Мастер и Маргарита. Актёр, режиссёр, историк жизни

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Заметка

Актёр, режиссёр и историк жизни

к юбилею Сергея Эдуардовича Алдонина


«Мастер и Маргарита» и История

        «О, как я угадал! Как я всё угадал!»
        («Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков)

Роман «Мастер и Маргарита», Мастер, историк по образованию, музей, Михаил Афанасьевич и театр, Музей-Театр «Булгаковский дом», спектакль «Мастер и Маргарита», Сергей Эдуардович и его исторические исследования... И всё единит история. В этой юбилейной заметке о том, как история произведения встречается с историей жизни и соединяется в истории общей, и о философии актёра, режиссёра и историка жизни.

        historia – исследование, знание, история

        «А-а! Вы историк?»
        «Я – историк»
        («Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков)

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова пронизан Историей, и это словно многомерное погружение сразу в несколько историй: история самого писателя, Москвы того времени, история Иешуа и Понтия Пилата. Историк-Мастер, и историк-Воланд. Да и режиссёр и актёр – историк, и этот жизненный путь – всегда несение того света-истины, который даёт людям знание правды. И вот история приходит в реальность, нашу с вами действительность через вечный спектакль «Мастер и Маргарита» С.Э. Алдонина.

Это история историй, запечатлённая объективность жизни – и кредо историка – факты, которые всегда упрямы. И в этой праздничной заметке я постараюсь осветить эту многомерность истории, связи событий и судеб, порой настолько потрясающих, но и в этом есть определённый жизненный закон.

Обращаясь к тексту романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, какую историю мы можем найти: «интересная история», «странная история», «любовная история», «история моя … не совсем обычная», «неприятнейшая история», «тёмная история», «та же история», «история рассудит нас», упоминается и исторический источник. И всё это – одна история. И что творит историю – бытие, слагаемое фактами, то самое бытие, за которое радостно пил Воланд. И чтобы историю писать, нужен историк.

И на что следует обратить внимание: всегда ли история – от начала и до конца, как и где история начинается, как мы попадаем в эту историю. И в романе «Мастер и Маргарита» погружение в историю через времена и сознания, многократно, начиная от истории повествования настоящего к истории христианства. Так история на Патриарших прудах, эта «интересная история», переходит в историю времён, того судьбоносного для хода всей истории решения, как когда-то в Эдеме двое первых людей познали добро и зло, и через память главного героя – к соединению всех историй в одну общую летопись человеческой жизни.

Иван Бездомный спустя годы после истории на Патриарших прудах, истории Понтия Пилата и Иешуа Га Ноцри, становится профессором Института истории и философии. Через историю можно явить истину, а через философию – саму работу ума. А в соединении с действием и режиссурой жизни – идеальное и гармоничное сочетание и воплощение человеческого духа и разума.

Далее – это переход к личности Мастера, его работе в музее и специальности историка. Главный герой романа и постановки, Мастер, «…историк по образованию, он ещё два года тому назад работал в одном из московских музеев…». Как он боролся за пронесение этого света истины, правды, той истории на заре человечества, посвятив этому жизнь, живя этой истиной и разделив её с любящим сердцем, а хотел поделиться со всеми – и Михаил Афанасьевич явил эту историю миру. И вот он, Музей-Театр, соединение истории «Мастера и Маргариты» и любви М.А. Булгакова к театру, и сам историк.

«Я - историк», - так говорит Воланд, так говорит будто и сам Сергей Эдуардович – его работы по истории обращают внимание на многие проблемы и освещают не только часть истории всеобщей, но и истории жизней замечательных умов. Вы можете найти серии статей и книг Сергея Эдуардовича с исследованиями на исторически значимые темы, так узнавая и личность самого автора – за годы вы могли наблюдать публикации статей по истории в газете «Культура». Статьи пронизывает и само слово «история» - трагизм истории, историческая драма, народная история, история искусств, историческая правда, родная история. Работы С.Э. Алдонина открывают нам историю войн в борьбе за мир, и истории людей, попавших между этим молотом и наковальней, и историю созидательного начала – творчества и искусства. Это книги «Иван Пырьев. Жизнь и фильмы народного режиссёра», «Я отведу тебя в музей. История создания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина», «Павел Третьяков. Купец с душой художника», «Я Родину люблю. Лев Гумилёв в воспоминаниях современников», «Эмиграция. Русские на чужбине», «Истинная история великого Д’Артаньяна», «Карибский кризис», «Михаил Задорнов. От Рюрика до Ельцина», «Михаил Задорнов. Геополитика по чесноку» и другие книги. Подход в изложении материала верный - объективность историка, хотя важна ещё большая объективность, чтобы, к примеру, вместо тех же статей и мнений в сборники включалось ещё больше материалов исследований и исторических свидетельств, и вступительное авторское слово - нашего современника, хотя и тема уже несёт это слово через слова других людей. Но важно уже одно обращение внимания читателя к этим материалам - это о многом говорит, как и выбор тематики всегда открывает духовные и интеллектуальные качества и устремления автора. И как было бы радостно видеть задуманные М. Задорновым и С. Алдониным документальные фильмы на исторические темы, темы исторической правды родной истории. И от души желаю воплощения этого благородного, нужного и настоящего дела. Уже стали появляться новые книги-сборники, например, о дружественных народах, как книга «Венгры с перцем», а о мирной истории искусств - замечательный сборник о Сурикове и книга «Сергей Рахманинов. Судьба русского гения», и словом от автора, к примеру, является книга «О том, как Румянцев сделал Малороссию богатой и счастливой», с нетерпением жду всё новые труды - потому что даже вечное слово, сказанное века назад, нужно сказать устами современника - человека своего времени и его героя.

Сергей Эдуардович как режиссёр и историк длит традиции и передаёт знания – та верная деятельность, благодаря которой люди совершенствуются. Благородное дело дления и передачи традиций мастеров, у которых учился режиссёр, - это тот самый известный природный закон и непреложная истина передачи знаний другим людям и уже их развития, как и сам С.Э. Алдонин определил творчество как мост через времена. И если Вы обратите внимание, то заметите в произведениях его театрального искусства, что это и традиции произведений художественной литературы, музыки, театра, и история, это опыт и мастерство самого режиссёра и учителей. К примеру, даже выбор цвета и оформление пространства зала театра имени М.А. Булгакова напоминает стиль театра Марка Захарова: серый цвет стен, отсутствие занавеса, который в случае необходимости обыгрывается другими способами, минимализм в реквизитах, потому что в центре - творимое живое искусство и мастерство. И это связь произведений, каждого из них и самих постановок, как продолжаемый текст бесконечной истории. И что более - это связь с действительностью, нашей жизнью через поднимаемые режиссёром в живых произведениях темы. И это уже действие актёра, и роли и образы сложны (роли Воланда, Коровьева-Фагота, Болингброка, отца Лоренцо), как оно есть в жизни, как и их выбор отличается глубиной понимания значения ролей в живом произведении, например, роль Тени. Если можно было бы сказать словами его учителя Марка Захарова, то режиссёр – суперпрофессия, упорядочивание жизни, а историк, если постараться сказать словами К.С. Станиславского, – сверхзадача, и то сквозное действие, ведущее к длению непрерывной линии жизни.

«Так, стало быть, этим всё и кончилось?». Но эта история бесконечна…
И это жизненный путь философии действия (актёр), планирования и созидания (режиссёр) и дления и сохранения жизни (историк). И пусть история длится, и как начал ту историю Воланд, «Всё просто…», и чтобы история продолжалась рассказом, не требующим никаких доказательств.

2023, Ксения Мира, философия воплощения жизни человеческого духа и разума


«Актёр, режиссёр и историк жизни»

Через философию воплощения жизни человеческого духа и разума - о суперпрофессии режиссёра, воплощении актёра и деятельности историка как сквозное действие дления непрерывной линии жизни

К юбилею С.Э. Алдонина

Актёр, режиссёр и историк жизни

Рождение – жизнь ждёт ответных действий,
И кто мог действовать – конечно же, актёр,
Но выбрать путь, его создать, и вместе
Других созвать мог только режиссёр (1).
Творить искусство – режиссура жизни,
Суперпрофессия – Учитель так сказал (2),
Он тот, кто прикоснулся к высям, -
Земным путём летел, а не шагал.
Не только действие, судьбы своей творенье,
Но сохраненье жизни, мудрости исток -
Чтоб жить, творя, и жизни той сложенье
Чрез летопись продлить историк смог (3).
И воплощенье действия, обдуманного мыслью,
И их историю творит одна рука –
Того, кто творчеством живёт, самою жизнью,
Искусство дарит – мост прочный чрез века (4).

2023, Ксения Мира

(1) единство актёра и режиссёра
(2) ссылка на труд Марка Захарова «Суперпрофессия»
(3) помимо актёра и режиссёра Сергей Эдуардович занимается историей – и это сочетание в философском смысле – актёр (тот, кто действует), режиссёр (кто планирует и созидает) и историк (пишущий историю жизни) – мощное триединство философии жизненного пути
(4) ссылка на цитату С.Э. Алдонина о том, что «творчество – единственный мост»


Продолжение жизнеописания живого произведения театрального искусства - спектакля «Мастер и Маргарита»

Заметка
о спектакле «Мастер и Маргарита» в юбилейный День Рождения Сергея Эдуардовича Алдонина

26.10.2023. День Рождения Сергея Эдуардовича Алдонина. Спектакль «Мастер и Маргарита» был поставлен в Тамбове. В этот день выпал первый снег, а потому из-за погоды автобус задержался на два часа - успела только ко второму акту - и было много нового.
 
Это вариации со звуком - пением и музыкой. Так перевоплощения Маргариты сопровождались боем барабана, который создавал либо новый ритм, либо усиливал уже присутствующие в самой композиции ударные, при этом примечателен костюм отбивающего этот ритм - на нём был головной убор красного цвета с двумя остроконечными верхушками, напоминающий средневековый двурогий эннен или русскую кику рогатую. И далее - это песнопения на фоне разворачивающейся истории в Ершалаиме, новые напевы, или те церковные мелодии, которые присутствуют при трагедии Мастера и его взывании к Маргарите «Приди!».

Прелесть новой актрисы, исполняющей роль Маргариты, в движении и в новых интонациях. Есть много общего с Екатериной Климовой, у которой образ гармонично проработан. И обе актрисы являют образ Маргариты в двух ипостасях: в Маргарите то раскрывается образ ведьмочки, то самоотверженной любящий женщины. И все актрисы воплощают разные грани образа Маргариты. Сильный и серьёзный, потрясающий, волевой образ молодой женщины - Ксения. Решительная и разделившая участь и страдания Мастера, но сохранившей стержень и желание бороться Маргарита - Оксана.
 
И конечно же, это множество импровизаций во время спектакля при взаимодействии с залом в сценах сеанса чёрной магии в Вырьете. К примеру, это сцена сдачи валюты, когда Жорж Бенгальский предлагает для удобства зрителей, чтобы не спускаться, бросить денежные купюры с балкона - «это красиво» - говорит он, и тут зритель пускает всего одну помятую купюру, которая начинает падать как последний иссушенный осенний лист - и этот контраст - красивое выбрасывание множества денежных бумажек и полёт одной одинокой купюры вызывает смех.
 
Высотные конструкции, используемые в спектакле, не только создают пространство пятого измерения, но и разграничивают происходящее во времени, позволяя воплощать параллельные дейсвтвия в одно и то же время, например, сожжение романа Мастером и подготовка свитой Воланда бала негодяев.
 
Жаль, не увидела начало - это любимое, по-настоящему живое, одновременно постоянное и меняющееся, как и сама жизнь, произведение театрального искусства, которое так же постоянно готова анализировать.
 
И в конце спектакля было поздравление Сергея Эдуардовича его театральной семьёй и показ фильма о его творчестве сквозь время, от Марка Захарова к спектаклям Сергея Эдуардовича, часть тех репитиций и закулисной жизни произведений тетрального искусства в процессе их создания до их воплощения и творения на глазах у зрителей.

Как в книгах о Михаиле Задорнове пишет Сергей Эдуардович, что он блёсток рассыпал немало, фейерверк блёсток в конце, осыпавших именинника, был будто немалая часть звёздного неба. И пусть его непрерывная линия жизни длится с передачей традиций всё новым последователям, длящим само творчество и искусство во все времена.

2023, Ксения Мира, сохранение живого произведения театрального искусства


Рецензии