Самоуправление

               
Лозунг самоуправления, конечно, демократичен и правилен с точки зрения работников.  Но прежде чем выдвигать этот лозунг надо разобраться в смысле собственно принципа и методов самоуправления.
Ошибочное понимание самоуправления, бытовавшее в прошлом, привело к неудачам в его реализации.  Выборы директора не являются введением самоуправления.  Так можно сказать, что выборы Михаила  Романова – самоуправление, хотя это  уже было определено как самодержавие. Самоуправление это каждодневное  управление  самими работниками и потребителями.
Самоуправление требует умения управлять.   Наука управления не столь уж сложна. Чтобы ее знать и использовать  не требуется сверхспособностей. Однако управлению надо учиться,     Как говорил В.И. Ленин:  « Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами  и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».               
               Всеобщее самоуправление требует всеобщей подготовки, всеобщего обучения и всеобщей практики управления.
  Во-первых, чтобы учиться нужно иметь учителей, во-вторых, нужно иметь учебники, в-третьих нужно желание обучаемых, а следовательно требуется пропаганда и агитация . Подготовка необходимых частей обучения, это наша обязанность. 

Настоящее самоуправление это, прежде всего управление технологическими процессами.  Чтобы ими управлять, нужно иметь соответствующую квалификацию. Следовательно, самоуправляемый работник любого уровня должен при переходе к самоуправлению сначала повысить свою квалификацию.  Самоуправление коллектива не только самоуправление отдельных лиц.   Деятельность самоуправляемых работников должна быть взаимно согласована.   Достигнуть этого можно при наличии ответственности и отчетности. То есть при введении соблюдения требований В.И. Ленина об учете и контроле. 

Соблюдение описанных правил дает возможность самоуправления, но не гарантирует его устойчивости.  Устойчивость достигается только введением обратных связей, иначе говоря, обеспечением постоянного определяющего влияния работников нижних уровней производственных цепочек на принятие решений верхними уровнями.   При чем, следует отметить, что для  придания целенаправленности действиям всего коллектива  желательно к влиянию работников нижних уровней добавить влияние представителей потребителей.
Защита самоуправляемых предприятий от недостатков общественного строя, проявляющихся в виде экономического принуждения со стороны конкурирующих организаций,  а также собственного  коллективного эгоизма, должна осуществляться правильным структурированием системы самоуправляемого комплекса предприятий.
Определяется это структурирование  собственно предназначением предприятий.   Например,  группа предприятий предназначена для обеспечения жизнедеятельности района,  следовательно,  самоуправление должно вводиться цельно для всей группы с полным влиянием общественности района.  Управление такой группой производит орган, состоящий из представителей трудовых коллективов предприятий и жителей района.   В этом случае побудительные мотивы коллективного эгоизма совпадают с побудительными мотивами , вытекающими из требований населения.  Так что весь эгоизм оказывается в пользу народа. 
Такой комплекс не может обойтись без внешних связей, требуются  поставки сырья, полуфабрикатов, требуется электроэнергия и другие необходимые составляющие производства. необходимо, чтобы продукция находила применение и полностью потреблялась другими предприятиями и населением.  Поэтому районные комплексы включаются в региональный комплекс, который также является самоуправляемым, только это самоуправление высшего уровня. Комплекс высшего уровня работает на благо региона и самоуправляется региональной общественностью.  Аналогично, региональные комплексы объединяются федеральным комплексом. На федеральный комплекс накладывается еще обязанность обеспечения нижестоящих комплексов людскими резервами с обеспечением жильем, инфраструктурой  и прочим  бытовым снабжением.
Таким образом формируется территориальная структура производственного самоуправления. Система самоуправления становится подобием матрешки, каждый из уровней её включает в себя все нижестоящие, которые от него неотделимы.
Общественно политическое самоуправление формируется по-другому. Так как в этом самоуправлении участвует все население, то система Советов требует дополнения в виде постоянной ротации и права отзывов любое время  депутатов собранием, их выдвинувшим.  Также важно соблюдение требования о предварительном прохождении при их выборах  депутатами вышестоящих Советов процедуры выборов нижестоящих Советов.
Система самоуправления должна быть единой и согласованной сверху до низу. Согласованность должна гарантироваться законными положениями и не зависеть от желания членов Советов.
Таким образом формируется централизованное самоуправление производством. Каждое предприятие и и комплекс предприятий районного и регионального уровней развивается в направлении указаний центра соответствующего уровня, способного определить стратегию развития, а направление работ на потребителя и обеспечения уровня удовлетворения потребностей трудящихся определяет самостоятельно. Общее управление предметом производства осуществляет система общественных и государственных фондов.
Самоуправление любого уровня должно иметь защиту от собственной глупости. На  многих производствах имеется система контроля, которая предупреждает об опасных ситуациях и запрещает действия, угрожающие жизни людей или сохранности оборудования.  Современный уровень развития компьютерной техники диктует необходимость возложения этой функции на элементы системы ОГАС.


Рецензии