Посланник богов. Начало

Старый Ратмир посиживал на резной лавочке во дворе терема. Последние летние денечки принесли с собой долгожданную прохладу. Все устали от жары, даже птицы начинали петь только в вечерних сумерках. Редкие дождики не могли одолеть засуху на немногочисленных полях и новых вырубках. Холопы готовились к голодной зиме, вся надежда была только на князь-воеводу.

А он, прищурив глаза, смотрел на мелькающую на подворье челядь, был спокоен. Амбары были полны еще прошлогодним зерном, да и торговые караваны, отправленные к дальним и ближним соседям, должны были вернуться с дополнительным провиантом.

Жизнь научила воеводу заботе о своих подопечных. Не зря еще дед его говорил: "Когда твои холопы и дружина сыты и довольны, то и князь в почете и богатстве!"

Хозяйство у Ратмира большое и богатое. Княжий терем на берегу Ладоги, три десятка деревень на обширной территории. Старшая дружина небольшая, всего сотня гридней. Но при ней еще школа младшей дружины, где обучали воинскому делу наиболее одаренных ребятишек с семи лет. Кроме того, в каждой из деревень был староста из вышедших на покой дружинников, да при них свои дружины из 20-30 воев. При необходимости собиралось довольно приличное войско. Мало кто рисковал вторгнуться во владения князь-воеводы.

В обширных лесах водилось много зверья, в глубоких озерах рыба ходила косяками. Торговые ладьи ходили не только по окрестным соседям, добирались до корелов, эстов, финнов, но и выходили в открытое море и добирались вплоть до Рима. Ходили они только караванами и в сопровождении дружинников, каждый из которых стоил нескольких воев из чужих краев. Таков уж был уровень подготовки в детской дружине.

Торговали, да что греха таить, если видели, что встречные суда слабы, то и грабили. Брали все самое ценное. Что делать, жизнь сама диктовала условия. Бывало, что и на них нападали, но такие случаи Ратмир не спускал. Большая дружина искала обидчиков и наказывала их. Поэтому мало было смельчаков обидеть ладьи, плывущие под княжеским стягом.

Сильное княжество создал Ратмир. Сейчас он уже не ходил в походы с воями, как-никак восьмой десяток пошел. Дружины водили два его сына, да пятеро взрослых внуков.

Старик прикрыл глаза. А ведь все началось с наказа бога Велеса, да одного единственного грошика, честно заработанного в кулачной драке на ярмарке в Белоозере.

------

- Мамо, отпусти меня в город! Что мне делать в этой деревне, хочу людей посмотреть, да себя показать! - высоченный юноша стоял на коленях перед дородной женщиной, нервно теребящей засаленный передник.

- Как же вырос мой сын! Всего пятнадцать лет, а уже мужчина, сильный и удачливый! Быстро время летит, не удержать мне его возле себя. Видно отцовская кровь сказывается! - думала она, с трудом сдерживая подступившие слезы.

- Мамо, на последней охоте сам бог Велес показался. Вышел из густой чащобы в сопровождении огромного медведя, дал наказ, чтобы я отправился в большой мир, там ждут меня великие дела, там мое предназначение.

Мать смотрела на сына, ее сердце разрывалось на части, но поделать ничего не могла. Знала, что так и будет. Четырнадцать лет назад в эту, забытую богами деревеньку , ее с годовалым ребенком на руках привезли на скрипучей телеге. Сопровождал молодуху пожилой однорукий гридень в полной амуниции на боевом коне. Стал он для молодой матери и отцом, и защитой, и добытчиком, и кормильцем. А как только малец дорос до пятилетнего возраста, то дедом и воспитателем для него.

Начинали с малого. С общего физического развития и деревянных палок. Каждое утро начиналось с пробежек по окрестным лесам, потом тренировки на ловкость, владение любым подручным материалом для защиты и нападения. Когда парнишка подрос, в ход пошли и мечи, копья, стрельба из лука. Любимыми развлечениями для старого наставника и его ученика были охота и рыбалка.

Своего первого медведя Ратмир вместе со дедом добыл в тринадцать лет, а в четырнадцать уже ходил с рогатиной и длинным кинжалом в одиночку. Ловок стал и силен. Никто из местных мужиков не мог выстоять против парня ни в борьбе, ни в кулачном бою.

Старый вой научил своего подопечного всему, что знал сам. Да и ученик давно превзошел своего наставника в воинских науках. Видно было, отец его из рода, воспитавшего не одно поколение воинов.

Только, кто его отец, мать так и не призналась. Сама-то она забеременела, когда числилась в дворовых девках на подворье белоозерского князя Трувора. Местные бабы поговаривали, что это он осчастливил молодуху, а потом отослал ее подальше. Не хотел, видно, ссоры с законной супругой. Но тайна рождения так и осталась тайной для Ратмира.

Парень чувствовал, что тесно и душно ему становится в местных лесах. Хотелось приключений и славы, но не решался сказать об этом матери и деду. И только когда из леса показался всемогущий бог Велес в сопровождении вставшего на задние лапы огромного медведя и благославил молодого воина на выход в большой мир, Ратмир завел разговор с дедом и матушкой.

- Да отпусти ты его, Сладислава! Знала же, когда рожала, что так и будет! - старый воин сидел у окна, строгал острым ножом деревяшку, зажатую между ног.

Женщина вздохнула, кончиком платка вытерла слезу, тоненьким ручейком стекавшую по щеке.

- Сын мой, раз сам Велес у тебя в покровителях, то как я, простая женщина, могу противиться его воле. Сейчас соберу тебе торбу в дорогу и счастливого пути.

На следующее утро с торбой, в которой лежала запасная смена нижнего белья - порты да рубаха, кусок запеченной лосятины и две краюхи хлеба, с легким охотничьим луком, с большим тесаком в кожаных ножнах у пояса Ратмир отправился в путь.


Рецензии