Подводный ас Кригсмарине против британских корабле

По принятой еще в годы Первой мировой войны доктрине немецкого подводного флота небольшие по водоизмещению субмарины, обладающие невысокой скоростью и ограниченным временем пребывания в подводном положении, должны были атаковать торговые суда и танкеры, и не обращать внимание на боевые надводные корабли, которые легко могли потопить подлодки. И такую же стратегию командующий подводными силами Кригсмарине Карл Дёниц проповедовал и с начала Второй мировой войны. К её началу в его распоряжении было всего 58 субмарин, из которых лишь половина было способна действовать на океанских коммуникациях. Но зато целей для их атак было предостаточно. Около 3000 торговых судов британского флота бороздили океанские просторы, и еще почти 1000 являлись каботажными, т.е. плавали вблизи побережья британских островов.

Поэтому самые удачливые немецкие подводники действовали преимущественно против одиночных транспортов и танкеров, а с введением союзниками конвоев атаковали их в составе «волчьей стаи», когда несколько субмарин в надводном положении в ночное время атаковали с разных сторон, не давая кораблям охранения защищать торговые суда.

Фрегаттен-капитан (капитан 2-го ранга) Отто Кречмер (Kretschmer) в годы 2-й мировой войны стал самым результативным офицером-подводником Германии; и, хотя он попал в плен еще в начале 1941, до самого конца войны никто из немецких подводников так и не смог побить рекорд Кречмера. Но кроме 1-го места среди самых результативных подводников Германии, топивших транспортный флот противника, Кречмеру принадлежит еще одно 1-е место: по количеству и тоннажу потопленных боевых кораблей врага, которые являлись более трудной и более опасной целью для подводных лодок, чем беззащитные тихоходные, к тому же довольно хрупкие транспортные «купцы».

Родившийся 1 мая 1912 г в Лигнице в семье учителя, Отто в 18 лет вступил в военно-морской флот Веймарской республики. В качестве кадета он плавал на учебном корабле «Ниобе» и легком крейсере «Эмден»; в 1934 Кречмер получил звание лейтенанта и назначение на легкий крейсер «Кёльн». В начале 1936 Отто перевели в подводный флот, и обер-лейтенант Кречмер занял пост 1-го помощника командира подлодки U-35 (тип IIA). Летом 1937 Кречмер стал временным командиром этой субмарины. В этом качестве он на U-35 совершил плавание к берегам Испании, где шла гражданская война, и некоторое время выполнял задания по морской поддержке войск генерала Франко. В октябре 1937 Кречмер был назначен командиром малой подлодки U-23 (тип IIB); на этой субмарине Отто и вступил во 2-ю мировую войну. С сентября 1939 до апреля 1940 капитан-лейтенант Кречмер совершил на U-23 8 походов, проведя в море в общей сложности 102 дня. В этих рейдах он произвел несколько минных постановок у берегов Великобритании, а также потопил торпедами 7 транспортных судов общим грузовым тоннажем 26.249 брт. Но самой опасной для U-23 стала восьмая цель: британский эсминец «Дэринг» (Daring), с которым субмарина встретилась 18.02.1940.

На заставке: Британский эсминец Daring, первый боевой корабль противника, потопленный Кречмером.

Эсминец «Дэринг» вступил в строй Королевского Военно-Морского флота в 1932 году. Он имел водоизмещение 1.375 т, длину 100 м, ширину 10,1 м и осадку 3,8 м; корабль развивал скорость до 36 узлов (67 км/ч). Артиллерийское вооружение «Дэринга» состояло из 4х4,7-дм (120-мм) орудий, 1х3дм (76,2-мм) зенитки и 2х2-фн (40-мм) зенитных автоматов; минно-торпедное вооружение эсминца составляли 2 четырехтрубных торпедных аппарата и от 20 до 35 глубинных бомб. Таким образом, «Дэринг» представлял собой смертельно опасного противника для «малютки» U-23 (водоизмещением всего 279/328 т) с ее тремя торпедными аппаратами и одной 20-мм зениткой, надводной скоростью всего в 13 узлов (а подводной – вообще только до 7 узлов). Смертельно опасного, если бы… не идиотские инструкции британского Адмиралтейства! По этим инструкциям эсминцы, сопровождавшие конвои транспортных судов, должны были по ночам идти с включенными ходовыми огнями, да еще им было запрещено выполнять противолодочные зигзаги!.. Дотошное выполнение этих далеких от реалий военного времени наставлений и стало роковым для 175 членов экипажа «Дэринга», включая его командира С.А. Купера (в живых после встречи с Кречмером осталось всего 5 матросов британского эсминца).

В ночь с 17 на 18 февраля 1940 сигнальщики находившейся в надводном положении U-23 обнаружили благодаря включенным ходовым огням англичан (!) британский конвой, шедший из Норвегии в Англию. Немецкая субмарина пошла на пересечение курса конвоя, и вышла на хвост колонны, которую замыкал эсминец охранения, двигавшийся на малой скорости (чтобы не обгонять тихоходные транспорты). При этом корабль шел прямо, без зигзагов! «Дэринг» представлял собой идеальную цель, по которой было трудно промахнуться; к тому же Кречмер отлично понимал: стоит британцу во тьме различить силуэт субмарины и дать полный ход, как она тут же превратится из охотника в дичь! Поэтому Кречмер решил, что именно «Дэринг», а не транспорты, в такой ситуации - его приоритетная цель, и послал торпеду в эсминец. В 03.54 торпеда ударила в борт «Дэринга», ближе к корме, разорвав корабль взрывом напополам. Оторванная кормовая часть почти мгновенно ушла под воду; сам «Деринг» завалился на борт и затонул в течение каких-то двух минут. Все произошло так быстро, что у членов команды не было и доли шанса спастись… А пять сброшенных взрывом с палубы эсминца матросов спасла британская подлодка «Тистл» (Thistle), так же сопровождавшая конвой.
Благодаря вспышке взрыва сигнальщики U-23 различили и находящуюся неподалеку британскую субмарину, и силуэт еще одного эсминца, разворачивавшегося носом к месту катастрофы. Это заставило Кречмера отказаться от продолжения атаки на конвой, и поспешно удалиться в спасительную темноту…

Успехи, достигнутые Отто Кречмером на маленькой лодке прибрежного действия, принесли ему самые уважаемые в Германии боевые награды: Железные кресты 2-го и 1-го классов. Еще одной наградой успешному моряку стало назначение командиром на новенькую субмарину U-99 (тип VIIB), лодку более высокого ранга. Этот корабль был способен долго действовать не только в прибрежных водах, но и далеко в море, а его многочисленное и мощное вооружение открывало дорогу к новым победам и более весомым успехам.

Средняя подводная лодка U-99 типа VIIB вошла в состав германского флота 18.04.1940; Кречмер стал ее первым, и как потом оказалось, единственным командиром.

На своем новом корабле Кречмер успел до марта 1941 совершить еще 8 походов (128 дней плавания). Уже в первом, июльском патрулировании он потопил 11 судов, за что в августе 1940 капитан-лейтенант был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Так же U-99 отличилась 17-20.10.1940, когда она принимала активное участие в операции против английских конвоев SС-7 и НХ-79. В этой операции группа немецких подлодок без потерь со своей стороны полностью разгромила противника. Тогда за три ночи полнолуния Кречмер отправил на дно 7 транспортов общим тоннажем 30.502 брт. А в ноябре 1940 Кречмер был удостоен самой высшей на тот момент степени главной военной награды Германии – Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту Железного креста. «Дубы» он получил за потопление в ночь 3-4.11.1940 сразу двух крупнейших вспомогательных крейсеров Великобритании: «Лаурентик» (Laurentic) и «Патроклус» (Patroclus).

Огромный двухтрубный «Лаурентик» водоизмещением 18.724 брт до войны был океанским пассажирским лайнером известной судоходной компании «Уайт Стар Лайн», когда-то владевшей знаменитым «Титаником». Лайнер «Лаурентик» был рассчитан на перевозку 1.500 человек, и по своим размерам равнялся крупнейшим военным кораблям - линкорам (длина 183 м, ширина 23 м, осадка 12,4 м). Несмотря на то, что двигательная система лайнера была устаревшей (паровые котлы, которые топились углем), «Лаурентик» давал скорость до 16 узлов (это достаточно высокая скорость для гражданского судна).

С 1927 года лайнер совершал туристические круизы по Атлантике и Средиземноморью. В начале Второй мировой войны «Лаурентик» был реквизирован Королевским Военно-Морским флотом и переоборудован во вспомогательный крейсер: на нем были установлены артиллерийские орудия и приспособления для сброса глубинных бомб. Мне не удалось найти, сколько орудий стояло именно на «Лаурентике», но известно, что в большинстве случаев стандартным вооружением британских вспомогательных крейсеров были 6х6-дм (152-мм) орудий. Для повышения живучести трюмы лайнера заполнили пустыми бочками, которые в случае пробоины должны были помочь крейсеру удержаться на плаву (это у англичан тоже было обычной практикой). Теперь главным делом «Лаурентика» стало сопровождение транспортных судов и борьба с подводными лодками. Командовал вспомогательным крейсером капитан Е.П. Вивиан.

Однотрубный «Патроклус» был несколько меньше Лаурентика» (водоизмещение 11.314 брт, длина 152 м, ширина 19 м, осадка 10,5 м), но тоже являлся одним из крупнейших вспомогательных крейсеров Великобритании. Судно имело нефтяную паротурбинную установку и давало скорость до 15,5 узлов.

С 1923 года этот грузо-пассажирский лайнер перевозил грузы и людей (рассчитан на 155 пассажиров 1-го класса) из Великобритании на Дальний Восток и обратно, а в сентябре 1939 он был мобилизован в Королевский Военно-Морской флот и переоборудован во вспомогательный крейсер по той же схеме, что и «Лаурентик». Командовал «Патроклусом» капитан Г.С. Уинтер, ветеран Ютландского сражения времен Первой мировой войны.

Вот с этими вспомогательными военными кораблями, тоже представлявшими серьезную опасность для подводных лодок, и встретилась U-99 поздним вечером 3 ноября 1940 г в 250 милях западнее побережья Ирландии. И встреча эта произошла из-за того, что в 21.40 U-99, находясь в надводном положении, торпедировала британское транспортное судно «Касанаре» (Casanare) водоизмещением 5.376 брт. Пылающий «купец» медленно погружался под воду, засыпая радиоэфир морзянкой с мольбами о помощи; Кречмер же не уводил подлодку с места атаки, из темноты наблюдая за гибелью пылающего транспортника и дожидаясь, не придет ли кто ему на помощь. Примерно через час после попадания торпеды в «Касанаре» сигнальщики U-99 увидели приближающиеся огни (на втором году войны англичане все еще продолжали ходить с включенным палубным освещением!), а затем различили выплывающий из темноты в освещенный пламенем с «Касанаре» участок моря силуэт приближающегося «Лаурентика». Вспомогательный крейсер «на всех парах» спешил на помощь уже наполовину погрузившемуся транспортнику. Кречмер с дистанции 1500 метров выпустил по хорошо различимому кораблю торпеду, которая в 22.50 поразила «Лаурентик» в районе машинного отделения. Удачное попадание привело к затоплению котельного отсека и поспешному стравливанию машинистами пара из грозящих взорваться паровых котлов, что тут же обездвижило крейсер.

Теперь уже и с борта «Лаурентика» сыпалась морзянка с просьбами о помощи. Кречмер продолжал оставаться на месте, наблюдая за беспомощно застывшим рядом с тонущим «Касанаре» крейсером. Поняв через некоторое время, что «Лаурентик» и не думает погружаться (бочки в трюме делали свое дело), немец выпустил по крейсеру вторую торпеду, которая в 23.28 попала в корабль, но не взорвалась (германские торпеды начала войны отличались отвратительной надежностью). Решив, что он промахнулся, Кречмер выстрелил еще раз. В 23.37 третья торпеда взорвалась в районе носовой трубы, проделав еще одну пробоину в машинном отделении. Однако британские моряки увидели след от этой торпеды, и по нему англичане поняли, откуда по ним стреляет враг. «Лаурентик» открыл артиллерийский огонь в направлении лодки осветительными и фугасными снарядами. Правда, безрезультатно: пламя со все еще не полностью погрузившегося в воду «купца» слепило британских артиллеристов, а U-99 сменила позицию, и темнота вновь надежно скрывала субмарину.

В это время к месту боя подоспел «Патроклус», моряки которого вместо поиска вражеской подлодки застопорили ход и занялись спасением людей со шлюпок почти совсем затонувшего «Касанаре». Это, а также сгустившаяся темнота из-за уменьшившегося огня (горели лишь пока еще возвышавшиеся над водой надстройки «купца»), позволили U-99 сократить дистанцию до новой цели. Приближаясь к «Патроклусу», Кречмер начал его методичный расстрел, выпустив первую торпеду с дистанции 1.200 метров, а последнюю – с 950 метров. Первая торпеда поразила крейсер в районе мостика в 00.02, вторая – в корму в 00.22, третья – опять попала под мостик в 00.44. Из огромных пробоин в море выплыло множество пустых бочек, до того поддерживавших корабль на плаву, и «Патроклус» заметно накренился на правый борт. Чтобы не тратить оставшиеся торпеды, Кречмер приказал добить крейсер артиллерией. Однако 88-мм орудие U-99 успело сделать только 4 выстрела (зафиксировано 2 попадания). «Патроклус» и «Лаурентик», по вспышкам выстрелов обнаружившие врага, и ответили артиллерийским огнем; субмарине пришлось отступить, вновь скрывшись в спасительной темноте. Оттуда, из темноты, U-99 и ударила четвертой торпедой, взорвавшейся под фок-мачтой «Патроклуса» в 01.18. Тем не менее, крейсер продолжал оставаться на плаву, как и «Лаурентик», застывший неподалеку. Чтобы добить англичан, Кречмер приказал команде перезарядить опустевшие торпедные аппараты. Но тут над местом боя загудели моторы гидросамолета «Сандерленд» - опаснейшего противника подводных лодок, вооруженного глубинными бомбами. Пришлось U-99 срочно нырять, и уже на глубине перезаряжать свои торпедные аппараты.

Вновь U-99 всплыла на поверхность через два часа, завершив перезарядку торпед. «Сандерленда» в небе уже не было – он улетел. Загас и огонь – почти выгоревший «Касанаре» наконец-то ушел на дно океана. В результате субмарина смогла, оставаясь во мраке, незамеченной приблизиться к поврежденным крейсерам на 300 метров. Почти в упор, как говорится «с дистанции пистолетного выстрела», Кречмер ударил одной торпедой по «Лаурентику», а потом, сманеврировав, выпустил одну за другой две торпеды в «Патроклус». Промахнуться на такой дистанции по крупным кораблям было просто невозможно. В 04.53 немецкая торпеда рванула в корме «Лаурентика»; от этого взрыва сдетонировало несколько находившихся на корме крейсера глубинных бомб. И «Лаурентик» под аккомпанемент своих продолжающих взрываться бомб стал быстро проваливаться кормой в глубину, затонув буквально за несколько минут. В борт «Патроклуса» торпеда врезалась в 05.16, проломив взрывом носовой трюм, а в 05.25 вторая торпеда попала точно в центр машинного отделения. Эти взрывы добили крейсер. «Патроклус» переломился пополам; кормовая часть быстро затонула, но нос еще какое-то время продолжал держаться на поверхности. Однако Кречмер не стал дожидаться его погружения: по волнам начали шарить прожекторные лучи, а темноту прорезали осветительные снаряды – к месту боя спешили британские противолодочные корабли. Поэтому U-99 на полной скорости покинула опасный район, предоставив прибывшим к месту катастрофы эсминцам «Хесперус» и «Бигл» возможность беспрепятственно спасать людей, которые зябли в шлюпках и барахтались в ледяной воде. Всего было спасено 630 человек из 735, находившихся на кораблях; погибли 49 моряков с «Лаурентика» и 56 – с «Патроклуса» (в том числе и капитан «Патроклуса» Г.С. Уинтер). По морякам с транспортника «Касанаре» нигде никакие цифры не приводятся – похоже, им всем «не повезло»...

Через месяц после описанного  успеха, 2.12.1940, подлодка U-99 нанесла еще один весьма ощутимый удар по Королевскому Военно-Морскому Флоту, атаковав второй по тоннажу и размерам после «Лаурентика» вспомогательный корабль британцев – крейсер «Форфар» (Forfar).

Двухтрубный «Форфар» до призыва на военную службу был океанским пассажирским лайнером «Монтроз» (Montrose). Лайнер с 1920 года принадлежал Канадской Тихоокеанской пароходной кампании, но приписан был к лондонскому порту. Он являлся очень внушительным судном, по тоннажу и размерам занимавшим промежуточное положение между «Лаурентиком» и «Патроклусом» (16.402 брт, длина 167 м, ширина – 21,5 м, осадка 11,5 м). Лайнер был скоростным – давал до 17 узлов.

Сразу после начала Второй мировой войны находившийся как раз в Лондоне «Монтроз» был реквизирован британским правительством и передан Королевскому ВМФ. Лайнер переоборудовали во вспомогательный крейсер путем установки на нем орудий и приспособлений для сброса глубинных бомб. По этому кораблю точно известно, что на нем стояло 8х6-дм (152-мм) орудий и 2х3-дм (76,2-мм) зенитки. С ноября 1939 свежеиспеченный вспомогательный крейсер под новым названием «Форфар» занялся охранением транспортных судов Великобритании в Северной Атлантике. Командовал кораблем капитан Н.А. Харди.

В ночь с 1 на 2 декабря 1940 года крейсер «Форфар» менял диспозицию: завершив сопровождение конвоя НХ-90, он спешил занять свое место в новом конвое ОВ-251, когда примерно в 500 милях от западного побережья Ирландии крейсер обнаружила по горящим ходовым огням команда шедшей в надводном положении подлодки Кречмера. (Примечание: как жестоко ни учили немцы англичан воевать, какие бы потери им не наносили, британцы упрямо продолжали выдавать местоположение своих кораблей и судов включенной по ночам бортовой иллюминацией!).

Пользуясь для скрытности темнотой и сильным волнением (в ту ночь штормило), U-99 начала преследование противника, незаметно для него постепенно сокращая дистанцию. Сблизившись за несколько часов с не подозревавшим о преследовании «Форфаром» до 0,5 мили, Кречмер выпустил по крейсеру торпеду, которая в 5.46 утра поразила экс-лайнер. Правда, взрыва торпеды подводники не видели: сразу после выстрела сигнальщик обнаружил неподалеку ходовые огни, а акустик доложил, что слышит приближающийся шум винтов эсминца (конвой, к которому спешил «Форфар», был уже рядом). Лодка тут же ушла под воду, и звук взрыва торпеды дошел до нее уже на глубине. После того, как шум винтов эсминца удалился, U-99 вновь всплыла в надводное положение, и обнаружила качающийся без хода на штормовых волнах «Форфар», на котором только теперь начинали тушить ходовые огни! Приближался рассвет, рядом явно шныряли эсминцы противника, и Кречмер не стал тянуть с уничтожением крейсера. Помня, что британцы увеличивают живучесть своих «вспомогачей», набивая их трюмы пустыми бочками (что немцы воочию видели во время затянувшегося уничтожения «Лаурентика» и «Патроклуса»), Кречмер не стал жалеть на врага торпед. Двинув свою U-99 на сближение с «Форфаром», он методично, с перерывом в несколько минут, посылал в противника торпеду за торпедой, пока носовые аппараты не опустели. Моряки дрейфующего крейсера тоже увидели подлодку, и открыли по ней артиллерийский огонь осветительными и фугасными снарядами.

Несмотря на темноту, штормовые волны и падающие вокруг лодки снаряды, Кречмер ни разу не промахнулся. Все четыре выпущенных им «угря» (жаргонное прозвище торпед у немецких моряков) попали в цель! Первая взорвалась в 06.39; затем последовали взрывы в 06.43, 06.50 и 06.57. После этого Кречмер решил, что пяти попаданий для уничтожения крейсера все же достаточно. Пора было уклониться от летящих в субмарину с «Форфара» снарядов и скрываться от суетящихся где-то неподалеку эсминцев противника (акустик докладывал о многочисленных шумах винтов, а радист – о сыпавшейся с «Форфара» морзянке, в которой вместо SOS звучало SSS – сигнал о нападении подводной лодки). Кречмер дал команду на срочное погружение, и U-99 исчезла под волнами. Покидая в подводном положении район атаки, немцы и на глубине слышали скрежет металла и частые взрывы. Это две попавшие подряд в одно место торпеды переломили «Форфар» напополам, и теперь обе половины быстро уходили под воду, а на корме гибнущего корабля рвались имевшиеся на крейсере глубинные бомбы…Как известно, при достижения определенной глубины глубинные бомбы взрывались.

Вскоре после погружения U-99 на месте потопления «Форфара» появились эсминцы: британские «Виконт», «Дансли» и канадский «Сен Лоран». Но им удалось спасти всего 21 моряка из 193 членов экипажа крейсера; 172 человека (включая командира) погибли.

Потопление вспомогательного крейсера «Форфар» довело число уничтоженных Кречмером боевых кораблей Великобритании до четырех: 3 вспомогательных крейсера общим водоизмещением 46.440 брт и 1 эсминец на 1.375 тонн. Такой результат вывел Кречмера на первое место по потопленному боевому тоннажу в списке немецких подводных асов, а среди подлодок – на такое же место и его лодку U-99 (даже без учета потопленного Кречмером во время службы на U-23 эсминца). Этот рекорд никто так и не смог побить даже в последующие годы войны. Так что неудивительно, что именно Кречмер первым в германском флоте был награжден новой, более высокой степенью Рыцарского креста – Мечами. Причем награждение это состоялось «заочно»: когда Гитлером были утверждены Мечи к Рыцарскому кресту (21.06.1941), Кречмер уже давно находился в плену в Великобритании. А в плен германский подводный ас попал 17.03.1941…

В тот последний мартовский поход Отто Кречмер отправился с новыми, более широкими нашивками на рукавах: офицеру было присвоено звание корветтен-капитан (капитан 3-го ранга). Буквально за две недели плавания его U-99 потопила еще 7 судов и 1 повредила; причем 5 целей Кречмер поразил за один день - 16 марта. Израсходовав все торпеды, субмарина взяла курс на свою базу в Сен-Назере, но 17 марта лодка была обнаружена британским противолодочным отрядом, которым руководил коммандер Д. Макинтайр. Тот самый Дональд Макинтайр, который месяц назад спасал на своем «Хесперусе» экипажи «Лаурентика» и «Патроклуса», а теперь совершал свой первый рейд на новом эсминце «Уокер» (Walker), оборудованном гидролокатором ASDIC для поиска идущих на глубине подлодок.

Именно новейший, еще секретный ASDIC и помог Макинтайру отомстить Кречмеру за гибель трех лайнеров-крейсеров. Уход на большую глубину и уклонение в сторону, всегда помогавшие U-99 «сбросить противника с хвоста», в этот раз не помогли: гидролокатор «Уокера» точно указал местонахождение и глубину погружения субмарины. Британский эсминец настиг подлодку и забросал ее глубинными бомбами. U-99 получила тяжелейшие повреждения, из-за которых провалилась на запредельную, аварийную глубину. В корпусе появилась течь и, чтобы лодку не разорвало глубинным давлением, Кречмер был вынужден дать команду на всплытие, которое из-за поломок оборудования уже не смог остановить на перископной глубине. Когда же субмарина, словно пробка из бутылки, выскочила на поверхность, на нее обрушились снаряды из пушек «Уокера» и «Вэнока». Получая пробоину за пробоиной, U-99 не могла даже двинуться: взрывами глубинных бомб погнуло валы и сорвало гребные винты… Стало ясно, что избитая субмарина исчерпала все возможности к сопротивлению. И тогда Кречмер отдал последний приказ: затопить корабль, а команде – спасаться.

Почти весь экипаж (41 человек из 44) был извлечен англичанами из воды и взят в плен. До самого конца войны Кречмер и его матросы находились в лагере для военнопленных. Тем не менее, 26.12.1941 Гитлер представил отсутствующего Отто Кречмера к награждению новым орденом: Рыцарским крестом с Мечами. Кречмер стал первым моряком Германии, удостоенным Мечей. Эта еще редкая тогда награда, имевшая №5, дипломатическими путями была передана англичанам, и комендант лагеря военнопленных вручил ее Кречмеру. Интересно, что хотя Кречмер выбыл из состава Кригсмарине, а течение войны приносило немцам все больше проблем, германское командование не забывало о своем рекордсмене: 1 сентября 1944 (!) года находившемуся в плену моряку было присвоено очередное звание фрегаттен-капитана (капитана 2-го ранга)…

Всего за 19 месяцев участия в военных действий Кречмер совершил 16 боевых походов и провел в море 230 дней; командуя последовательно двумя подлодками, он уничтожил 46 целей и захватил 1 судно. Из них было потоплено: 42 транспортных судна (224.467 брт), 3 вспомогательных крейсера (46.440 брт) и 1 эсминец (1.375 т); захваченное в плен судно имело тоннаж 2.136 брт. Кроме того, Кречмером было повреждено 5 судов (37.965 брт). Это – самый высокий результат среди командиров немецких подводных лодок. Правда, достигнут он был в период так называемого «Золотого времечка», - большинство транспортов Кречмер потопил тогда, когда англичане еще не наладили конвойную проводку судов. А как только англичане разработали тактику противолодочной обороны, Кречмер тут же оказался в плену. И он еще легко отделался: с 1941 г результативность немецких подводных лодок резко упала, а вот потери начали стремительно расти…

Подлодка U-99, на которой немецкий подводный ас одержал большинство своих побед, тоже считалась в германском флоте рекордсменкой. За 11 месяцев нахождения в строю Кригсмарине она совершила 8 боевых походов и уничтожила 38 целей. Потопила: 35 транспортных судов суммарным водоизмещением 198.218 брт, и 3 военных корабля (вспомогательных крейсеров) суммарным водоизмещением 46.440 брт. В ряде изданий проведено сложение тоннажа транспортников и «вспомогачей» (бывших гражданских пассажирских лайнеров), так как в обоих случаях он измеряется брутто-тоннами. В результате получается 244.658 брт, из-за чего авторы данных исследований приписывают подлодке U-99 третье место в Кригсмарине по потопленному тоннажу. Однако такое сложение не правомерно: ведь вспомогательные крейсера не занимались перевозкой грузов; их задачей было охранение транспортов и борьба с подводными лодками. И так как все три потопленных U-99 вспомогательных крейсера являлись не грузовыми, а чисто боевыми единицами, то третье место по уничтоженному транспортному тоннажу на самом деле принадлежит U-103. А U-99 достается первое место по потопленному боевому тоннажу, так как все три лайнера были гигантскими судами, по размерам близкими к линкорам.


Рецензии