Гамлет Коллаж. реж. р. Лепаж. 2014

Гамлет Коллаж. Театра Наций. Режиссер Робер Лепаж.

  Редкий случай: хочется немедленно посмотреть этот спектакль еще раз. В нем  все  непривычно:  сценография:  висящий в пространстве  куб-трансформер,  в котором происходит действие,  единственный актер, который исполняет все роли, мультимедийные  «примочки» которые выглядят  органично и являются  неотъемлемой частью действия, а не просто модным довеском, без которого не  обходятся современные  постановки, потрясающий свет  и интересная  звуковая палитра. Евгений Миронов проявляет чудеса виртуозности, меняет костюмы, обличья, балансирует буквально на грани пропасти, потому что одно неловкое движение и актер может упасть и разбиться. Этот спектакль требует от актера невероятной выдержки, концентрированности и  внимания. Костюмы, парики меняются мгновенно, и мгновенно происходит внутренняя трансформация актера. Меняется и пластика и голос, иногда с помощью техники.

  Это спектакль, который  мог появиться только в 21 веке. В нем применены все современные технологии, которые дали возможность режиссеру воплотить самые  невероятные идеи. Фантазия Лепажа безгранична.. .. 

  Монтаж аттракционов,   введенный в оборот Эйзенштейном,  здесь представлен  со всей полнотой. Сменяются сцены, проекции, куб поворачивается разными гранями и плоскостями. Монолог «Быть или не быть» звучит в ванной комнате, где Гамлет берет в руки бритву и кровь, появившаяся  на бритве,  напоминает ему о кровной мести, которую он должен осуществить. Заканчивается монолог на вершине куба на фоне звездного неба, сцена поразительной красоты и поэтичности. И глобального  одиночества. 

  Видео проекции, 3D, не являются самоцелью, а рождают смыслы. Звездное небо над головой Гамлета напоминает  кантовский нравственный императив,   неожиданные трансформации куба ассоциируются с «вывихнутостью» века,  «распавшаяся связь времен»  реализуется на наших глазах.

  Это не традиционный психологический театр, это инновационный подход к старому, чтобы не сказать, избитому сюжету. И в этом новом подходе всё оправданно. Всё работает на авторский замысел. Не раздражает осовременивание происходящего, наоборот иронический подход только украшает спектакль.  Полоний разговаривает с сыном по телефону. Потом он в плаще и шляпе заходит в помещение, где установлены камеры слежения, дающие возможность наблюдать за  происходящем в замке; монолог Гамлета к Офелии звучит на фоне глазка камеры. Клавдий читает письмо  Гамлета  Офелии  по  проекции на  стене, которую ему демонстрирует  Полоний при помощи современного гаджета.  Череп Йорика, к которому обращен монолог Гамлета, здесь оказывается рентгеновским снимком, который Гамлет рассматривает, как врач-рентгенолог ( А нашел он этот снимок в секретных  файлах Полония). В спектакле есть оммаж фильму Козинцева. В своем кабинете Гамлет включает телевизор, и мы  видим сцену мышеловки и слышим Гамлета-Смоктуновского.

  Зрелище, которое нам представил канадский режиссер, завораживает. На зрителя обрушивается калейдоскоп  непривычных впечатлений. Это какой-то «бог из машины» только с поправкой на время.  Все метаморфозы  настолько неожиданны, что не перестаешь удивляться его находкам.. Сумасшествие Офелии,  ее смерть в воронке омута,видео проекции на стены куба, когда зритель может видеть мгновенное превращение  Гамлета в Клавдия, а потом в Гертруду, сцена фехтования, путешествие по морю,всё это невозможно описать, это надо видеть.
               
  Спектакль полностью оправдывает свое название. Это коллаж, каждая часть которого вызывает интерес и удивление. Может быть, форма немного довлеет над  содержанием. Но современный  зритель соскучился по лицедейству, зрелищности, волшебству.
  В памяти всплывают разные сцены, но самая яркая для меня это Гамлет на фоне космоса, в светлом парике похожий на маленького принца, который , кстати, тоже был одинок на своей планете. Вселенная Гамлета пуста. Он умирает. И далее….тишина.
Май 2014


Рецензии