1989 г. Приобретение персональных компьютеров
В Мурманске персоналок было крайне мало. Я обратился к Аке Хисковичу с предложением купить несколько компьютеров для института. Он дал добро и началась переписка с Диасом. Мы решили купить два компьютера на 286 процессорах типа IBM PC/АТ и три типа IBM РС/XT. Стоили они очень дорого: IBM PC/АТ – 85 тыс. рублей, а IBM РС/XT – 65 тыс. рублей каждый. Для сравнения самая дорогая автомашина «Волга» стоила около 20 тыс. р. Чтобы не обвинили ребят в спекуляции (перепродаже), они продавали не компьютеры, а программно-технические комплексы, включающие некое программное обеспечение (ПО). На компьютерах были программы, установленные бывшими владельцами компьютеров и немного других программ, установленных ребятами, поэтому ПО на разных компьютерах сильно отличалось.
Институт оплатил персоналки и встал вопрос их доставки в Мурманск. А доставлять было чего: пять системных блоков с клавиатурами, пять дисплеев, пять принтеров, мыши и несколько сотен пятидюймовых магнитных дискет. Я поехал в Москву с двумя ребятами. Мы выкупили обратные билеты на все места в купе. Подвезли на такси компьютеры к Ленинградскому вокзалу, сидим среди коробок в зале ожидания. К нам обращаются с предложением продать компьютер. Времена были опасные, да еще учитывая высокую стоимость компьютеров, мы были в постоянном напряжении.
За один раз привезти все не получилось, съездили еще раз.
Все компьютеры были разных производителей (кроме двух однотипных IBM РС/XT). Сегодня с трудом воспринимаются параметры этих компьютеров. Винчестеры были на 10 и 20 Мбайт. У всех компьютеров были по два устройства для пятидюймовых флоппи-дисков. Оперативная память была 640 Кбайт, а у IBM PC/АТ – 1 Мбайт, но операционная система «видела» только 640 Кбайт. Видеоадаптеры у IBM РС/XT позволяли отображать 4 цвета, а у IBM PC/АТ – 16 цветов (не 16 млн как сегодня).
Как говорилось ранее, все компьютеры содержали множество разнообразных прикладных программ и игр, оставшихся от прошлых хозяев. Но, к сожалению, не было никакой документации к компьютерам и к ПО. Несмотря на это, мы освоили и операционные системы, и оболочки к ним, текстовые редакторы и процессоры, электронные таблицы, игры и т. д. Из каждой поездки в Москву я привозил новые программы, скаченные у ребят в ИПУ (купить их было негде).
Один из компьютеров IBM PC/АТ достался мне. К сожалению, он оказался с дефектом. Я позвонил Диасу и он прислал двух специалистов, чтобы разобраться. Однако их попытки отремонтировать компьютер не увенчались успехом, и они забрали его в Москву. Мне привезли другой компьютер.
Я настолько был обрадован своему компьютеру, что сидел на работе до 10 часов вечера (благо был полярный день) изучая сам компьютер и его программное обеспечение. Мне было очень удивительно, что компьютеры работая весь день не выключались, не требовали перезагрузки. До этого я работал на ЕС ЭВМ, которые требовали перезапуска в среднем раз в два часа, а то и чаще.
Здесь я впервые столкнулся с «откатом», о котором заранее не договаривались, да и не знал такого слова. Мне просто Диас в конце вручил 1000 рублей и сказал, что это за помощь их бизнесу. Эти деньги я положил на сберкнижку, где они «сгорели» в 1991 году.
Моя работа на компьютере
Мой программный комплекс для моделирования ДИКПИМ, которым я занимался в ИПУ, был написан на языках программирования PL/1 и Фортран. Моего любимого PL/1 на персоналках не было, пришлось искать замену. Выбор был между языками СИ и Паскаль. В конце концов остановился на Турбо Паскале. Книг по Турбо Паскалю у меня не было — пришлось осваивать его по журнальным публикациям примеров программ. За месяц «методом тыка» освоил язык и перевел программы с языка PL/1 на Турбо Паскаль.
С помощью ДИКПИМ я строил математические модели для геофизиков.
Позже передо мной была поставлена задача составить программу для модели А. Намгаладзе. Я попросил в помощь нескольких программистов вычислительного центра, а еще привлек жену, сидящую в декрете, на 0,5 ставки. Всех обучил основам программирования на Турбо Паскале и раздал задание на разработку отдельных модулей. Сам занялся программой по построению цветных графиков распределения параметров ионосферы. По результатам работы написал монографию «Принципы создания пакета графических программ на языке Турбо-Паскаль (на примере задач геофизики)», которую издали в Кольском филиале РАН (Российской академии наук).
Свидетельство о публикации №223102601545