Гамлет Коллаж. реж. р. Лепаж. 2014
Редкий случай: хочется немедленно посмотреть этот спектакль еще раз. В нем все непривычно: сценография: висящий в пространстве куб-трансформер, в котором происходит действие, единственный актер, который исполняет все роли, мультимедийные «примочки» которые выглядят органично и являются неотъемлемой частью действия, а не просто модным довеском, без которого не обходятся современные постановки, потрясающий свет и интересная звуковая палитра. Евгений Миронов проявляет чудеса виртуозности, меняет костюмы, обличья, балансирует буквально на грани пропасти, потому что одно неловкое движение и актер может упасть и разбиться. Этот спектакль требует от актера невероятной выдержки, концентрированности и внимания. Костюмы, парики меняются мгновенно, и мгновенно происходит внутренняя трансформация актера. Меняется и пластика и голос, иногда с помощью техники.
Это спектакль, который мог появиться только в 21 веке. В нем применены все современные технологии, которые дали возможность режиссеру воплотить самые невероятные идеи. Фантазия Лепажа безгранична.. ..
Монтаж аттракционов, введенный в оборот Эйзенштейном, здесь представлен со всей полнотой. Сменяются сцены, проекции, куб поворачивается разными гранями и плоскостями. Монолог «Быть или не быть» звучит в ванной комнате, где Гамлет берет в руки бритву и кровь, появившаяся на бритве, напоминает ему о кровной мести, которую он должен осуществить. Заканчивается монолог на вершине куба на фоне звездного неба, сцена поразительной красоты и поэтичности. И глобального одиночества.
Видео проекции, 3D, не являются самоцелью, а рождают смыслы. Звездное небо над головой Гамлета напоминает кантовский нравственный императив, неожиданные трансформации куба ассоциируются с «вывихнутостью» века, «распавшаяся связь времен» реализуется на наших глазах.
Это не традиционный психологический театр, это инновационный подход к старому, чтобы не сказать, избитому сюжету. И в этом новом подходе всё оправданно. Всё работает на авторский замысел. Не раздражает осовременивание происходящего, наоборот иронический подход только украшает спектакль. Полоний разговаривает с сыном по телефону. Потом он в плаще и шляпе заходит в помещение, где установлены камеры слежения, дающие возможность наблюдать за происходящем в замке; монолог Гамлета к Офелии звучит на фоне глазка камеры. Клавдий читает письмо Гамлета Офелии по проекции на стене, которую ему демонстрирует Полоний при помощи современного гаджета. Череп Йорика, к которому обращен монолог Гамлета, здесь оказывается рентгеновским снимком, который Гамлет рассматривает, как врач-рентгенолог ( А нашел он этот снимок в секретных файлах Полония). В спектакле есть оммаж фильму Козинцева. В своем кабинете Гамлет включает телевизор, и мы видим сцену мышеловки и слышим Гамлета-Смоктуновского.
Зрелище, которое нам представил канадский режиссер, завораживает. На зрителя обрушивается калейдоскоп непривычных впечатлений. Это какой-то «бог из машины» только с поправкой на время. Все метаморфозы настолько неожиданны, что не перестаешь удивляться его находкам.. Сумасшествие Офелии, ее смерть в воронке омута,видео проекции на стены куба, когда зритель может видеть мгновенное превращение Гамлета в Клавдия, а потом в Гертруду, сцена фехтования, путешествие по морю,всё это невозможно описать, это надо видеть.
Спектакль полностью оправдывает свое название. Это коллаж, каждая часть которого вызывает интерес и удивление. Может быть, форма немного довлеет над содержанием. Но современный зритель соскучился по лицедейству, зрелищности, волшебству.
В памяти всплывают разные сцены, но самая яркая для меня это Гамлет на фоне космоса, в светлом парике похожий на маленького принца, который , кстати, тоже был одинок на своей планете. Вселенная Гамлета пуста. Он умирает. И далее….тишина.
Май 2014
Свидетельство о публикации №223102600996