Жемчужина провинциальной архитектуры Одесской обла

Моё родовое гнездо - город Ананьев. По нему можно изучать тему планиметрии - "Квадрат". То есть город застраивался изначально, как город - кварталами. Строили его помещики с хуторов и немецких слобод для собственного удобства. Даже построили кирпичный завод. Глины и песка вокруг, как у дурака фантиков, а за строительным камнем под Одессу не наездишься. 
В детстве я была уверена, что все города выглядят именно так: красные кирпичные дома за зелёными заборами с арками, увитыми виноградом, прямые улицы и речка воробью по колено. Для русских провинциальных городов характерны деревянные резные дома-терема, а в малороссийском Ананьеве был свой архитектурный стиль, в котором преобладала резьба по… красному кирпичу.
Дореволюционный Ананьев можно сравнить со сверхновой звездой. В смысле, жизнь бурлила. В те времена в Ананьевском уезде насчитывалось более 200 тыс. душ населения, которые проживали кроме города, в 10 местечках, 52 селах, 256 деревнях, 13 немецких колониях, 14 поселках, 359 хуторах и 38 экономиях. За период  Нэзалежности город превратился в чёрную дыру, засасывая всё в свою утробу. Вот такая астрономия с геометрией.
Город процветал, в городскую казну текли налоги от продажи зерна и кирпича. И то и другое было высокого качества и пользовалось спросом. Можно было позволить себе шикануть и поколотить недешёвые понты перед приезжими. Шиковали не просто на широкую ногу, а с губернским размахом. Главная улица в Ананьеве называлась ни много ни мало - Миллионной, на которой красовались три гостиницы - "Бристоль", "Лондон" и "Париж". Местные купцы могли позволить себе не только это, но и выписать из самой столицы Шаляпина. Да, и 150 лет назад практиковалось заказать звезду на корпоратив.
Но тратили не только на развлечения. Но на медицину и образование. Не забывали и о душе. И тоже с таким же шиком и размахом. В результате потомкам достались земская больница, дом офицерского собрания (сейчас дом культуры), две гимназии, реальное училище, хедер, два православных собора, кирха, костёл, синагога, мечеть.
Самое приметное здание из всего списка - это мужская гимназия. Построена в 1875 году на средства местных купцов, которым было не с руки отправлять своих детушек к чёрту на Кулички в Одессу за 150 вёрст. А строить было на что. Не забываем при этом про обожаемые в провинции понты. В результате строительства получился то ли дворец то ди замок. Это вообще не замок, хотя похож. В нём никогда не жили ни графья ни князья, хотя имеется  лестница из белого мрамора, по которой было бы удобно Золушкам сбегать от назойливых принцев, огромный бальный зал с паркетом, который перед каждым занятием натирали скипидарным раствором, большие стрельчатые окна и стены полуметровой толщины. Сейчас это обычная общеобразовательная школа, совсем не элитная, без наворотов и углублённым изучением чего-то там в обычном небольшом пока ещё городке, который имеет все шансы потерять этот статус.
А много лет назад, когда в стенах этого почти замка пели "Боже, Царя храни", была мужская гимназия на 400 учеников. Кстати, гимн пели ежедневно в отдельном помещении всей гимназией от первоклассника до директора. По периметру на стенах этой молельной комнаты были нанесены фрески на библейскую тематику. В 80-х годах, когда сняли 50 слоёв старой краски и положили один новый, проступили очертания ангелов и святых. 
В годы Великой Отечественной войны в здание школы попала бомба в аккурат в фойе с великолепной цветной керамической плиткой. Дёшево и сердито в конце 40-х заделали цементным раствором и только спустя 70 лет положили современную плитку, которая сильно контрастирует на фоне родной, положенной почти  150 лет назад.
В начале 20-го века хотели  из Ананьева сделать вторые Карловы Вары, но у Бога на этот счёт были свои планы. С водолечебницей не срослось, грянула революция. И влачит теперь Ананьев жалкое существование, при этом в никуда уплывает чудодейственная минеральная вода из более чем 30 источников. На ней можно было озолотиться и обриллиантиться, но не с нашим цыганским счастьем.


Рецензии