Мы будем все воистину следовать Воле Бога

Автор: Шахнам ИЗАДПАНА
Перевод: Дарья Корпачева

Алла-у-Абха, возлюбленные друзья, братья и сестры по духу, сотрудники в деле установления нового мирового порядка, соратники Царствия Его Святости Бахауллы, я очень счастлив возможности быть с вами сегодня вечером, спасибо всем, друзья, кто собрался на это углубление, всем, кто помог с организацией, Ройя ханум, Самха, Ирина, Марьям джун, которая подготовила и организовала сегодняшнюю сессию, спасибо большое Парвизу Гассеми, который организовал сессии и углубления в 2020, и это, как упомянула Ройя ханум, первая сессия в 2021 году, спасибо большое нашим специальным гостям Наиму и Али, которые реально возвысили и вдохновили наши души молитвами и цитатами нараспев, поделились ими, спасибо большое.

Сегодняшняя тема, друзья, это тема ключевой важности. Очень большой важности, друзья. Это семейная жизнь и брак в свете этики Его Святости Бахауллы, в целостных рамках Его Откровения. Знаете, друзья, почему эта тема -- такая важная тема? Мы все знаем, поскольку это неотъемлемая часть жизни, описанная Абдул-Баха как одно из трех самых главных событий в нашей жизни, которыми являются рождение, уход из этого мира и, на самом деле, брак.

Вслед за этим Шоги Эффенди заявляет, что особенно важно для наших молодых друзей, что нет темы, нет проблемы в мире, в которой мы не идем на большие уступки и компромиссы с нашими духовными идеалами и принципами, как в вопросах любви, любовных отношений и брака. Видите, друзья? Это очень важная тема, о которой у общества так много предвзятого отношения, и, конечно, поскольку она понимается превратно, то ясное дело, что Избавитель мира, Его Святость Бахаулла, конечно же, взмахом Своего Возвышенного Пера открыл то, что способно возвысить, воспитать и дать новое определение, новое направление этой ключевой по важности теме брака и семейной жизни.

Возлюбленные друзья, давайте взглянем исторически на эту важную тему, в контексте вечного Божественного плана. Вы знаете, возлюбленные друзья, в «Ответах На Некоторые Вопросы» Абдул-Баха, когда пишет об одном параграфе из Откровения св.Иоанна, заявляет, что религия состоит из двух частей. Она состоит из вечной части и социальной, этической части, явленной в соответствии с нуждами данного века, в данном историческом и социальном контексте, в котором и возникла эта религия. Вечная часть религии состоит из таких аспектов как пост (но, вы знаете, в разных формах, в разных выражениях), концепция молитвы, медитации, какой-то взаимосвязанностью с трансцендентным, того, что в религиях прошлого было каналом, связующим тот мир с миром сущего. Иными словами, то, что позволяет тебе найти какую-то более глубинную связь с твоей человеческой природой, является частью вечного аспекта религии. 

В этой части вы можете найти такие вещи как молитва, поклонение, пост, медитация, совершение добродетельных поступков, и, как ни удивительно, создание храмов, домов поклонения, и среди этих вечных законов вы также найдете концепцию семьи и брака. В чем суть, каков главный аспект вечной части религии Бога? Вечная часть религии Бога, как хорошо объясняет нам Абдул-Баха, имеет целью лишь одну вещь -- и, чтобы понять это, нам нужно дать новое определение религии, подобно тому, как делает это Бахаулла в Скрижалях «Таразат» и «Бишарат».

Религия, в особенности ее вечная часть, всегда является инструментом для человека, человек -- это цель Откровения Бахауллы, цель Его этики, религия -- это не цель Бахауллы. Религия -- это инструмент. Итак, каков «инструментальный» аспект вечной части религии? Углубить, -- а сейчас слушайте внимательно, друзья! -- углубить твое понимание Божественного. Углубить твое понимание истины -- самый ключевой аспект вечной части религии.

Если брак и семейная жизнь -- часть вечного аспекта религии, в конечном счете их нужно рассматривать, как сказал Абдул-Баха, в том же свете, что и молитву, пост, медитацию. Что значат молитва и пост для твоей жизни? Их цель для тебя -- установить связь между тобой и истиной. Поскольку ты, человек, создан, чтобы стать влюбленным в истину, чтобы поклоняться истине. Дать тебе связь с истиной, с Божественным -- вот цель молитвы, поста, медитации и посещения Дома Поклонения. Изменить твое сознание и направить его в сторону Божественного. И в том же самом смысле вы должны понимать концепцию брака.

То, о чем мы сейчас говорим, слишком абстрактно для сегодняшнего мира вне общины бахаи, особенно если посмотреть на эпоху романтизма, на концепцию любви после эпохи Просвещения, концепцию брака, семейной жизни и на роль женщины в доме. Эти вещи были установлены аксиоматически, как нечто, что нельзя подвергать сомнению. Сейчас мы находимся в переходном периоде к новому пониманию семьи, посредством учений, посредством созидающей новое сознание силы Его Святости Бахауллы и Его Откровения.

Сейчас, друзья, первая вещь, о которой нам необходимо помнить, это то, что брак -- часть вечных религиозных истин. А цель вечных религиозных истин -- ознакомить человека с Божественным. А сейчас давайте продвинемся на еще один шаг. Здесь есть что-то очень важное. Возлюбленные друзья, братья и сестры по духу.
Брак и семейная жизнь, углубление о браке и семейной жизни само по себе может быть ошибочно. Потому что нельзя говорить о браке и семейной жизни вне целостного контекста Откровения Бахауллы. Это не просто одна тема среди множества других тем.

Брак и семейная жизнь, как вновь и вновь подчеркивает Абдул-Баха, должны рассматриваться в свете универсальной цели Откровения Бахауллы. Существует одна универсальная цель в Законоцарствии Бахауллы, и одна универсальная цель в жизни каждого из Его последователей. У каждого человека есть эта универсальная истина. Следует ли он ей сознательно, бессознательно, не знает о ней, но есть одна универсальная цель в жизни всякой сотворенной вещи и всякого создания, особенно человека, а также одна универсальная цель, происходящая из учений Его Святости Бахауллы, и брак не может рассматриваться как лишь фрагмент, как лишь одна тема среди множества тем. Он должен рассматриваться в свете лишь одного вопроса -- какова цель и универсальная ценность в жизни человека? Без ответа на этот вопрос невозможно адекватное понимание темы брака и семейной жизни в этике Бахауллы. Возлюбленные друзья, ответ на то, какова же универсальная цель -- это само по себе обширная тема.

Но, друзья, лишь одна вещь, поскольку Всемирный Дом Справедливости в посланиях 2013, 2016 года постоянно пишет нам о слаженной жизни, мы все придумываем свои личные толкования того, что означает слаженная жизнь. Слаженная жизнь означает лишь одну вещь, это не просто какая-то собственная выдумка Всемирного Дома Справедливости, Всемирный Дом Справедливости лишь подчеркивает это, а сама по себе концепция возвращает нас к писаниям Его Святости Бахауллы, слаженная жизнь означает, что ты делаешь то, что разнообразные каналы и возможности этой жизни предлагают тебе, в наиболее превосходном виде и пытаешься стремиться к совершенству в каждой сфере, но всегда в таком состоянии мышления, что все это должно быть средствами для достижения высшей цели. Для выполнения твоей универсальной цели жизни. Все, что ты делаешь -- работа, семья, что угодно, университет -- это не самоцель. Это всегда средство по достижению высшей цели. Универсальной цели. Вот что такое слаженная жизнь.

Это значит, и об этом также писал и Абдул-Баха, слаженная жизнь --- если работаешь -- работай, постоянно находясь в связи с Божественным. Что это значит? А значит, если ты работаешь, и что бы ты ни делал, не рассматривай свою работу как самоцель, но как средство по достижению высшей цели. Которая должна быть духовной по сути своей.

В этике Бахауллы это так же объясняется как чистота мотивов. Это также и объяснение того, почему мы произносим 95 раз «Алла-у-Абха» каждый день. Потому что это свидетельство 95 раз «Алла-у-Абха», упомянутое Бахауллой в «Китаб-и-Акдас», возвращает нас к численному эквиваленту 95, в арабском 95 -- численное выражение слова «лиллях», что означает «ради Бога». Посвящение Богу. А Баб в Китаб-и-Байан уточняет -- в данном Законоцарствии «лиллях», «ради Бога», означает «ради Того, Кого Явит Бог», ради Бахауллы. Это концепция цели.

А сейчас -- что значит, если мы говорим абстрактно, мы сейчас поговорили о слаженной жизни и всяком таком, что такое, в соответствии с Бахауллой и Абдул-Баха значение цели в жизни человека? Какова всеобъемлющая цель в жизни всякой сотворенной вещи? Всеобъемлющая цель, как называет ее Бахаулла, я объясню через секунду, Он описывает это как пик мистического понимания. Пик мистического понимания. Момент кульминации в твоем понимании духовной истины. И я упоминал об этом уже во многих-многих сессиях, я действительно извиняюсь перед друзьями, которые принимали участие в наших сессиях, за то, что мне приходится повторять это, но это очень важно, и я обязан подчеркнуть это и для темы брака и семейной жизни. 

Абдул-Баха и Бахаулла объясняют. У Бога, иными словами -- совершенства, -- не может быть другой причины для сотворения несовершенства, для того, чтобы позволять несовершенству существовать наравне с собой, кроме как состояние необусловленности, философски выражаясь, а в терминологии мистицизма это любовь. Совершенство ни в чем не нуждается. Но все еще позволяет несовершенству существовать. Такова причина творения. А какова цель?

Цель и причина -- это не одно и то же, как мы знаем от Аристотеля, точно так же и в этике Бахауллы. Если Бог сотворил нас из любви, как подчеркивается в «Сокровенных Словах», но с какой целью? Мог бы и не создавать. Для чего совершенству создавать несовершенство? Совершенство же ни в чем не нуждается. Если бы нуждалось -- это было бы онтологическим ограничением для совершенства. Зачем совершенство наделило несовершенство бытием?

Бахаулла дает нам этот важный ответ. Он говорит, совершенство создало несовершенство из любви, это причина, а цель -- для того, чтобы несовершенство стремилось стать как совершенство. Иными словами, Бог создал людей, чтобы люди стали как Бог. Это, как говорит Бахаулла, пик мистического понимания, и никакая иная идеология не наделяет творение таким достоинством, как Бахаулла, объясняющий цель человека. Итак, совершенство создало несовершенство, Бог создал человека, чтобы ты стремился стать как Бог. Что это значит? Мы говорили об этом на других сессиях, но что это значит в контексте семейной жизни? Мы несомненно придем к этому сегодня.

Вот что еще важно. Вы знаете, если кто-то просыпается и засыпает с мыслью о том, как могу я получить свою долю от Божественного, как я могу стать как Бог, он капитально отличается от того, кто живет день за днем с обычным этическим императивом «я хочу быть хорошим человеком», подобно философии гуманизма в период Ренессанса.

Нет, этика Бахауллы и этика Баба в «Байане» превосходят это. Это мера, которой тяжело достичь, но не может быть компромиссов с этой установленной Бахауллой мерой. Что ты в эту эпоху наделен способностью стать как Божество. Это твоя цель в жизни. Что это значит для жизни в браке? Это значит -- всё для жизни в браке, друзья. Всё в семейной жизни, друзья, объясняется тем, как я сейчас рассказал вам о цели жизни. Почему?

Абдул-Баха говорит -- очень важно! -- Он говорит -- ты не должен выбирать партнера -- ну, понятно, ты не должен выбирать партнера по внешнему виду, это даже в обществе так понимается каким-то образом, но вот что интересно здесь, Абдул-Баха говорит -- это будет случайный выбор, произвольный выбор, ведь есть так много людей, которых Бог, явитель Красоты, создал очень гармоничными и красивыми внешне, мужчин, женщин, так много красивейших созданий в этом мире. Творения Божьи. А сейчас -- ты не должен выбирать партнера по его внешности, и ты -- внимание -- не должен выбирать партнера, основываясь на его характере. Почему? Как это возможно, чтобы Абдул-Баха сказал -- не смотри на личность партнера? Если не внешность и не личность, тогда что?

Потому что было бы заблуждением думать -- я единственный, обладающий хорошим характером из окружения моей жены, и она выбрала меня, потому что я единственный хороший человек из ее среды. Это, на самом деле, абсолютно смешно. Конечно, есть так много людей, даже в общине бахаи, так много замечательных душ, и в обществе в целом есть так много чудесных личностей, характеров. Это всё ещё, давайте начистоту, будет случайный выбор. Абсолютно произвольный. Потому что было бы огромное количество потенциальных партнеров для создания института брака. Было бы слишком много вариантов! Какова же реальная мера для выбора партнера, что сказал Абдул-Баха? Это очень важно. И это то, где Шоги Эффенди предупреждает нас не идти на компромисс с собой.

Абдул-Баха объясняет это следующим образом. Ты должен выбирать партнера, который подпитывает твое стремление приближаться к твоей Божественной судьбе, который наделяет тебя силой и дозволяет тебе исполнить твое Божественное предназначение, которое состоит в том, чтобы взять свою долю от Божественного совершенства. Чтобы ты стал как Божество.

Итак, Абдул-Баха сказал, что истинная мера для истинного союза бахаи -- ты выбираешь партнера, который питает это твое стремление, и с которым у вас есть общее и единое видение о том, что и ты, и партнер призваны взять свою долю от Божественной действительности. Раскрыть свою божественную суть. Это причина, по которой сотворен человек, не может быть другой причины, по которой ты призван к бытию. Совершенство создало несовершенство лишь -- нет иной причины -- из любви, поскольку оно в необусловленном состоянии, но с какой целью? Чтобы несовершенство стало как совершенство.

Итак, выбирай партнера, который разделяет с тобой этот взгляд на цель твоего духовного путешествия. И это внезапно сужает рамки случайного выбора до рамок рационального выбора. Внезапно появляется лишь определенное количество людей, вариантов, кандидатов, которые реально разделяют такое твое мировоззрение. Это не значит, что остальные люди -- плохие люди, но для того, чтобы сделать выбор в институт бахаи, в семейную жизнь, которая является институтом, не может быть послаблений, компромиссов. Ты бы не проголосовал, как член Национального Духовного Собрания, идя на уступки касательно того, кто должен быть избран служить во Всемирном Доме Справедливости. Ты делаешь это в смиренном состоянии молитвы и поклонения, и ты знаешь, что это решение -- священное решение. Зачем же идти на уступки в выборе партнера во всех мирах? Видите? Это было бы иррациональным.

И сейчас мы приходим к очень важному пункту. Абдул-Баха в Своих скрижалях вновь и вновь подчеркивает темы любви, и не нужно это недооценивать, Он пишет вновь и вновь, к примеру, в «Брачной скрижали», и других письмах, которые Он адресовал верующим, вступающим в брак, и поздравляя их, к примеру, когда кто-то просил Его благословения на брак, Абдул-Баха повторял вновь и вновь -- любите своего партнера разумом и сердцем. В других выдержках Он говорит -- душой и сердцем. Как нам известно из Писаний бахаи, душа наделена разумом, это не чувственная, эмоциональная душа, друзья. Что я хочу этим сказать?

Это значит, ты не можешь принять решение касательно партнера на основании одних лишь чувств. Должны быть чувства, да, но каждое чувство, каждое понятие любви не должно выходить за рамки логики и разума. Вот что такое выбор партнера-бахаи. Друзья, вот почему я в начале сказал, что это очень непростая тема. Поскольку она подвергает сомнению все наше предыдущее понимание действительности.

Нам всем известны вещи, которыми мы сейчас делимся и которыми собираемся поделиться, но трудность этой темы -- любви, отношений, помолвки, брака, семейной жизни, заключается в чем? Это тема, в рамках которой, как говорит нам Шоги Эффенди, мы склонны поступаться нашими собственными принципами. Мы не честны с самими собой. Во многих темах, которые внешне религиозные, мы очень стойкие. Но если что-то в сути своей эмоционально, то это большой вызов для нас -- не переступить через наши собственные принципы и идеалы. А идеалы -- мы сейчас упомянули несколько важных и поговорим об этом через секунду, Но то, что здесь важно, так это то, что любовь должна выйти победителем с арены логики и разума.

Это Бахаулла объясняет в цитате, которая на первый взгляд не имеет ничего общего с семьей и браком, но, как я сказал ранее, нам нужно рассматривать все Откровение Бахауллы целостно. «Семь Долин», к примеру, сами по себе -- концептуальные рамки. Потому что адресат был мистиком и верил в концепцию этих долин, духовного путешествия, всего такого, это само по себе большая тема. Но если применить эти концептуальные рамки к теме брака и семьи, мы можем прийти к следующему заключению.

Во второй долине, любовь -- это эмоциональная любовь, понятие безумной любви, любви, не подкрепленной разумом. Она описывается как нечто разрушительное. Да, так же и созидательное, но и разрушительное. И Бахаулла предупреждает, хоть Он и восхищается этим странником в долине любви, его энтузиазмом и так далее, но затем Он говорит -- рано или поздно он должен перейти из этой долины в долину знания. Так что это всего лишь долина любви, не долина учености.

Долина знания означает, что ты понимаешь то, что ты любишь. И почему это -- объект твоего обожания. Это тоже важно, различие это так же подчеркивается в «Китаб-и-Иган» как разница между верой и убежденностью. Бахаулла назвал эту книгу книгой Убежденности, подчеркивая, что вера должна быть осознанным решением в пользу истины. И то же самое в партнерстве. Ты не можешь сказать, что я встретил кого-то и мы как-то почувствовали, что это могут быть здоровые отношения. Твоя любовь должна выдержать сражение на арене логики и разума. Душа, наделенная разумом.

Абдул-Баха говорит -- люби головой и сердцем. Эмоции -- это выражение нашей души, да, но дальнейшее выражение нашей души в этой действительности -- это наш разум. Это важно, друзья. Вы должны понимать, почему вас привлекает конкретный человек. Мы как бахаи не верим в бессознательную влюбленность. Да, это случается в процессе нашей человеческой жизни иногда, конечно, но мы верим, что ты должен отвечать за выражение своих чувств. Ты как человек настолько благороден, тебя не определяют только лишь твои эмоции, ты отдаешь отчет своим эмоциям. Это очень важно.

Ты не можешь сказать -- о, это просто случилось. Я влюбился. И я пожертвовал 40 лет своей жизни ради другого человека просто потому, что влюбился. Нет. Это то, что противоречит этике бахаи. Писания говорят -- нет, твои эмоции не определяют то, кто ты есть, но твой разум управляет твоими эмоциями. Ты должен отдавать отчет, что любовь должна быть разумной концепцией. Тебе нужно понимать… Конечно, каждый человек достоин того, чтобы его любили, но достоин ли этот человек близких отношений любви со мной, чтобы создать священный институт семьи? Это нечто, что ты сознательно должен понять. И реально пройти через это.

Возлюбленные друзья, мы поговорили о здравом смысле в любви. Что это должно иметь смысл -- почему какой-то человек является объектом нашего обожания, любви и привязанности. Если мы это поняли, то вот еще одна очень важная концепция. Нам нужно понять один очень важный пункт, одну особенность этики Бахауллы касательно брака и семьи, которая уникальна среди прочих идей и идеологий о любви и браке. Очень важный. Пожалуйста, друзья, обратитесь в слух, чтобы понять ее, это действительно очень очень важно.

Мы довольно редко спрашиваем себя, почему в этике Бахауллы семья представлена как институт. Почему это -- священный институт? Каковы иные институты Веры? Хукукулла, Всемирный Дом Справедливости как глава всего мира, Национальные и Местные Духовные Собрания, иные всевозможные советы, названные институтами в «Китаб-и-Акдас» и «Китаб-и-Ахди» и так далее, и в «Воле и Завещании Абдул-Баха», почему семья -- это институт? Это очень важно. Почему брак -- это институт?

Мы должны понимать, что мы делаем на самом деле, когда вступаем в брак. Кого мы должны выбрать для брака. Это очень важная вещь, друзья. Очень важная особенность. Возлюбленные друзья. Семья составляет институт, подобно Всемирному Дому Справедливости, поскольку члены Всемирного Дома Справедливости встречаются регулярно не ради тех, кто является частью института. Всемирный Дом Справедливости проводит свои Собрания для всех тех, кто находится вне этого института. Что это значит для брака? Это значит, что вы вступаете в брак не ради себя и своего партнера, брак является браком бахаи и семья является семьей бахаи только тогда, если цель такой семьи -- укреплять и продвигать благополучие и интересы и развитие всех людей, которые находятся вне этого института. Мы не верим в концепцию эксклюзивности в отношениях бахаи, в любовных отношениях мужчины и женщины.

Мы верим в концепцию того, что мужчина и женщина создают институт подобно Национальному Духовному Собранию, который проводит свои встречи ради всех тех, которые не состоят в этом институте. Таким образом, вступление в брак -- это не самоцель, но посредством заключения брака ты возлагаешь на себя обязательства распространять и увеличивать благополучие, интересы и общее благо всех тех, кто не состоит в этом институте. Это нечто уникальное в этике Бахауллы, что это значит? Что эти решения и цели семьи всегда будут заключены в рамки коллективных интересов. Должны всегда быть ориентированы навстречу интересам других людей в обществе.

А сейчас, возлюбленные друзья, мы подошли ближе вот к какому моменту. Мы углубимся в эту тему еще больше, если поговорим о брачной клятве Его Святости Бахауллы. Но прежде всего нам нужно помнить вот о чем -- конечно, есть близость, которая существует только лишь между мужем и женой, подобно тому, как существует особое доверие между членами института, например, Всемирного Дома Справедливости. Они совещаются друг с другом и никакое другое мнение не должно вмешиваться в эту консультацию. Но всё ещё эта интимность, которая очерчивает границы института…

Институты никогда не предназначаются сами для себя. Они всегда должны учитывать интересы твоих соседей, членов расширенной семьи, всех, кто ни встретится вам как супружеской паре на вашем пути. Бахаулла делает это долгом каждого человека, вступающего в брак. Это очень уникальный аспект. Поскольку мы верим в современном обществе, в социологии любви, вы видите одну особенность любви -- что это всегда исключающие отношения. В том смысле, в котором она понимается в старом мировом порядке, эта эксклюзивность не существует в контексте учения бахаи, где брак, семья понимаются как важная часть и ядро широкого общества и мирового порядка Бахауллы. Даже как первый институт Его мирового порядка.

Сейчас, возлюбленные друзья. Кого должны мы выбирать как спутника жизни? Абдул-Баха дает нам очень ясное руководство, какова должна быть мера, стандарт того, кого стоит узнать получше. Он сказал -- выбирай, идеально выражаясь, того, кто вдохновляет тебя на то, чтобы получить свою долю Божественного.

Почему? Потому что такова твоя судьба. Это то, почему ты был создан. Конечно, друзья, это очень важно, когда Шоги Эффенди говорит об этой концепции компромиссов, ты можешь найти такого партнера только если у тебя уже есть такое же мировоззрение. Если это не так, конечно, ты не сможешь найти того, у которого это так.

Вот о чем Бахаулла пишет в «Сокровенных словах», что подобное притягивает подобное. («Ибо подобное тянется к подобному и находит радость в общении с родственным»). Вы знаете это, да? Это «Сокровенные Слова» с персидского номер 10. Предельно ясно, что если кто-то не горит Делом Бахауллы, он не найдет того, кто горит Делом Бахауллы. Это естественная вещь, которую нам нужно понимать. Мы не можем ожидать, что кто-то будет таким, если мы сами не такие. В этом смысле разные мерки, разные уровни сознания, разное понимание, в соответствии со всем этим Абдул-Баха давал разное руководство относительно брака и семейной жизни.

Конечно, он не ожидал, что семьи тех, кто уже вступил брак до того, как ознакомился с Откровением Бахауллы, изменятся в мгновение ока, Он давал им руководство в соответствии с тем, что они хотели услышать для того, чтобы приблизиться к следующему шагу в развитии семьи. Есть разные уровни. Но если мы говорим об общем руководстве Абдул-Баха для бахаи, вступающих в брак бахаи, то вот что Он говорит. Если вы познакомились с кем-то, то вам нужно очень хорошо узнать друг друга. Но не сказал сколько -- потому что иногда спрашивают -- сколько часов, дней, лет. Это не привязано к времени и пространству. Можно даже за одну беседу понять…

Действительно, друзья. За одну беседу, две, десять, понять, что кто-то разделяет действительно те же взгляды, находится в том же измерении, где и ты, стараясь получить свою долю божественного, если мы честны, друзья, то понимаем, что посредством точных вопросов, тем, о которых вы совещаетесь, можно это понять. Это и означает -- хорошо узнать друг друга. Это не означает -- в определенном промежутке времени. Это означает -- ты должен задать верные вопросы или выбрать правильные темы, правильный объект беседы, чтобы реально понять сознание и образ мышления другого человека, в этом измерении духовности и цели жизни.

Реальная цель узнавания друг друга -- понять, действительно ли кто-то стремится обрести свою долю Божественного так же, как и ты, разделяет те же взгляды на жизнь, что и ты, видишь ли ты этот потенциал или его нет. Иногда, друзья -- лишь одно замечание, чтобы не было недопонимания, в скобочках я это говорю, -- иногда друзья говорят -- но это звучит немного жестко, мы же не судим людей, Бог судит. Друзья.

Это очень глупый ответ на стандарт, данный нам Абдул-Баха. Почему? Потому что, когда ты голосуешь за тех, кто избирается в определенное Духовное Собрание, ты тоже не судишь его сознание и его внутреннее состояние, но ты должен рассудить и определиться со своим выбором посредством того, что видишь собственными глазами, и какова действительность, доступная тебе.

И поэтому очень важно -- и это то, о чем предостерегает нас Абдул-Баха, здесь не может быть компромиссов -- ты не можешь совершить суждение о человеке на основании будущего. Ты не можешь сказать, что в будущем он может стать или окажется, что он очень-очень духовный. То, что тебе нужно оценить -- это настоящий момент, а не будущее, друзья, ты не можешь врать себе, и, вы знаете, ни в одной теме мы не врем себе так, как в теме брака, ты не можешь сказать -- надеюсь в будущем мы будем ого, сейчас у нас есть плохие привычки, но в будущем будет иначе, почему? Потому что мы же хотим пожениться прямо сейчас! Вы не можете судить на основании будущего. Это несправедливо по отношению к себе и несправедливо по отношению к человеку -- судить его на основании ваших специфических ожиданий. Твоя мера - это сейчас, и то, о чем говорят Писания бахаи -- это настоящий момент. И если это не так -- отложите. Подождите еще. И еще. Будьте терпеливы. Но вступать в брак в таком случае не рекомендуется…

Брак бахаи -- это священный институт. Священный. Это не так, что мы позволили кому-то по ошибке войти в этот священный институт с надеждой, что он изменится в будущем. А твое суждение -- о настоящем. Мы не знаем, что случится в будущем. Вот почему Шоги Эффенди говорит -- каждый из нас ответственен только за одну жизнь, одну душу, за свою собственную, не за души других людей. В конце останется то, что мы сделали со своей душой. Тебе нужно пройти через испытания жизни самому. Твое духовное развитие зависит от тебя самого, не от кого-то еще. Оно не может быть делегировано кому-то, его источником не может быть кто-то другой. Конечно, в будущем может раскрыться мудрость того, чего мы не понимаем в настоящем, но когда мы решаем, подходит ли кто-то для брака, нам нужно рассудить о том, что мы имеем сейчас, не о том, что может случиться в будущем.

Итак, друзья. Я упомянул две вещи. Первое -- то, что кто-то должен сопровождать нас в нашем духовном развитии, в процессе получения нашей доли Божественного. Но потом мы сказали, что каждый из нас отвечает только за одну жизнь. Что это значит? Духовное Собрание города имеет обязанность, данную ему Учителем -- создавать духовную атмосферу, в которой каждый сможет наилучшим образом исполнять свои духовные обязанности. Духовное Собрание не может исполнять чьи-то духовные обязанности. Каждый должен сделать это сам. А Духовному Собранию нужно создать атмосферу, рамки. И то же самое в семье.

Партнеры не могут читать Обязательную молитву друг для друга. Или за детей. Но они должны создать в доме такую атмосферу, где каждый член семьи потенциально может получить наилучшим образом свою долю Божественного. Так Абдул-Баха описывает дом бахаи. Где каждый наиболее достойным образом исполняет свои духовные обязанности. И достоинство и духовные права каждого человека в плане его отношений с Богом уважаются и высоко ценятся. Возможно ли это в каждом доме? Очевидно, что нет, друзья. Это то, что нам необходимо помнить перед вступлением в брак. Это была мера узнавания друг друга. Для того, чтобы принять окончательное решение, Абдул-Баха дает три ключевых по важности критерия.

ПЕРВЫЙ. Ты должен выбрать того, кто служит источником объединяющей силы. Того, из чьей сущности исходит сила объединения. Того, кто может наводить мосты между незнакомцами. И, не дай Бог, не того, кто является источником конфликтов и разъединения. Твоим мужем или женой должен стать человек, обладающей силой объединять людей. Почему? Почему это такая важная особенность? Потому что нужно помнить о конечной цели Веры бахаи. Бахаулла принес Свое Откровение не просто, чтобы принести новое Откровение. Но ты, человек, цель Бахауллы. Откровение -- это инструмент. Это то, о чем Он говорит в «Лаух-и-Максуд» -- «Я создал всё для тебя и даже тебя самого ради тебя самого».

Итак, духовная цель -- это взять свою долю от Божественного. Стать тем, что ты понимаешь как Бога. Но какова социальная цель Веры бахаи в явленном мире? В мире творения? Конечно же, развитие цивилизации. Установление единства человечества, конечно же. Итак, если это цель Веры бахаи, и мы сказали, что слаженная жизнь -- это рассматривать всё в свете этой цели, неотделимо от этой цели, потому что ты всегда бахаи, в вопросе брака, хобби, искусства, всего, чем занимаешься, у тебя всегда есть эта твоя идентичность, а твоя идентичность -- это твоя цель быть слугой Бахауллы, тогда и семейная жизнь должна рассматриваться в свете этой конечной цели, которая есть ни что иное как единство человечества.

Если семья не может быть источником единства, если муж, жена не могут строить мосты между незнакомцами, обращать незнакомцев в друзей, а друзей -- в членов семьи, если человек не таков -- он может быть твоим другом, но не может быть твоим соратником в установлении священного института семьи. Сотрудник в этом священном институте -- это кто-то, кто соединяет сердца людей. Источник единства. Почему? Потому что бахаи женится не только чтобы жениться, потому что священный институт семьи, созданный Бахауллой, является частью Его мирового порядка, а Его мировой порядок -- это рамки единства человечества.

ВТОРОЙ пункт, который здесь важен, друзья, вторая концепция, упомянутая Абдул-Баха… Друзья, это очень очень важно. Да, это сложно, да, здесь много вызовов, но это очень мило и возвышенно, если мы сможем понять этот принцип. Абдул-Баха говорит, выбирай того партнера, который любит истину.

Это очень важно, друзья. У нас была беседа о концепции истины в Откровении Бахауллы, это очень важная тема, нам действительно стоит потратить несколько часов на углубление о том, что такое истина, что такое правда, что такое действительность и всякое такое, но чтобы сократить, достаточно сказать, что ваш партнер должен быть любителем истины, у него должна быть любовь к истине, интерес к истине. Если у человека этого нет -- опять же, такой человек может стать тебе замечательным другом, но не может стать твоим вечным спутником во всех мирах. Быть любителем истины -- это неотъемлемый, сущностный аспект здоровых отношений в семье бахаи.

Затем Абдул-Баха говорит, быть любителем истины, но затем объясняет, что такое истина. Он рассказывает об этом друзьям-бахаи. Знаете, были молодые друзья-персы, которые часто спрашивали Абдул-Баха о согласии в их решении пожениться, и одним из них Абдул-Баха сказал -- выбирай партнера, который любит Бахауллу больше, чем тебя.

Это истинная мера брака бахаи. И я очень извиняюсь, если вещи, которые вы услышали сегодня, стали вызовом для вас, я боялся, что некоторые вещи могут показаться жесткими и звучать как вызов… Но это та истина, с которой мы сталкиваемся в Писаниях. Не может быть компромисса в вопросах непревзойденности и совершенства. Абдул-Баха так и говорит -- выбирай партнера, который любит Бахауллу больше, чем он любит тебя. Это очень важно. Очень-очень важно. Почему? Потому что твой партнер -- не твой. Партнер -- слуга Бахауллы. Создание Бахауллы как Первичной Воли. Если партнер находится в руках Бахауллы, он ответственен перед Бахауллой, не перед тобой.

Поверьте мне, если есть это понимание -- семейная жизнь бахаи будет гармоничной. Всякий раз, когда мы следуем старым моделям и концепциям, того, что наш партнер -- наш, и есть особое разделение ролей, ролей в хозяйстве, это на самом деле противоречит этике бахаи, и семья бахаи -- это когда партнеры отвечают не друг перед другом, принадлежат не друг другу, но они -- равные члены института.

Посмотрите на Всемирный Дом Справедливости. Никто там не выше, чем остальные члены института. Ни у кого нет вето. Нет никого, кому есть что сказать больше, чем остальным. В консультации бахаи мы понимаем это так, что все равны, неважно, он или она много лет уже бахаи или декларировался недавно, неважно, сколько он или она знает, совещание -- это где каждый голос равен. Мы понимаем это в контексте институтов бахаи, но трудно это понять и спроецировать на нашу собственную жизнь и семью. Но это что-то очень важное.

Я приведу вам другой пример. Множество раз Абдул-Баха спрашивали -- если отношения, в которых я состою, это нездоровые и токсичные отношения, стоит ли мне терпеть и поддерживать их или прекратить эти отношения? Это очень интересно. Абдул-Баха никогда не говорил -- делай то или делай это. Разводитесь, не разводитесь. Конечно же, Вера бахаи -- это вера зрелости, наделения силой, разума. Каждый человек должен самостоятельно прийти к какому-то пониманию. И на другие вопросы Абдул-Баха отвечал так же. Да, Он давал ответ, но в итоге тебе самому нужно было прийти к верному заключению посредством собственного разума.

В «Ответах На Некоторые Вопросы», приводя толкование истории Адама и Евы, это на самом деле моя любимая часть «ОННВ», где Абдул-Баха говорит -- это лишь одно из объяснений этой истории, поразмыслите, возможно, вы придете к иному заключению. (“Таково одно из значений библейской истории об Адаме. Поразмыслите и вы отыщете другие”). Толкователь Священных Писаний делает толкование зависящим от ваших способностей! И то же самое с браком. Он не говорит -- разведись или -- не разводись. Он дает Джулии Томпсон, одной из служанок Божиих, целостные рамки для того, чтобы прийти к верному заключению. Он сказал -- всё в мире бытия склонно посвящать себя или приносить себя в жертву ради более высшего онтологического положения, более высшего состояния бытия.

Это не то, что ты можешь выбирать, это предопределено для тебя -- жертвовать собой, адаптируясь к более высокому уровню бытия. То, о чем писал Аристотель, и что существует в Писаниях бахаи -- царство минералов, растений, животных и так далее. Всё на свете стремится к высшей цели.

Затем Абдул-Баха говорит… Понимаете? Он говорит о браке, но приводит такие примеры. Глубоко философские. Он говорит -- человек тоже естественным образом стремится, но иначе, нежели другие создания в мире бытия, неодушевленные, не обладающие сознанием, человек -- сознательно ли, бессознательно, -- тоже стремиться жертвовать собой ради высшей действительности.

Мы посвящаем себя работе. Каждый человек посвящает себя работе! Каждый человек поклоняется чему-то. Хотите вы того или нет. Вы поклоняетесь своей работе, деньгам, своим увлечениям. Искусству, детям. Всё, кроме самого Бога, чему-то поклоняется.
Абдул-Баха говорит -- некоторые люди поклоняются другим людям. В партнерстве, в супружестве. Жена жертвует собой ради мужа. Он ведет себя плохо, а она говорит -- ну что ж, я должна терпеть это. Однажды он изменится. Может быть. Муж делает то же самое ради жены иногда.

Абдул-Баха говорит -- это неправильно. Вы не должны жертвовать собой друг ради друга. Верный канал для самопожертвования -- это ради Божественного. Высшего бытийного уровня по отношению к человеку. Ты не можешь жертвовать собой ради вещей этого мира, даже не ради своего партнера. Твой партнер предназначен, дабы быть тебе вторым крылом, чтобы воспарить выше в божественное царство, а не вызовом или испытанием, благодаря которому ты станешь лучшей версией себя. Видите?

Слишком большая зависимость от партнера рассматривается как нездоровая в Вере бахаи. Это не значит, не дай Бог, что ты не должен любить своего партнера всем своим существом и каждым атомом своей сущности. Но мы говорим о зависимости. Иногда к женщинам относятся плохо, но они не могут найти выход из этих нездоровых отношений. Понимаете? Вы не должны зависеть ни от чего, кроме Бахауллы. Говорит Абдул-Баха.

Молитесь о том, чтобы быть отрешенным от всего и привязанным к благоволению Наивозлюбленного. Понимаете, друзья? Это важный пункт. Очень очень важный.

То есть, Абдул-Баха говорит -- не надо жертвовать собой ради отношений, отношения должны быть средством для достижения высшей цели, которая заключается в том, чтобы помочь друг другу приближаться к Божественному. Каждый сам по себе, обладающий свободной волей, но будьте крыльями друг для друга. Как члены института. Сопровождайте друг друга. Как ведущий и соведущий на курсах Рухи, или там не знаю, что угодно. Я хочу сказать о том, как важно сопровождение в Вере бахаи. Наделение силой и сопровождение.

Другой пункт, после тех, которые я упомянул, после обладания силой единства и любовью к истине, сейчас ТРЕТИЙ пункт, который упоминает Абдул-Баха касательно выбора партнера. Придите к осознанию, уразумейте, что вы выбираете не партнера для себя, под себя, а отца или мать для своих детей.

Абдул-Баха говорит, выбирайте того, кто, как вам кажется, исключительной яркости и значимости образец для подражания для ваших детей. Вы не только выбираете партнера, -- да, вы делаете это, -- но определение партнера меняется в Вере бахаи. Вы должны выбрать героя, Вестника рассвета, твердого, как скала, как пример для будущих поколений. Чтобы положиться на него, чтобы приводить его в пример, и воспарить выше и выше в жизни. Ваш партнер должен быть исключительной моделью поведения для ваших будущих сына и дочери. Ты выбираешь не просто партнера, но и образец для подражания для ваших будущих детей.

Почему Абдул-Баха упоминает это? Абдул-Баха говорит это из-за того стиха в «Китаб-и-Акдас», где говорится, что… очень интересно, такова рекомендация в этой религии… Поскольку в религиях прошлого, в христианстве, брак считался чем-то низким, земным, связанным с плотью, с грехом, с материальным. А Бахаулла говорит, что это нечто священное, крайне рекомендованное, и сейчас -- очень важно, -- «Вступайте в брак, о люди, да произойдет от вас тот, кто помянет Меня среди слуг Моих». Здесь Бахаулла называет нам цель брака. А у брака есть цель. Это не просто так, что я хочу жениться, чтобы больше не быть одному, и поэтому я женюсь. Это величайшая ошибка!

Абдул-Баха говорит и об этом, очень любящим тоном, если кто-то чувствует себя одиноким и хочет жениться, то он будет одиноким и рядом со своим партнером. Это никогда не должно становиться причиной нашего решения о браке. Потому что я не хочу больше быть одиноким. Это очень важно понять, друзья. Вам нужно ежедневно работать над собой, потому что вы хотите стать совершенными и достичь благоволения Бахауллы. И для того момента, когда вы вступите в брак. Понимаете?

Вам нужно вот уже сейчас начинать процесс своего обожествления, одухотворения, и уже потом, как поддержка, приходит семья. Но это не так, что ты сам по себе -- ничто, а потом женишься и становишься чем-то. Если ты ничто без семьи, ты будешь точно так же никем и ничем в семье. И примером для твоих детей будет ничто… И у них будут большие проблемы и вызовы, если они есть у тебя, проблемы, которые ты не решил в детстве и юности. Друзья, мне жаль об этом говорить, но вы не можете возлагать это бремя на плечи следующих поколений. Это несправедливо, друзья. Нельзя думать, что, если у тебя будет семья и дети, твоя жизнь станет полной, ты уже должен жить полной жизнью, которая заключается в твоем стремлении к духовности, и в свое время появится семья. Очень важно.

Затем Бахаулла говорит, возвращаясь к «Китаб-и-Акдас», что такое семья? Он говорит -- у брака есть цель. А цель заключается в чем? В распространении духовных норм на следующие поколения. Мы пытаемся сказать, что это не обязательно твои родные дети, Шоги Эффенди об этом тоже писал, у этой концепции есть контекст. Прежде всего у брака есть цель способствовать интересам общества, прежде всего посредством воспитания следующего поколения лучшими людьми и столпами общества. То есть, это начинается с воспитания твоего ребенка. Естественным образом имеются в виду твои родные дети.

Но Шоги Эффенди четко заявляет -- если жена не может забеременеть, муж не должен с ней разводиться, как это было в старом понимании некоторых ветвей ислама и так далее. Поскольку, говорит Шоги Эффенди, ты все еще можешь исполнить эту цель брака без рождения твоих родных детей, это значит, то, о чем писал Бахаулла в «Лаух-и-Ишрагат», 7 Ишраг, а также в «Китаб-и-Акдас», Он писал, что, кто бы ни воспитывал чьего-то ребенка, это все равно как если бы он воспитывал Моего ребенка, одного из Агсан. Награда за воспитание ребенка другого человека такая же самая, как если бы ты заботился об Абдул-Баха, Мирзе Михди, это Бахаулла говорит. Он говорит -- «Тот, кто воспитывает сына своего или сына других, как бы воспитывает Моего сына». Это «Китаб-и-Акдас».

Участвуйте как семейная пара в подростковой программе, если у вас нет детей. Или уделяйте внимание соседскому ребенку. В общине бахаи реально заботиться о чьем-то ребенке высоко ценится в глазах Бога. 

Прежде всего, у брака есть цель, которая заключается в продвижении интересов следующих поколений. Поскольку будущие поколения -- суть этого мира, можно было бы сказать продвигать благополучие всего мира, но выражение “будущее поколение” делает эти слова более доступными для понимания, описывает более точно, что мы делаем, а мы пытаемся воспитывать человечество, а воспитание человечества означает передачу нравственных приоритетов и ценностей новым поколениям, потому что, как объясняет Абдул-Баха в «Секрете божественной цивилизации», цивилизация -- это внешнее выражение культуры, культура -- это душа общества, и культура сама по себе определяется Абдул-Баха как сумма приоритетных нравственных ценностей. Это то, чем должна заниматься семья. Со своими детьми или, если у них детей нет, им нужно вовлечься в процесс передачи нравственных ценностей следующим поколениям. Сейчас.

Какова цель образования? Потому что, вы можете сказать, окей, партнер, которого я выбрал, умеет очень высокопарно говорить об образовании, говорит, что обожает детей и говорит, что дети должны быть хорошо воспитаны и хорошо образованы. Но Бахаулла говорит не о каком-то случайном образовании. Он определяет цель образованию. Он не говорит просто -- воспитывайте детей. То есть. У брака есть цель -- воспитание детей. Потом Он продолжает и называет цель воспитания. Воспитание -- это не нечто абстрактное, у него есть цель. А цель -- чтобы это дитя стало слугой, проповедником Дела Бахауллы. Потому что Бахаулла ясно заявляет -- того, кто помянет Меня среди слуг Моих. Тот, кого ты воспитываешь… Это четкое направление этому образованию. Это не так, что, мол, твой партнер не бахаи, ты бахаи, и вы говорите -- давай придем к чему-то среднему. Дадим ему какие-то этические концепции, случайно выбранные. Нет.

У воспитания есть рамки в Вере бахаи. Она говорит -- если ты не помогаешь своему ребенку понять Дело Бахауллы, это несправедливо по отношению к нему. Это несправедливо, если твой брак лишает твоего ребенка его цели жизни, которая заключается в признании Бахауллы. Друзья, вы не выбираете партнера для себя, это не просто твой случайный выбор, он всегда направлен в сторону будущих поколений. Друзья, это важно. Цель воспитания -- воспитать того, кто станет слугой Дела Бахауллы.

Друзья, у нас осталось что-то около 25-30 минут. Чтобы нам подойти к брачному стиху, давайте обратимся к нему, это, на самом деле, самая важная часть этой беседы. Но перед тем, как это сделать, одно предложение, лишь одно предложение, друзья. Для наших концептуальных рамок.

Я говорил об этом и вот говорю опять. Подготовка к браку -- это не когда вы с кем-то знакомитесь. Вы с кем-то познакомились -- и вот вы вдруг, внезапно, -- мы знаем, каковы молодые люди порой, -- заказываете все книги о браке, компиляции, цитаты, опыт других людей из издательства бахаи, чтобы подготовиться к браку. Друзья, это абсолютно неправильно. Это абсолютно неправильно и абсолютно оторвано от той слаженной жизни, которой желает для вас Бахаулла. Твоя подготовка к браку -- это не так, что ты знакомишься с кем-то, с кем-то интенсивно встречаешься в кавычках, и вот ты принимаешь решение жениться и внезапно, чтобы утвердиться в этом решении, ты заказываешь эти книги и компиляции. Это не подготовка к браку, друзья. Я вынужден это говорить, исходя из опыта моего окружения, моей общины. Очень важно понять этот момент.

Подготовка к браку начинается задолго до того, как у тебя появилась мысль о браке. Подготовка к браку -- это когда ты каждый день стараешься жить полной жизнью бахаи. Каждый день своей жизни ты стараешься проживать как преданный слуга Бахауллы, читаешь Писания утром и вечером, молишься ежедневно, говорить свои 95 «Алла-у-Абха», постишься, пытаешься быть хорошим человеком, служишь Делу -- и это не только подготовка к браку, это подготовка к тому, чтобы быть хорошим родителем, хорошим соседом, хорошим сыном или дочерью своим родителям, чтобы быть хорошим кем угодно! Вот то, что мы называем слаженной жизнью.

Подготовка к браку -- это не когда ты кого-то встретил, влюбился и начинаешь очумело читать днем и ночью цитаты о браке. Твоя подготовка к браку начинается задолго до того, как у тебя появляется идея о браке. Посредством того, что ты каждый день стараешься  стать лучшей версией себя. Почему? Потому, что хочешь достичь благоволения Бахауллы.

Это на самом деле подготовка -- стараться каждый день жить согласно принципам Бахауллы. Этическим принципам, Его законам и заповедям. Жить полной жизнью бахаи. Это не только о теме брака. Как я уже сказал, брак нужно рассматривать наравне со всем прочим -- жизнь после смерти, обучение Вере, служение, процесс института, чтение «Китаб-и-Иган» -- всё это истолковывается с одной и той же точки зрения, которая есть ни что иное как то, что Он явил Свое Откровение, дабы человек стал лучшей версией себя. Достичь Божественности, взять от Божественности. От того, что потенциально сокрыто в нем.

Подходя к стиху «Мы будем все, воистину, следовать Воле Бога». Прежде всего, этот стих, явленный в оригинале на арабском, в «Китаб-и-Акдас», являющийся краеугольным камнем вступления в брак, переведен на английский язык Шоги Эффенди с маленьким отличием от оригинального арабского. Но Шоги Эффенди, как не просто переводчик, но полноправный толкователь Писаний перевел его как «Мы будем все, воистину, следовать Воле Бога».

Друзья, не удивляйтесь, если я вам скажу (к сожалению, у нас не так много времени), что в этом стихе заключено всё Откровение бахаи. Бахаулла Сам говорит об этом, в «Брачной Скрижали», которая пока доступна только на арабском, Он пишет -- всё в этом Откровении суммировано этим стихом. Почему? Сейчас слушайте внимательно, друзья. Нам нужно разделить этот стих на различные аспекты. На сколько хватит времени. Прежде всего, Шоги Эффенди добавляет сюда концепцию «Воистину». Мы поговорим о «воистину», о «мы все», о «Воле Бога» и о «следовать».

«Воистину» очевидно означает, что ты должен быть абсолютно искренним и честным по отношению к себе и своему партнеру и тот, кто произносит этот стих, не относится к этому как к формальности, он просто хочет иметь жену-бахаи, и просто соблюсти церемонию, чтобы угодить жене-бахаи и ее семье, и такой -- окей, я не верю в Бога, в Бахауллу и в это всё, я просто скажу этот стих, если это необходимо для брака.

Этот стих -- священный стих, друзья. Тому, кто не верит всем сердцем в слова, которые произносит, не стоит связывать себя этими священными узами, этим священным заветом брака. Потому что, если ты знаешь, что твой супруг произносит эти слова, не веря в них, на кого ты собираешься положиться? На своих друзей? Общину? Родителей? Чтобы оправдать данное ими согласие, показать им -- смотрите, он произносит этот стих, всё как вы хотели? Вы находитесь в присутствии Бога и в Его присутствии заключаете этот священный завет. Если кто-то из вас не верит в этот стих, что вы вообще тут делаете?

Друзья, нам должно быть действительно стыдно, если мы стоим в присутствии Бахауллы, произнося этот стих, и я и мой партнер не верим всем сердцем, изо всех своих сил, в этот стих, который произносим. Это из «Китаб-и-Акдас». Мы не произносим просто какие-то случайные слова, не дай Бог. Шоги Эффенди очень ясно пробует это передать, добавляя слово «воистину» к переводу. Это значит, что ты должен быть абсолютно искренен касательно того, что ты делаешь в этот момент. Ты не можешь сделать это просто как один из пунктов -- ну хорошо, так, мы хотим пожениться, и вот, кстати, нам нужно согласие родителей раз, и произнести этот стих два, и мы женаты.

Это не то, к чему ты заранее готовишься со своим партнером, это не просто стих, который ты произносишь, чтобы вступить в брак, Бахаулла явил этот стих, чтобы испытать тебя и твоего партнера, хочет ли он все еще жениться, воистину? А мы говорим это просто так, как ритуал, как формальность. Это не формальность, это мера, стандарт. Прежде всего – «воистину». Это очень важно, об этом нужно помнить, нужно быть искренним с собой.

Затем -- «мы все». Почему «мы все»? Знаете, в арабской грамматике вы можете приписать действие одному лицу, неисчислимому множеству людей, знаете, да, множественное число, как в каждом языке, но в арабском можно также что-то выразить относительно пары, двоих людей или вещей. Можно легко передать посредством инструмента языка, что в концепции подразумеваются два человека. И Бахаулла иногда использует это, когда говорит, к примеру, о преемниках. При помощи этого специфического окончания Он говорит, что будет два преемника. Но -- это очень интересно! -- в этом арабском стихе «Мы будем все, воистину, следовать Воле Бога» Бахаулла не использует эту грамматическую конструкцию, которая указывает, что имеются в виду два человека. Он использует слово “;;;;”, означающее неопределенное число людей. Бесчисленное множество.

Почему Бахаулла в этой ситуации интимности, когда есть муж и жена и любят друг друга, они вступают в брак друг с другом, два человека, два, почему Бахаулла использует слово ;;;;? Если вы этого не понимаете, вы никогда не поймете важности брака в этике бахаи. Бахаулла использует ;;;; лишь в трех случаях. В молитве за младенца, молитве за усопших и единственная иная молитва, где оно используется, это брачный стих. Почему Бахаулла использует форму ;;;;? Почему? «Мы все». Не просто «ты и я», муж и жена, а «мы все».

Это возвращает нас к тому, что я сказал об институте. Это момент, когда ты свидетельствуешь перед своим партнером, что цель твоей жизни -- продвигать благополучие бесчисленного числа людей, которые встретятся вам, как семье, на пути. Это включает расширенную семью мужа и жены, еще не родившихся детей, но о чем ты свидетельствуешь? Ты свидетельствуешь, что я и ты, жена, мы обещаем Богу, что мы используем свою жизнь ради того, чтобы другие смогли приблизиться к следованию Воле Бога. Мы становимся средством для того, чтобы и другие следовали Воле Бога. Там говорится «Мы будем все следовать Воле Бога». Ты и твоя жена стараетесь стать средством, инструментом для того, чтобы другие люди, которым не ведомо о Создателе и о Явителе для нашей эпохи, следовали Воле Бога. Вы пытаетесь стать средством для этой цели. Это созидательный аспект вашего брака и семейной жизни. Ты выбираешь партнера, который пытается вместе с тобой позволить другим следовать Воле Бога. Потому что вы пытаетесь убедить их, вести их, сопровождать их, чтобы достичь этой конечной цели жизни. Вот почему «мы все».

Это «мы все» включает детей, расширенную семью, соседей, где бы ты ни жил и кто бы ни встретился вам, как институту, на пути. Это как если кто-то приходит в Духовное Собрание. Никто не оставлен без внимания. Вы как Собрание всегда совещаетесь о благоденствии всех, кому служит Духовное Собрание. Все кто вступает во взаимодействие с этой супружеской парой, обладает правом получить выгоду от этой любви двух людей. Я и моя жена -- не только друг для друга. Другие люди обладают данным им Бахауллой правом вкусить от плодов нашей любви. Другие люди должны видеть преимущество для себя в любви этих двух людей.

Вот почему в Вере Бахаи брак -- это институт. Это не нечто исключительное. Другие должны обрести что-то от тебя, когда ты женишься на ком-то еще. Это же революционно, друзья. Другие люди? Что? Они должны получить что-то от моей любви к кому-то другому? Да. Поскольку это -- дух этики Бахауллы во всех сферах Его законов, коллективные интересы превосходят индивидуальные, индивидуум достигает зрелости, делая что-то ради коллективного. Ради других.

Вот почему Абдул-Баха объясняет служение. У нас есть так много разных определений служения. Но реальное определение служения согласно Абдул-Баха следующее. Служение -- это когда ты служишь причиной чьего-то интеллектуального, физического, нравственного роста. Это служение. В какой бы форме оно ни выражалось.

Сейчас возвращаемся к брачному стиху. Мы поговорили о «воистину», о «мы все», теперь о «Воле Бога». «Воля Бога» -- это не что-то случайное, о чем ты говоришь, о, мы чувствуем, эзотерически выражаясь, Волю Бога. Воля Бога, как Бахаулла четко заявляет в первом абзаце «Китаб-и-Акдас», Воля Бога это Богоявление. Это не какая-то случайная Воля Бога, если вы говорите «мы будем все, воистину, следовать Воле Бога», это означает, я и ты, я и мой партнер, мы не забываем, что это наш контракт, наш божественный завет с Бахауллой, что Он дает нам согласие на наш брак и описывает наш брак как божественный институт, только если мы стараемся следовать Его законам, если мы следуем Его Воле, Его Воля -- это Воля Бога, Его Воля выражается в форме законов, если мы живем согласно этим законам, принципам и нормам, это следование. Это о слове «следовать» в этой клятве.
Следовать -- значит жить в соответствии с законами, создавать в доме атмосферу, в которой каждый имеет привилегию жить в соответствии со своими духовными обязанностями, а Воля Бога -- очевидно, что это Богоявление. Видите?

Внезапно этот стих перестает быть абстрактным, это мера, стандарт, помогающий нам, руководящий нами. Особенно в это неспокойное время, когда мы «сумрачное поколение», как нас назвал Шоги Эффенди. Так сильно влияние общественного мнения, присущего этому старому мировому порядку, с его стандартами, в то время как у нас есть свой стандарт. Этот стих должен быть нашим руководством.

Мне действительно хотелось поговорить об этом больше, об интимности, о концепции института, но я хочу, чтобы у нас было хотя бы 10 минут для финального пункта нашей беседы, и это о концепции семьи. Мы поговорили о браке, сейчас о том, что такое семья. Но перед этим лишь одна вещь.

Шоги Эффенди писал любовные письма Марте Рут. Их можно прочитать в «Бесценной жемчужине». Он реально любил ее и восхищался ею, в духовном смысле. Это очень важно. Что это показывает нам? Любовь -- это не то, что ограничено и избирательно. Любовь -- это Божественный атрибут, который ты должен выражать по отношению ко всем людям. Ко всем женщинам в твоей общине, всем мужчинам в твоей общине, неважно, какого ты сам пола. Это ограничивается, конечно, концепцией целомудрия, да, конечно, иногда бессознательно появляются какие-то мысли, желания, которые реально могут стать испытанием для истинной дружбы. Но любовь к другим женщинам, если ты женат или к другим мужчинам, если ты замужем, это не то, что является чем-то этически неправильным.

Любовь -- это Божественный атрибут, который должен выражаться всюду в твоей жизни, то, что должно беспрестанно лучиться из тебя. Шоги Эффенди искренне любил так многих служанок Божиих за их служение, за их духовность. Любовь, про которую мы иногда думаем, что это избирательная вещь, присущая только членам института семьи, конечно, в семье есть другие аспекты любви, другие способы выражения этой любви и там существует понятие близости, хранимое священной концепцией целомудрия. Но любовь как универсальный Божественный атрибут должна выражаться по отношению ко всем людям вокруг тебя, старше, моложе, ко всем людям мира. Любовь к твоему спутнику в институте семьи -- особая, более глубокая форма этой самой любви. И выполняет особую функцию, которая исключительна. И это то, где ты говоришь -- да, это институт, этот институт служит благоденствию других, но есть та граница интимности, которую другие люди должны уважать. Это очень важно, друзья. У нас есть долг уважать границы и пределы священного института семьи.

Никто не должен вмешиваться в отношения мужа и жены с целью создания проблем, не дай Бог. Это все равно как если бы кто-то пытался вмешаться в дела Всемирного Дома Справедливости как 10-й человек. Или в Местное Духовное Собрание. Какова обязанность тех, кто не являются членами этого института и тех, кому служит эта пара? Их долг по отношению к новобрачным, к молодой паре -- поддерживать их.

Местное Духовное Собрание, говорил Абдул-Баха, не просто подписывает свидетельство о браке, мол, хорошо, вот они женаты, и отправляет свидетельство в Национальное Духовное Собрание, нет, его долг -- сопровождать этот брак, так же, как и долг остальных членов общины. Дети такой пары -- не просто их дети, они -- сокровище этой общины в целом. Супружеская пара имеет особые функции -- функции родителей. Но другие члены общины, все мы должны поддерживать этот институт.

Я не часть этого института, я холостяк, к примеру, но все еще я должен общаться с супружескими парами и делать все возможное, чтобы уменьшить бремя их новых обязанностей. Да, есть четкие границы интимности, но все еще дружба между людьми любого пола и семейного положения -- это нормально в этике веры бахаи.

Мы не верим, что вот, кто-то заключил помолвку или женился и поэтому ему теперь нужно разорвать все связи с друзьями. Мы не верим в это, как мы порой наблюдаем такое в обществе. Нам реально нужно понять, что институт нужно уважать, и каждый член этого института имеет право на уважение со стороны другого члена института. Видите?

К примеру, я упомянул пример Шоги Эффенди, для чего? Конечно, Шоги Эффенди был связан с Рухийе ханум особыми узами близости, но Рухийе ханум в «Бесценной жемчужине» никогда, не дай Бог, не дай Бог, не дай Бог, не писала, что испытывала странные чувства, когда Шоги Эффенди восхищался другими женщинами в общине. Понимаете?

Абдул-Баха и Мунире ханум. Мунире ханум сама это так объясняла, цитируя традицию о том, что, если бы океан обратился в чернила, а все сущее - в перья, их было бы недостаточно, чтобы описать то, с какой любовью Абдул-Баха относился к ней, и насколько особенной она была для Него. Но она подчеркивала, что, когда бы они ни были вместе в компании других людей, Абдул-Баха никогда не выделял ее из толпы, не показывал исключительность этого отношения. Это очень интересно, друзья. Это показывает зрелость отношений в супружеской паре и их обязанностей по отношению друг к другу и к обществу.

Итак, последняя вещь -- семейная жизнь. Последние 6-7 минут, которые у нас есть. Я вот что хочу упомянуть кратко. Потому что это кажется мне очень важным. И подходящим для того, чтобы закончить нашу сессию. Упомянуть этику семейных отношений, не только брака. Что такое семейная жизнь?

Бахаулла объясняет, насчет семейной жизни, сейчас слушайте внимательно, друзья! Семья -- это зеркало истины. Почему семья -- это зеркало истины? Бахаулла объясняет -- только в семье как в зеркале ты видишь, кто ты на самом деле. Если ты врешь в семье -- ты лжец. Даже если на Празднике 19 дня ты весь такой милый, лучшая версия себя, на работе, когда навещаешь друзей и так далее. Общество видит лишь фрагмент тебя. Очень легко быть лучшей версией себя только когда ты среди людей, в определенный промежуток времени.

В своей семье ты показываешь, кто ты на самом деле. Если ты нетерпелив в семье -- ты нетерпеливый человек. Если ты эгоистичен в своей семье -- то ты в целом эгоистичен. Неважно, насколько бескорыстен ты в общине. Если ты эгоистичен в своей семье -- поверь мне, ты эгоист. И тебе реально нужно преодолеть эту привычку.

Семья -- это зеркало истины, говорит Бахаулла, поскольку ты видишь, кто ты есть на самом деле. Это пространство, ограниченное людьми, которые любят тебя безусловно, они знают о твоих слабостях, они помнят, каким ты был до твоего духовного преображения. Но сейчас суть вот в чем.

Семья -- это пространство для работы над собой. Что это значит? Видя свои слабости в рамках семьи, у тебя есть пространство для сознательной работы над своими слабостями, чтобы достичь своего духовного предназначения, с которого я начал свою беседу, взять свою долю от Божественного. Какое отношение имеет семья к тому, чтобы ты получил свою долю Божественного?

Конечно же, это не означает, что ваши бытийные уровни сравняются и ты будешь на том же уровне, что и Бог. Когда мы говорим о Боге, мы познаем Бога благодаря Его атрибутам. Сумма этих атрибутов -- это совершенство. Когда эти атрибуты находят выражение в твоей повседневной жизни -- это означает, что ты достигаешь того, что ты называешь Богом.

Бахаулла в первой главе «Крупиц» говорит – «Всякая обязанность, определенная Тобой для слуг Твоих, что велит им без конца превозносить величие Твое и славу, есть лишь знамение Твоей милости к ним, дабы обрели они положение, подобающее их внутренней сути, положение, в коем познают они самих себя». Всякий раз, когда ты говоришь о Боге -- это не Бог. Это даже не Бахаулла, потому что Бахаулла -- это источник, из которого эта концепция исходит. Какими бы атрибутами ты ни наделял Бога -- в реальности это ни что иное как твой собственный Божественный потенциал. Твой Божественный потенциал. В семье, к примеру, как ты развиваешь эти качества? Посредством служения. Это возможно только через служение.

Шоги Эффенди говорит -- «Чем больше мы ищем самих себя, тем меньше вероятность, что мы себя обретём; но чем больше мы ищем Бога и служим нашим собратьям, тем лучше мы постигаем самих себя и тем крепче наша внутренняя уверенность». Это причина того, почему служение -- это поклонение. А аскетизм, отшельничество, все эти вещи отвергаются в вере бахаи. Почему?

Сам по себе ты не сможешь развивать эти качества. Это просто закон мира бытия, что сами по себе эти качества не могут проявиться вне взаимодействия с другими людьми. Ты не узнаешь меры своего терпения, пока твое терпение не испытано в твоем взаимодействии с другими. Ты не узнаешь, насколько ты любящий, заботливый, прощающий до тех пор, пока это не отразится во взаимодействии с другими. Служение таким образом помогает развиваться. Это само по себе огромная тема.

Возвращаясь к теме семьи. В семье ты сталкиваешься со своими слабостями. Ты видишь, сколько у тебя этих качеств. Потому что ты не можешь 24 часа в сутки симулировать. Ты не можешь притворяться со своей женой, с детьми, прятать свою истинную сущность. Ты видишь, кто ты есть, хочешь ты того или нет. Ты не можешь отвести взгляд от этого зеркала. В этом смысле семья -- это зеркало истины.

Если ты видишь, кто ты есть, то сознательно пытайся изменить свои привычки и стать лучшей версией себя. В этом смысле семья -- это зеркало истины и платформа для твоего развития, и вот почему Бахаулла настоятельно рекомендовал создание семьи, сделал закон о браке частью Своего Откровения, потому что благодаря семье ты можешь достичь стольких многих целей, упомянутых сегодня. 5-6-7-8 мистических и практических целей. И последняя вещь, друзья.

Шоги Эффенди объясняет. Ты можешь исполнить цель своей жизни и не вступая в брак. Что это значит? Если можешь -- женись. Не говори -- я ухожу в монастырь или хочу жить только для себя, меня раздражают другие люди, это неправильная причина для того, чтобы не жениться. Но ты можешь выполнить цель своей жизни и не вступая в брак. И это опять говорит нам о том, что семья -- это институт, это функциональное пространство, в котором ты получишь поддержку или найдешь наилучшую возможность работать над собой, работать в обществе, становиться лучшей версией себя, и служить интересам общества посредством воспитания детей, выступая моделью для подражания для других семей, других пар и так далее.

Это то же самое что и -- конечно, если кто-то может служить в Собрании, он должен служить и не отказываться, если его выбрали или назначили. Но если он не в Собрании -- он все еще исполняет свое жизненное предназначение, предназначение  означает что Совершенство создало тебя, как несовершенство, чтобы ты стал совершенен. Эффективное средство для этого -- семья. По причинам, которые я сегодня упомянул.

Причины, по которым Бахаулла придает этому такое значение и возвеличивает до уровня закона. Но мы не должны думать, что если нам не посчастливилось встретить того, кто соответствует этим критериям, мы должны просто жениться на ком-то случайном, потому что брак с кем-то случайным будет лучше, чем жить одному. Друзья, не делайте таких неверных выводов, потому что это не соответствует этике бахаи. Да, есть определенные стандарты для брака, и если в вашем окружении не нашлось никого подходящего, это не означает, что ты должен разрушить свою жизнь и жизнь своих будущих детей посредством совершения неверного решения, просто чтобы тоже жениться. Шоги Эффенди ясно об этом заявляет.

И последняя вещь, друзья, мы не верим как бахаи в концепцию вторых половинок. Мы не верим, что есть лишь один человек, который был предназначен тебе судьбой, и если ты его не встретил или что-то перепутал, то упустил свой единственный шанс жениться.

Абдул-Баха говорит -- живите со своим партнером, словно он и есть ваша вторая половинка, словно вы были созданы друг для друга. Станьте вторыми половинками. Но мы не верим во вторые половинки и в иррациональную любовь. Концепции, упомянутые сегодня, очень логичные и разумные.

Абдул-Баха говорит о цели брака -- вы должны служить благополучию других людей двумя способами. ПЕРВЫЙ -- воспитание детей, которые будут слугами Дела Бахауллы и распространителями единства и мира во всем мире. ВТОРОЙ -- как вы можете без детей или до появления детей или когда дети уже выросли -- как вы можете все еще активно служить обществу помимо участия в видах деятельности? Абдул-Баха говорит -- живите так, чтобы другие пары брали с вас пример.

Спасибо большое, друзья, я действительно рад быть с вами, и с нетерпением жду новых встреч. Спасибо большое друзьям за терпение, за вашу любовь, спасибо.


Рецензии