Жизнь и судьба трёх подруг

Зауре (1936г.р.)+ Маргарита(1938)+Галина(1939)

       Я – Вышенская М.В. окончила 10-й класс средней школы Алматы в 1956 году и собиралась поступать в КАЗГУ на физмат, который окончил мой брат и его жена. Но моя ближайшая подруга сломала мои планы стать великим математиком сказав, что самый маленький конкурс в Вузах Алматы на лесохозяйственном факультете в КазСХИ.  Мой брат возмутился и сказал, что СХИ это «хи – хи» туда пытаются поступить только дуры в погоне за женихами или мужьями. Но родители меня поддержали потому, что они работали с 1932 года в институте ВИР, где отец был старшим научным сотрудником
      1 сентября 1956 года зачисленных на факультет студентов собрал декан Бессчётнов Петр Поликарпович и сообщил, что учиться мы начнём с 1 октября, а весь сентябрь будем работать в пригородном табаксовхозе, полный рабочий день соблюдая нормы по ломке и сушке листьев табака за что нас будут кормить. Мы все были детьми Войны со всего Советского Союза и привыкли к сельхозработам с младенческого возраста. Многие из студентов потеряли своих отцов, матерей, братьев и сестёр, а наш декан Пётр Поликарпович сам был из детского дома, где получил свою фамилию и не знал своих родителей.

       Декан поздравил 90 студентов с зачислением на факультет и добавил, что благодаря сельхоз работам с первого по третий курс мы все сумеем подружиться и возможно найти свою половину и создать семью.

       Мой брат и наш декан оказались провидцами: -  бОльшая часть городских девушек нашли себе мужей – студентов из общежития.
      Зауре из горожанок назвалась Зоей и проживала в двух кварталах от здания института, а Маргарита (Ритка) рядом с общежитием студентов, как и Галина, которую прозвали Дикая Бара, как очень красивую и недоступную девушку.

      В июне 1961года после защиты дипломных проектов и получения профессии инженера лесного хозяйства всем бывшим студентам были предложены заявки из лесхозов, Казниилха, Леспроекта в Алма – Ате и Калме (Казахской агролесомелиоративной экспедиции) в Кокчетавской области близи города Щучинск.

      Мой дед по линии отца – польский шляхтич «родил» от жены гречанки четырёх сыновей и был уверен, что мужчина продолжает свой род только через детей дочери. Поэтому после появления на свет меня, а в 1940 году моей сестры родители поднялись с колен, мой старший брат прошёл с 1930 года три войны , а отец в 1945 году получил медаль с портретом И.Сталина. Я родилась 3 июня 1938 года и отлично помню как мама 9 мая 1945 года рано утром разбудила меня, плача и крикнула: - ВСТАВАЙ!! ПОБЕДА!!!
    1 сентября 1945 года я пошла в школу с «шикарным»  портфелем, который сшила бабушка из мешка, с вышивкой цветочка маргаритки на «крышке» портфеля с красивой пуговицей. Но из-за постоянных тяжёлых и наследственных болезней осталась в первом классе на второй год.
     Я и моя сестрёнка учились в школе 5-ти летке, за границей городской черты вместе с мальчишками  из нашей МЭС (машинно-экскаваторной станции), где отец был главным инженером...
       Перед окончанием четвёртого класса наша учительница  на последнем домашним задании задала написать сочинение на вольную тему и попрощалась с нами. К этому времени у меня уже было много рассказов и стишков в общей тетрадке, которую купила мне мама, бывшая учительница младших классов. А отец купил географические карты и репродукции картин великих художников –Шишкина, Айвазовского и развесил всё это по стенам во всех трёх комнатах вместо ковров и обоев.
      Я решила написать былину о строительстве Большого  канала в Ферганской долине где трудился мой отец в качестве геодезиста. Канал протяженностью 270 км был построен в необычно короткий срок, всего за 1,5 месяца колхозниками Ферганы. В памяти сохранилась одна из строчек из моей былины: - «Всё пески да пески во той стЕпи лежат, всё пески да колючи кустарники...»
       По привычке я решила похвастаться маме своим домашним заданием от любимой учительницы Софьи Степановны. Мама одобрила, но посоветовала добавить в конце ещё одну строку: - «Славит вся страна мУдра Сталина, мУдра Сталина – Отца – Батюшку!»
Я было возмутилась: - "А причём тут Сталин, когда Канал построил мой папа и я его очень редко видела?". Но мудрая мама объяснила мне, что если бы вождь советского народа не решил построить канал и не послал туда нашего отца, то не только население Ферганы, но и мы все умерли без питьевой воды и голода без хлеба, риса, гороха, тыквы, других овощей, а также фруктов.

        Весной 1961 года я, Зоя и Галина получили диплом инженера лесного хозяйства и направление на работу не в лесхоз, а в КАЛМЭ - Казахскую агролесомелиоративную экспедицию, организованную в посёлке Бармашино Кокчетавской
области Казахстана для защиты чернозёмных целинных и залежных земель от гибели и чёрных бурь из-за ошибки нового неграмотного "вождя" Никиты Хрущёва.

        Галина, отработав положенные 2 года, вернулась в Алма-Ату к своему жениху ещё со школьных времён, а я и Зауре проработали по своей специальности инженера - лесомелиоратора до 2008 года.
        На иллюстрации вид нашего посёлка Калмэ.

       


Рецензии