2009. ТВ. Закрытый показ

Закрытый показ Александра Гордона

  Меня побудило взяться за перо состоявшееся в пятницу 11 мая обсуждение фильма Ивана Вырыпаева «Эйфория». Уровень дискуссии, мягко говоря, не порадовал, а иногда вызывал возмущение. Оценки вроде «зацепил», «не зацепил» уместны дома, в кругу друзей, а не на первом канале телевидения, вещающего на всю страну. В своем большинстве выступающие высказывали свои мнения, не опираясь на материал фильма, не затрудняя себя хоть каким-нибудь анализом увиденного. У меня большая претензия к организаторам просмотра. В передаче не хватает профессиональных критиков и независимых экспертов. Без этого показ похож на самодеятельность неподобающую уровню первого канала. Но моя основная претензия к ведущему программы, глубокоуважаемому мною, Александру Гордону. Очевидно, надо иметь какие-то домашние заготовки, для того чтобы выводить обсуждение на должный уровень, провоцируя и заставляя присутствующих думать и рассуждать. Перед просмотром надо давать приглашенным установку на серьезный и уважительный подход к увиденному. Необходимо умело уравновешивать мнения, сдерживать страсти, быть «над схваткой.»
  А теперь по сути фильма и дискуссии. Изысканная, красивая картинка – не самоцель этого фильма, она работает на основную идею – многомерный, красивый мир, величественная природа противопоставлены одномерной, убогой жизни обитателей этого заброшенного села. Предъявлять претензии к незабываемым постановочным кадрам все равно что упрекать блестящих живописцев 18 века Рокотова, Левицкого , Боровиковского, в постановочности их портретов. Невнятный упрек обозревателя журнала «Афиша» в якобы эстетизации зла вообще неуместен, т.к. категории добра и зла не существуют в этом забытом богом месте. Мы видим не окультуренных людей, которыми правят «основные инстинкты» голод, секс, ревность, месть. Для мужа героини убийство собаки, коровы и человека стоят в одном ряду, именно потому, что ему неведомы христианские заповеди. Нет в фильме и патологии, о чем, брызгая слюной, кричал Дмитрий Быков. В реальной жизни собаки нередко кусают людей, убийства на бытовой почве, к сожалению, норма и на сегодняшний день. Здесь нет маньяков, как в фильме «Молчание ягнят» и «Каннибал», здесь обычные люди, что и делает этот фильм таким страшным и грустным. Нет в фильме и жестокости, вилка в руках обманутой жены появляется спонтанно и реализует темный инстинкт возмездия. Показ жизни примитивных людей не есть примитивность автора и эта подмена понятий характерна для нынешнего стиля Дмитрия Быкова. Ведущий, как хороший вратарь не должен пропускать удар по воротам, почему же А.Гордон пропустил мимо ушей ремарку Д.Быкова о не профессионализме режиссера и примитивности его фильма и это при том, что фильм замечен и отмечен призами не только в России, но и в Европе.

 Возвращаясь к фильму. По воле небес на героев обрушивается фатальная любовь-страсть. Они сами не понимают, что с ними происходит, не могут противостоять нахлынувшему чувству, которое не имеет в фильме вербального выражения. Это амок. Идея неизбежности, неотвратимости выражена художественными средствами, напряженным, одушевленным пейзажем, темпоритмом, прекрасной звуковой дорожкой. Поразительно, что актер и режиссер (!) Александр Гордон увидел в изобразительном ряде аналогию с документальными фильмами БиБиСи. В фильмах этого жанра плоская, бездушная природа, без какого-то ни было авторского отношения, а в фильме «Эйфория» вас пронизывают силовые линии того поля страсти, которое создано волей режиссера и искусством оператора. Энергетика фильма затягивает и завораживает. На этом фоне уж совсем обидным и неуместным показался вопрос ведущего, обращенный к исполнителям главных ролей «Так о чем фильм, о любви, о чуде или еще о чем-то». В постановке вопроса сквозило пренебрежение к съемочной группе и к тем зрителям, которым, в отличие от ведущего, фильм понравился. Спонтанность и быстрота реакции на сей раз подвели Александра Гордона. Показы такого рода требуют не меньшей подготовки и концентрации, чем знаменитая передача «Гордон.
 
  Не берусь судить о жанре картины, но не могу согласиться с утверждением Михаила Веллера о неореализме. Кинематограф Ивана Вырыпаева кажется мне поэтическим.
  Можно считывать разные смыслы этой картины. Герои – это Адам и Ева, познавшие радость и горечь греха, и агнцы, как справедливо сказал А. Проханов, идущие на заклание. Пронзительна сцена в доме, когда герои облачаются в белые одежды (саваны), с этого момента мы чувствуем, что они обречены и будут изгнаны не только из рая, но и из самой жизни. Для меня этот фильм странным образом сопрягается с фильмом Кар-Вая «Любовное настроение», та же трагичность, безысходность в отношениях, но на русский лад. В будущем хотелось бы более уважительного, вежливого отношения к авторам фильма, серьезного разбора, присутствия постоянных экспертов, профессионалов вроде Антона Долина.


Рецензии