал сам Рыжий Алмаз, связанный с приездом высокопоставленного полковника из столичных структур системы контроля за осуждёнными. Этот полковник, фамилии не помним, пожелал встретиться с заключённым Несипбаем Насеновым. На встречу с ним пришёл с иголочки одетый, в белом костюме Рыжий Алмаз. У полковника не выдержали нервы, он стал орать, нецензурно выражаться, словесно пытаясь оскорбить спокойно стоявшего заключённого. Видимо, хотел видеть перед собой сломленного, заискивающего зека в униженной, в надломленной позе. А перед ним стоял гордый Человек, уверенный в себе, источающий высокий дух и отличную физическую форму. Произошла словесная пикировка и Рыжий Алмаз высказав то, что думал, ушёл с гордо поднятой головой, не реагируя на требование остановиться. Никто не посмел остановить его и это говорит о многом. Даже там, внутри системы, которая ломала многих, он был свободен и независим, настолько насколько это было возможно. Ещё один примечательный факт, который думающему человеку скажет многое. Когда сотни машин съезжались на Капчагай для встречи с Рыжим Алмазом после освобождения по решению Верховного суда, «гаишники» вдоль дороги отдавали честь проезжающим. Они в большинстве не знали этих людей, но знали к кому они едут. Они отдавали дань уважения тому человеку, который по определению был с противоположной стороны баррикад и, возможно, при определённых обстоятельствах они могли бы направить оружие друг против друга. Зная и понимая это, они, тем не менее, уважали его как личность, как человека. По сути, государство, которому служили эти люди, признавало Рыжего Алмаза своим врагом, а большинство людей, которые служили институтам государства, понимали, что он им не враг. Странный парадокс эпохи перемен, когда институты государства, созданного народом, декларируют одно, а народ, создавший государство, думает по-другому. Когда, казалось бы, общепринятая мораль общества осуждает такого человека как Рыжий Алмаз, а носители этой морали в подавляющем большинстве признают его право быть таким какой он есть и смотрят на него с уважением и пиететом. И в этом нет ни капли лжи и нет явных противоречий. В этом глубокий внутренний раскол между людьми у власти и народом. Ибо с одной стороны управленческие и властные «элиты», которые живут в полном противоречии с самими собой, декларируя своё право на установление морали и правил жизни, а на самом деле попирая то, что сами преподносят обществу в качестве столбовой дороги жизни. А с другой стороны, такие как Рыжий Алмаз, которые находят в себе силы не лгать ни людям, ни себе, ни государству. Прекрасно понимая, что может их ждать, изначально находясь в проигрышном положении. Ибо государственная машина безжалостна и не руководствуется моралью общества, в тех случаях, когда ей это нужно. Кто и когда посчитал во властных структурах необратимость того, что Рыжий Алмаз несёт угрозу всему государству, мы не знаем, мы знаем, что он был нужен очень многим людям, нужен был своему народу и государству. Он мечтал, что Казахстан, его бизнес не будут овцой для заклания для иностранных компаний и стоящих за ними структур. Что казахи сами будут владеть и управлять своими национальными богатствами и предприятиями. И он верил в то, что этого можно добиться и решил положить на это свои силы и возможности. Но, увы, произошло то, что произошло и до сих пор юридически не установлено, чьей рукой направлялось подлое убийство гордого и непреклонного Человека, стоящего прямо наперекор судьбе и обстоятельствам. Он был очень требовательным человеком в первую очередь к самому себе и к своим товарищам. Сагынтай Ренов (Сеня) будучи в Алма-Ате у Рыжего Алмаза, отмечает тот факт, что от всех требовалась дисциплина и пунктуальность. А также особое отношение к внешнему виду, можно назвать это особым дресс кодом. Видимо, он на психологическом уровне понимал, какое это имеет значение и для самих его ребят и для окружающих людей. Народная поговорка: «По одёжке встречают, по уму провожают» в полной мере отражает принцип, которым руководствовался Несипбай Насенов. Все, кто с ним сталкивался в повседневной жизни, беседовал с ним, отмечают очень высокий уровень интеллекта, его широкий кругозор, познания в области истории, психологии и философии. Достаточно сказать, что он владел семью языками, что само по себе является доказательством одарённости человека. Ещё один принцип, которым руководствовался наш друг, тоже можно выразить поговоркой: «в здоровом теле - здоровый дух». Его физическое состояние можно охарактеризовать на основании таких фактов: Рыжий Алмаз отжимался тысячу раз и сто раз отжимался на одной руке. Такое не под силу многим профессиональным спортсменам. Ему нужна была отличная физическая форма, потому что она питала и поддерживала его несгибаемый дух и непреклонную волю. Мы отнюдь не склонны героизировать нашего покойного друга, мы просто рассказываем то, что знали и понимали о нём и об его отношении к друзьям, к простым людям и к врагам. В 1997 году он пригласил павлодарцев в гости. К нему полетели Багдат Сагинов (Бага), Сагынтай Ренов (Сеня), Бауржан Турсыкбаев (Боря), Жангали Шайкенов (Жан). Будучи у него в гостях, в Испании, в пятидесяти километрах от Барселоны, мы понимали, что он предчувствовал и понимал, можно сказать, знал, что на него началась охота и он постоянно находится под угрозой. Но это не ломало его дух и стойкость, он был спокоен и рассудителен. Его воля противостояла и контролировала любые панические инстинкты и страхи, если он за кого то и боялся, то только за родных, близких и за соратников. Он всегда оберегал своих друзей, думал о их судьбе. Небольшой штрих, который говорит о его большом сердце, рассказал Б.Турсыкбаев (Боря): « У Алмаза был телоохранитель Баур (Моджахед), когда он женился, то ему купили дом и отправили в легальную сферу, оберегая от возможных последствий и трагедий. Рыжий Алмаз был как наш Куат Оспанов – батыр, настоящий мужчина, Человек с большой буквы». Этот казалось мелкий нюанс, говорит о многом. Для понимающих и думающих людей, этот факт скажет о человеке больше, чем десятки страниц характеристик и выводов аналитиков. Это была наша последняя встреча перед его смертью. Мы долгими днями и ночами общались и разговаривали с ним. В нём не было ни тени сомнения и страха перед будущим. Он излучал уверенность и непоколебимость духа и веры в свою правоту. Возможно, оставаясь наедине с самим собой со своими мыслями, он чувствовал неизбежность и неотвратимость худшего, но он никому даже своим ближайшим соратникам не показывал этого, не давал им повода усомниться даже на йоту. В интернет изданиях много информации о гибели Рыжего Алмаза, муссируются несколько версий. Мы, исходя из известных нам фактов, исходя из общения с ним, зная его личное мнение о том, кому он «перешёл дорогу», склонны считать, что наиболее вероятной фигурой, стоящей за его смертью является покойный Рахат Алиев и подконтрольные ему силовые структуры. В 2015 году в газете «Дат» вышел материал: «Кто убил Рыжего Алмаза», это письмо пришедшее в редакцию под псевдонимом Айкын Азатулы. За псевдонимом скрывается офицер спецслужб Казахстана, который прямо указывает на то, что в устранение Рыжего Алмаза дел рук спецслужб по поручению Рахата Алиева. Конечно, этот материал не является юридическим доказательством участия спецслужб, но как говорят - нет дыма без огня. И соответствующие службы обязаны провести расследование и доказать или опровергнуть эту версию. Возникает вопрос, кто или что мешает этому? Ведь такие преступления не имеют срока давности. Сам факт того, что нашего друга перед смертью пытались сломать, подавить его волю, говорит о том, что, скорее всего, его пытались заставить молить о пощаде, встать на колени перед своими мучителями. Но ясно, что они этого не добились, иначе бы в публичное пространство была вброшена запись его унижения и слёзного извинения. Если бы за смертью Рыжего Алмаза стояли бы криминальные структуры, то смерть была проще, они не пытались бы его ломать. Это совершенно не их почерк, известно, что в убийстве нашего друга участвовало большая группа людей из шести человек, которые тоже были ликвидированы. Эта информация публиковалась в независимой прессе, мы не следователи, и не прокуроры, и тем более не судьи, чтобы кого-то обвинять. Но мы граждане этой страны и имеем право знать правду. Один мудрец сказал: «…где начинается искание истины, там всегда начинается жизнь: как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь». Живым нужно жить и знать истину, тем более о таком человеке, каким был Несипбай Насенов, пусть наши воспоминания о нём, помогут пролить свет истины на его жизнь. Он прожил такую жизнь не только потому что сам сделал свой выбор. На его выбор оказало влияние время, в котором он жил. Обстоятельства, которые его поставили перед выбором: склониться перед «сильными мира сего», быть их подручным и слугой или пройти с гордо поднятой головой, невзирая ни на что. Он выбрал свой путь, путь личности, идущей наперекор судьбе. Он жил гордо и ушёл несломленным, и время показало, что смерть тоже не властна над ним. Его помнят и любят, даже враги, настоящие, не те, что бьют из-за спины, исподтишка, а те, кого можно уважать, признают и отдают ему дань уважения. И большинство людей нашего государства знают его имя, историю его жизни и признают его право прожить, так как он считал правильным и необходимым. Они не судят его, видимо, помнят строки из святых книг: не суди и несудимым будешь, да и за что его судить? За гордый и непреклонный характер, за добро и зло, которое было в его жизни (а у кого его не было?). У меня есть стихотворение – Не дай нам, Бог. Процитирую несколько строк: « Не дай нам, Бог/ Врагов не ведать/ Ни будоражить страхом кровь/Не противлением служить/ Для доминанты подлецов/ Не дай нам, Бог/ Всю жизнь отмерить/ Лекалом древних мудрецов/Судью Всевышнего уверить/ В никчемной жизни, без грехов!/.
Мы, его друзья, его родные и близкие ждём, надеемся и верим, что имена тех, кто учинил подлую расправу над ним, станут известны и даже если наказание не настигло их, это произойдёт. Ведь смысл не только в том, чтобы человека юридически наказали, а в том, чтобы люди знали имена подлецов, скрывающихся за маской благочестия, имена тех, кто, часто прикрываясь интересами государства и общества, творят беззаконье. Мир праху твоему, дорогой друг, брат.
Свидетельство о публикации №223102601205