Пьяная мать и брошенные дети

                Пьяная мать и брошенные дети.
Много лет прошло со времени выхода на киноэкраны фильма «Доживём до понедельника». Невольно вспомнилась роль одной из школьниц, которая в сочинении сказала о своей мечте: иметь много детей. Она, к сожалению, оказалась непонятой не только остальными героями фильма, но и сверстниками в реальной жизни.
В те годы только начиналось освобождение женщин домохозяек от семейных хлопот. Хотелось после коммуналок и мазанок простора и чистоты в быту, свободы и широкого круга общения, равноправия. Может от того, что надоело «разводить нищету», но стали с тех времён российские семьи мельчать. В ладно обустроенных домах, крепких семьях всё реже стали «ходить пешком под стол», и «путаться под ногами». И оправдывая своё нежелание иметь большие семьи, наши мамы твердили: «Мы видели горе и нищету- пусть наши дети этого не познают».
Но, не познав горя и трудностей, не узнаешь цену радости, достатка. Не упрекаю своих и чьих- то родителей того времени в нежелании иметь и воспитывать достойных детей. Они их рожали и воспитывали по своему умению и пониманию ситуации. И в послевоенное лихолетье были большие семьи, где росли и семь и десять детей, но таких становилось всё меньше. Тогда это были, как теперь принято называть полные семьи. Бывало, в некоторых из них папы иногда выпивали, но ещё не было речи о запоях, как и не велась речь о пьяных мамах, о лишении родительских прав.
Ещё шумны, веселы и многолюдны были деревенские праздники «матани», не было свободных мест на берегах деревенских прудов в жаркие летние дни, не жаловались учителя на недостаток класс- комплектов. Но выраженьице «наплодили нищету» уже гуляло по стране. И не стеснялись под руку упрекнуть мать- героиню этим  ни тогдашние учителя, ни врачи, подчёркивая, как бы причину выпиравшего наружу недостатка. А мы, дети того времени, как губка, впитывали и брали эти понятия с собой в жизненный путь. И уже не стремились создать прочную многодетную семью. И оказалось не столь уж сложным оставить семью прежнюю и завести новую. Необязательным стало понятие- воспитание. Оно трансформировалось в упрощённую суть этого слова: «надо дитя обуть, одеть, накормить». Но, к сожалению, и этим упрощённым понятием воспитания пренебрегают молодые родители. Всё чаще на деревенских улицах встречаются молодые женщины пьяные, неухоженные, а рядом малолетние дети, которые уговаривают горе- мать идти домой. И всё чаще встаёт вопрос о лишении таких женщин называться матерью. Наверное, это самое жестокое наказание: отобрать у матери ребёнка. Но невольно задумываешься, а проснулись ли материнские чувства в ней, и готова ли она нести ответственность за собственного ребёнка? Она не видела трудностей в детстве, у неё не было обязанностей ухаживать за младшими, поэтому вряд ли помнит, что ребёнок хочет есть,  спать, играть. Она думает об собственных удовольствиях в жизни, связывая их с употреблением алкоголя. И не беспокоит её, что чадо ходит от дома к дому никому не нужный, в том числе и своей матери. И не думает эта несостоявшаяся мамаша, каким вырастит её сын или дочь, сумеет ли выйти во взрослую жизнь из уже ненавистного ему детства? Что он вспомнит из него- пьяную (простите) рожу матери, которой он постоянно мешает, и она рада от него хоть как- то избавиться. Хотелось бы увидеть такую женщину через 30- 40 лет и спросить, когда ей станет до жути одиноко, и если ещё  будет на тот день у неё сознание: «Плохо тебе? А что ты сделала в жизни хорошего хотя бы для своего ребёнка?»
Когда у матери В. Сухомлинского, известного учёного- педагога спросили: «Как нужно любить своих детей, чтоб воспитать достойными своих родителей?», 80- летняя женщина ответила; «Так, чтобы они не видели, что их любят!» Конечно, с этими выводами можно поспорить: дети сегодняшних горе- мам тоже не видят родительской любви и от этого им ещё труднее жить, но смысл тех слов, скорее в том, что в любви надо знать меру, не разбаловать слёпой любовью ребёнка.
 Не в этом ли ошибались наши родители и мы сами, когда забывая о самом главном- вложить в детские головы ум и добро, не забываем превращать их в потребителей родительского добра, а не в продолжателей наших дел.
Часто приходится посещать семьи пенсионеров, коротающих старость в одиночестве по разным причинам- у кого- то дети далеко разъехались, кого- то забыли. Но наиболее тяжёлая участь у одиноких бездетных пенсионеров.
Что теперь ворошить прошлое- жизнь не вернуть. Но их пример мог бы научить прожигающих молодость сейчас, если они способны задуматься. Только чья же вина, что они остались «недорослями»? Опять же ведь сказано: «Дай Бог деток, да умных»! То ли в оправдание, то ли в назидание…
12. 01. 2006 г.               


Рецензии