Прозопагнозия

ПРОЗОПАГНОЗИЯ.
Автор произведения - АЛЕКСАНДРА РУДЭН. ( Раннее - Полевая АЛЛА Владимировна) 04.07.47. Г. ТЮМЕНЬ. 2014 г.

В каждом поколении есть свои детские игры. Те игры на которых ребенок вырос, они формировали характер, дети находили в играх единомышленников и порой не было крепче детской дружбы в будущем времени, чем дружба в возрасте. У Егора, героя моего рассказа, как и у его друзей были все игры связанные с водой. Дети катались по реке в корытах для стирки белья, тазиках, на бревне, в лоханках, катались на том, где можно сидеть и держать равновесие за счет своего тела, погоняя свой «корабль» веслом, которое они сами сделали из фанеры, или из легкой доски, годился и штакетник, вырванный из  забора, далеко от своего дома, у какого – то одинокого старика или старушки, проказники имели сто процентную гарантию, что те их не догонят. Дети прыгали с моста, плавали на первенство, играли в мяч в воде, делясь на две команды, перебрасывая его из рук в руки. Чаще бывало, что мяч, закинутый детской рукой, уплывал по течению реки. Они загорали на песке, приклеивая лист клена к своей спине или к животу и к вечеру, под листом было светлое пятно, напоминающий контуры листа. На песке берега они играли в футбол, обедали печенной картошкой из костра и то кушали, что кто - то  принесет овощи из своего  маленького огорода и фрукты из маленького сада. В летние месяцы года, только под вечер дети возвращались домой.  Компания их была разновозрастной и старшие держали опеку над малышами. В какой – то день у Егора оборвались все планы и желания. Он слегка заболел. До сих пор люди не знают, как лечить его заболевание. Можно ли назвать это состояние памяти болезнью, так как бывают моменты, что и мы, взрослые кого – то не помним или даем себе установку в мозг, забыть. Кто – то умело скрывает или попал в глубокую депрессию из - за того, что у него слепота на лица, поэтому я пишу о Егоре, который приловчился жить с этой болезнью. Но, сначала вернемся к его детству. 
 … Егорка схватил корыто и помчался на реку, чтобы поплавать на нем, как на лодке. Бабушка вслед ему кричала:
- Вернись домой, короед, я тебе уши намылю. Егорка, оставь корыто, мне нужно постирать ваше белье.
- Потом, вечером постираешь, - кричал издалека Егорка и мчался во весь дух к друзьям.
Гурьба ребят стояла у реки, ждала его.
- Повезло тебе, Егорка, все – таки утащил корыто. А моя бабушка его подвесила к стенке в сенях. Теперь, мне его уже не достать.
- А, стул для чего? – спросил Валера.
- Чтобы сидеть, - ответил Миша.
- Даже обезьяна знает, чтобы достать банан, который весит высоко нужно под лапы что – то подставить, - сказал Валера.
- Я не догадался.
- Кулема. Не переживай, я тебе дам поплавать на своем корыте, - успокоил Мишу Егор.
- Мне дашь?
- И мне…
- Все покатаются. Бери первым Мишаня мое корыто, а я с моста попрыгаю.
 Мост был старым и никто там уже не ездил и не ходил, так как один пролет был совсем снесен водой. Какой год собиралась местная власть снести его прочь.  Деньги, выданные на разборку моста, куда - то переходили и где – то оседали на более весомые нужды для города. Родители запрещали ребятам ходить к мосту, так как он медленно разрушался. Через метров пятьсот по реке функционировал новый железобетонный мост.
- Паршивец, - кричала чья – то мать, вслед ребенку. – Если разобьешься на деревянном мосту, то домой не приходи.
Но, мальчишкам, что было запрещено, то было интересно узнать  в подробностях, в связи с чем идет запрет.
- Айда на мост.
- Раз, два, три. Прыгаем.
Они вынырнули из воды и поплыли к берегу.
Валерий, самый старший из ребят, ему было пятнадцать лет, подсчитал прыгающих и выплывших на берег.
- Раз, два, три… шесть, семь. Все вынырнули. Малые, не лезьте больше на мост. Кто со мной ещё раз пригнет? – спросил он.
Егорка поднялся с песка и полез на мост.
Ребята стояли у кромки воды и кричали  считалку вместе с Егором и Валерием.
- Раз, два, три. Прыгайте.
Ребята пригнули. Егор ударился об столб головой, когда поднимался из воды. В глазах его потемнело, но он машинально работал руками и ногами, барахтаясь в реке.  Вынырнул, глотнул воздух. Немного прояснилось в его глазах. Стоячий столб в воде был рядом, и он уцепился за него крепко руками и ногами.
- Плыви, - кричали дети с берега.
- Не могу, - кричал он в ответ.
Двое ребят поплыли к нему.
- Отцепи руки. Ложись на спину, мы тебя докатим до берега.
Егор лег на спину и набрав воздух в рот, расслабился. Ребята плыли по воде рядом с ним.
- Работай ногами, - приказал ему Семен.
 Егор плыл к берегу и был уже уверен в себе, что он доплывет. Он выполз из воды и лег на песок. Ребята окружили его.
- Ну, что случилось под водой?
- Столб сгнивший упал наискосок, хорошо, что я не шлепнулся на него головой, когда летел в воду.
Кто – то спросил:
- А, где Валера?
- Он не выплыл.
- Может быть, выплыл и посмеивается над нами, сидя в кустах.
- Нет, он не вынырнул. Мишаня, посмотри, возле других столбов, нет ли там Валеры.
- Зачем? – спросил Мишаня, сидя в корыте, погоняя его по воде детской лопаткой для снега.
- Валера не выплыл, кажется он утонул.
 Мишаня вскрикнул и стал сильно грести по воде, направляя корыто к берегу. Деревянная лопатка выскользнула у него из рук и поплыла по течению. Он хотел перехватить ее, наклонился и бултыхнулся в воду.  Миша поплыл к берегу, а лопатка и корыто плыло по течению.
Дети немыми стояли на берегу, всматриваясь в воду около столбов.
- Что делать будем?
- Ничего, меня отец заругает, когда узнает, что я снова тут был.
- Заругает? Побежали ребята к маме Валерия, пусть они его ищут. Ты как, Егорша?
- Ничего не соображаю, даже плакать не могу. А, Валера? Голова у меня кружиться.
- Ты полежи, мы…
- Нет, я пойду домой. Бабушку обрадую, ее корыто уплыло по реке, значит то, что она стирать не будет вечером.
Валера утонул и тело его прибило к болотам, ребята были напуганы и некоторое время на речку не ходили.
Егор больше времени проводил в своем дворе. К нему приходили друзья, они рыли землянку в саду и были заняты проблемой, где достать доски, чтобы сделать настил.
Большие дома подступали к частным домам.  Их сносили и вырастал новый квартал с высотками. Многие ребята с родителями переехали жить в другие районы города.
Егор уже собирался идти в первый класс и мама его водила по врачам, чтобы получить заключение о том, что сын ее здоров и может начать обучение в школе. Офтальмолог сказал:
- Мамаша, а у вашего сына зрение в правом глазу - нуль.
- Как это? Два года назад его проверяли в садике, сто процентов зрение было.
- Да? Травма была? - спросила врач.
- Нет, - ответил Егор.
- Не было, никто по голове его не бил. Год назад он прыгал с моста в воду. Зашиб щеку и правый висок. Синяк был огромный.
- К врачу обращались?
- Нет. Полежал он сутки дома, потому, что наш сосед утонул. Не до врача было. Такой хороший мальчик был. Мне кажется, что Егор сильно изменился после смерти Валеры.
- Висок, говорите, что же вы мамаша к врачам не обратились. Возможно, зрение у него упало на этот глаз после удара. Обо что ударился?
- О падающий столб в воде.
 - Советую Вам обратиться к невропатологу.
Невропатолог везде потыкал его иголочкой и вынес вердикт.
- Ничего не нахожу. Здоров.
- Ну и ладно. Да, а почему он на один глаз плохо видит? – спросила Полина, мама Егора.
- Это к другому врачу.
 Они вернулись в кабинет офтальмолога.
- Ничем не могу помочь, чтобы восстановиться зрение. Слава Богу, левый глаз видит на сто процентов. Можете осваивать школу.
 Потом все забыли о потери зрения на один глаз у Егора. Учился он хорошо, даже лучше всех и никто не вспоминал о том, что когда – то у него была травма. В начале второго класса в выходной день Егор помогал маме на сельскохозяйственной выставке, которая проходила в центральном парке, вернее он ходил за нею «хвостиком».  Все районы привозили свое достижения в выращивания овощей и фруктов.
Мама контролировала от администрации то, чтобы не начинали колхозники продавать продукцию раньше положенного времени. До двенадцати часов была выставка, а после обеда, их павильоны превращались в магазины. Егор ходил следом за мамой, везя за собой детскую коляску, в которую они собирались положить купленные овощи и фрукты, приобретенные по дешевой цене. Сзади на Егора кто – то налетел. Он повернулся. Перед ним стоял незнакомый мальчик в матроске.
- Егорша, ты что меня не узнал?
Егор замялся и не мог вспомнить, где он видел этого мальчика.
 Кто – то закричал рядом:
- Полина, как вы живете?
- Почему – то ваш и соседа дома обошли, дальше улица из высоких домов потянулась.
- Потому, что на нашем месте будут строить спортивный комплекс. А, как вам живется в благоустроенной квартире?
- Эйфория прошла, а теперь скучаем все за садом. Егор, как вырос.
- Да и Миша твой не стоит на месте. Даже, Егор его не узнал.
- Мишаня, - прошептал Егор.
- Что?
- Почему не приходишь в гости ко мне?
- Родители меня заругают. Все помнят о том месте, где утонул Валера. Ну давай, еще увидимся.
Когда Мишаня с мамой отошли от них, Егор сказал маме.
- Я Мишку не узнал. Какой – то он чужой стал. Как будто я стою на улице, а он рядом со мной, но не рядом.
- Ничего не пойму, что ты сказал. Еще один павильон остался нам проверить. А потом, покушаем в кафе и купим за копейки груши, огурцы корнишоны и арбузы.
- Груши, это хорошо, наши груши в саду уже не родят.
- Саду более ста лет, - ответила мама.
Егор стал понимать в пятом классе, что он не узнает своих учителей, когда их встречал в городе и по этой причине у него были с ними неприятные собеседования.
- Виторган, я понимаю, что ты учишься хорошо, но ты не знаешь все на отлично, и я всегда смогу перевести четверку на тройку, если ты перестанешь меня уважать, - говорила учительница литературы, Эльвира Ивановна.
- Простите меня за то, что я вас не узнал. Вы всегда в школе в коричневом платье, а в городе вы были в брюках, как мужчина.
- Еще одно оскорбление. Брюки носят и женщины.
- Ну да. Простите.
Эльвира Ивановна сказала маме Егора на собрании.
- Полина, Егор учится хорошо, но не уважает нас, учителей.
Полина смотрела на учительницу и не знала по какой причине, та, ругает ее сына.
- Да, да он не здоровается, когда мы встречаемся в городе в выходные дни.
Полина приходила домой и говорила сыну.
- Егор, почему такое неуважения к старшим себя по возрасту. Снова с Эльвирой Ивановной не поздоровался. Почему?
- Она меняет одежды. Как ее узнать. Очки темные надевает, как ее узнать? Ходила бы в коричневому платье, я бы везде ее узнавал.
- Ну и шутник ты. Она же женщина и хочет после работы хорошо выглядеть.
Полина жаловалась подругам: «Хорошо учиться, но почему – то не узнает учителей после уроков. Может быть, еще кого – то он не узнает, но те, не жалуются на него». «Молодец, хорошая отмазка – не узнавать. Я тоже не любила учителей и почему я такое не придумала, не узнавать, чтобы насолить им», - говорила подруга Полине, смеясь.
Егор привык к своему положению, вернее сказать, что он не задумывался над тем, что тех, которых он видит часто, например - родных, он знал и любил их. А тех ребят, с которыми он знакомился в период своей жизни, он не узнавал, так как не нуждался в них или по какой - то другой причине. По какой причине - об этом он не хотел думать. И тем, приходилось ему говорить.
- Егор, да ты, что? Нас знакомила Саша, одноклассница твоя.
- Прости, я не узнал. Помню… - Говорил он и вспоминал факт знакомства.  Подрастая, он задумался над тем, что ему было не уютно от того, что ему приходиться ловчить и ждать, пока незнакомый парень, сделает ему наводку на события, где их свела судьба.
В старших классах «не узнавание» стало мучить его, и поэтому он стал замкнутым человеком, больше времени он уделял внимание чтению книг и усердно готовился к ответам по предметам в школе.
Полина видела, что – то волнует сына и она допытывалась его причину, волноваться.
- Егор, что с тобой? У тебя девочки нет, я волнуюсь. В твоем возрасте все уже влюбляются.
- Все нормально.  Не пришла пора…
- Снова будешь мне говорить, что не узнаешь тех людей с которыми ты раз – два раза виделся в своей жизни. Не задумывайся, все нормально у тебя, сынок.
В одиннадцатом классе, он как – то по - другому стал относиться к однокласснице Кате. Вдруг, она ему показалась самой красивой девочкой в мире.  Его волновало все у нее. Глаза ее, тугая черная коса, ее невысокий рост и милая улыбка. Он не знал, как ему ей об этом сказать, что он влюблен в нею. Но, Катя сама ему призналась в том, что думает о нем ежедневно. Он ответил ей на ее чувства, поцеловав ее в щеку, когда они остались одни в классе. С тех пор они стали неразлучными. Это насторожило Эльвиру Ивановну, классного руководителя и она позвонила маме Кати.
- Он хороший парень, учиться хорошо. Но, это гордыня, он игнорирует хорошее отношение к себе. Он, однажды вашу наивную Катю сделает несчастной.
Мама Кати всполошилась и поговорила с дочерью. На, что дочь ей ответила.
- Мы влюблены. Не вмешивайтесь в наши отношения. Мама, замуж я еще не выхожу, не переживай. Егор не принесет мне печаль. Все нормально.
Катя и Егор закончили школу и Катя поступила в Москве, а Егор остался в родном городе и тоже поступил в институт. На каникулы приезжала Катя. Он не видел ее около года и не узнал, когда зашел за ней, чтобы погулять около реки на набережной. У Кати была стрижка вместо косы и одета она была в легкий короткий сарафан.
Она спросила его.
- Егор, что с тобой? Это я - Катя. Ты, что меня не узнал?
- Нет косы.
- Я все та же и черты лица у меня те же.
- Да, ты какая - то другая. Не узнал бы на улице. Хорошо, что я зашел за тобой, привязав твой облик к твоей квартире.
- Хватит шутить, могу обидеться.
- Здравствуй, Катя, все такая же красивая как была в школе.
- Шутник. Я сейчас выйду, посиди на лавочке.
 Об этом странном разговоре о том, что он ее облик привязал к дверям её квартиры они забыли и все дни проводили вместе. Они решили пожениться и об этом Катя сообщила маме.
- И будете жить в разных городах?  Осталось два года до окончания института. Подождите.
- Хорошо. Жить отдельно и встречаться по праздникам я не хочу. Ты права, мама, - ответила ей Катя.
 Следующего года летом Катя приехала на каникулы и просила Егора по телефону, чтобы он ее встретил на вокзале.
Он приехал на вокзал с букетом роз. Кто – то его окликнул. Перед ним стояла яркая девушка.
- Егор, Катю встречаешь?
- Да, - он смотрел на девушку, которая была похожа на фотомодель. – Как дела?
- Поняла, ты меня не узнал. Меня многие не узнают. Я Люда, в параллельном классе училась, - пошутила девушка.
- Привет, Люда. Ты изменилась.
- Егор…
- Ты - Роза, боже, как ты изменилась.
- Наконец – то ты узнал меня.
Мимо них прошла красивая девушка, на очень высоких каблуках. Она уходила и Егору показалась то, что он где – то видел эту красавицу.
- Алло, Егор? Ты придуриваешься? Скажи, как ты меня узнал? Мама моя меня не узнает, а ты узнал.
- По родимом пятне на щеке.
Они засмеялись и долго шутили, вспоминали школу.
- О, прости. Мне нужно встретить поезд из Москвы.
- Да? Ты удивительный человек. Поезд ту-ту, уже ушел пять минут назад дальше.
- А, где же Катя?
- Егор, я стала красивой?
- Очень. В школе тебя называли глистой за твой высокий рост, а сейчас ты - супер.
- Да, я замуж вышла удачно и почти круглый год живу на мировых курортах.
- Повезло тебе, а где же Катя?
  Катя рыдала, уткнувшись в колени мамы.
- Я прошла мимо, и он даже не поздоровался. Стоял с цветами с Розкой, с этой шалавой. Ну, помнишь Розу из параллельного  класса. Эльвира Ивановна была права, он сломал мне жизнь.
- Уезжай доченька в Москву. Ты говорила, что местный парень к тебе не равнодушен. Создавай семью. Такую красавицу он игнорировал. Представляешь, что будет, если вы будете вместе жить. Думала поругать тебя в прошлом году, за отрезанную косу, да Бог с ней. Ты зашла, а я думала, что ты с подружкой приехала. Такую красавицу он не заметил. Не переживай так.
- Завтра уеду, не хочу слушать его оправдания.
На протяжении года Катя не отвечала на телефонные звонки и не отвечала на письма Егора. На летние каникулы она не приехала домой. Егор решил поговорить с мамой Кати.
- Что произошло? Катя не хочет со мной общаться...
- Ах, Егор, юношеская любовь всегда не крепкая. Катя замуж вышла.
- Замуж? Почему?
На стене у мамы Кати висела фото двух молодых людей. Девушка была с большой челкой и парень, высокий и худой рядом с ней.
Мама Кати перехватила его взгляд и радостно воскликнула:
 - Это ее муж.
- А, девушка кто?
- Как кто, Катя. Она так похорошела и изменилась. Хорошо, что косу отрезала в прошлом году, а то на школьницу была похожа, а сейчас – дама.
Егор подошел к фото и вспомнил молодую девушку, которая проходила мимо него на вокзале, когда он разговаривал с Розой.
- Вот оно, что? Я ее не узнал. А самой подойти к нам, что ей помешало?
- О чем ты?
- Уже, ни о чем. Прощайте.
Егор вернулся домой. Отец спросил его:
- Узнал?
- Узнал, Катя замуж вышла.
- Значит – не любила тебя.
- Она дура, приревновала меня к Розе, однокласснице. А я стоял с ней, и ни о чем мы трепались. Надо ей подумать было, если цветы у меня в руках, а не у Розы, значит не для нее они предназначены были.
- Что делать будешь?
- Забуду. Переведу ее в графу незнакомых людей.
- Как это?
 - Тебе это не понять, отец, - сказал Егор и пошел в свою комнату.
- Поля, сходи к сыну. Я его не понимаю. Любимая девушка ушла, а он говорит, «Забуду ее». Напиться нужно ему до чертиков, это было правильно, или утопиться. Господи, прости меня, что такую ересь сказал. Валерку вспомнил. Царство ему небесное.
- Сколько раз просила я тебя, не вспоминать о Валере. Тогда об этот столб мог удариться головой и Егор, мог бы и утонуть.  Морошки по спине от этого бегают, - огрызнулась Поля мужу.
 Поля решила выждать время, чтобы поговорить с сыном. Все что – то мешало. Вовремя не поговорила она с ним, а позже он ничего не хотел слышать о Кате.
После окончания института Егор сказал маме:
- Пора и здоровьем заняться.
- Что с тобой сын? Ты болеешь?
- Здоров в теле, как никогда.  Нужно понять, почему я забываю людей.
Я и Катю забыл и теперь навряд ли узнаю ее.
- Шутишь?
- Помнишь, пропал в Чечне папин племянник. Год его не было и я привык к той мысли, что он умер, раз умер, то и мой мозг решил его вычеркнуть.
- Славу Богу вернулся он из плена и вы с ним общаетесь.
- Да, общаемся, знаю, что он мне двоюродный брат, знаю, что должен помнить его лицо, а встретил его подстриженным и в спортивном костюме и сразу не узнал. Если бы он не заговорил, то я бы даже не поздоровался с ним.
- Так бывает сынок, если человек очень устал.
- Отчего я устал?
- Пошли в твою комнату, поговорим. Я твоя мама и мы должны быть предельно откровенны между собой.    Так надо сынок, чтобы знать к какому врачу сходить. Я сама пойду и поговорю и если я найду понимающего, то ты тогда сам пойдешь к нему.  Договорились? Давай запишем наш разговор на магнитофон, чтобы врач мог понять, что происходит с тобой. А то они на пациента, только двадцать минут отводят.
- Хорошо, ты пожизненная моя разведка. Вроде все нормально, всех людей в отделе узнаю. А в городе, если они обратятся ко мне, я узнаю. Не скажут они мне слова, я прохожу мимо. Вот что я понял мама, началось у меня с тех пор, когда я вынырнул из воды, а Валерка утонул. Помню , как вместо светлого солнца наступил розовый туман и берег был далеко и пасмурный какой - то. Помню, как пришел я в себя на берегу и день лишился ярких красок. Теперь я понимаю, что исчезло легкость воздуха, а наступил факт бытия, как будто фильм на экране, а я его смотрю со стороны. Я в стороне нахожусь, не учувствую ни в чем. Как будто я наблюдатель. Чужой наблюдатель и поэтому не узнаю никого в лицо, все равно они пройдут мимо, и мне нет резонна заглядывать им в лица. Я не могу их останавливать, спрашивать: - Знакомое лицо, мы случайно незнакомы с вами. Тяжело мне мама жить. Порой, думаю о том, почему Валера утонул, а не я.
- Царство небесное ему, - сказала мама. - Грех так говорить. Мы не заметили особых изменений в тебе, сынок. Прости нас.
- Да, я тоже не думал об этом, пока Катя не вышла замуж за другого парня. В библиотеке перелопатил тонну прессы, все справочники по психиатрии и нейрохирургии прочитал. Везде описана потеря памяти, но я не теряю ее. Странная у меня болезнь, я привязываю человека к месту работы и тогда я первый узнаю его на работе и здороваюсь с ним - первым. А вышел человек за стены института и я его увидел в другом одеянии - я уже не узнаю его и не здороваюсь с ним, а если он поздоровался, то я шарахаюсь от него и не могу вспомнить, а где, мол,  я его видел. Только через минут двадцать я думаю о том, что незнакомец, наверное работает со мной в одном институте.  При этом я не теряю памяти.
- Конечно, не теряешь. Ты помнишь все события до малейшей подробности, ты помнишь все телефоны знакомых и их адреса. Ты лучше других справился со школьной и с институтской программой обучения. Тебя сразу взяли на работе на должность старшего инженера. Все нормально, сынок.
- Сказала так, как будто напугалась чего – то.
- Тревога за твое здоровье меня всю измучила.
- Надо довести мои сомнения до конца. Тех, которых я не узнаю, они как будто в кино. Рядом со мной, движутся, что – то говорят, я отвечаю и сам как будто ставлю стенку между этим человеком и собой.
- Ты боишься?
-  Это не то чувство. Какая – то тревога, такая тонкая и волнообразная и она все время держит меня на дистанции с этим человеком. И я с этим ничего поделать не могу. И тот человек, на подсознательном уровне, сворачивает разговор и стоит в недоумении. Тоже, толком ничего не может сказать. Так и расходимся.
- Как же ты работаешь?
- Те, с кем я работаю я их допустил к себе. Они в моем поле и я их всех привязал к работе и к их волосам, к меткам на лице, шеи, руках.
- Как это привязал?
- Очень просто. Когда – то я учителей привязал к школе и поэтому в первый миг не узнавал Эльвиру Ивановну в городе в другом наряде. Когда я был в старших классах в школе я стал искать что – то такое в ней, что ее отличает от других женщин. И нашел. Она была толстой и ноги у нее были кривые. Этого было не достаточно, я стал присматриваться к ее рукам.  У нее пухлые пальчики и перед тем, как разговаривать с кем – то, она делает жест правой руки к горлу, как будто хотела поправить свой голос.  И теперь - я ее узнаю в городе, тогда, когда она заговорит со мной. Жест руки и далее она говорит: «Привет, Виторган. Как поживаешь…». Я узнаю ее и отвечаю: «Хорошо, Эльвира Ивановна…» Она машет мне своим толстым пальчиком и говорит: «Столько лет всех дурил своим гонором, а на деле,  ты хороший парень». Если отходит от меня, неузнаваемый мною человек и я смотрю на его спину, вижу походку и его шаг, и говорю сам себе, да это косолапый Сережа из нашего подъезда. Давно я с ним не виделся. Вижу мелочи в человеке, пуговицы на плаще, вижу ботинки и могу по коже ботинок, определить статус человека. Могу запомнить любой наряд, а лицо я не запоминаю, да я и не вижу его. Какое - то белое пятно вместо лица, последнее время - я и не смотрю на лица, все равно его не увижу.
 Даже, если взгляд останавливается на лице прохожего, то я его не запоминаю.
- Почему ты не говорил мне об этом?
- На последнем курсе института об этом я стал думать.   В детстве я своих друзей привязал к их домам, к улице, к школе. Соседей я привязал к их частному дому, а когда мы все перебрались в большие дома, то я их уже не узнавал, да и не важно мне было, так как общих дел у меня с ними не было.  В институте у меня были общие дела с ребятами и я их приписал к себе. Я думаю и Катю я к себе приписал, так как был влюблен в нее. Любовь прошла и она от меня так далеко, не в смысле расстояния, а в смысле того, что она ушла на далекий план от меня.
- А,  как же мы с отцом?
- Вы в моем поле зрения, я ведь не расставался с вами. У нас общие дела, я люблю вас, нас объединяет семья. Об этом я ничего сказать больше не могу. Да, еще бывают такие встречи, вроде и рядом со мной собеседник, а я его вижу на далеком расстоянии, еще миг и он превратиться в  точку, которую я уже не увижу, я сворачиваю быстро наш разговор. Меня все это угнетает, мама. Да, еще одно странное в моей болезни. Я рассматриваю фотографии и узнаю всех на них. Они застыли и нет объемного движения их тел.  Но наяву что - то мешает их увидеть и узнать, движущих или разговаривающих со мной. Я счастлив от того, когда просвет и я в столовой узнаю тех, кто со мной работает.
- Знаешь, я найду такого профессора, который может вылечит тебя.
-  Не спеши. Найдешь, это будет здорово. Семен меня в гости к себе приглашал, ну тот, с которым мы раньше жили на одной улице.
- Прошло столько времени, и ты его узнал?
- Он позвонил мне на работу, телефон мой дал ему Мишаня.
- Мишаню узнаешь?
- Миша и мертвого из могилы поднимет байками.  Из друзей два холостяка осталось. Я и он. Семен недавно женился.
- Расскажешь ты мне, когда вернешься, как прошла встреча.
Егор ушел, Полина перешла в кухню. Туда же зашел Петр, ее муж.
- Поля. Лето ведь.
- Не пугай еще и ты меня. Лето сейчас.
- Балкон открыт и окно открыто в комнате сына. Я слышал ваш разговор.
- Кому – то же надо с ним поговорить о том, что его мучает.
- Не буди лиха, пока тихо.
- К чему ты это говоришь?
- Недавно, я выезжал с проверкой в одно кафе от пожарной части, был в комиссии по приему ее в эксплуатацию. И какое мое было удивление, когда я в хозяйке кафе узнал свою одноклассницу Галю.  Я ее спросил: «Как ты смогла открыть такое заведение? Деньги правильно считаешь?». Она засмеялась и ответила, что считать живые деньги, это не доказывать мертвую теорему Пифагора у доски. Деньги живые и она знает куда и сколько ей потратить. «Зря два года просиживала в школе, хватило бы мне и восемь классов образования, так как тригонометрия в кулинарии мне не пригодилась», - сказала она.  Я помню ее, она не могла понять ни одно доказательство, а физика для нее - был темный лес. Учитель физики говорил ей. «Смирнова, как будете жить дальше, когда не можете понять ни одного закона Ньютона». Хотел бы я увидеть его лицо, этого физика, когда узнал бы, кто хозяйка такого большого заведения. Училась плохо Галя. Стихи ей не давались выучит наизусть, только злила она учителя, та уже разрешала ей читать их с учебника. По всем предметам аттестат натянули ей на тройки. Раньше ругали учителей за то, что те не могли вложить в голову знания ученикам. Это сейчас учителя на коне. Двоечник, значит виноваты родители или ученик, только не они.
- Петя к чему ты это рассказываешь мне.
- К тому, что если бы Галя училась в это время, то ее все сделали бы дурой, заключение  бы такое дали врачи и не было у Гали сейчас никакого кафе.
- Родители дали капитал и получилось кафе.
- Не говори так. Мама ее одна воспитывала, где – то на заводе работала. Галя начинала с продажи пирожков, потом была у нее пирожковая на окраине города.  Через двадцать лет она сколотила себе капитал, поднимаясь по социальному положению. Кстати, она тоже одинока, как и ее мама и тоже воспитывает двух дочек без отца.
- Ты меня пугаешь? К чему ты мне все это рассказал?
- Боюсь я за сына. Очень он заинтересовался своим «не узнаванием».
- А, если есть какой – то метод лечения. Я тоже часто думаю о том, что у него было сотрясение мозга. Ему нужно было лежать, а он через день уже ковырялся в саду, рыл землянку с пацанами. Не уследили мы с тобой, Петя. Не знаю, как лучше поступить. Сходи сам и посоветуйся с медиками.
Его, пока не дергай.
- Хорошо, что его не дергают, а то определили бы в статус дураков.
Полина ходила по врачам, те, ее перекидывали следующему, более опытному специалисту. Наконец – то она попала на прием к профессору медицинского института.
- Зрение ноль на правом глазу, травма в детстве? Плохо, - сказал он.
- Но, он видит все и без очков, за счет одного глаза.
- Понятно. Он воспринимает объект по - другому, чем те, у которого два глаза зрячие, угол зрение изменился.
- Врач поставила правому глазу ноль, так как нижняя строка расплывчатая у него была. Но он видит правым глазом предметы, которые больше этих букв. Левым глазом предмет приближенный, а правым глазом - предмет удаленный, примерно на два сантиметра, а может быть и больше. Зрячий глаз видит светлое в светлом, а правый глаз в светлом видит, тоже четко, но другой цвет, светло сероватый.
- Интересно вы объясняете.
- Я говорю все со слов сына. Когда он волнуется, то иногда лицо собеседника, он видит на несколько метров дальше от себя и еще он смотрит на лицо, и оно как в фильме, не двигающееся, хотя там присутствует мимика, которая его напрягает, так как он не может вспомнить, где он видел этого человека, поэтому он отводить глаза в сторону или приковывает их к лицу человека, но уже не видя его лица, как будто через пленку он смотрит на него. Мне говорил его друг Семен, что у Егора такой холодный взгляд, что иногда у него мурашки по спине идут. А сын, очень добрый и мягкий человек и сам первый никогда не идет на конфликт с людьми.
- Да, исключительный случай. Я как понял, что ему это не помешало окончить хорошо институт.
- Да, его ценят на работе.
-Похвально, если бы я не знал о том, что он не узнает лица.
- Мы, его родители, тоже не знали, что такая проблема у него существует.
- Это не проблема. Я тоже не всех узнаю, узнаю тех, кто мне нужен для работы, для дома, для семьи, остальных я отсеиваю и не помню о них. Так сказать, у меня избирательная память, она у многих людей есть, если не у всех. Скажите, вы помните своих одноклассников?
- Не всех, человека три помню, ну конечно, я бы не узнала их через столько лет.
- Вот. Я подозреваю то, что у него новый диагноз, заграницей он старый и то хлипкий. Один сказал и все подхватили. Мозг не изучен и то, что изучили все на добром слове висит. Я хочу с ним поговорить лично.
- Назначьте ему время и он придет.
- Даю вам направление к психологу и потом ко мне. Мне нужно знать его реакцию на все. Тоже, туманная и условная наука. Я сам выберу, что мне нужно знать о его поведении.
- Профессор, какой диагноз у моего сына.
- Предварительно скажу. Подозреваю то, что у него прозопагнозия.
- Какое наименование интересное. Болезнь лечиться?
- Нет.
- Как?
- А, вот так. Удар в висок деревом, мы не можем знать, каким эхом это отобразилось в нейронах, куда эта стрела полетела и что она поразила. Нет таких приборов и их никто не придумал еще. Думаю, что у него слабая форма этого заболевания. Потом, после обследование я все вам скажу, если позволит мне ваш взрослый сын.
Егор после ряда обследований и в том числе после трехдневного разговора с психологом пришел на прием к профессору.
- Как дела молодой человек. Меня вы узнаете?
- Нет. По – моему вы другой человек и руки ваши крупнее, чем у прежнего профессора.
- Да, руки свои всегда я прятал, не утонченные они. Сейчас придет профессор, а я у него на кафедре работаю. Вы, голубчик не симулянт?
- Нет смысла им быть.
- Посидите в его кабинете, а я пойду за профессором.
- Что он делает? – спросил профессор у своего коллеги.
- Дремает сидя в кресле. Посмотрите сами на монитор. Хорошо я камеру установил, прямо лицо в объектив захватил. Спокойствие у него железное. Думаю, что мы не можем ему установить диагноз, парень грамотный, нужно прямо сказать, что у него нет болезни, а симптомы непонятной нам болезни.
- Пошли со мной.
 Профессор и его ассистент зашли в кабинет.
- Ну – с молодой человек. Я смотрел заключение психолога и психотерапевта. С такой аттестацией можете и корпорацией руководить, всего по немножко и плохого, и хорошего, - сказал профессор.
- А, я бы сказал, что вы счастливый человек. Мне бы такие симптомы. Я бы своим любимым женщинам сделал «лицо» со стальным взглядом и сказал: «Женщина, кто вы? Я вас не помню».
- Кого, что волнует.  Идея хорошая. Мне бы такое лицо сделать теще, - сказал профессор и засмеялся.
Улыбнулся и Егор.
- А если серьезно, то какое, вы мне лечение посоветуете.
- Нет лечения. Мозг не затемнен, нет опухолей, а что происходит с микро нейронами, мы не знаем.
- Что же мне делать?
 - Жить.
- Это происходит со мной на физическом уровне – ежесекундно.
- Ели хотите я вас направлю на гипноз, пусть вернет вас в детство моя коллега и возможно удержит состояние мозга во время вашего ныряния. Возможно…
Марья Семеновна, прочитав эпикриз сказала Егору.
-  В следствие чего? Врожденное?
- Нет, после травмы в детстве.
- Молодой человек, думаю физически поврежден микро нейрон. Я не знаю вашей болезни. Вернуть вас в детство я смогу и удержать смогу и провести смогу до сегодняшнего дня. Как я поняла амнезии глубокой нет. Не узнаете,  например; я не могу удержать в памяти расположение домов по незнакомом адресу. Нужно несколько дней, чтобы проехать и запомнить, возле какого дома находиться  мгою искомый дом. Живите с этим, как и я живу. Не могу запомнить номера телефонов и поэтому у меня есть записная книжка, а другие люди все номера помнят наизусть. Что вас напрягает?
- Сейчас, почти ничего, раньше автобусы, в который кто – то скажет: «Привет», а я отвечаю и не знаю, о чем дальше говорить, так как не узнаю человека. Сейчас мне папа свою машину отдал, отпала проблема в автобусах.
-  Молодец, твой папа. Следите за интернетом, может будет прорыв в вашем заболевании. А, впрочем, не нужно нигде копаться, просто живите. Женаты? Нет? Создавайте семью. Найдите девушку по интересам, желательно со своей работы. Она поможет вам. Не скрывайте от нее ничего. И если полюбит она вас, то считайте, это будет вашим лечением.
- Да, не ожидал такого поворота. Значит я не изгой в обществе?
- Не мелите глупостей. У каждого человека есть что – то свое, не понятное ему, от чего это происходит, но он скрывает это от других, и вы скрывайте. Ну, скажут о вас, что вы не внимательны к своим бывшим знакомыми. Не живите мнением других.
- Все, что вы сказали, я делаю с институтской скамьи.
- Тогда вам флаг в руки и осваивайте новые достижения.  Удачи вам.
- Но,…
- Время на вас у меня истекло. И не ходите по кабинетам медицинских учреждений, а то вас они приметят и будут скучать за вами. Румянец играет у вас на щеках. Мое заключение – здоров.
Прошло много лет, Егор был женат на своей сотруднице. Работа, дом, посещение родителей, изредка, посещение театра или концерта и везде он был в сопровождении жены.
В тот раз они были в магазине.
- Егор, мы так давно не виделись. Познакомь меня со своей женой, - сказал тучный мужчина.
- Рита, - сказала жена Егора.
- А, я его друг по песочнице, Михаил.
- Как дела Мишаня? Почему ты такой не веселый, Где твои байки – спросил Егор.
-  После смерти мамы,  ушли байки на второй план моей жизни. О, надо же, узнал после стольких лет. Да, друг мой, из тростника я превратился в свинушку, а ты все такой же, подтянутый. А, помнишь, как мы яблоки воровали…
- У вашего соседа? Григорием, его кажется звали.
- Ну да. Кого не спрашиваю, все уже забыли этот факт, а ты помнишь имя моего соседа.
События, имена, даты это был конек у Егора, он хорошо помнил то, что не касалось лиц.
- Ты тогда порвал брюки на заборе.
- Да, и это ты помнишь. А какого цвета были брюки?
- Малиновые.
- Правильно. Так как мне сшили из того, что было у бабушки в комоде.
Вот народ, недавно встретил я Эльвиру Ивановну, а она мне рассказывала про бывших учеников. Стала старая, как трухлявый пень. Говорит, что в театре видела тебя с женой, так ты снова с ней поздоровался. Говорит,  мол, что ты частично потерял память еще в детстве и поэтому она не обижается на тебя.
- Ну, да и по этой причине она тянула меня на золотую медаль в школе.
Они засмеялись.
- Что с нее уже взять, даже нагрубить нельзя, старая ведь. Как, вы поживаете? – спросил Михаил.
- Хорошо, а ты?
- Надо бы встретиться детям песка и воды вместе, - сказал Михаил.
- Позвони мне и договоримся.
Мишаня ушел, а Рита сказала.
- Это хорошая идея, встретиться вам всем, кто тогда прыгал в воду.
Они встретились шесть друзей из далекого детства, а потом снова встретились по случаю праздника, уже друзья пришли с женами и с детьми. Новый год встретили вместе на квартире у Егора.
Полина позвонила невестке.
- Не путает ли Егор их имена, - спросила она.
- Да, что вы? В первое посещение его друзей я первой протягивала руку, говоря - Рита, а друг его отвечал имя свое, к примеру - Семен. Тут Егор включал свой компьютер в голове и вспоминал все, что знал о Семене, вплоть до цвета панамки, до мельчайших подробностей вспоминал. После второго посещения гостей он всех вспомнил, при моей помощи и при разговоре, вспоминал такие детали, что ребята все говорили: «Ну и башковитый ты оказался, Егор. Вспоминаешь такие подробности, как будто вчера было детство».
- Скажи, может быть,  ушла эта, прозо… с чем – то? - спросила мама Егора.
- Нет. Он всех привязал в свою квартиру, я так думаю. Привязал себя в их квартирах.  Нашел отличия между ними.  Об этом мы не говорим. Да и вообще не говорим о его памяти, только дифирамбы я ему пою.
- Спасибо, ему повезло с женой.
- Это мне повезло, что у меня талантливый и умный муж, - ответила Рита.
Это рассказ о Егоре. Знала я еще одну женщину, у которой была травма виска и она не узнавала тех, кто приносил ей горечь, кто обижал ее, как будто она вычеркивала их из своей жизни. Было ли у нее заболевание прозопагнозия, или так устроена ее избирательная память?  Кого хочу, того и помню, а кого не хочу, того не узнаю. От чего она очень страдала. Не знаю, что и думать по этому поводу.  таких, как Егор и моя знакомая -  много на свете, но они научились скрывать свою болезнь от других людей. Кто - то не помнил дни рождения близких, кто - то не помнил ни телефонов , ни адресов, кто - то забыл дружбу, а кто - то любимого человека и так далее...  Может быть, они в детстве стукнулись головой об твердую материю? Как знать...  Будем ждать прорыва в изучении мозга человека учеными... и тогда наступит всеобщее просветление... Все и все сразу вспомним, а нужно ли это человеку в обществе. Можно и вспомнить то, что желаешь забыть по времени. и тогда можно вновь почувствовать радость и обиду , нанесенную кем - то.  А это возвращение памяти в прошлую жизнь. на все вопросы могут ответить только медики о памяти человека, базируясь на исследованиях. Мы, простые люди ждем результатов...


Рецензии