Птичья школа

Юмористические монологи, объединённые единой темой, были написаны для детской театральной студии «Синие птицы» из г. Химки Московской обл.

Сова

Директор лесной школы (Немного шепелявит)

Уважаемые родители и дорогие наши ученики! Наша лесная школа приветствует вас в стволах нашей школы! Вас ждут новые знания и крыльясшибательные открытия! Вы научитесь летать, прятаться, строить гнёзда и добывать себе корм! Но это не всё! Вы узнаете, что Земля круглая и научитесь ориентироваться по звёздам! Каждый птенец станет штурманом своих крыльев! Кому нужно зимой лететь на Юг, узнают, где он и как туда добраться. Кто зимует в нашем лесу, научится выживать в мороз. Наша школа сделает из вас Птиц с большой буквы!

Сова

Учитель Химии.

Кукушка, почему ты одна?
Урок уже начался. Где все?
Снова прогуливают?
Сказали, химия им не нужна в жизни?
А тебе зачем?
Хочешь узнать, как с яйцами своими нахимичить, чтобы орлам подбрасывать?
Думаешь, у них твоим будущим птенцам корма больше будет, чем у воробьёв?
Кукушка, химия тут тебе не поможет.
Тебе биология нужна!
Орлы твоих вылупившихся птенцов сразу от своих отличат и слопают!
Кукушка, куда полетела? Урок ещё не окончен! На биологию?
(Пауза, сова вздыхает, распушает перышки, покрутившись).
Ну вот, класс совсем пустой.
Пойду спать.
Дернул же меня леший с утра пораньше уроки устраивать?!
Всю ночь охотилась, а утром учи!
И вообще, зачем птицам химия?

Ворона
 
Учитель Рисования.

Класс, слетели с веток ко мне поближе!
Начинаем урок! Перед нами голая скала.
Представьте, что это -- чистый лист бумаги.
Красим вершину голубой краской.
Это у нас будет небо!
Кисточки клювиком зажали и машем…
Э-э-э, мажем кистью вправо-влево, вправо-влево.
Раз-два, раз-два.
Дойдёте до середины скалы, красим дальше зелёным.
Это будет травка.
Кисть вверх-вниз, вверх-вниз. Молодцы! Отлично получается!
Теперь белой красочкой рисуем в траве одуванчики. Кисточки об скалу шмяк-шмяк, шмяк-шмяк. (Вскрикивает от неожиданного звука).
Батюшки! Что за грохот?!
С неба орёл рухнул? На скалу налетел?
Подумал, что это небо и поле? А-ха-ха! (Смеётся).
Молодцы! Всем пятерки! Хорошо постарались!
А говорили, что без рук художниками не стать.

Сокол

Учитель Охоты.(Уверенный в себе, резкий, часто стоит крылья (руки) в боки, обращаясь к детям, смотрит с прищуром. Быстро влетает в «класс»).

Приветствую зорких и стремительных!
Что смеётесь? Не верите, что вы такие?
Охота, ребятишки, без скорости и точности невозможна! Иначе голод! Так что, внимательно слушайте и учитесь! Вас сам сокол наставляет!
Мы развиваем скорость больше 300 км в час и пикируем стрелой на свою добычу.
Синица, не паникуй, чего под листочком спряталась?
Сегодня я ваш учитель, никого не съем.
А завтра?
Посмотрю на ваши успехи.
Итак, сейчас у нас практика.
Поднимаемся в небо, высматриваем добычу, наращиваем скорость и – ам!
Помните: друг на друга не охотимся!
Но и голодными в школу не возвращайтесь!
Кто может, ловит мышей, кто не может – комаров. Всех вижу, за всеми слежу!
Всё поняли?
Полетели!

Кукабара
 
Учитель Астрономии.

Птенчики мои, гадкие вы мои утята.
Ой, шучу, шучу, конечно!
Птенчики, посмотрите на ночное небо!
Вы видите миллионы звёзд!
А знаете ли вы, что среди них много созвездий носит наши, птичьи, имена?!
Конечно же одно из самых известных -- созвездие Лебедя.
Вон оно, огромное, пересекает Млечный путь.
Есть ли созвездие Ворона? Представьте себе, есть!
Есть так же созвездие Орла, Журавля, Павлина, Голубя, Тукана, Райской птицы и даже мифического Феникса!
Скажите мне, зачем птицам надо знать астрономию?
Правильно, журавль, чтобы ориентироваться во время длительного перелёта.
Я не поняла, почему все плачут?
Ах, вашим именем не названо ни одно созвездие?
Нашли о чём переживать! Посмотрите, сколько звёзд на небе! Миллионы!
Выбирайте любые, создавайте свои созвездия, и пусть они носят ваши имена! Только не ругайтесь, звезд всем хватит.
Подходите ко мне, покажите ваше созвездие, я его зарисую и подпишу.
Утка нашла созвездие Льва. Действительно, при чём здесь лев? Оно похоже на плывущую по небу грациозную утку!
Созвездие Дракона похоже на Фламинго, Зайца -- на Аиста.
Молодцы, птички! Ах, никогда ещё дети не были так увлечены астрономией! (Смеется).
Не стесняйтесь, проявите фантазию, нам давно надо было переименовать созвездия на свой лад! А то ориентируемся по звездам мы, а названия им дали люди!
Не справедливо! (Прислушивается). Ах, уже звонок.
Дети, вы слышите? Звонок! Урок окончен!
Вы не уйдете, пока я не запишу ваше созвездие?
Правильно, прекрасные мои птенчики!
Мы изменим звёздную карту и будем блистать на космическом небе, как и на земном!

Ибис

Учитель Истории

(Влетает в "класс", обводит собравшихся глазами и после паузы громко).

Птенцы! Вы – потомки богов! (Пауза).
Удивлены?
Учите историю, птенцы, и вы многое узнаете о себе!
Вы знаете, что люди в далёком прошлом поклонялись птицам и называли их богами?
Да, да, да, это чистая правда!
Возьмём, например, Египет, куда многие из вас любят летать на зимний курорт.
Верховным богом у них был Сокол Ра, создавший всю нашу Вселенную!
Знали?
А бог Тот был Ибисом! Мой пра-пра-пра-прапапочка, между прочим!
Он подарил людям письменность и календарь! Представляете?
За это ему в Египте, за 2000 лет до нашей эры, построили настоящий каменный храм!
Каменный! Понимаете? Это вам не просто гнездо или дупло какое-нибудь в дереве! И тем более не ужасная, даже золотая, птичья клетка. (Пауза)
Эх, жили же птицы когда-то лучше людей! (Вздыхает. Небольшая пауза))
А у ацтеков бог войны по имени Уици-и-и… (Тянет паузу, пытается вспомнить имя). Ну не скажу: по-настоящему божественные имена вслух не произносимы. Захочешь выговорить - язык сломаешь.
И этим могучим богом был - (пауза)кто бы вы думали? Колибри!
Удивлены?
 (Смотрит на кого-то в "классе")
А вот и наша колибри. Откуда-то вылезла. Где же ты пряталась весь урок? Я тебя спрашиваю! Что клюв задрала в небо и глазки щуришь? Уже возгордилась своими кровными связями с богами? Нет? Что стрекочешь, как кузнечик при таком-то предке? Ладно, садись на место.
Продолжим.
Кроме нашей колибри кровью богов похвастаться могут многие! Сапсан, например, Стервятник, умница Сова, конечно.
Индейские племена Северной Америки молились Буревестнику, кельты – Чайке, а в Ирландии почитали Ворона. Да, да, да, аплодисменты крыльями разрешаются!
 (Аплодирует сама).
Итак, птенцы, наши предки были богами! И они создали этот мир!
 (Небольшая пауза, обводит глазами класс, вновь аплодирует)
Не удивляйтесь! Я знаю, что говорю! Учите историю, птенцы!
Птицы, не знающие своего прошлого, не будут иметь и будущего!
Мотайте на клюв!

(Звонок)


Грач

Учитель Физики.
 
Дети, сели, крылья сложили перед собой и замрите!
Начинаем урок вашей любимой физики!
Что за смешки?
То-то, установим мёртвую тишину в эфире. Повторим прошлый урок. Вспоминаем термины: магнитное поле Земли, Северный и Южный полюс, сила тяжести, сопротивление воздуха, масса птичьего тела, перемещение, ускорение, электрический разряд, свободное падение.
Всё.
Пока остановимся на этих понятиях и разберём их применительно к птичьей жизни.
Так, кажется, гроза начинается.
Ну вот и практика!
Все взлетаем, крылья расправили и направляемся к человеческим домам.
На деревьях не прячемся!
Помним, что молния любит бить в одиноко стоящие деревья! Слышали, что в прошлую грозу две непослушные вороны превратились в жаркое на сухом дубе?
Поэтому вспоминаем законы физики и соблюдаем правила безопасности!
Первый пошёл! Не вниз пошёл, совёнок, а вдаль! Какая ещё сила тяжести и сопротивление воздуха?! Забудь! Сейчас практика по ускорению и перемещению. Главная задача - избежать электрического разряда! Грозы боишься? Я ж вас физике для того и учу, чтобы вы ничего не боялись! Второй, третий пошёл! Кто боится, будет практиковать три грозы подряд!

Жаворонок

Учитель Права.

Птенцы, все расселись, начинаем урок права.
Не справа, я сказала, а ПРА-ВА!
Что вы все с мест рванули?
Итак, что такое «право»?
Право – это законы поведения птиц в обществе.
Если не будете их соблюдать, станете белыми воронами! Вас или изгонят, или заклюют.
Почему заплакала ворона? Обиделась?
Почему говорят «белой вороной», а не белым дятлом?  Мне тоже интересно. Это люди придумали. Кто знает, что у них на уме было? Может, думали, что белых ворон не существует?
Так, все успокоились, забыли про ворону, переходим к праву.
Куда снова сорвались?! Я не говорила лететь направо! Я пытаюсь объяснить вам ваши права и ваши обязанности, чтобы вы могли выжить в дикой природе!
Какие права есть у домашних птиц? Курица, ты залетела не в свой класс! Уроки для домашних на берегу реки, за домом бабы Дуни.
Итак, на что вы имеете право?
На всё! Летать, петь, бегать, прыгать, плавать, нырять, охотится, строить гнёзда, откладывать яйца, когда подрастёте, и выращивать птенцов!
Обязанностей тоже много, но есть главная: поддерживать природу в чистоте и порядке!
На наших хрупких крыльях вся Земля держится!

Кукушка
 
Учитель Домоводства.

Все сели по веткам! Ку-ку!
Время идет, а мы еще не начали.
Почему нет мальчиков?
Считают, что домоводство для девочек?
А кто будет гнезда строить? Яйца высиживать? Птенцов кормить?
От врагов защищать?
Вы же не кукушки, как я! Вот мы заботу о своих птенцах доверяем вам, от чистого сердца подбрасываем в ваши гнезда свои яйца.
Вы так не умеете, потому учитесь вести хозяйство и выращивать ваших и наших птенцов!
Домоводство – самый важный предмет в птичьей школе!
Кто не сдаст экзамен по моему предмету, вылетит из леса и поминай, как звали!
Ку-ку!


Глухарь

Учительница математики
 
Птенцы, сели прямо, крылья за спину! Не кукарекаем и не свистим! Полное молчание в классе!
Сегодня наш урок математики посвящен сложению и вычитанию. Для наглядности вы должны были принести по 3 червячка.
Все принесли? Кто принес меньше, поднимите крыло!
Дятел, вижу, ты 13 червячков надолбил, а я просила поднять крыло тех, у кого меньше трех! Ты что, до трёх считать не научился? Ладно, твоя добыча пригодится товарищам. Так, кто ещё поднял крылья?
Зяблик, сойка и воробей. Сойка, один червяк в лапе, один уже в клюве! Выплюнь немедленно пока не проглотила! И где твой третий червяк? Съела?
Не торопитесь! Мы ещё сложение не прошли, а вы уже перешли к вычитанию.
Дятел, выдели по червяку воробью и зяблику, а сойке дай двух.
Тишина в классе! Что за возмущение? У сойки будет четыре? Молодцы, птенцы! Это и есть наш первый пример на сложение!
Если к вашим трем червякам прибавить еще одного, то у вас будет четыре! Дятел, раздай всем по четвертому червяку в качестве поощрения!
Какие обиды, дятел? У тебя остался один? Правильно, дятел, это –ма-те-ма-ти-ка! Это и есть задача на вычитание!
Если у дятла было 13 червячков, по одному он отдал воробью и зяблику, два — сойке, сколько у него останется, если он выдаст всем по четвёртому червяку?
Кто сказал ноль? Сойка? Почему ноль, если один червяк все еще у дятла? Тебе дать четвертого? Почему у тебя три? Одного снова съела?
Так, уже звонок.  На следующее занятие сойка приносит всему классу по пять желудей! Урок окончен.
    
Синица

Учительница литературы. (Маленькая птичка в очках. Подпрыгивает на месте, часто крутит головой. Романтичная, восторженная, улыбчивая учительница).
 
Дорогие мои пернатики! На сегодняшнем уроке литературы мы изучим поэзию о птицах. Вы любите петь, но знаете ли вы, что люди поют не просто мелодии, но песни на стихи поэтов? Их поэты очень любят воспевать нас с вами! Вот послушайте, как красиво!
Осень паутинки развевает,
В небе стаи будто корабли –
Птицы, птицы к югу улетают,
Исчезая в розовой дали...
Автор Эдуард Асадов.
Ах, какие слова! Как прекрасно, как лирично!
Или вот, Михаил Лермонтов:
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
А? Каково?! Ах, как сильно, как красиво о нас! Люди завидуют нашим крыльям! Но люди нас и любят! Кормушки на зиму вешают, зернышки нам оставляют.
Ах, ах, уже звонок! Пернатики, вам домашнее задание! Выучить по стихотворению о себе. Например, вот вам о нас, синичках.
Желтогрудочка синичка,
Щебетунья, невеличка,
Рано утром пробудилась,
Песней звонкою залилась:
Здравствуй Солнце!
Здравствуй свет!
Шлю я вам большой привет!

Ах, ах, ах, что за чудо эта поэзия!
До встречи, пернатики!
(Шлет всем воздушные поцелуйчики).

Орёл

Учитель географии. (Строгий. Резко поворачивает голову и пристально смотрит — вправо, влево, прямо).
 
Птенцы!
На прошлом уроке мы разбирали, как не перепутать Север с Югом!
Домашним заданием было научиться определять стороны света по солнцу и звездам. Кто покажет на практике?
Снегирь поднял крыло! Отвечай! Что? Зачем оно тебе надо, ты хорошо переносишь холод и никуда из леса улетать не собираешься? А мама тебе не говорила, что и вы, порой, вынуждены перемещаться южнее? В лесу, батенька, не всегда остается, что поесть. Садись, двойка!
Кто следующий? Дрозд, твой ответ! Что, сейчас не ночь? Ах ты только по звездам научился?! Мама сказала, что вы по ночам летаете! Ну что ж, теперь весь класс из-за дрозда получит дополнительный урок ночью!
Кто расскажет, как ориентироваться по солнцу? Соловей?! Птенцы, тишина, слушаем соловья! Соловей, ты о чем? Какие запахи и звуки!? Я понимаю, что вы можете ориентироваться и по ним, но сегодня мы изучаем солнце!
Солнце–е-е-е!!! (Кричит, грозно хлопнув крыльями).
Допрыгались! Уже звонок! Старую тему не повторили, новую не изучили! К следующему уроку подготовитесь сами! Ориентировка по магнитному полю Земли!
Хотите есть, учитесь! Скоро зима!

Дятел

Учитель труда.
(Важный, деловитый дятел выходит на сцену, головой делает несколько движений вперед-назад, как стучит по стволу дерева. Останавливается у стола, достает ветки, траву, мох… )

Тишина в классе!
Начинаем урок труда!
Перед вами материалы для строительства гнезда!
Отставить смешки и щебет!
Зачем птицам гнезда? Правильно! Для откладывания яиц и выращивания птенцов.
Вы все недавно покинули свои гнёзда и пришли в школу. Скоро вы войдёте во взрослую жизнь. И научиться строить гнездо это - ваша святая обязанность, как будущих родителей!
Отставить хихиканье!
Применяем все, что находим в округе: ветки, траву, листья, корни, землю, мох, не забываем про пух, перья, волосы, шерсть животных!
Кукушка, что клюв воротишь? Ты что у нас, белоножка? Особенная? Ах, да, я забыл, кукушки гнёзд не строят, паразитируют на чужих. Всё равно, сиди и учись! Может, с тебя начнётся новая ветвь развития кукушек!
Но продолжим о строительстве гнёзд!
Вы удивитесь, но многие птицы используют свою слюну! Слышали такое: что нам стоит дом построить? Поплюём и будем жить! Вот, это о нас!
Шутка!
Основной принцип — крепость постройки и материалы, а дизайн гнезда выбираете на свое усмотрение.
Ласточки под крышами домов крепят свои жилища, мы, дятлы, предпочитаем сухое дупло в дереве, жаворонки живут в высокой траве, а трясогузка, например, и на голой земле построить дом может, и в пне, и в любом месте, какое понравится. 
Задание к следующему уроку: свейте гнездо вашего вида!
Урок окончен.
(Сваливает ветки и все принесенное в рюкзак в одну кучу, подскакивает с разворотом, улетает).

Воробей

Физрук.
(Стоит, широко расставив ноги, крылья за спиной, голову вверх, оглядывает всех сверху вниз. Свистит в свисток, командует).
 
Выстроились по росту! По порядку рассчитайсь!
Дятел, ты чего среди воробьев затесался? Встань-ка первым в колонне!
Кто пропел "чижик пыжик"?!
Чижи, разговорчики в строю!
Итак, птички мои певчие, крылья расправили на вдохе, пёрышками потрясли - потрясли-потрясли. (Демонстрирует).
На выдохе хвостики вверх -- голову вправо, хвостики вниз -- голову влево.
Молодцы! Разминка окончена.
Переходим к выполнению основных упражнений.
Сегодня укрепляем мышцы крыла, отрабатываем технику полёта.
Стрижи, не расслабляемся!
Летим на скорость вокруг леса один круг.
И не филонить!
Насекомых не ловить! Не отвлекаться!
И не срезать!
Всюду камеры, самых хитрых все равно поймаю.
Если до звонка не вернетесь, поставлю двойку!
На старт, внимание, марш!
(Свистит).


Фазан
Учитель ОБЖ.
(Ходит важный, говорит медленно).

Дети! В дикой природе мы не только резвимся и летаем. Порой птицам может грозить опасность. И тогда нам нужно суметь спрятаться!
Вот, например, мне, фазану, мой большой цветастый хвост помогает скрыться среди цветов и зелени. Я как клумба в бабочках.
А чем можете притвориться вы?
Воробей, слушаю!
Камнем в придорожной пыли?
Молодец, пять!
Канарейка, слушаю.
Мандарином на мандариновом дереве?
Возможно.
Но если мандаринового дерева нет рядом?
Подумай еще.
Кукушонок прилипнешь к коре дерева и сольешься?
Прекрасная идея! Пять.
Совушка будет изображать привидение?
Хочешь светить очами и зловеще угукать? Ха-ха-ха.
Вот вам домашнее задание к следующему занятию: придумать несколько вариантов при разных погодных условиях. На следующем уроке играем в прятки. Кого не найду, получит пять с плюсом!


Ласточка
 
Учительница экологии.
(Вбегает, семеня, на носочках,останавливается. Часто жестикулирует).

Пташечки мои!
Беда-беда-беда!
Устала кричать об одном и том же!
Мусорят! Всюду мусорят!
Деточки мои, кто, если не мы, будет с этим бороться и очистит леса, горы, города?
Если бы мы не помогали людям, не подъедали за ними, что можно подъесть, что стало бы с нашей планетой?!
Деточки мои! Новая напасть!
Пожары! Дежурим! Летаем над лесом!
Чуть где запахло жареным, мчимся, следим, чтобы огонь был потушен!
Если что, бьем тревогу, зовем всех, закидываем и тушим пламя камнями и песком!
Всё! Вылетаем на практику, на уборку территории нашего леса!
За мной!


Тукан

Учитель биологии.

Друзья мои! Сегодня затронем великую тему! Потому не засыпаем, как обычно, и не отвлекаемся!
Сегодня мы обсудим наших птичьих предков!
Сколько учёные бились о нашу птичью породу, к кому только нас не причисляли, и вот наконец, скрыльесшибательный вывод: мы, птицы, не просто произошли от динозавров, мы -- полноценная ветвь динозавров!
Более того, мы ветвь те-ро-по-дов — хищных динозавров!
Наши предки, как и люди, передвигались на двух ногах.
Поэтому они быстрее всех бегали, дальше всех видели, и передние лапы имели выбор: превратиться в руки или крылья.
Мы, в отличие от людей, выбрали полёт!
Кто сказал, что теперь мы не можем стать художниками? У нас есть клюв! Им мы можем выдалбливать из дерева любые скульптуры!
А наши гнёзда? Разве это не произведения искусства?
Но мы можем летать! А люди плачут, что им это не дано.
Страус, что загрустил? Страусы не летают?
Не расстраивайся, я скажу вам больше! Некоторые динозавры произошли от птиц, отказавшихся от полёта!
Так что, страус, ты — представитель наиболее древней ветви!
В общем, делаем вывод: птицы — одни из самых древних жителей этой планеты!
Наших первопредков относят к позднему Юрскому периоду Мезозойской эры. А это 150 миллионов лет!
Люди ещё и в проекте не существовали. И, знаете, друзья, я не удивлюсь, если в будущем учёные откроют людям сногсшибательную истину: все люди произошли от птиц!!!
На этом урок окончен.
Домашнего задания не будет. Улетаем на каникулы!


Голубь
 
Учительница хореографии.
 
Дети!
Начинаем урок птичьего танца. Важно быть грациозными! Нами любуется весь мир! На нас большая ответственность.
Крышками плавно вверх-вниз, вверх-вниз. (Показывает)
Приземлились! (Приседает, встает, закладывает крылья за спину).
Сегодня разучиваем птичий вальс! Коготки тянем, пошли вправо, влево, приставляем ножку. И раз-два-три, раз-два-три. Танцуем, кружимся. (Показывает)


Зяблик

Учитель пения.

Птички! Пение — это наше всё!
Кто не может научим, кто не хочет -- заставим!
Мы же птицы! Пти-цы!!!
Понимаете?
Итак, сегодня учим нотки. Их всего семь. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, села птичка на такси. Это очень просто! Повторяйте за мной!
До, ре, ми, фа, соль, ля, си…
Так, что-то не у всех получается. Разноголосица какая-то!
Хорошо, вылетаем на природу! Слушаем ветер, жучков, шелест листьев. Подпеваем. Помним, как я вас учил! До, ре, ми, фа, соль, ля, си…





(Иллюстрация автора к другому произведению, "Мечты вишнёвого царства")


Рецензии