Литургия Зеро. реж. В. Фокин 2012

Премьера в Александринском театре. «Литургия Зеро». Ноябрь 2012

  Вчера, наконец,  была на премьере «Литургии Зеро» Валерия Фокина. Все-таки он постмодернист, никуда от этого не деться. Герой показывает голый зад барону, мадемуазель Бланш игриво снимает трусики. Расстегнутый гульфик у генерала, полная обнаженка Полины, все это из 21 века, на потребу публики и на сцене императорского театра выглядит неуместно. Это ведь не ДК Культуры. Да, и пафосное название спектакля идет вразрез с такими сценами .При этом хочу отметить, что крупье в образе контр тенора, и фото на мобильный телефон, сделанное англичанином отторжения не вызывает.  Я перечитала «Игрока» и должна сказать, что развития образа главного героя нет, но, очевидно, такой задачи и не ставилось. Он появляется расхристанный, довольно неопрятный и таким пребывает в течение всего спектакля. Это некий обобщенный образ игрока, человека конченого, загубленного страстью к игре. Весной Фокин отменил премьеру и я очень бушевала. Теперь ясно, что не было актера, который бы мог бы справиться с ролью.  Он пригласил из Москвы Антона Шагина из Ленкома. На нем и Зиганшиной, которая тоже приглашена из другого театра, все и держится. Остальной ансамбль бледноват и не спасает «стриптиз» героини, гротесковые партии француженки и француза. Когда Полина скинула жакет и блузку и зал увидел голую грудь вместо положенного во все времена белья, многие вслух охнули! Не смогли сдержаться, а потом она и юбку скинула. Длинные волосы ее прикрывали, надо признать, а потом герой накрыл ее своим пальто. Сценография интересная, но противная! Там в центре сцены вращающиеся круги, это и рулетка и порочный, заколдованный  круг жизни, из которого нельзя вырваться, а в середине круга краны, ведь дело происходит на водах, на курорте, т.е. «одно лечим, другое калечим». По кругу плетеные стулья  серого, тюремного цвета, с номерами. Атмосфера мне напомнила «Калигулу» в Театре Наций, те же серые, грязные тона, там были балахоны, здесь неприятные махровые халаты. Так что, для меня в спектакле была ровно одна по настоящему зрелищная, театральная сцена, когда возникла магия искусства, это бенефисный выход Зиганшиной, приезд бабуленьки и ее игра в рулетку. Зрители буквально были втянуты как в воронку ее игрой, все было удачно и свет и музыка и темп самого спектакля. Я бы представила ее на премию, хотя бы на «Золотой софит». Остальное от головы, механистически и не трогало. Но Шагин- актер с бешеной энергетикой и это держало весь спектакль, а иначе все бы рассыпалось. Не могу согласиться с трактовкой образов француженки и де Грийе. Она по книге стильная, обольстительная, а здесь….... Он тоже решен пародийно, шаржировано, но возникает вопрос, как в такую фитюльку могла влюбиться Полина? Замысел режиссера идет вразрез с автором романа, по-моему. Они проходимцы, но высокого полета. Хотя все остальное очень тщательно продумано, выверено, отрепетировано. Шагин в первой сцене  сидит, жмется  босоногий в своем кресле-тюрьме, даже пальцы ног играют. Он напомнил героя из «Превращения» Кафки, фильм, который Фокин снимал в свое время, но превращения влюбленного домашнего учителя Алексея Ивановича в пропащего, опустившегося человека, жертву рулетки, не произошло.  Короткая сцена игры в рулетку  бабуленьки в большей степени работает на основную идею спектакля, чем колоссальный энергетический «выброс» Шагина на протяжении всего действия.
 
 
 


Рецензии